Жалоба в фас: сроки подачи и рассмотрения по 44-фз и 223-фз

Время чтения: 4 минут(ы)

В настоящий момент на просторах интернета встречается огромное количество предложений юридических и консалтинговых фирм, оказывающих услуги по подаче жалобы в Федеральную антимонопольную службу. Стоимость подобного рода услуг начинается, как правило, от 3-5 тысяч рублей, поэтому в данной статье мы расскажем, как правильно составить жалобу в ФАС самостоятельно.

Жалоба в ФАС: сроки подачи и рассмотрения по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Что нужно знать о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-фз?

Официальные требования к жалобе представлены на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в разделе «Образцы документов». Найти документ с требованиями к подаваемым жалобам можно по ссылке http://fas.gov.ru/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-srokam-podachi-zhalob.html.

Требования к содержанию жалобы

Часть 8 статьи 105 Закона 44-ФЗ четко определяет все сведения, которые должны быть внесены в жалобу, а именно:

  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные лица, действия которого обжалуются (все необходимые сведения можно найти в информационной карте документации, протоколе или официальном извещении о закупке);
  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные лица, подавшего жалобу (к указанию контактных данных следует подходить особенно внимательно, так как даже отсутствие электронного адреса в данной графе может послужить формальным поводом для отклонения жалобы);
  • указание на закупку, включая номер извещения, наименование заказа, дату и место размещения;
  • указание на обжалуемые действия и веские доводы (жалоба должна содержать полный комплект документов, подтверждающих обоснованность предъявляемых претензий, а также быть скреплена печатью и подписана).

Часть 8 статья 18.1 Закона 135-ФЗ гласит, что в жалобе в отношении коммерческих торгов должны содержаться:

  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные лица, действия которого обжалуются;
  • наименование, место нахождения (для юрлиц) / ФИО, место жительства (для физлиц) и контактные данные заявителя;
  • указание на обжалуемую закупку ( если публикация сведений о ней является обязательной согласно действующему законодательству), официальный адрес сайта, на котором она размещена;
  • указание на обжалуемые действия и веские доводы;
  • перечень прилагаемой документации.

Какие документы прикладывать?

В обоих случаях к подаваемой жалобе необходимо приложить доверенность или другой подтверждающий полномочия документ, если жалоба подается не самим заявителем, а его представителем.

Также следует приложить все документы, перечисляемые в жалобе, в том числе копию заявки, выписки из протоколов и прочую документацию, имеющую отношение к проводимой закупке.

Порядок подачи: как подготовить и подать

Алгоритм составления и подачи жалобы в ФАС представляет собой последовательное выполнение семи шагов:

  1. определение предмета и целесообразности жалобы (следует четко определить, на какие действия или бездействие будет подаваться жалоба, и убедиться в их неправомерности и противоречии действующему законодательству);
  2. тщательное изучение законодательства в рамках 44-ФЗ (223-ФЗ);
  3. скачивание шаблона жалобы с официального сайта ФАС (найти образец можно в нижней части страницы, посвященной предъявляемым требованиям и срокам подачи);
  4. составление жалобы с учетом требований законодательства;
  5. определение подведомственности (подавать жалобу следует по месту нахождения Заказчика);
  6. выбор формы подачи жалобы (письменной с отправкой по почте или курьером или электронной, подписанной ЭЦП);
  7. подача жалобы в установленные законом сроки.

Сроки подачи

Сроки подачи жалобы в ФАС строго регламентированы на законодательном уровне. Согласно 44-ФЗ ситуация обстоит следующим образом:

  • обжалование противоправных действий или бездействия Заказчика, уполномоченного учреждения или органа, специализированного учреждения, комиссии по проведению закупок или ее членов, контрактного управляющего или должностного лица контрактной службы допускается в любой момент после публикации плана закупок в ЕИС, но не позднее десяти дней со дня размещения протокола рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в запросе котировок, конкурсе, протокола запроса предложений, а при определении поставщика закрытым способом – с момента утверждения соответствующего протокола;
  • обжалование противоправных действий или бездействия Заказчика, уполномоченного учреждения или органа, специализированного учреждения, комиссии по проведению закупок или ее членов, контрактного управляющего или должностного лица контрактной службы, оператора ЭТП, если данные правонарушения были допущены при определении поставщика способом электронного аукциона, допускается в любой момент определения поставщика, а также во время аккредитации на ЭТП, но не позднее десяти дней со дня публикации протокола рассмотрения заявок или протокола проведения аукциона, если тот был признан не состоявшимся;
  • жалоба на положения закупочной документации может быть подана до окончания сроков подачи заявок;
  • в случаях, когда обжалуемые противоправные действия совершены после официального вскрытия конвертов с поступившими заявками или открытия доступа к электронным заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок или предложений, после начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование может осуществляться только участником торгов, подавшим заявку на участие в данной закупке;
  • в случаях, когда обжалуемые противоправные действия или бездействия совершены во время рассмотрения вторых частей поступивших заявок на участие в электронном конкурсе или при заключении договора, обжалование может осуществляться только до момента подписания контракта;
  • обжалование действия или бездействия оператора ЭТП, связанных с процедурой аккредитации участника закупки на ЭТП допускается в течение следующих тридцати дней после совершения правонарушения.

Важно: По истечении установленным законом сроков обжалование действий или бездействия уполномоченных лиц и органов возможно только в судебном порядке.

В отношении коммерческих торгов законом предусмотрены несколько иные сроки подачи жалобы:

  • обжалование противоправных действий или бездействия Заказчика, организатора торгов, оператора ЭТП, аукционной или конкурсной комиссии допускается в течение десяти дней с момента подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрена публикация итогов закупки, то со дня публикации (часть 4 статья 18.1 135-ФЗ);
  • в случаях, когда заключение контракта не осуществлено по результатам проведенных торгов, либо когда закупка признается несостоявшейся, обжалование противоправных действий или бездействия Заказчика, организатора, оператора ЭТП, аукционной или конкурсной комиссии допускается в течение трех календарных месяцев с момента подведения итогов закупки или, если предусмотрена публикация итогов закупки, то со дня публикации (часть 5 статья 18.1 135-ФЗ).

Сроки рассмотрения жалобы

  • Согласно 44-ФЗ на рассмотрение жалобы по существу ФАС дается не более 5 рабочих дней со дня, следующего за датой поступления жалобы.
  • Важно: Днем поступления жалобы является день ее регистрации в контрольном органе.
  • На изготовление решения в полном объеме выделяется 3 рабочих дня со дня оглашения резолютивной части.

В то же время жалоба в отношении коммерческих закупок рассматривается ФАС в течение 7 рабочих дней с момента поступления жалобы.

Однако если комиссии ФАС при рассмотрении дела по существу потребуется получение дополнительных сведений, то срок принятия решения может быть однократно продлен на семидневный срок.

Регламент ФАС по рассмотрению жалоб 44-ФЗ

19 ноября 2014 года был утвержден приказ ФАС №727/14 «Об утверждении регламента». Таким образом, данный регламент – официальный документ, который полностью определяет деятельность контрольного органа при рассмотрении жалоб участников муниципальных и государственных закупок.

Реестр

Для того чтобы ознакомиться со списком жалоб по 44-ФЗ необходимо обратиться к Единой информационной системе и перейти по ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/quicksearch/search.html.

Кроме того, найти реестр жалоб можно, выбрав на стартовой странице ЕИС в главном меню раздел «Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок» и подраздел «Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний».

Образец жалобы в ФАС

По 44-ФЗ

Скачать образец жалобы в ФАС по 44-ФЗ можно по ссылке https://yadi.sk/i/r6W_xh0p3L748z.

По 223-ФЗ

Для того чтобы найти образец жалобы на действия Заказчика по 223-ФЗ необходимо перейти по адресу https://yadi.sk/i/7k-qy0WE3L86Ns.

На аукционную документацию

Скачать пример жалобы на положения аукционной документации можно здесь: https://yadi.sk/i/DEy5f9Ne3L748G.

Таким образом, при грамотном подходе и тщательном соблюдении законодательства самостоятельно подать жалобу в ФАС не составит труда. Главное при этом — внимательно выполнять все требования и предписания Правительства.

Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц

223 ФЗ рассматривается в порядке ст.18.1 135 ФЗ

  • 1. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее — жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
  • 1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • 3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
  • 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;
  • 5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.

  1. 2. Срок обжалования:
  2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
  3. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения
  4. 3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
  5. 1) жалоба не содержит указанные выше сведения;
  6. 2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  7. 3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;
  8. 4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.
  9. Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.
  10. Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
Читайте также:  Как белорусские деревянные игрушки добрались и до Маврикия — история бренда woody

В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.

2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба в ФАС: сроки подачи и рассмотрения по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В последнее время регистрируется значительное количество нарушений заказчиками требований 44-ФЗ на различных этапах проведения закупки.

Если поставщик обнаружил подобное нарушение — он имеет право обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Важно подать свое заявление в соответствии с правилами законодательства и строго в регламентированные сроки.

Только так контролирующие органы прислушаются к мнению поставщика и рассмотрят сложившуюся ситуацию.

Основные правила подачи жалобы

Чтобы грамотно составить обращение в ФАС и соблюсти при этом все требования законодательства поставщику рекомендуется пройти несколько основных этапов:

  1. Выявить предмет жалобы. Необходимо определиться с тем, какие именно нормы закона были нарушены.
  2. Подобрать аргументы в пользу своей правоты. Для этого придется досконально изучить 44-ФЗ. Особое внимание обращайте на главу 6, в которой речь идет именно о процедуре обжалования неправомерных действий заказчика.
  3. Ознакомиться с образцом жалобы. Он поможет быстро и правильно составить обращение. Бланк можно найти в ЕИС в разделе «Обращения в ФАС России».
  4. Составить текст жалобы. В нем необходимо четко прописать, какие именно пункты 44-ФЗ нарушены. Полный перечень информации, которая должна содержаться в документе, приведен в статье 105 44-ФЗ. 
  5. Определиться с местом подачи жалобы. Заявление передается в территориальный орган, который соответствует местоположению заказчика.
  6. Выбрать подходящую форму отправки жалобы. Обращение может быть подано в виде бумажного документа или в электронной форме. Электронный документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной подписью.
  7. Передать обращение в установленные сроки.

 Пройдя все эти этапы, вы можете быть уверены, что ваше обращение будет принято к рассмотрению. Сотрудники ФАС назначат дату проведения заседания, на которое будут приглашены обе стороны конфликта. По результатам работы комиссии выносится решение о наличии или отсутствии в деятельности заказчика нарушений.  

Регламентированные сроки подачи жалобы

Сроки, в течение которых могут быть поданы жалобы в ФАС, приведены в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 105 44-ФЗ. Они будут зависеть от того, какие именно действия заказчика неправомерны.

  • Нарушения при составлении закупочной документации заказчиком — до завершения срока передачи поставщиками предложений.
  • Неправомерные действия заказчика при проведении закупочной процедуры — в течение 10 суток с момента размещения в ЕИС финального протокола рассмотрения предложений.
  • Действия или бездействия заказчика при рассмотрении вторых частей предложений на участие в электронном аукционе — до момента заключения контракта.
  • Неправомерные действия заказчика при процедуре заключения контракта — до даты визирования договора обеими сторонами.
  • Нарушения требований законодательства оператором электронной торговой площадки -в течение 30 суток с даты совершения неправомерных действий.

По истечении указанных сроков ФАС обращений не принимает и не рассматривает. У участника закупки остается право обратиться с жалобой на действия заказчика в суд.

Сроки рассмотрения обращений

Все поступающие в ФАС обращения регистрируются, им присваивается входящий номер. Обязательно фиксируется дата поступления документа. После этого у сотрудников ФАС есть трое суток на то, чтобы назначить время и место заседания комиссии и уведомить об этом обе стороны конфликта.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти суток с момента ее регистрации. По результатам работы комиссии выносится решение. На его документальное оформление сотрудникам контролирующего органа отводится три рабочих дня.

Если поставщик не согласен с результатами рассмотрения своего обращения, он имеет возможность их обжаловать. Для этого он в течении трех месяцев должен обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Такое право устанавливается частями 1 и 4 статьи 198 АПК России.

Поставщик имеет возможность обжаловать любые действия заказчика, которые он считает неправомерными. Но он должен быть готов к тому, что ему придется аргументировать свою позицию на заседании комиссии. Чтобы это заседание состоялось, поставщик должен четко соблюсти все требования и сроки подачи жалобы.

Обжалование действий (бездействия) заказчиков в антимонопольном органе в рамках Закона № 223-ФЗ

С разрешения Института госзакупок публикую текст моего доклада, подготовленного к последней конференции по 223-ФЗ. Надеюсь, кому-нибудь поможет восстановить справедливость :)***

В конце прошлого года в Федеральный закон от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) были внесены поправки1, касающиеся обжалования действий (бездействия) заказчиков.

Эти поправки должны наконец поставить точку в дискуссии Верховного суда РФ и ФАС России о том, кто и при каких условиях имеет право оспаривать в административном порядке те или иные действия (бездействие) заказчиков.

Для понимания цели и смысла упомянутых поправок прежде всего необходимо выяснить что предшествовало их появлению в Законе № 223-ФЗ. Это позволит дать историческое толкование интересующим нас новеллам.

1. Предыстория

Первоначальная редакция Закона № 223-ФЗ в части 10 статьи 3 устанавливала, что «участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган… действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на сайте www.zakupki.gov.ru положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке или нарушения сроков такого размещения;

  • 2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • 3) осуществления заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного на сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ)».
  • Затем в 20132 и в 20153 годах указанная норма была несколько изменена.

Во-первых, ссылка на сайт www.zakupki.gov.ru была заменена ссылкой на единую информационную систему (далее — ЕИС), а ссылка на Закон № 94-ФЗ — на Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Во-вторых, право на обжалование появилось еще и у корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также у органов исполнительной власти субъектов РФ.

Наконец, в-третьих, было добавлено новое основание для обжалования, а именно неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

На первый взгляд кажется, что все просто и понятно, однако на практике возникло много споров о том, кто и в каких случаях вправе подать жалобу.

1.1. Спор о субъектах

Вопрос о том кто именно имеет право на обжалование действий (бездействия) заказчиков можно перефразировать так: вправе ли обращаться с жалобами лица, которые не подавали заявки на участие в закупках?

Напомним, что законодатель в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ именует субъекта, наделенного правом на обращение с жалобой в антимонопольный орган, «участником закупки». Следовательно, для ответа на поставленный вопрос необходимо было дать толкование термину «участник закупки».

Легальная дефиниция этого термина содержится в ч. 5 ст.

3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой «участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц…, любое физическое лицо или несколько физических лиц…, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке». Иначе говоря, никаких особых процедур для получения статуса участника закупки законодатель не устанавливает.

Между тем нашлись сторонники грамматического толкования, которые обратили внимание на слова «…может быть» и «…соответствуют требованиям, установленным заказчиком», употребленные законодателем в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Из толкования этих слов делалось заключение о том, что лицо может быть, а может и не быть участником закупки. Следовательно, статус участника закупки еще нужно получить. При этом для получения такого статуса необходимо соответствовать требованиям заказчика.

Отсутствие же поданной заявки расценивалось как доказательство отсутствия нарушенных прав и законных интересов у лица, обратившегося с жалобой.

Таким образом, делался вывод о том, что лица, не подававшие заявок на участие в процедурах закупок, не имеют права на подачу жалоб в антимонопольные органы, т. к. такие лица не являются участниками закупки4.

Указывая антимонопольному органу на неправомерность принятия жалоб к производству от лиц, не подававших заявки, суды использовали достаточно странный формальный аргумент, а именно ссылку на ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

В этой норме указано, что «действия (бездействие) организатора торгов… могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением…

порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены».

Странность этого аргумента в том, что процитированная норма прямо разрешает лицам, не подававшим заявки, обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, касающиеся порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

Конечно же данная позиция судов породила неопределенность. Некоторые управления ФАС России отказывались рассматривать жалобы лиц, не подававших заявки на участие в торгах. Однако, были и такие управления, которые все-таки принимали к производству подобные жалобы, что, конечно, никак не гарантировало согласие судов с таким подходом.

Читайте также:  Какие менеджеры по продажам нужны сегодня – ситуация на рынке труда

1.2. Спор об основаниях для обжалования

Еще больше разногласий породил вопрос о том, что именно может быть предметом жалобы.

Напомним, что ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в редакции действовавшей до 31.12.2017, устанавливала всего четыре основания для обжалования в антимонопольном органе. Причем данный перечень носил закрытый характер, следовательно, исходя из грамматического толкования указанной нормы, жалобу участник закупки мог подать лишь в четырех упомянутых случаях.

Однако, это не устраивало антимонопольные органы, в связи с чем они стали использовать расширительное толкование ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, принимая к производству жалобы на любые действия (бездействие) заказчиков.

Ситуация несколько изменилась в апреле 2017 года после того, как на недопустимость подобного толкования указал Верховный суд РФ: «Указанная норма Закона № 223-ФЗ [ч. 10 ст. 3] носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим»5.

Проходит несколько месяцев и ФАС России публикует письмо, в котором советует заявителям ссылаться в жалобах не на ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, а на ст. 17 Закона № 135-ФЗ6.

Но и с такой позицией не согласился Верховный суд РФ. Рассматривая очередное дело в порядке «второй кассации» он решил уже подробно объяснить ФАС России в чем она неправа. Для этого Верховный суд РФ прибегнул к телеологическому (целевому) толкованию норм Закона № 223-ФЗ: «…

в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности…, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган… обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.

С учетом изложенного…, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ»7.

Как следствие, суды стали еще более активно признавать недействительными решения антимонопольных органов, принятых по результатам рассмотрения жалоб, которые не содержали основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Причем это делалось и в тех случаях когда жалобы признавались необоснованными самой ФАС России или ее территориальным управлением8.

2. Поправки в Закон № 223-ФЗ

Не прошло и трех месяцев после вынесения Верховным судом РФ второго из упомянутых выше определений, как в Закон № 223-ФЗ вносятся поправки. Начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России А.Ю.

Лобов, выступая 18 января 2018 года на Гайдаровском форуме, охарактеризовал их так: «Мы полностью восстановили всю систему контроля после определенных действий Верховного суда…

и уже с начала этого года принимаем все жалобы по Закону № 223-ФЗ»9.

О жалобах в фас: как написать и подать, решения по 44 фз, срок рассмотрения

ФАС или Федеральная антимонопольная служба России организована с целью контроля за соблюдением законодательства в сфере рыночных отношений. В обязанности структуры входит недопущение монополизации. Если граждане обнаружили завышение цен, нарушения организаций в сфере рынка, они имеют право написать и подать жалобу в ФАС.

Фас подать жалобу. основания для подачи жалобы в фас

Федеральный орган антимонопольной службы работает, основываясь на закон № 223-ФЗ. В соответствии с данным законодательным актом жалоба в ФАС РФ может быть подана по следующим основаниям:

  • у участников закупки требуют предоставление документации, которая не прописана в регламенте;
  • при обнаружении нарушений в сфере антимонопольного законодательства;
  • не соблюдение установленных законом рамок при размещении рекламы;

Федеральная антимонопольная служба

  • если при проведении аукционов и конкурсах были обнаружены неправомерные действия комиссии;
  • заказчик уклоняется от подписания государственного контракта;
  • нарушение порядка определения победителя в конкурсе или аукционе.

Жалобу подает любой заказчик, который обнаружил, что при проведении аукциона государственный орган создает необходимые условия именно для определенной компании.

Кто может подать жалобу в ФАС по 44 ФЗ

Надзорная жалоба по административному делу

Любой участник закупки имеет право обратиться с требованием обжаловать результаты или ход аукциона, обратившись в суд или в надзорный орган.

Интересно! До 2016 года подать жалобу в ФАС могло любое физическое лицо. Но с 5 января 2016 года в закон были внесены изменения. Эти поправки сокращали административное вмешательство в хозяйственную работу рынка. А также изменениями должна была снизиться нагрузка на бизнес.

В настоящий момент все дела о нарушении антимонопольного законодательства от физических лиц рассматриваются Роспотребнадзором. Если гражданин отправляет обращение в ФАС, оно перенаправляется по месту рассмотрения в течение 7 дней. О пересылке физическое лицо уведомляется в письменном виде.

Срок подачи жалобы в ФАС

Жалоба в прокуратуру — образец

При подаче заявления необходимо внимательно следить за сроками. Даже правильно составленное обращение не будет рассмотрено, если нарушены сроки. Жалобы ФАС подаются не позднее 10 дней с момента, когда на официальном сайте будет размещен протокол рассмотрения заявок.

Если конкурс был закрытого типа, срок подачи сокращается до семи дней. При нарушении прав заказчика оператором электронной площадки, обращение подается в течение 30 дней с момента бездействия или незаконного действия.

Если подается обращение на обжалование действий после вскрытия конвертов, то оно может исходить только от одного участника, которым подавалась заявка.

Куда обратиться для подачи жалобы, способы

Жалоба председателю Верховного суда РФ по гражданскому делу — образец

Интересно! Заявление может быть подано как в центральный аппарат службы, так и в территориальные отделения. Подробную информацию о вариантах подачи можно узнать на официальном сайте антимонопольной службы. Например, узнать сведения, куда подается жалоба на действия оператора электронной площадки.

Подача обращения возможна несколькими способами

Письмом по почте

Заявление может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением. Адреса территориальный аппаратов указаны на официальном сайте службы. Жалоба должна сопровождаться документами, которые подтвердят ее обоснование. Если к заявлению будут прикреплены дополнительные документы, необходимо составить опись вложения.

Через интернет

У граждан есть возможность подать обращение в режиме онлайн. Это можно сделать несколькими способами. Заявление можно отправить по электронной почте, указанной на официальном сайте, заполнить форму обращения или воспользоваться порталом Госуслуг.

Чтобы подать обращение через Госуслуги, необходимо предварительно зарегистрироваться, подтвердить свою личность и получить доступ.

Подача в электронном виде

Лично обращение

Подача жалобы возможна лично при обращении в территориальный орган службы. При этом бланк обращения рекомендуется составлять в двух экземплярах. Один остается в канцелярии, на втором необходимо поставить отметку, что бумага принята. Сотрудник, принявший документ, должен подписать второй вариант.

Образец жалобы, порядок оформления

Подготовка заявления должна ориентироваться на ФЗ-№59 «О порядке рассмотрения обращения граждан». В письменном обращении обязательно должны быть указаны:

  • наименование органа, в которое оно адресовано;
  • ФИО заявителя;
  • координаты заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в тексте заявления прописывается суть жалобы, указываются ссылки на нормы законодательства, который были нарушены;
  • указывается перечень приложений.

Важно! В конце документа ставится подпись и дата. Очень важно подписать документ, так как он без может быть возвращен без рассмотрения.

Если необходимо документальное подтверждение доводов заявителя, прикладываются заверенные копии или оригиналы подтверждающих документов.

Процедура рассмотрения жалобы и сроки

Согласно 44 ФЗ, срок рассмотрения жалобы составляет З дня с момента ее поступления. Обращения, которые не относятся к компетенции антимонопольного органа, пересылаются в течение семи дней по месту рассмотрения.

Сведения о принятом обращении можно контролировать на сайте публикации заказов, где производится размещение жалоб. Сроки могут быть увеличены в зависимости от того, какой вид нарушения упомянут в жалобе.

Обращение, поступившее от гражданина, который не является участником торгов, рассматривается в течение 30 дней. Кроме того, срок может быть увеличен, если потребуется запрос дополнительных документов.

Важно! После поступления обращения служба должна направить информацию оператору торговой площадки. Но это не всегда говорит о том, что торги будут приостановлены. Закупочная деятельность может быть приостановлена, но это не входить в обязанности ФАС.

Лица, чьи интересы затрагивает жалоба, могут отправить возражение в контрольный орган. А также они могут лично присутствовать при рассмотрении обращения. У заявителя, который пожаловался на нарушение своих интересов, есть право отозвать свое обращение до того момента, как будет принято решение.

По результатам рассмотрения жалобы органом антимонопольной службы может быть вынесено решение об удовлетворении требований или признание жалобы необоснованной.

Если обращение направляется в электронном виде, то и ответ поступает гражданину по электронной почте.

Основаниями для отклонения жалобы могут быть:

  • письменное обращение не соответствует правилам обращения. Не указана ФИО заявители и адрес, на который должен поступить ответ;
  • если в заявлении гражданин будет жаловаться на вынесенное решение суда;
  • обращение содержит угрозы, оскорбительные фразы;
  • в случае, если ранее заявитель уже обращался с типичным вопросом и ему был дан развернутый ответ.

Важно! Возвращение заявления без рассмотрения возможно в тех случаях, если ответ невозможно подготовить без разглашения сведений, содержащих государственную тайну.

Читайте также:  Как добиться результата от размещения на маркетплейсе

Обжалование решений ФАС

Федеральный закон «О защите конкуренции» устанавливает возможность обжалования решения, вынесенного антимонопольной службой. Предъявлять заявление об обжаловании нужно не позднее трех месяцев с момента вынесения решения. Порядок обжалования разделяется на два этапа:

Важно! В досудебном порядке обжаловать решение можно не позднее 1 месяца. Для этого необходимо отправить обращение в вышестоящий антимонопольный орган.

Исковое заявление на решение ФАС подается в арбитражный суд. Образец иска можно получить в канцелярии суда. Решение будет приниматься в течение трех месяцев. В этот период выслушиваются мнения сторон, анализируются приложенные документы.

Если суд удовлетворяет обращение истца, решение антимонопольного органа признается неправомерным. При неудовлетворении иска можно обжаловать его в Верховном суде.

Пошаговая инструкция, как подавать обращение в антимонопольную службу, поможет соблюсти все правила оформления и избежать отказа в удовлетворении требований.

Как обжаловать результаты закупок по ФЗ-44 в ФАС

Российское правительство стремится отойти от практики оформления договоров «по знакомству», если речь идет о поставках товаров и услуг госструктурам. Так появились электронные торги, аукционы, тендеры.

Бюджетная организация, нуждающаяся в чем-либо, размещает соответствующую информацию в ЕИС и собирает заявки от претендентов.

Заранее объявляются условия выбора победителя (минимальная цена, выполнение ряда обязательных условий и т.д.). В целом участники торгов оказываются под достаточно жестким прессингом.

Заказчик может отклонить заявку под любым предлогом, например, сославшись на несоблюдение бюрократической процедуры.

Что же делать, если вы полагаете, что действия одной из сторон прямо или косвенно нарушают закон? Обидеться на всех и отказаться вообще от участия в торгах? Юристы ООО «СтарТендер» говорят о том, что свои права можно и нужно отстаивать. И первая инстанция на этом пути — ФАС.

Что может стать причиной для обращения в ФАС

Перечень ситуаций, когда действия одной из сторон могут быть опротестованы, практически неограничен. В частности исполнитель может обжаловать в ФАС действия заказчика в любой из ситуаций, перечисленных ниже:

  • завышены требования в части обеспечения. Заказчик хочет, чтобы обеспечение составляло не 5% от контракта, а 50% и так далее;
  • потенциального исполнителя без объяснения причин отстранили от торгов;
  • заказчик вынуждает победителя отказаться от подписания контракта;
  • в процессе торгов меняются требования к закупаемым товарам или услугам;
  • в закупочной документации указаны требования к товарам или услугам, делающие тендер недоступным для большинства потенциальных исполнителей;
  • в тендерной документации указаны требования к участникам, противоречащие закону и т. д.

Важно подчеркнуть, что приведенный перечень не является полным и исчерпывающим. Определить, что сделано в соответствии с законом, а какие действия добавят работы сотрудникам ФАС может только опытный юрист по госзакупкам, такой, какие работают в ООО «СтарТендер».

В соответствии с действующим законодательством участник торгов может обжаловать действие бездействие не только непосредственно заказчика, но и оператора ЭТП; комиссии, рассматривающей заявки, и отдельных ее членов; контрактных управляющих и т. д.

Важно понимать, что ФАС в любой ситуации не является последней инстанцией, решения которой обжалованию не подлежат. Если подателя жалобы не устраивает вынесенное решение, в дальнейшем можно обращаться в Арбитражный суд по месту нахождения ответчика, если иное не предусмотрено договором или законом.

В какие сроки можно подавать жалобу в фас?

В принципе никто и ничто не может помешать подать жалобу в ФАС сразу после того, как информация о проведении торгов размещена в ЕИС. Но, предусмотрены и крайние сроки, по истечении которых ФАС просто не будет принимать жалобу к рассмотрению.

Так заявителю дается только 10 дней на обжалование действий или бездействия с момента, как в ЕИС размещены:

  • протокол рассмотрения заявок, если речь идет о конкурсе или запросе котировок;
  • протолок запроса предложений, если цель заказчика была именно такова.
  • Если аукцион или конкурс был закрытым, данные о нем не размещаются в ЕИС, то на подачу жалобы участнику дается 10 дней с момента, как комиссия подписала протокол.
  • Если речь идет о завышенных требованиях к потенциальным поставщикам, то жалобу в ФАС следует подать до того, как будет объявлено о завершении приема заявок от участников.
  • Если заказчик отказывается от заключения контракта, выставляет дополнительные требования, не предусмотренные изначально, то у исполнителя время на подачу жалобы ограничено сроком до момента, пока не поставлены подписи ответственных лиц на договоре.

Куда отправлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ? Какие реквизиты обязательны?

Направлять жалобу можно в орган ФАС России в своей области, крае или республике. Ехать сразу в Москву нет необходимости.

При составлении жалобы важно соблюсти определенные бюрократические процедуры в оформлении. Нарушение хотя бы одной из них — повод отказать в рассмотрении жалобы по существу.

Обязательные элементы жалобы:

  • юридические и почтовые реквизиты заявителя и лица, действия которого обжалуются. Если одна из сторон — физическое лицо, достаточно указать ФИО, почтовый адрес. Телефон, электронная почта — при наличии подобной информации. ФАС не вправе отказать в рассмотрении жалобы, если данные реквизиты отсутствуют в заявлении;
  • сведения о торгах, аукционе;
  • описание действий или бездействия юридического или частного лица, послуживших поводом для подачи жалобы;
  • документы в обоснование своей позиции.

На заявлении в обязательном порядке ставится дата и подпись лица, наделенного полномочиями заверять подобные документы.

Важно: все подаваемые жалобы размещаются в ЕИС, если речь не идет о закрытых торгах. Ознакомиться с информацией может любой желающий.

В соответствии с законодательством предусмотрены следующие варианты подачи жалобы в ФАС:

  • лично в приемную территориального отдела ФАС. Если задание поручено работнику предприятия, у него должна быть доверенность на совершение подобных действий;
  • направить почтой РФ. В конверт вкладывается опись содержимого. Письмо — заказное, с уведомлением;
  • отправить на электронный адрес ФАС. Обязательное условие — наличие у заявителя ЭЦП.

Причины отклонения жалоб, поданных в ФАС

У участника торгов очень много причин обращаться с жалобами в ФАС. У последней инстанции не меньше поводов отклонить поступившее заявление. Вот только основные причины для отказа в рассмотрении:

  • при составлении жалобы не учтены положения ст. 105 ФЗ-44;
  • отсутствует подпись ответственного лица организации-заявителя;
  • если жалоба подписана не руководителем, а иным лицом, то его полномочия не подтверждены должным образом;
  • не соблюдены сроки подачи жалоб.

Ни одна из перечисленных ситуаций не станет поводом для отказа, если своевременно обратиться в компанию «СтарТендер». Квалифицированные юристы по закупкам проверят предоставленную документацию на соответствие законодательству, выделят важные моменты, подлежащие оспариванию.

Хотите участвовать в торгах и побеждать? Вам доступны в «СтарТендер»:

  • консультации от экспертов в области закупок по ФЗ-44;
  • составление жалоб в полном соответствии с требованиями законодательства
  • отстаивание ваших интересов в ФАС и Арбитражном суде.

Помните, что войну легче предотвратить, чем выиграть. Чтобы не тратить время на судебные разбирательства, закажите в ООО «СтарТендер» полное тендерное сопровождение. Мы возьмем на себя подготовку всех документов на любой стадии участия в торгах. Вас останется только заниматься развитием своего бизнеса!

Можно ли подать жалобу в ФАС не участвуя в закупке — Правовед.RU

88 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте.

Планируем подать заявление в ФАС по поводу размещения заказчиком документации о закупки. Документация содержит избыточные требования к поставляемым товарам, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.

По форме заявления на сайте ФАС, жалобу может подать «участник закупки». Отсюда вопрос: может ли подать жалобу в ФАС организация, которая не подавала документы на участие в закупке, так как документация, как минимум нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Добрый день, Иван!

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

1) участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке.

Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

2) лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):— обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);

— обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Иван, приветствую!

Если у вас закупка по закону 44-ФЗ, то вы можете подать жалобу в ФАС на несоответствие закону закупочной документации до истечения срока на подачу заявок по данной закупке.

Не знаю, к чему коллега привела выдержки из не относящихся к делу законов. В вашем случае возможность подачи жалобы следует из самого определения участника закупки из ст. 3 закона 44-ФЗ:

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

То есть пока срок подачи заявок не истек, кто угодно считается участником закупки — он ведь потенциально может подать заявку.

Если срок подачи заявок истек то да, ФАС выясняет вопрос, подана ли заявка и если нет, а жалоба на положения документации, то обычно считает что права подателя жалобы не нарушены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *