Что происходит с экспортом белорусских компаний в Украину

  • Президент Белоруссии Александр Лукашенко, подводя итоги визита в РФ, сообщил о том, что страны договорились в течение недели согласовать баланс взаимных поставок сельхозпродукции.
  • На совещании, прошедшем в Минске по итогам переговоров, состоявшихся в Сочи 21 сентября, Александр Лукашенко сообщил, что было достигнуто полное понимание по вопросу развития сельского хозяйства и известных взаимных претензий по поставкам белорусской сельскохозяйственной продукции в Россию.
  • Россия остается основным торговым партнером Белоруссии, причем поставки не ограничиваются только сельхозпродукцией.
  • Беларусь поддерживает торговые отношения более чем с 200 государствами мира.
  • Важнейшими экспортными позициями являются нефть и продукты нефтепереработки, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, шины, молочная и мясная продукция, мебель.
  • В импорте наибольшее место занимают энергоресурсы (нефть и природный газ), сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование.
  • Ниже мы расскажем о 10 главных торговых партнерах Белоруссии.

1. Россия

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуОсновной торговый партнер Беларуси – Россия: на ее долю приходилось 39,2% белорусского экспорта и около 59% импорта.

С января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта в Россию составил $922,3 млн, а объем импорта – $1 687,6 млн.

  1. Основная доля российского экспорта в Республику Беларусь приходится на:
  2. • нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород (45%)
  3. • нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов (2%)
  4. • легкие дистилляты и продукты (2%)
  5. • транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 3000 см3 (1%)
  6. • электроэнергия (1%)
  7. • теплообменники (1%)
  8. Республика Беларусь в свою очередь поставляет России:
  9. • сыры (6%)
  10. • легкие дистилляты (4%)
  11. • молоко в порошке, гранулах или в других твердых видах, с содержанием жира не более 1,5 мас.% (3%)
  12. • автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (3%)
  13. • сливочное масло (3%)
  14. • сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза, в твердом состоянии (2%)
  15. • прочие отруба, необваленные (2%)
  16. • моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 20 т (2%)
  17. • тракторы (1%)

• молоко и сливки с содержанием жира более 1 мас.%, но не более 6 мас.% (1%)

• мебель деревянная (1%)

2. Великобритания

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуУвеличился товарооборот с Соединенным Королевством (на $178,4 млн). С января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта в Великобританию составил $346,8 млн, а объем импорта — $16,2 млн. Доля Великобритании в общем товарообороте Белоруссии – 7%.

Ведущие позиции экспорта из Беларуси в Великобританию: нефтепродукты, продукты перегонки каменноугольной смолы, битумные смеси, удобрения калийные и азотные, строительная арматура, мебель, необработанный свинец, женская верхняя одежда, устройства на жидких кристаллах, бинокли и монокуляры, рентгеновская аппаратура.

Ведущие позиции импорта из Великобритании в Беларусь: двигатели внутреннего сгорания, поставляемые для комплектации на белорусские предприятия машиностроительной отрасли, воздушные насосы, дорожная и строительная техника, трансформаторы, гербициды, химические соединения, полимеры и смазочные материалы, лекарственные средства, а также рыба мороженная, прочие пищевые продукты, крепкие спиртные напитки, медицинские материалы и оборудование.

3. Украина

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуТоварооборот с Украиной увеличился на 24,3% и составил $329,2 млн, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной $120 млн. Экспорт увеличился на 15,8%, импорт увеличился на 47,3%.

С января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $224,6 млн, а объем импорта — $104,6 млн.

  • Доля Украины в общем товарообороте Белоруссии – 6,3%.
  • Основа белорусского экспорта в Украину – нефтепродукты, занимающие более половины от общего объема поставок.
  • Среди других товаров, которые Беларусь продает Украине, – калийные удобрения, тракторы и сельхозтехника, шины, металлопродукция, холодильники и морозильники, пластмассовая тара, чулочно-носочные изделия, части и оборудование для автомобилей и тракторов, полимеры этилена, кордные материалы, синтетические волокна, продукты.

Из Украины на рынок Белоруссии идут прежде всего пищевое сырье и продукты питания. Самой крупной позицией белорусского импорта из Украины стали соевые бобы.

Украинские соевые бобы в Беларуси перерабатываются с последующим экспортом соевого масла и отходов отжима в Россию.

4. Китай

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $40,4 млн, а объем импорта — $246,7 млн.

  1. Доля Китая в общем товарообороте Белоруссии – 5,5%.
  2. Белорусский экспорт в Китай: шерсть нечесаная, молочная сыворотка, кожа, лесоматериалы необработанные, электронные интегральные схемы, лен-сырец или лен обработанный, носители информации, изделия из камня или других минеральных веществ, полиамиды, калийные удобрения.
  3. Белорусский импорт из Китая: аппаратура связи и части к ней, вычислительные машины для автоматической обработки информации, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, железнодорожные локомотивы электрические, металлоконструкции из черных металлов, ткани из синтетических комплексных нитей, части к принимающей и передающей аппаратуре, чулочно-носочные изделия, трансформаторы электрические, соединения гетероциклические, содержащие атомы азота.

5. Германия

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $113,1 млн, а объем импорта — $122,7 млн.

  • Доля Германии в общем товарообороте Белоруссии – 4,5%.
  • В первую пятерку наиболее востребованных в Германии белорусских товаров вошли сырая нефть, включая газовый конденсат, горячекатаные прутки из нелегированной стали, продольно-распиленные материалы, легковые автомобили и мебель.
  • В топ-5 импортных товаров вошли лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, прицепы и полуприцепы, жидкостные насосы, электрические машины и аппаратура специального назначения.

6. Польша

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $98,5 млн, а объем импорта — $91,7 млн.

Доля Польши в общем товарообороте Белоруссии – 3,6%.

В структуре польского экспорта в Беларусь доминируют сельскохозяйственная продукция – 27%, машины и оборудование – 24,2%, химическая продукция – 21,1%, металлоизделия – 8,4%, т. е. всего более 80% всех поставок в вашу страну.

В структуре польского импорта из Беларуси на протяжении многих лет также доминируют 4 группы товаров: минеральные продукты – 28%, химическая продукция – 23,3%, древесина и изделия из нее – 20,3%, черные металлы и изделия из них – 12,8%. На названные группы приходится почти 85% всего белорусского экспорта в Польшу.

7. Нидерланды

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $159,4 млн, а объем импорта — $14,9 млн.

  1. Доля Нидерландов в общем товарообороте Белоруссии – 3,3%.
  2. Белорусский экспорт в Нидерланды: продукция химического и нефтехимического комплекса, металлопродукция, лесоматериалы и продукция деревообработки, мебель, льняные ткани.
  3. Белорусский импорт из Нидерландов: тракторы и седельные тягачи, приборы и устройства, применяемые в медицине, вакцины и сыворотки из крови, лекарственные средства, продукты для кормления животных, оборудование для производства пищевых продуктов, оборудование для сельского хозяйства и садоводства, одежда б/у, цветы, луковицы, овощи и фрукты.

8. Литва

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $101,0 млн, а объем импорта — $20,0 млн.

  • Доля Литва в общем товарообороте Белоруссии – 2,3%.
  • Основу экспорта составляет продукция нефтехимического комплекса (нефтепродукты, полимеры этилена); удобрения; черные металлы (прутки из нелегированной стали, проволока); древесина и изделия из нее; жиры и масла животного или растительного происхождения, оборудование.
  • Беларусь в основном импортирует из Литвы котлы, оборудование и механические устройства; пластмассы и изделия из них; электрические машины и оборудование, бумагу и картон.

9. Турция

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $19,8 млн, а объем импорта — $68,2 млн.

  1. Доля Турции в общем товарообороте Белоруссии – 1,7%.
  2. Основные позиции белорусского экспорта в Турцию: калийные удобрения, акрилонитрил, синтетические волокна и нити, стальные полуфабрикаты и проволока, льняные ткани, сливочное масло, сухое молоко.
  3. Основные позиции турецкого импорта: сельхозпродукция (главным образом сезонная или некультивируемая в Республике Беларусь), трикотажные полотна и ткани, синтетические нити, одежда и обувь, части и принадлежности для автотракторной техники.

Наибольший удельный вес в экспорте и импорте услуг занимают транспортные услуги. Также осуществляется взаимная торговля компьютерными, телекоммуникационными, туристическими услугами.

10. США

Что происходит с экспортом белорусских компаний в УкраинуС января 2017 г. по январь 2018 г. объем экспорта составил $25,2 млн, а объем импорта — $28,3 млн.

Доля США в общем товарообороте Белоруссии – 1%.

Основными товарными позициями белорусского экспорта в США являются калийные удобрения, металлопродукция, рентгеновская аппаратура, устройства на жидких кристаллах, мебель, азотные удобрения, льняные ткани, стекловолокно, продукция деревообработки, кондитерские изделия, консервированная рыба.

Источник: Вести Экономика

Как Минск зарабатывает на донбасском конфликте на Украине

Белоруссия — главный экспортер нефтепродуктов на Украину

Боевые действия в Донбассе и обострение отношений между Россией и Украиной оказались Минску весьма на руку.

По официальным данным  Государственной службы статистики Украины, в 2014 году экспорт нефти и продуктов нефтеперегонки из Белоруссии вырос по сравнению с предыдущим годом в денежном эквиваленте в 1,33 раза, достигнув 3 млрд 268,1 млн долл. Что характерно, экспорт нефтепродуктов составил в 2014-м 82,3% всего белорусского экспорта на Украину.

Однако наглядней будут цифры о доле Белоруссии в украинском импорте нефтепродуктов. Обратимся за цифрами к отраслевым изданиям и консалтинговым агентствам.

В большой статье, опубликованной в апрельском номере российского журнала «Современная АЗС» за 2016 год, приводилась выразительная инфографика, согласно которой Белоруссия в 2014 году обеспечила 36,6% (751 тыс.

тонн) украинского импорта бензина и 54,2% (2,57 млн тонн) импорта дизельного топлива, а в 2015-м — 44,2% (619 тыс. тонн) импорта бензина и 44,7% (2,16 млн тонн) импорта дизельного топлива.

Аналогичные цифры за 2014 год, кстати, даны и в аналитическом материале, опубликованном 2 февраля 2015 года украинским интернет-изданием «НафтоРынок».

Белоруссия в те годы однозначно была крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Украину, хотя пока и не занимала откровенно доминирующего положения, как будет вскоре. Экспортировала нефтепродукты с белорусских НПЗ не только государственная Белорусская нефтяная компания (БНК), но и частные трейдеры из разных стран.

На втором месте по украинскому импорту бензина находилась Литва, обеспечившая поставки 26,0% в 2014-м и 20,5% в 2015-м, а по импорту дизельного топлива — Россия, обеспечивавшая поставки 22,1% в 2014-м и 27,8% в 2015-м.

«В 2015 г. доля белорусского дизельного топлива сократилась с 2,57 млн тонн до 2,16 млн тонн (падение составило 16,4%, или больше 410 тыс. тонн). Из этого количества более 90% белорусского ДТ приходится на Мозырский НПЗ и только порядка 8,5% на Новополоцкий НПЗ, — отмечается в статье в «Современной АЗС».

Читайте также:  Заключение контракта по итогам запроса котировок 44-фз

 — Кроме экономической ситуации в Украине, ключевым фактором, который повлиял на сокращение цетановых объемов из Беларуси, стала политика ценообразования.

Участники украинского рынка отмечают, что из-за высокой премии на топливо Мозырского и Новополоцкого НПЗ оптовики и ретейлеры были вынуждены диверсифицировать поставки».

Иначе говоря, белорусы подняли цены, а кроме того — откровенно «химичили».

В той же статье в «Современной АЗС» упомянуто: «Тот факт, что более половины объемов из Республики Беларусь приходятся на А-92, украинские эксперты объясняют тем, что в стране работает общеизвестная практика «разгонять» мозырскую «двойку» до «пятого» путем добавления различного рода присадок, что вряд ли можно назвать законным».

Кроме того, в 2015 году на топливный рынок Украины мощно зашли экспортеры из Польши, сразу занявшие большую нишу с поставкой 212 тыс. тонн бензина.

Впрочем, в 2016-м белорусы отыграли свое. «В сравнении с 2015 годом Беларусь увеличила отгрузки дизельного топлива на украинский рынок на 26%, с 2,16 млн тонн до около 2,73 млн тонн.

Прежде всего это связано с перебоями в импорте дизтоплива из России в первом полугодии… Таким образом, на сегодняшний день в украинском дизельном балансе белорусы занимают 48%», — отмечало  23 января 2017 года издание «НафтоРынок».

А белорусский бензин в 2016 году стал абсолютным чемпионом, заняв в импорте бензинов на Украине долю в 80,3% (1,16 млн тонн), на 88,7% больше, чем годом ранее.

Как отмечало 17 января 2017 года то же издание, «даже несмотря на продолжающиеся проблемы с поставками российского сырья в Беларусь и, как результат, недозагрузку Мозырского и Новополоцкого НПЗ, на соседнюю страну (Украину. — Авт.) суммарно приходится 80,3% импортных поставок бензинов.

Конечно же, лидером является Мозырский НПЗ, на долю которого пришлось 74,6% всех заграничных объемов бензинов, или около 1,09 млн тонн».

В 2018-м государственная компания «Укртатнафта» неоднократно лоббировала введение заградительных мер против демпингующих поставщиков из Белоруссии, имевших в запасе такой козырь, как поставки беспошлинной нефти из России.

В итоге, как писало 19 сентября 2019 года издание «Белрынок», «доля белорусского бензина на украинском рынке снижается.

Директор ООО «Консалтинговая группа А-95» (Киев) Сергей Куюн отмечает, что импорт бензинов из Беларуси по итогам первого полугодия 2019 года снизился на 25% до 315 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2018 года».

Снижалась, по данным того же издания, и доля белорусского дизельного топлива: «В 2018 году доля БНК в балансе украинского рынка дизтоплива упала с 43 до 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28 до 39%». Речь, уточняется далее в той же статье, о поставках дизельного топлива из России по недавно всплывшему в новостях трубопроводу «ПрикарпатЗападТранс».

Но стоит учесть, что доля непосредственно БНК никогда не составляла основу поставок топлива из Белоруссии.

По статистике именно страны происхождения импортного бензина, указывало 6 августа 2020 года белорусское интернет-издание «Нефтехимия», белорусский бензин продолжал в 2019—2020 годах доминировать на украинском рынке.

Так, за период с января по июль 2019-го доля бензина белорусского происхождения составила на украинском рынке 67,7%, а за тот же период 2020-го — 76,0%. И дальше, кстати, доля поставок белорусских нефтепродуктов на Украину только росла.

Белорусская кровь украинской авиации

Еще одна сфера, где роль поставок из Белоруссии была для Украины определяющей, — авиационное топливо.

Как отмечает профильный интернет-ресурс neftegaz.ru, «Беларусь была практически единственным поставщиком авиатоплива на Украину в 2014—2015 годах», причем только «в 2015 году Беларусь поставила 96,2 тыс. тонн авиатоплива на украинский рынок».

Причем поставки шли часто по очень льготным условиям.

«Как указывает руководитель белорусского аналитического центра Belarus Security Андрей Поротников, топливо Украине поставляли в долг, а не по предоплате в самые критические моменты в июле — августе 2014 года, в момент начала открытой фазы российско-украинского конфликта», — отмечала 2 января 2016 года «Немецкая волна» (Deutsche Welle).

Аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич несколько лет назад также напоминал, как «в 2014-м, на фоне попыток РФ «задушить» украинскую авиацию прекращением поставок топлива, в Новополоцке оперативно начали изготавливать сей продукт и предложили украинцам», и указывал  на такой выразительный момент: «Топливо с «Нафтана» в Украине было сертифицировано раньше, чем в самой Беларуси».

То есть речь шла о приоритетных поставках именно на украинский рынок.

Осенью 2015 года у белорусских и болгарских поставщиков авиационного топлива возникли серьезные проблемы, связанные с качеством поставляемой ими продукции.

Лаборатория Государственной фискальной службы (ГФС) Украины обнаружила, что, например, авиакеросин производства Новополоцкого нефтеперегонного завода (НПЗ) «Нафтан» по параметру температуры выкипания при 90% часто имел пограничные значения, в связи с чем попадал в категорию легких дистиллятов, облагаемых повышенной ставкой акцизного сбора.

«Лаборатория ГФС, которая в последние годы имела бесконечные претензии к параметрам выкипания 90% объема, теперь выявила превышение доли ароматических углеводородов (что говорит о недостаточной степени очистки топлива. — Авт.), притом сразу у обоих поставщиков.

Сертификат они не выдают, импортеры остановили поставки», — сообщил 30 сентября 2015 года отраслевому интернет-изданию enkorr.ua анонимный представитель ГФС.

Впрочем, насколько известно из СМИ, Белорусская нефтяная компания продолжала поставки на Украину вплоть до ноября 2015 года.

Это оказалось серьезным ударом, в том числе для украинской армии.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн отмечал в статье, опубликованной 3 марта 2016 года в газете «Зеркало недели» и посвященной закупкам топлива для Министерства обороны Украины: «Вопрос с авиатопливом имеет особую важность, поскольку Российская Федерация закрыла поставки авиакеросина сразу после начала войны, а с 2016-го прекратил поставки крупнейший экспортер этого товара в Украину — Беларусь. Причина уже не там, а здесь: украинские таможенники приравнивают авиатопливо к бензину, требуя вдесятеро больший акциз (если быть точным — 202 евро вместо 23, на 2015 год. — Авт.), что делает это топливо абсолютно непроходным. Попытки белорусов донести абсурдность ситуации до первых лиц ГФС обернулись открытием трех уголовных производств против одного из топ-менеджеров Белорусской нефтяной компании в Украине. Трейдеры переключились на поставки из Европы, но там выпускают марку керосина Jet A-1, которую ВСУ не используют».

Есть и еще один момент. Издание «Сайт белорусских исследований» указывало три года назад: «На фоне нефтяных войн 2015—2016 годов между Минском и Москвой одним из оснований для недовольства «друзей из-за поребрика» были как раз поставки нефтепродуктов для нужд ВСУ.

В результате на момент переговоров о поставках нефти с РФ (конец 2015-го — начало 2016 года) белорусская сторона ушла с тендеров ЗСУ и настойчиво просила своих контрагентов в Украине «подождать с военными поставками», тем более объемы по ранее заключенным контрактам еще не были выбраны полностью.

Военный рынок белорусы потеряли».

В итоге спустя какое-то время Киев и Минск нашли общий язык. «Мы возобновили поставки на рынок Украины в этом месяце, — сообщил 16 ноября 2016 года коммерческий директор БНК Сергей Гриб на конференции Petroleum Ukraine, организованной «Консалтинговой группой А-95».

 — У нас были переговоры с украинскими коллегами, нашли понимание: в целях контроля и борьбы с использованием реактивного топлива в качестве компонента мы выстроили одноканальную схему через нашу дочернюю компанию».

Речь вновь шла о поставках реактивного топлива РТ с Новополоцкого НПЗ «Нафтан».

Правда, вернуть поставки на прежний уровень удалось не сразу, потому что за 2015 год украинские потребители нашли новых поставщиков из Литвы, Азербайджана, Болгарии, Саудовской Аравии, Италии, Израиля, Греции, Туркмении и других стран. Как сообщили 19 января 2017 года сайту Oilnews.com.

ua в «Консалтинговой группе А-95», за декабрь 2016 года БНК поставила на Украину лишь 1,1 тыс. тонн авиатоплива. И далее рост шел медленно. «По данным «Консалтинговой группы А-95», за 8 месяцев 2017 г. из Белоруссии было импортировано суммарно 10,6 тыс. тонн авиатоплива… Основным поставщиком выступает «БНК-Украина» (9,5 тыс.

тонн за 8 месяцев 2017 года), вторым является аэропорт Львов (1,1 тыс. тонн)», — сообщало 10 октября 2017 года enkorr.ua.

И снова — первые

Впрочем, позже белорусские компании смогли получить даже контракты с Минобороны Украины, на что указывал «Сайт белорусских исследований»: «В начале марта 2018 года компании, торгующие белорусским авиационным топливом, выиграли тендер на поставку в ВСУ 7,6 тысячи тонн продукта на сумму 227,22 миллиона гривен (около 8,5 млн долл.). Срок поставки — до мая 2018-го».

В феврале 2019 года у белорусских поставщиков вновь возникли проблемы с ГФС, что снова остановило поставки авиационного топлива. На этот раз причины были уже другие. Как сообщалось 7 марта 2019 года на enkorr.

ua, «госэкспортер Белорусская нефтяная компания остановила поставки реактивного топлива в Украину в связи с проблемами при погашении налоговых векселей, выданных при импорте топлива в текущем году. Об этом enkorr стало известно из собственных источников.

По имеющимся данным, ГФС высказала претензии к порядку заправки авиатопливом с привлечением сторонних компаний без перехода права собственности на авиатопливо… В этой связи компания приняла решение с 1 марта временно остановить новые поставки».

Впрочем, и на этот раз экспорт быстро восстановился. Как отмечалось в статье, опубликованной 8 августа 2019 года на enkorr.ua, «в июле в Украину импортировано 23,3 тыс.

тонн авиационного керосина, что на 40% превышает июньские объемы (16,6 тыс. тонн).

Об этом enkorr сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на данные собственного исследования… Новополоцкий НПЗ ОАО «Нафтан» (Беларусь) отгрузил в Украину в июле 6,1 тыс. тонн (против 1,6 тыс. тонн в июне)».

При этом официальный Минск предпринимал все усилия, чтобы увеличить объемы поставок.

Так, как сообщала 22 ноября 2019 года пресс-служба Министерства энергетики Украины, во время визита в Киев делегации во главе с министром энергетики Республики Беларусь Виктором Кранкевичем «представители Беларуси подняли вопрос о поставках реактивного топлива в Украину по «многоканальной схеме»».

Не помешала поставкам и пикировка Киева и Минска по поводу итогов президентских выборов 9 августа 2020 года в Белоруссии.

2 сентября 2020 года заместитель главы белорусского государственного концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов заявил в интервью корпоративному изданию «Вестник Белнефтехима»: «Уверенно чувствуем себя в Украине, будем прилагать все усилия для того, чтобы наращивать здесь свою долю. В 2020-м планируем поставить 3,2 млн тонн. То качество и те условия работы с белорусскими нефтеперерабатывающими заводами, которые сейчас практикуются, позволяют нам уверенно смотреть в будущее на этом рынке».

В свою очередь, генеральный директор «БНК-Украина» (украинская дочерняя компания Белорусской нефтяной компании) Евгений Поспелов сообщил, выступая 16 декабря 2020 года на международной конференции Petroleum Ukraine в Киеве, что компания увеличивает объемы импорта на Украину: ежемесячные объемы дизельного топлива выросли до 200 тыс. тонн в месяц, что больше прошлогодних показателей на 8,5%, и «такая же ситуация по бензинам (+2,2%, до 40 тыс. тонн/мес)».

И это не только слова. В декабре 2020 года украинское отраслевое издание enkorr.ua констатировало: «Усилила свои импортные позиции Беларусь. Ее НПЗ в прошлом месяце отправили в Украину 251 тыс. тонн дизтоплива, что на 31,6% больше объема ноября 2019-го».

Читайте также:  Как увеличить продажи, предлагая разным клиентам разные цены на одинаковый товар/услугу

В январе 2021-го, по представленным на прошлой неделе данным Белстата, поставки на Украину составили 262,3 тыс. тонн нефтепродуктов, что в 1,5 раза больше, чем в январе 2020-го.

Если же брать самые свежие данные за январь – февраль 2021 года, обнародованные 21 марта Государственной таможенной службой Украины, в общем объеме украинского импорта нефти и нефтепродуктов в 1,631 млн тонн Белоруссия по-прежнему занимает первое место с 523,7 тыс. тонн (44,96%). 

Как политический кризис в Беларуси повлияет на торговые отношения с Украиной? — Белрынок

В организации протестных настроений в Беларуси Лукашенко обвинил в том числе и Украину. Из-за политического кризиса в Беларуси официальные контакты между странами пока «поставлены на паузу». Как дипломатический скандал может повлиять на экономические отношения Беларуси и Украины?

У Беларуси в торговле с Украиной сальдо положительное, в отличие от торгового сальдо с РФ

Украина и Беларусь в последние годы демонстрировали конструктивные политические и экономические отношения, в основе которых лежал прагматичном интересе для каждой из сторон. И это логично.

Для Украины Беларусь – второй по объему товарооборота рынок на постсоветском пространстве. Беларусь входит в пятерку крупнейших экономических партнеров Украины, она занимает четверное место рядом с такой страной как Германия.

Для Беларуси Украина –тоже второй после России торгово-экономический партнер. В 2019 году товарооборот между Украиной и Беларусью составил, согласно белорусской статистике, 5,8 млрд. долларов. При этом экспорт украинских товаров в Беларусь составил почти 1,7 млрд. долларов, а поставки белорусских товаров на рынок Украины — около 3,7 млрд. долларов.

Основу белорусского экспорта в Украину составляет продукция нефтепереработки, машиностроения и химической промышленности, а с недавнего времени этот список пополнила электроэнергия.

Отметим также, что в 2019 году Беларусь увеличила экспорт каменного угля в Украину в 4,7 раза по сравнению с 2018 годом до 2,764 млн. тонн. И это при том, что Беларусь не добывает каменный уголь, — основным поставщиком для нее стала Россия.

Кроме того, Беларусь наращивает поставки дорожного битума в Украину — в январе-августе 2020 года они увеличились на 73,5% до 317,8 тыс. тонн. Это обусловлено тем, что в Украине на 2020 год утвержден рекордный объем финансирования дорожного фонда — 110 млрд. гривен (около 3,9 млрд.

долларов), и белорусские производители по максимуму используют свои возможности для наращивания экспорта на украинский рынок.

Основные позиции украинского экспорта в Беларусь – продукция металлургической, машиностроительной и пищевой промышленности. В Украине работают совместные предприятия по сборке тракторов МТЗ и другой сельхозтехники, лифтового оборудования.

В перечень крупнейших налогоплательщиков в Украине вошли два поставщика белорусских нефтепродуктов — «БНК-Украина» и «БЗТ-Украина», а также «Торговый дом «МАЗ-Украина», через который реализуется белорусская техника в Украине, компании «Кривбасс-БелАЗ-сервис» и «СТЛЦ БелАЗ-Украина».

В этом году товарооборот между Украиной и Беларусью из-за пандемии несколько снизился. В первом полугодии он составил чуть более 2 млрд. долларов: белорусский экспорт в Украину — 1,3 млрд. долларов (в том числе продажа неф¬тепродуктов — 509 млн. долларов). а экспорт Украины в Беларусь — 703 млн. долларов.

Минск и Киев планировали 8-9 октября провести в очном формате в Гродно третий Форуме регионов. Ожидалось, что в нем примут участие президенты Беларуси и Украины.

При этом Владимира Зеленского в Минске ждали с официальным визитом. Однако политический кризис в Беларуси нарушил эти планы.

И хотя пока официально не заявлено об отмене форума, его проведение в сложившейся ситуации выглядит нереально.

Тем не менее, как можно предположить, политический кризис в Беларуси вряд ли принципиально разладит экономические отношения двух стран – прежде всего, в тех сферах, где они коммерчески перспективны для компаний двух сторон.

Белорусские нефтяники стратегически завязаны на Украину

Для экспорта белорусских нефтепродуктов Украина была и остается приоритетным рынком благодаря его высокой маржинальности и выгодной логистике.

Об этом свидетельствует тот факт, что несмотря на пандемию и форс-мажор с поставками российской нефти, экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в это году снизится, по оценкам концерна «Белнефтехим», всего лишь на 3% к уровню 2019 года до 3,2 млн. тонн.

«Что касается рынков.

Уверенно чувствуем себя в Украине, будем прилагать все усилия для того, чтобы наращивать здесь свою долю… То качество и те условия работы с белорусскими нефтеперерабатывающими заводами, которые сейчас практикуются, позволяют нам уверенно смотреть в будущее на этом рынке», — отметил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в интервью ведомственному изданию «Вестник Белнефтехима» в сентябре 2020 года.

Для сравнения: в первом полугодии 2020 года Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов 1,42 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года до 3,012 млн. тонн, При этом экспорт нефтепродуктов в Украину за это время снизился на 10,69% до 1,279 млн. тонн.

Большие планы на сотрудничество с украинскими компаниями и у «Белоруснефти»: она планирует создать в Украине кластер с широким спектром компетенций — от качественного сервиса до реализации нефти и газа.

В Украине с 2012 года работает дочернее предприятие «Белоруснефти» ООО «Сервис Ойл», сфера деятельности которго включает широкий спектр нефтесервисных услуг — строительство, ремонты нефтяных и газовых скважин, выполнение операций по гидроразрыву пласта, сейсморазведочные работы 3D, колтюбинговые услуги и т.д.

В Украине «Сервис Ойл» выполнила уже 165 операций по гидроразрыву пласта, 187 ремонтов скважин, пробурила пять высокотехнологичных скважин, шесть скважин восстановлены методом бурения бокового ствола, выполнила сейсморазведочные работы 3D на семи участках общей площадью 874 кв. км.

«В перспективе рассчитываем на налаживание в Украине партнерства в добыче углеводородов. Это позволит усилить наше присутствие у южных соседей путем создания мощного кластера, охватывающего широкий спектр компетенций — от качественного сервиса до реализации нефти и газа», — рассказал заместитель генерального директора по геологии «Белоруснефти» Петр Повжик «Вестнику Белнефтехима».

БНК заключила с «Укртранснафта» контракт на 3,2 млн. долларов

Отметим, что с 2020 года через Украину транспортируется альтернативная нефть для Беларуси.

Весной 2020 года АО «Укртранснафта» заключило контракт на предоставление дочерней структуре ЗАО «Белорусской нефтяная компания» (спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) — британской BNK Ltd услуг по транспортировке нефти из украинского порта «Южный».«Нафтогаз Украины» в начале марта согласовал два допсоглашения к данному контракту, согласно которым стоимость услуг транзита по трубопроводу Одесса-Броды составит до 80 млн. гривен (3,2 млн. долларов).

Ранее сообщалось, что азербайджанская компания Socar может поставить в Беларусь в 2020 году до 1 млн. тонн нефти. Эту нефть поставляется через Украину.

Гендиректор «Укртранснафта» и глава нефтяного дивизиона группы «Нафтогаз» Николай Гавриленко 18 сентября сообщил журналистам, что «Укртранснафта» планирует до конца 2020 года принять и прокачать через порт «Южный») в направлении Беларуси еще две-три танкерные партии азербайджанской нефти.

Сейчас также «Гомельтранснефть Дружба» развивает перспективный проект реверсивных поставок нефти через Украину и Польшу.

«Благодаря достигнутым договоренностям уже сегодня ПАО «Укртранснафта» осуществляет реверсивные поставки сырья в Беларусь по нефтепроводу Одесса — Броды», — рассказал недавно генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег Борисенко.в интервью ведомственному журналу.

По его словам, приоритетной частью этого проекта является строительство нефтепровода «Гомель – Горки», который соединит южную и северную ветки нефтепровода «Дружба» и даст возможность поставлять нефть на белорусские НПЗ с трех направлений — из России, Украины и Польши, в том числе посредством реверса.

Ранее белорусские власти заявляли, что строительство нового нефтепровода начнется в октябре 2020 года и завершится к 2023 году. Не изменятся ли эти планы из-за политического кризиса в Беларуси, время скоро покажет.

Беларусь может потерять украинский рынок электроэнергии

Очевидно, что ключевым вопросом белорусско-украинской повестки должны были стать поставки электроэнергии в Украину, поскольку после запуска БелАЭС этот рынок рассматривался Минском в качестве приоритетного для экспорта белорусской электроэнергии. В 2019 году Беларусь по максимуму использовала открывшийся украинский рынок. Буквально за полгода экспорт электроэнергии в Украину достиг 852,8 млн. кВт·ч (весь экспорт белорусской электроэнергии в 2019 году составил около 2,4 млрд кВт-ч).

Однако производители Украины стали жаловаться на неравные условия конкуренции с белорусской электроэнергией.

После чего глава Минэнерго Украины Алексей Оржель в марте 2020 года заявил о необходимости работать со странами-экспортерами «на паритетных условиях».

Было сказано, что Россия и Беларусь хотят поставлять электроэнергию в Украину, но при этом закрывают свои рынки от украинских партнеров, хотя Украина может продавать электроэнергию в ночные часы по конкурентным ценам.

Вслед за этим, в июле 2020 года, Украина впервые с сентября 2014 года возобновился экспорт электроэнергии в Беларусь.

И хотя Беларусь купила в Украине совсем небольшой объем (за июль поставки составили 12 млн кВт.

ч — 9% от всего объема украинского экспорта), это можно было расценивать как шаг Минска навстречу украинским партнерам в надежде на дальнейшего наращивания белорусской электроэнергии в Украину.

Отметим, что сейчас Украина ограничивает импорт электроэнергии из России, — российские компании могут продавать свою электроэнергию на украинском рынке только в режиме «на сутки вперед».

В то же время Беларусь может поставлять электроэнергию в Украину и по двусторонним договорам, и в режиме «на сутки вперед» и на внутрисуточном рынке.

Однако на фоне политического кризиса в Беларуси после того как все три страны Балтии отказались после запуска БелАЭС покупать электроэнергию из Беларуси, нельзя исключить того, что также поступит и Украина.

Беларусь в большей степени больше зависит от Украины, чем Украина от Беларуси

Таким образом, очевидно, что сегодня официальный Минск, невзирая на его негативную риторику, не сможет вести торговую войну с Киевом из-за большой зависимости от украинского рынка.

Читайте также:  Почему бы не работать на себя, если вакансий мало – опыт финдиректора с 19-летним стажем

Очевидно, то во внешней торговле Беларусь в большей степени зависят от Украины, чем Украина от Беларуси. По данным статистики, доля Беларуси в украинском экспорте составляет около 2,8%, а в импорте — около 4,9%.

Для сравнения: доля РФ в два раза выше — 5,6% и 9,2% соответственно.

При этом Беларусь имеет в торговле с Украиной, в отличие от торговли с РФ, положительное торговое сальдо – то есть, продает в Украину больше, чем покупает в Украине. Думается, что это обстоятельство будет сдерживать официальный Минск от непродуманный действий в отношении ключевого торгового партнера.

Готовимся к росту цен и дефициту. Почему Беларусь вслед за Россией блокирует поставки топлива в Украину

В Украине может резко подорожать бензин, фото: new-retail.ru

Украина оказалась на пороге настоящей топливной блокады. Вслед за пригрозившей нам санкциями Россией, Беларусь прекратила поставки в Украину светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива. 

Как уже писала «Страна», на прошлой неделе российское правительство расширило санкционный список, полностью запретив поставки сырой нефти в Украину и резко ограничив экспорт в нашу страну нефтепродуктов (они будут отгружаться только по специальным разрешениям).

Санкции начнут действовать с 1 июня этого года, то есть, фактически чуть больше, чем через месяц. Как спрогнозировал тогда глава консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, для переключения на новые источники поставок понадобится не менее двух месяцев. И в этом промежутке явно не миновать повышения цен. Дизель, по его мнению, взлетит в цене на 1,5 гривен, а газ — на 2 гривны за литр. 

Но в реальности все может оказаться еще хуже.

Беларусь, которая обеспечивает до 30% поставок в нашу страну дизельного топлива и сжиженного газа (а это порядка 2 млн тонн и 0,5 млн тонн соответственно), неожиданно перекрыла кран: импорт нефтепродуктов в Украину и Польшу с тамошних НПЗ полностью остановлен. Ограничения, якобы, временные и не санкционные — они связаны с низким качеством российской нефти, из которой производится белорусское топливо. 

Впрочем, как считает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябев, это не помешает нашим АЗС заработать на ажиотаже. Эксперты говорят о росте цен на топливо, минимум, на 2 гривны за литр. 

Белорусская блокада 

23 апреля информагентство БЕЛТА сообщило, что Беларусь «приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии». Первым о масштабной блокировке экспорта заявил заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб, выступая на семинаре-конференции «Экспорт в ЕС продукции концерна «Белнефтехим». 

«Приостановлена поставка светлых нефтепродуктов, бензинов и дизтоплива в Украину, Балтию и Польшу. На текущий момент (контрактные обязательства. — Прим.Ред.) приостановлены до момента решения вопроса с российской нефтью», — цитирует информагентство Сергея Гриба. 

По его словам, экспорт ограничили, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка Беларуси. Угроза дефицита там возникла из-за, якобы, некачественной нефти, которую поставляла на местные НПЗ Россия. 

Так, белорусские переработчики заметили резкое ухудшение качества российской экспортной смеси Urals, которая поступала транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Из-за этого, якобы, было повреждено дорогостоящее оборудование на Мозырском НПЗ.

«В течение последних нескольких дней Мозырский НПЗ перерабатывает нефть сорта Urals c высоким содержанием хлорорганики, обладающей повышенной коррозионной активностью. Плохое качество перерабатываемого сырья сказалось на работе оборудования», — цитирует БЕЛТА специалистов предприятия. 

На сегодняшней день в белорусской части нефтепровода «Дружба» находится более 700 тысяч тонн некачественной нефти. 

По оценке «Гомельтранснефть Дружба», белорусские нефтеперерабатывающие предприятия получат качественную нефть не ранее, чем через 8-10 дней. Собственно, до этого времени послаблений экспортного режима точно не будет. Хотя, как отметил Сергей Гриб, «для Беларуси рынки Украины, стран Балтии и Польши остаются наиболее премиальными в плане поставок». 

Впрочем, как заявил руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн, переработку снизил не только Мозырский, но и Новополоцкий НПЗ. По его данным, поставки из Беларуси в Украину не просто «ограничены», а уже полностью остановлены.

«Некоторые крупные трейдеры 22 апреля официально уведомили своих контрагентов об обнулении майских номинаций по белорусским ресурсам», — рассказал эксперт. В мае, по его словам, перебои тоже будут. 

И не исключено, что все ограничится маем. Эксперты говорят, что сейчас проблемы с поставками из Беларуси связаны именно с дефицитом внутри страны из- за некачественной российской нефти.

Но с другой стороны, еще до этих проблем, как только РФ заявила о санкциях, эксперты сразу предположили, что последуют ограничения импорта не только из России, но и из Беларуси. Якобы, РФ будет следить, чтобы не было реэкспорта.

Поэтому не исключено, что сейчас одно ограничение перетечет в другое — в мае будут приемы поставок из-за некачественной российской нефти, с июня — уже из- за российских санкций.

Помогут аграрии и российский дизель? 

«Демарш» белорусов застал наш топливный рынок врасплох. Некоторые эксперты верят, что никакой катастрофы все же не произойдет.

«Проблемы с качеством нефти — временные. Их планируется решить в течение недели. И, хотя в настоящее время отгрузки действительно сокращены, белорусы обещают выполнить все обязательства перед иностранными контрагентами», — пояснил они «Стране».

По словам экспертов, у отечественных трейдеров есть запасы топлива на 7-11 дней. Их теоретически должно хватить на время проблем с поставками белорусского топлива. 

Между тем, в «А-95» говорят, что и в мае поставки из Беларуси в Украину будут существенно уменьшены. Поэтому «рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива», — считает  Сергей Куюн. По его данным, в этом году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тысяч тонн белорусского дизельного топлива, его доля по итогам первого квартала, составила 34,5%. 

«По оптимистическому сценарию предстоит найти 80-100 тысяч тонн, по пессимистическому — 150-180 тысяч. В немалой степени успех этой непростой программы будет зависеть от того, насколько ответственно белорусские НПЗ и «Белорусская нефтяная компания» подойдут к информированию рынка о перспективах возобновления отгрузок», — считают в «А-95». 

Экономист Алексей Кущ говорит, что заместить традиционное для нашего рынка топливо «по щелчку» будет непросто. Как минимум, возможен рост цен из-за более дорогой логистики. «Нефтепродукты из Беларуси доставляются к нам по нефтепроводу и железнодорожным транспортом. Это самые удобные и недорогие каналы. Другие будут стоить, минимум, на 10% дороже», — говорит он. 

  • Плюс, есть вопросы по пропускной способности тех же морских портов, на которые сейчас придется повышенная нагрузка.
  • «Может так случится, что они не позволят обеспечить импорт в нужных объемах даже дорогих нефтепродуктов», — допускает Кущ. 
  • Возможный дефицит и очереди на заправках могут перекрыть достаточно большие запасы дизельного топлива, которые уже заготовлены под посевную.

«Она в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий», — поясняют в «А-95». Основными источниками поставок, по мнению экспертов, должен стать все тот же морской импорт и увеличение переработки НПЗ «Укртатнафта». Плюс — в мае еще должен сохраниться высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс», — около 280 тысяч тонн. 

Проблем с бензином при этом не ожидается. Как уже писала «Страна», основные его поставки идут к нам из Польши и Прибалтики. 

Что будет с ценами 

В любом случае украинским водителям стоит готовиться к подорожанию автомобильного топлива. Собственно, оно уже началось. По данным «А-95», на отдельных АЗС ценники выросли на 16-40 копеек. Причем, что характерно, и на дизель, и на бензин, «которому ничего не грозит».

Так, на 20 копеек подорожали все бензины на «БРСМ-Нафта» (А-92 — до 25,90 гривен, А-95 — до 26,90 гривен, А-95 плюс- до 28,42 гривен за литр). На KLO бензин подорожал на те же 20 копеек, а дизель — сразу на 40 копеек.

В сетях «Параллель», Mango и SUN OIL цены выросли на 16-32 копеек. Но в среднем по стране, по данным «А-95», ценники поднялись всего на 3 копейки. И это пока — не совсем «белорусская наценка».

Топливо дорожает из-за повышения нефтяных котировок. 

«Цены на нефтепродукты для потребителей в ближайшее время продолжат рост, но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы.

На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 гривны за литр.

Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае и составит около 1 гривны», — утверждают в «А-95».

То есть, в перспективе, еще до российских санкций, стоит готовится к подорожанию топлива на 2 гривны за литр. Это как минимум. 

«Сейчас наступает время рыночных спекулянтов. Они попытаются по максимуму нажиться на ажиотаже. С одной стороны раскручивается паника о грядущих российских санкциях, с другой — к ним добавится уже свершившийся факт ограничений белорусского импорта. 

«Некоторые операторы могут воспользоваться поднятой паникой в своих целях», — не исключает и Геннадий Рябцев. 

«Будут задирать цены в пределах ажиотажного спроса, то есть, пока будут покупать», — говорит Рябцев. То есть, теоретически цена может вырасти и на все пять гривен. «Тем более, что реально ценовой контроль со стороны АМКУ у нас не работает, то есть, заправки могут устанавливать буквально любые ценники», — говорит Кущ. 

Эксперты говорят, что сейчас правительству как раз самое время вспомнить о формировании стратегического запаса нефтепродуктов, о котором говорят уже давно, но пока в парламент даже не внесен соответствующий законопроект.

В «А-95» также отмечают, что стимулировать поставки нефтепродуктов из других источников могли бы снижение портовых сборов на перевалку и приоритетное обеспечение железнодорожными вагонами морских нефтеперевалочных комплексов.

Но будут ли власти сейчас спешно заниматься этим вопросом — не факт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *