Рынок подкастов растет — их слушают почти 36% жителей развитых стран, говорится в исследовании Reuters Institute Digital News Report. Inc. ознакомился с его результатами и выделил главные тренды развивающегося медиасегмента.
Только в Соединенных Штатах за последние четыре года аудитория подкастов выросла в два раза — до 90 млн слушателей. К такому выводу пришли специалисты центра Edison Research. В Великобритании количество любителей подкастов также увеличилось — в прошлом году их стало больше на 40%.
В исследовании Reuters Institute Digital News приняли участие жители 38 стран. К сожалению, среди них не оказалось России. Несмотря на это, экспертам удалось определить общие тенденции на рынке подкастов для разных регионов Европы, Азии и Африки. Есть немалая вероятность, что они окажутся актуальными и для России.
Основная аудитория подкастов — молодежь
Большинство любителей подкастов живут в Америке и Швеции — среди них самыми активными слушателями оказались представители молодого поколения в возрасте до 35 лет.
Данные о возрасте аудитории подкастов. Выборка — жители США
Слушатели старше 55 лет ожидаемо предпочитают традиционные радиопередачи. Молодые, напротив, не только все меньше слушают радио, но и часто не пользуются классическими приемниками. Вместо них миллениалы и представители поколения Z используют смартфоны с подкаст-приложениями.
Чаще всего подкасты слушают с помощью смартфона
В Великобритании 55% представителей всех возрастных групп слушают подкасты через смартфон. Эта цифра увеличивается до 62%, если речь идет об аудитории до 35 лет.
Такие цифры связаны и с общей популярностью смартфонов, и с распространением удобных беспроводных наушников, которые легко синхронизируются с гаджетами.
Большинство людей любят слушать подкасты дома
Если вам всегда казалось, что большинство предпочитает слушать подкасты на ходу — вы заблуждались. В целом, люди относятся к прослушиванию аудио основательно, особенно, если речь идет о возрастной группе старше 35 лет.
Где людям удобнее слушать подкасты: дома / на работе / в общественном транспорте / в своей машине / во время тренировок / во время шопинга и прогулок
Большинство людей (64%) предпочитают слушать подкасты дома. Еще 24% — в общественном транспорте. Остальные — в личном автомобиле, либо во время езды на велосипеде (20%), во время прогулки или шопинга (18%), а также во время тренировок (16%). Еще около 16% находят время для прослушивания подкастов на работе.
Лишь 39% людей слушают подкасты, чтобы узнать что-то новое
Несмотря на большое количество образовательных подкастов, почти половина слушателей (46%) в первую очередь предпочитают проекты по своим интересам. Для изучения чего-то нового подкасты слушают только 39%. Еще 25% заполняют ими «пустое время», а 22% выбирают подкасты вместо музыки.
Мотивация слушать подкасты отличается и в зависимости от возраста респондентов. Так, представители поколения Z (18-24) чаще слушают их, чтобы развлечься, а не повысить свой уровень образования.
То же самое свойственно и миллениалам (25-35) — они, правда, чаще стремятся заполнить свое свободное время интеллектуальным контентом.
В целом, чем старше человек, тем более ему интересны познавательные материалы.
Новости набирают обороты
Количество пользователей, слушающих новостные подкасты, также растет — сейчас их в среднем около 15% от всей аудитории. Для сравнения, 15% слушателей предпочитают лайфстайл-проекты, 14% — узконаправленные подкасты о своей специальности, 9% — о спорте.
Представители молодого поколения выделили в отдельную категорию те подкасты, которые одновременно и развлекают, и информируют. В качестве примера в исследовании приводятся проекты от The Daily и The New York Times.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.
Сколько заработала «Медуза» на статусе СМИ-иноагента
30 апреля 2021 18:35 / Обновлено: 30 апреля 2021 19:17 Федеральное агентство новостей / wikipedia.org / Medusa Project SIA / Charmer / Retrieved from meduza.io / pixabay.com / SplitShire
Издание «Медуза»1 было включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Несмотря на «потерю рекламодателей», за один день методом краудфандинга портал сумел собрать более трех миллионов рублей через криптовалюту.
Что случилось?
Ранее, 23 апреля, Министерство юстиции РФ включило зарегистрированную в Латвии компанию SIA Medusa Project в реестр НКО-иноагентов. На сайте ведомства указывается, что соответствующее решение принято во исполнение требований действующего законодательства страны. Издание намерено обжаловать решение в судебном порядке.
После внесения в соответствующий реестр, «Медуза» якобы потеряла рекламодателей, а с ними — возможность зарабатывать в привычном формате, сообщили в издании. Чтобы сохранить бизнес, «Медузе» пришлось закрыть офисы в Москве и Риге, перестать сотрудничать с внештатными авторами и сократить заработные платы на 30-50%.
Несмотря на это, как пишут журналисты, долго издание работать не сможет.
Компания обратилась к своим читателям с просьбой оказать проекту поддержку одноразовыми или регулярными донатами. Редакция издания пожаловалась, что «бизнес», который выстраивался шесть лет, «был разрушен за один день».
Новостной ресурс принимает пожертвования в рублях, долларах и криптовалюте (Bitcoin, Etherium и BNB). Эта история спровоцировала обширный резонанс в средствах массовой информации. Лояльные несистемной оппозиции порталы, Telegram-каналы и сообщества начали рекламировать краудфандинговую кампанию «Медузы».
Сколько «Медуза» заработала на криптовалюте
В РБК указывали, что ежемесячная выручка с рекламы составляла около 20 млн рублей — без них портал не сможет существовать самостоятельно. По закону «Медуза» обязана на любом распространяемом материале ставить пометку иностранного агента. Пренебрежение этой мерой, в том числе при размещении рекламы, карается крупными штрафами.
Со момента объявления краудфандинговой кампании прошел один день. Редакция ФАН провела расследование, соотнеся самый дорогой вид рекламы на «Медузе», ее месячную выручку и сумму сбора донатов по состоянию на 30 апреля этого года. Выяснилось, что за сутки через одни лишь криптовалютные кошельки изданию удалось собрать более 3 млн рублей.
Так, согласно сведениям, собранным на сайте-сервисе Blockchain.info, сумма пожертвований в виде криптовалюты Etherium составила 1 млн 169 тыс. рублей.
Анализ биткоин-кошелька «Медузы», в свою очередь, показал более существенный прирост: в середине дня 30 апреля сумма пожертвований составляла почти 2 млн рублей за 86 транзакций.
Для сравнения: самый дорогой вид рекламы на сайте «Медузы» (один из множества позиций) представляет собой интерактивную игру. Администрация сайта пишет, что именно этот метод позволяет «легко и в увлекательной форме» донести до читателей идеи и ценности рекламируемого бренда. Стоимость такой услуги варьируется от 882 000 рублей и выше.
Сложив суммы «криптовалютных донатов» в виде Etherium и Bitcoin, мы получили сумму, превышающую 3 млн рублей. Иначе говоря, один день краудфандинга принес больше средств, чем две рекламных публикации с самой высокой стоимостью.
Выгодный статус
Напомним, «Медуза» является оппозиционным изданием, последовательно выступающим с критикой в адрес российского правительства. Издание неоднократно уличалось в сотрудничестве зарубежными НКО, работающими на западные правительства. Этим объясняется негативная риторика редакции новостного ресурса в отношении РФ.
Внесение «Медузы» в реестр СМИ — иностранных агентов носит обоснованный характер, но в то же время действительно лишает издание определенных инструментов заработка.
Однако нагнетаемая в средствах массовых информации истерия не предусматривает того факта, что один день «иноагентства» уже принес «Медузе» 3 млн рублей — существенную часть от месячной выручки. Необходимо учитывать, что в данном случае речь идет только о теневом источнике финансирования.
Пожертвования через криптовалюту полностью анонимны, отследить можно только сумму, поступившую на конкретный кошелек. При этом число разовых и регулярных «белых» пожертвований до подачи отчета в Минюст остается неизвестным.
Так или иначе, признание «Медузы» иностранным агентом несет для издания определенную финансовую выгоду. В то же время «клеймо» в виде маркировок под каждым материалом позволит предупредить читателей, что публикуемые латвийской компанией материалы могут быть заказными.
1 СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Комментировать
6 русскоязычных подкастов о геймдеве и влиянии игр
- Хронометраж: 1–2,5 часа
- Периодичность: 1 раз в неделю
- Тайм-коды: нет
«Как делают игры» — самый известный подкаст о геймдеве на русском языке. Более 8 лет его ведут Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин. За это время ведущие успели записать 300 с лишним выпусков и позвать в гости разработчиков из Remedy, 4A Games и CD Projekt Red. Сергей и Михаил прокладывали пути в индустрии одновременно с ведением подкаста: Галёнкин стал директором по издательской стратегии Epic Games, а Кузьмин — директором по маркетингу tinyBuild.
«Как делают игры» — подкаст о геймдеве во всех проявлениях. Ведущие и гости обсуждают крупные релизы («Разработка и издание Metro Exodus»), профессии («Нарративный дизайн», «Саунд-дизайн»), тенденции индустрии («Удалённая работа для офисных сотрудников», «Подписки») и отвечают на вопросы слушателей.
В выпуск «Разработка игр в одиночку» Сергей и Михаил позвали трёх российских разработчиков. Каждый из них делает игры без команды. Сперва Александр Хорошавин, Валентин Щекин и Слава Грис рассказали о том, чем занимались до геймдева.
Александр учился на программиста, Валентин был звукорежиссёром, а Слава работал воспитателем в детском доме. Потом каждый понял, что делает не то, к чему лежит душа. Осознание совпало с воспоминанием о старом увлечении — видеоиграх.
Скриншот игры Never Again Валентина Щекина
Разработчики рассказывают, как совершенствовали навыки, ведь чтобы работать в одиночку, нужно быть мастером на все руки.
Первое время освоение навыков приходилось совмещать с основной работой, поэтому разработка тянулась годами.
Порой возникали мысли создать команду и делегировать обязанности, но тогда появлялись проблемы: конфликты по поводу видения проектов, странное поведение членов команды — или даже их преждевременная смерть.
Несмотря на трудности, Александру, Валентину и Славе нравится работать в одиночку: ты сам планируешь график, совершенствуешься в аспектах, работу над которыми прежде отдал бы другим, да и прибыль получаешь единолично. В развитии сервисов дистрибуции и массовой инди-миграции на Nintendo Switch разработчики видят возможность и дальше заниматься любимым делом.
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
РИСУНОК: АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ |
В феврале ВЦИОМ провел опрос, согласно результатам которого каждый пятый россиянин слушает подкасты. В основном это люди младше 35 лет. При этом 61% опрошенных признались, что впервые слышат это слово, а среди ответов на вопрос: «Как вы думаете, что оно означает?» — встречались самые экзотические варианты, вплоть до связи с кастовой системой индуизма.
Маленькие, но гордые
В подкастерском сообществе результаты опроса обсуждались довольно бурно. Причем главным образом в ироническом ключе. Точно посчитать российскую аудиторию сейчас не может никто, так как не существует централизованных систем сбора статистики. Однако, даже по самым смелым оценкам, ее размер не превышает 2–2,5 млн человек. Чаще называется миллион.
«Не стоит думать, что раньше у нас подкастов не было, а теперь они вдруг появились. Можно говорить уже о третьей волне российского подкастинга. Однако именно сейчас включились крупные игроки, а на место “кустарного производства” пришли серьезные медиа.
Так что рынок постепенно формируется, повышаются требования к качеству. При этом нужно признать, что подкасты — не для всех.
Людей, которые смотрят видео, все равно всегда будет больше, чем тех, кто потребляет аудиоконтент», — рассказывает автор подкаста «КритМышь» Александр Головин.
Действительно, свои подкасты уже завели многие российские СМИ и интернет–проекты (например, просветительский портал Arzamas).
Но и они по охвату аудитории не могут даже близко сравниться с популярными видеоблогерами. Крупным считается подкаст, каждый выпуск которого слушают 15–20 тысяч человек.
Для YouTube такая статистика выглядит несерьезно. Из–за этого возникают очевидные сложности с привлечением рекламы.
«Деньги, спрос и предложение появляются там, где есть аудитория. А аудитория появляется там, где существуют платформы и сопутствующие услуги. Когда мы приходим, например, на YouTube, то боремся за внимание уже существующей аудитории. В случае с подкастами ситуация совершенно другая.
Людям приходится откуда–то приводить аудиторию. Например, если подкаст запускает существующее медиа, то оно рассчитывает на своих читателей или зрителей.
Подход “я сделаю хороший подкаст, и его будут слушать” работает гораздо хуже, чем “я сделаю канал на YouTube”», — поясняет создатель подкаста «Будет сделано!» Никита Маклаков.
Три дороги
Существует три модели монетизации подкастов. Наиболее популярен краудфандинг через интернет–платформы типа Patreon. Подписчики получают привилегии перед остальными слушателями. Например, более ранний доступ к выпуску или возможность выбрать следующую тему.
Второй вариант — продвижение собственного бренда, товара или услуги, когда подкаст, по сути, работает в качестве корпоративного блога.
«Мы окупаем затраты на подкаст и монетизируем его за счет рекламы собственных проектов. 40% слушателей наших онлайн–курсов “Школа SMM–специалистов” узнают о них через подкаст. Также подкаст помогает наращивать узнаваемость моего личного бренда и бренда нашего агентства», — рассказала «ДП» генеральный директор агентства NextMedia Эльнара Петрова.
Третий путь — привлечение рекламы. Сложности на нем испытывают обе стороны. Подкастеры не всегда готовы (или не всегда умеют) заниматься привлечением, а рекламодатели не понимают особенностей продукта. В результате если американский рынок рекламы в подкастах исчисляется сотнями миллионов долларов, то российский (по приблизительным оценкам) — в лучшем случае десятками миллионов рублей.
«У нас почему–то до сих пор считается, что реклама в начале выпуска наиболее эффективна. А в западных источниках можно встретить мнение, что более эффективна реклама в середине. Человек уже убрал телефон в карман и не будет его доставать ради 30 секунд перемотки.
Частый сценарий — когда приходит спонсор и предлагает разместить промокод для билетов на какой–нибудь ивент. При этом игнорируется тот фактор, что у подкастов очень длинные “хвосты”.
Эпизод, который мы выпустили 2 года назад, до сих пор собирает много прослушиваний», — наглядно разъясняет ситуацию Александр Головин.
Негде поговорить
Осенью 2019 года в Петербурге открылась первая специализированная студия для записи подкастов «Две дорожки». В обычных студиях подкастерам зачастую элементарно негде сесть, особенно если в записи участвуют три–четыре человека. Есть и другие сложности.
«Когда записывается музыкальная композиция, например, то сначала пишутся инструменты, потом вокал, потом спецэффекты. Рабочие фрагменты измеряются минутами или даже секундами. А подкаст — это приходит человек и 2 часа говорит в микрофон. Для обычной звукозаписывающей студии это очень непонятно. В том числе и по ценообразованию», — говорит коммерческий директор «Двух дорожек» Анна Петрова.
Востребованными оказываются и услуги по продюсированию новых проектов. Причем как раз в условиях режима самоизоляции спрос на них растет. Первый поток курсов по созданию подкастов успешно завершили в NextMedia. А в «Двух дорожках» признаются, что работать приходится гораздо больше, чем до начала пандемии.
«Внезапно появилось много заказов из Москвы. Людям приходится искать новые способы коммуникации с клиентами или с широкой аудиторией. А у тех, кто давно мечтал о подкасте, появилось больше свободного времени», — делится Анна Петрова.
Глобального роста количества прослушиваний подкастов во время самоизоляции не отмечается. Это легко объяснимо.
Одна из традиционных моделей прослушивания — во время поездки на общественном транспорте или в автомобиле — стала неактуальна.
Подкастам пришлось конкурировать с сериалами и обучающими курсами, которые обрушились на запертых дома людей нескончаемым потоком. Впрочем, обвала тоже не произошло.
В ожидании звезд
С осторожностью относятся подкастеры и к перспективам передела рынка рекламы. Далеко не все видят в этом новые возможности.
Эльнара Петрова, впрочем, склонна смотреть в будущее с оптимизмом: «Стоимость интеграции в подкасте ниже, чем продажа эфирного времени на ТВ и радио, а высокий уровень доверия авторам позволяет собирать лояльную аудиторию.
Кроме того, по данным исследования британского агентства Kantar, только 8% потребителей считают, что бренды должны отказаться от рекламы сегодня. Остальные говорят: нормальная реклама — это нормально, она нужна, она напоминает о жизни до карантина, она успокаивает».
Опрошенные «ДП» эксперты сходятся в том, что прорыв на рынке российского подкастинга случится, когда на него придут медийные звезды, как это в свое время произошло с YouTube. Пока самым популярным авторским проектом в России является подкаст комика Данилы Поперечного.
Однако в качестве основной площадки для продвижения многие популярные проекты используют все тот же YouTube. Вероятно, немалое значение здесь имеет встроенная монетизация, которую подкаст–хостинги (крупнейшие российские — «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыка») вводить не торопятся.
«Мы не планируем делать какие–то специфические для подкастов варианты монетизации. Сейчас подкастеры могут привлекать финансовые средства, используя приложения для краудфандинга, такие как “Цели” и “Пожертвования”.
А скоро мы запустим VK Donut — сервис, с помощью которого авторы смогут предоставлять платный расширенный контент для своих подписчиков на регулярной основе», — сообщила «ДП» руководитель продвижения сервиса «Подкасты» во «ВКонтакте» Наталья Алимова.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Все, что нужно знать о бизнесе: 10 подкастов: 8 книг
2020 год выдался тяжелым. Всемирный банк приостановил публикацию рейтинга Doing Business. Но остановить разговоры о предпринимателях, их проектах, проблемах и прибылях невозможно.
Специально для MyBook медиааналитик и деловой журналист Елена Федотова подобрала 10 самых интересных подкастов про бизнес и финансы.
Как создавались российские компании, банки и налоговая система? На чем заработали первые миллиардеры? Экономист Сергей Гуриев выпустил исторический курс о том, как на советском фундаменте делали современную российскую экономику и старейшие российские организации. Без знания экономической истории невозможно принимать решения.
Для изменений нужно понимать, как мы пришли к социально-ориентированному бизнесу и ипотечным кредитам, сервисам по заказам такси и офшорным скандалам, биткойнам и офисному рабству, считает Гуриев. Начинающему предпринимателю подкаст поможет разобраться, по каким правилам живет российский бизнес вот уже 30 лет.
Если экономическая история покажется чересчур сложной, можно изучить историю брендов под редакцией радиостанции «Маяк» (автор подкаста – Рустам Вахидов). Выпуски «Брендятины» выходят в утреннем шоу Сергея Стиллавина и напоминают театральный капустник больше, чем серьезные лекции профессора.
Сейчас в коллекции «Маяка» более 300 выпусков: от рассказов про хорошо известные New Balance и Netflix до мало кому знакомой Louis Marx and Company – американского производителя пластиковых солдатиков, которые стали популярны даже в закрытом СССР.
Творческий коллектив компании «Мегаплан» подготовил исторический выпуск о дамах, которые в одиночку управляли фабриками и тысячами рабочих, реализовывали девелоперские проекты и запускали «водное такси» еще в ХIХ веке.
Подкаст поможет разобраться, как женщине открыть дело в мире мужчин и быть не только женой, матерью и хозяйкой, но и успешной бизнес-леди.
Сколько курсов вы окончили во время карантина? Карьерный консультант и гостья подкаста «НОРМ» Ксения Авдей однажды решила: «Хватит учиться – пора применять свои навыки на практике» – и запустила собственное дело. Ведущие подкаста «НОРМ» Даша Черкудинова и Настя Курганская часто спрашивают своих героев о чувствах и личных переживаниях.
И выпуск про стартапы не стал исключением. В центре внимания – страхи, которые мешают бросить надоевшую работу в офисе и начать свое дело. За 55 минут слушателям намекнут, как побороть опасения, когда еще рано уходить из офиса и можно потерпеть опостылевшее начальство.
Как написать завлекающее объявление, не облажаться с ценой и торговаться с покупателями? В совместном подкасте студии «Либо/Либо» и «Авито» Кирилл Краснов пытается продать смокинг, который надевал лишь однажды, – на собственный выпускной. Подкаст полезен всем, кто только начинает выпускать свои продукты: сможешь продать один смокинг – продашь и целую партию.
Ведущий «Коммерсантъ FM» Михаил Гуревич и создательница ресурса «Вакансии для хороших людей» Ирина Конторева обсуждают с основателем и совладельцем компании «Мосигра» Дмитрием Кибкало, как вести бизнес с женой и лучшим другом и не поссориться. Мир в компании и личной жизни Кибкало удается сохранить более 10 лет.
На фоне прослушивания вспоминается фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть». Или истории о том, как лучшие друзья запустили совместное предприятие и вскоре перестали общаться. Но есть и хорошие примеры – слушайте.
Зачем предпринимателю читать экономические журналы, и не лучше ли потратить это время на Forbes? Проект InLiberty и Фонд Егора Гайдара выпустили подкаст о самых известных мифах экономики.
В одной из его серий профессор РЭШ Андрей Бремзен рассказывает, как экономисты создают рынки, которых раньше не существовало.
Если вы хотите открыть собственное дело, но не знаете, в какой области, кликайте на подкаст и изучайте последние изыскания экономистов – идей там не меньше, чем в глянце для миллионеров.
Бум подкастов: как сделать, чтобы тебя услышали?
— Дайте, пожалуйста, несколько советов: как сделать подкаст, где его лучше разместить и как раскрутить.
— Нет какого-то единого рецепта, подкасты – явление разнообразное. Мне кажется, я могу посоветовать только какие-то прописные истины. Вроде того, что необходима регулярность и дисциплина. Важно выкладывать выпуски в одно и то же время, в один и тот же день, потому что это формирует у людей привычку.
По поводу того, где размещаться, сейчас в подкаст-индустрии нет стабильности и жестких стандартов. Раньше iTunes задавал стандарты для всех подкастеров и подкастов. Теперь это уже не совсем так.
Существует множество подкаст-приложений, каждое со своими особенностями, и за всеми не угонишься.
Самая важная площадка, где должен находиться подкаст, — это, конечно, все еще iTunes, но только по той причине, что многие подкаст-приложения подтягивают оттуда RSS feed. И если ваш подкаст есть в iTunes, то он есть практически везде.
Продвижение зависит от формата. Если это что-то нишевое, для конкретных людей, то нужно идти туда где есть эти люди, и рассказывать им, что есть такой подкаст. Если формат рассчитан на широкий круг слушателей, то нужно искать более массовую аудиторию.
Можно продвигаться при помощи закупки рекламы, но думаю, в России это пока доступно только подкастам, создающимся с участием крупных медиа, у которых есть своя площадка, где можно бесплатно рекламироваться, либо для проектов крупных компаний, которые могут себе позволить влить в маркетинг много денег. Для частных лиц это, наверное, пока еще недостижимая вещь.
Если у вас подкаст формата интервью или разговора с известным гостем, он может поделиться тем, что получилось, через собственные каналы, привлекая часть своей аудитории к вам. Или люди увидят его имя и захотят послушать.
— Как монетизировать подкаст?
— С монетизацией все сложно, потому что, как я уже сказал, индустрия еще не оформлена нет каких-то правил и гайдлайнов, не на что опереться, кроме западного опыта, который редко подходит к нашим реалиям.
У подкастов в России сейчас два пути. Первый — это реклама. Этот способ прост и применим к любому медиа, не только к подкастам.
Вы целенаправленно работаете на то, чтобы выходить на рекламодателя: наращиваете медийную значимость, набираете количество прослушиваний и скачиваний, после этого сами идете к потенциальным рекламодателям и предлагаете им купить рекламное место.
Мне известно несколько крупных подкастов, которые работают по такой системе и зарабатывают деньги. Не могу сказать, что большие, потому что в российском подкастинге пока еще мало денег, но тенденция нарастающая. Бизнес все больше интересуется подкастами как рекламными ресурсами.
Второй путь более распространен и мне видится более реалистичным. Это краудфандинг среди аудитории, людей, которым этот подкаст нравится и которые хотят, чтобы он продолжал выходить, и готовы вкладывать в это деньги. Есть несколько площадок, которые упрощают этот процесс. Самая популярная — Patreon.com.
На ней создатели контента могут получить стабильный заработок при помощи людей, которые этот контент потребляют. Этим путем иду я, потому что мне кажется, так проще и честнее. Это работа с аудиторией, а не с рекламодателем.
Но нужно понимать, что здесь не получится, как с игровыми стримерами, которым платят просто за то, что они играют в игры на камеру. Придется тяжело работать. Нужно уделять время работе с комьюнити, общению с людьми. Я бы избегал здесь слова «пожертвования», «донаты» — это другие финансовые взаимодействия.
Думаю, если с этим инструментом работать осознанно, изучать и учитывать его тонкости, то все сработает. Мы уже год развиваемся в этом направлении и довольно успешно.
— Какие подкасты слушаете вы? Назовите 3–5 лучших.
— Мне очень нравится подкаст «Русский Детройт», который делают ребята, живущие в Тольятти. Он про культуру и про все на свете.
Это такой дружеский подкаст: приятели разговаривают на какую-то тему, выражают свои мысли и эмоции по поводу определенной ситуации или явления.
Так как ребята находятся далеко за МКАДом, у них иногда бывает очень любопытный взгляд на вещи, отличный от тех, что преобладают в столице.
Выделю еще два подкаста, оба от одного автора: «Это провал» и «Кристина, добрый день». Это подкасты Кристины Вазовски. Она молодец, не боится экспериментировать с форматом и осознанно подходит к возможностям подкастов.
Особенно рекомендую послушать «Это провал», потому что там действительно интересные истории людей. А «Кристина, добрый день» — про сам подкастинг. Это интересно скорее тем, кто занимается подкастами, чем обычным слушателям.
Зачем нужен подкаст вашему бизнесу? Объясняет Артур Белостоцкий
Про подкасты в медиасфере не сказал разве что ленивый. Вот мы еще почему-то не рассказали, а зря. За последние два года количество слушателей увеличилось в 10 раз. Мы пообщались со специалистом — Артуром Белостоцким, продюсером подкастов «Заварили бизнес», «Либо выйдет, либо нет», «Бизнес, роботы, мечты».
Узнали из первых уст, стоит ли заходить на эту территорию, зачем нужен подкаст бизнесу, а также попросили рассказать всё, что необходимо учесть на старте.
Подкасты в 2020
Статистика говорит, что подкасты становятся все популярнее, но ей нельзя доверять на 100%, потому что в подкастах в целом есть проблемы со статистикой. Нет открытого ресурса, где можно посмотреть, как дела у крупных подкастов. Например, в YouTube можно провести исследование, увидеть просмотры и подписчиков. В подкастах такой информации нет.
С другой стороны, есть личное впечатление. Я вижу, что интерес к подкастам сохраняется и растет, появляются статьи (как эта), новые подкасты. В этом смысле мне кажется, мы находимся в фазе роста.
Когда мы делали наш подкаст («Заварили бизнес», первый проект Артура — прим. редактора), в какой-то момент было ощущение, что мы достигли потолка, но потом рост продолжился.
Может быть, не такими бурными темпами, как в самом начале, но он есть и по сей день. Поэтому я думаю, что мы находимся на растущем рынке.
Про форматы и тренды
Самый распространенный формат — разговорный. Двое или больше человек садятся перед микрофонами и обсуждают какую-то тему. Это все еще наиболее распространенный вид подкастов.
Есть форматы более нарративные — когда все сконцентрировано вокруг истории. Например, «Заварили бизнес» — это аудиосериал. В тот момент, когда мы его создавали, таких примеров практически не было.
Еще бывают смешанные подкасты. «Либо выйдет, либо нет» — это нарративный подкаст, где ведущие в формате сериала рассказывают о том, как строят бизнес, и с какими проблемами сталкиваются.
В нарративной части мы использовали не только диалог ведущих, но и документальные вставки — например, запись, на которой героини выбирают помещение для студии.
Тем не менее, половина каждого эпизода состоит из интервью с гостями — людьми, которые помогают ведущим разобраться с разными аспектами бизнеса.
Не так давно, буквально на прошлой неделе, если мне не изменяет память, «Медуза» запустила первый в России ежедневный новостной подкаст «Что случилось» (выходит каждый день, кроме выходных — прим. редактора). Там тоже смешанная история. Ведущие обсуждают новость друг с другом, и в процессе звонят экспертам, — тем, кто владеет информацией и может поделиться мнением.
Радует, что появляется все больше нарративных подкастов с более сложной сценарной работой и продакшеном.
Каким бизнесам подходит формат подкастов?
На мой взгляд, подкаст подходит любому бизнесу, но тут, как и в любом контент-маркетинге, появляется вопрос: для чего вы это делаете? Расскажу на примере подкастов, которые мы делаем для «Эвотора». Эта компания делает онлайн-кассы и сервисы для малого бизнеса.
У «Эвотора» есть онлайн-издание «Жиза». У издания две основные цели.
Первая — оно помогает предпринимателям найти ответы на вопросы, которые их волнуют: как строить бизнес, как соответствовать новым законам, как решать проблемы.
С другой стороны, для компании издание решает еще одну задачу: оно показывает читателям, что мы в теме, мы понимаем боль предпринимателей и знаем, чем они живут. Мы рассказываем истории, в которых люди узнают себя.
Все это создает лояльную аудиторию, которая в случае, если им понадобится онлайн-касса, вспомнят про «Эвотор», а не про какую-то другую компанию.
Подкасты выполняют ту же роль. «Заварили бизнес» — это логичное продолжение этой стратегии. Подкаст рассказывает на примере бизнеса нашей героини, как можно решить определенные проблемы в бизнесе.
Но в большей степени он показывает, что мы понимаем жизнь предпринимателя, мы представляем, что это такое. И еще один месседж, который он несет: вы тоже можете попробовать, это не так страшно.
Можно начать бизнес, потратить деньги, ничего не заработать, но это не смертельно. Вы сможете попробовать еще раз.
Запись подкаста «Заварили бизнес». Обычно мы записываем подкаст удаленно, но иногда встречаемся в студии в Москве и записываемся, глядя друг другу в глаза.
Эта стратегия хорошо проецируется на любой бизнес. Если у вас, например, медицинская компания, то нужно подумать, что волнует ваших потенциальных клиентов. Что вы хотите рассказать своей аудитории и может ли это стать подкастом
Для медицинского центра, который задумался о том, чтобы сделать подкаст, это довольно плодотворная почва. Есть много вопросов, которые волнуют всех: мифы о здоровье, как лечиться, как заботиться о своем здоровье. Если собрать эти вопросы и найти специалистов, которые могли бы на них ответить, из этого можно сделать подкаст.
Даже если проект не такой сложный, например ноготочки. Владелец салона, мог бы вести подкаст, где рассказывает о том, как он строит бизнес.
Сделать личный аудиоблог, превратить его в сериал, сделать так, что людям будет интересно за ним следить. Это даст еще один пласт аудитории.
Понятно, что если это локальный салон, то туда больше людей не придет, но, помимо этого, человек получает личный бренд как дополнительную ценность.
Зачем нужен подкаст digital-агентству?
Когда я только начинал слушать подкасты, в 2012 году, я слушал два подкаста про диджитал. Для меня лично эти подкасты тогда стали входом в профессию. Я начал работать в IT, и мне было безумно интересно.
Поэтому я не вижу причин, почему сейчас digital-агентства не могли бы использовать подкасты, чтобы что-то доносить до своих потенциальных клиентов.
Вопрос в том, для чего? Что они хотят получить на выходе?
Если у вас есть убедительный ответ на вопрос: «Зачем нам нужен подкаст?», тогда уже можно думать над форматами и тем, как их реализовать.
Какие форматы подойдут для digital-агентств?
На мой взгляд, кейсы и обучающий контент по интернет-маркетингу не очень хорошо транспонируются в подкаст. Кейсы — это цифры и «было-стало». А обучающие материалы — это инструкция, которая нужна человеку, когда он пробует сделать что-то сам. Подкаст для этого не подходит, такие вещи удобнее читать.
Лучше всего подкасты подходят для историй. Люди с детства, с древних времен так устроены, что привыкли истории слушать. Мы под это заточены.
Если делать подкаст для digital-агентства, надо подумать, какие истории вы можете рассказать. Мне кажется, это первый вопрос, который компания должна задать себе.
А просто взять и переложить статью в аудио — это неинтересно. Такой формат не будет иметь того эффекта, который хотелось бы.
Starter pack для начинающих подкастеров
Все не так сложно, как кажется. Самая сложная часть — придумать идею, формат и найти людей в компании, которые займутся этим. Это довольно большая работа, даже если вы только ведущий подкаста.
Техника
С технической стороны — если у вас есть офис, то вам, в принципе, нужно найти тихое помещение, изолированное. Например, переговорка.
Вам нужно не так много оборудования для старта: микрофоны и аудиорекордер. Главное правило — сколько человек, столько и микрофонов. Если записываете одного человека, то можно обойтись петличкой для айфона — Boya M1, которая стоит примерно 1355 рублей, или аудиорекордером Zoom H1n за 7288 ₽.
Для записи диалога понадобится рекордер Zoom H5 — 18599 ₽ и пару микрофонов к нему. Подойдут недорогие микрофоны Audio-Technica ATR-2100 — 6990 ₽. Или можно купить суперлюкс вариант: Zoom H6 за 29975 и микрофоны Rode Procaster за 13500.
Мой набор оборудования для записи в домашней студии. Два микрофона Shure SM7b, рекордер Zoom H5, предусилитель и две пары наушников.
Круто, если вы сможете подготовить помещение для записи, сделать звукоизоляцию. Но, в целом, не так критично. Я всегда топлю за то, чтобы начинать делать подкаст с тем оборудованием и помещением, которое у вас есть, и постепенно улучшать свой продакшн.
Первый выпуск «Заварили бизнес» был записан на айфон. Получилось вполне сносное качество звука, которого хватило, чтобы запустить пилотный эпизод. Если у вас один спикер, то этого вполне достаточно. Если у вас два спикера, вам нужно два айфона, чтобы каждый записал себя отдельно. В целом, с этого можно начинать.
Команда
В команде всегда есть ведущие или ведущий — человек, который сидит у микрофона и говорит. Может быть автор — человек, который придумал подкаст, отвечает за концепцию. Можно быть автором подкаста и не вести его, а выступать в большей степени как продюсер или редактор. Редактор и продюсер — это может быть один человек или разные люди.
Продюсер отвечает за то, чтобы подкаст вышел в хорошем качестве и в срок. Он же ищет гостей и организует работу. Редактор больше думает и работает над содержанием. Он продумывает, какие материалы понадобятся подкасту и отслушивает то, что получилось.
Обязательно нужен звукорежиссер, который будет подкасты монтировать. Понадобится иллюстратор, который нарисует картинку для подкаста.
В феврале наш подкаст «Заварили бизнес» получил премию Digital Communications Awards в номинации «Самое новаторское контент-решение».