Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это опыт исполненных контрактов, право собственности на недвижимость, специальные полномочия, штат оценщиков или срок существования компании. Эти условия прописаны в постановлении правительства № 99 от 04.02.2015 и предъявляются в некоторых тендерах. С 30 сентября вступили в силу новые правила.
30 сентября начали действовать новые правила, как подтверждать соответствие дополнительным требованиям. Составили инструкцию на примере площадки Сбербанк-АСТ.
Собрали в таблицу другие изменения в дополнительных требованиях к участникам закупок.
Общие положения
В статье 31 44-ФЗ указаны основные и дополнительные требования к участникам закупки. Подробнее об основных — требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, которое устанавливается, чтобы выявить наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.
Дополнительные требования применяются в соответствии с постановлением правительства РФ №99 от 04.02.2015 только при проведении следующих процедур:
- электронный конкурс с ограниченным участием (включая закрытый);
- электронный двухэтапный конкурс (включая закрытый);
- электронный аукцион.
В пункте 1 постановления № 99 указано, при проведении какой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки — конкурс, запрос котировок, запрос предложений и закупки у единственного поставщика.
Когда устанавливаются дополнительные требования
В приложении № 1 и 2 постановления от 04.02.2015 № 99 указано, что дополнительные требования к участникам закупки могут быть предъявлены в закупках:
- Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных, особо ценных и редких документов и работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных таких объектов.
- Строительные работы (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
- Услуги по морским и речным перевозкам.
- Техническое обслуживания, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
- Специализированные закупки, имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если НМЦК превышает 100 млн. руб. и др. по Приложению № 2 Постановления № 99).
Какими документами подтвердить
Заказчик не разрабатывает собственные доптребования. В постановлении Правительства от 04.02.2015 № 99 указано в каком случае заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки, наименование требования и список документов, которыми участники торгов подтверждают соответствие:
- Аналогичный предмету закупки опыт работы. Заказчик установит условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
- Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик предоставляет официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договоры сделок. Дополнительно он вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
- Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
- Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.
Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе электронного двухэтапного конкурса, при проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием.
ФАС в письме № МЕ/51304/19 от 19.06.2019 указала, что участник не подтвердит соответствие доптребованиям о наличии опыта строительных работ, если предоставит копии договоров субподряда.
Как предоставить документы о соответствии доптребованиям на площадку: пошаговая инструкция
Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ
Redone Полезные статьи о госзакупках 15 июня 2017
Согласно действующему 44-ФЗ заказчик может допускать к участию в закупке только поставщиков, которые соответствуют определенным требованиям. Такие требования делятся на две категории: обязательные и дополнительные. Первые предъявляются при осуществлении любых закупок, а вот вторые только в особых случаях.
Перечень возможных дополнительных требований
Возможность установления дополнительных требований к потенциальным поставщикам прописана в части 2 статьи 31 44-ФЗ. В особых случаях разрешено запрашивать у участника закупки подтверждение следующих сведений:
- Наличия достаточных финансовых ресурсов для выполнения договорных обязательств.
- Владения им на праве собственности оборудованием и материальными ресурсами, которые понадобятся для надлежащего исполнения условия контракта.
- Наличия соответствующего опыта работы и деловой репутации, который подтвердить возможность поставщика справиться с обязанностями, взятыми на себя по контракту.
- Присутствия в штате компании достаточного количества квалифицированных кадров, которые будут задействованы в процессе исполнения контракта.
Сведения о том, что к потенциальным поставщикам предъявляются дополнительные требования, должны в обязательном порядке содержаться в закупочной документации. Установление каких-либо других ограничений считается незаконным. Дополнительные требования в одинаковой мере предъявляются ко всем участникам.
В каких ситуациях допускается установление дополнительных требований
Ситуации, при которых заказчик должен предъявлять к участникам закупки дополнительные требования, прописаны в постановлении Правительства РФ за номером 99 от 04.02.2015 года. Среди них выделяют:
- Работы по сохранению объектов, относящихся к разряду культурного наследия, реставрация музейных предметов, документов архива, ценных и редких библиотечных экземпляров и так далее. В этом случае заказчик предъявляет требования о наличии у поставщика соответствующего опыта, обладании необходимыми материальными ресурсами.
- Строительные работы, которые соответствуют кодам 41.2, 42 и 43 ОКПД2. При этом начальная цена дота должна превышать 10 миллионов рублей. Заказчик в этом случае дожжен потребовать подтверждение о наличие соответствующего опыта у участников закупки.
- Оказание услуг, связанных с организацией морских и речных перевозок для нужд обороны страны. Заказчик должен выдвинуть требования о наличии у поставщика опыта выполнения аналогичных работ. При этом общая стоимость ранее выполненных договоров должна составлять не менее 20% от начальной стоимости контракта, который планируется заключить. Поставщик должен также обладать на праве собственности достаточным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения контракта.
- Работы по техническому обслуживанию или ремонту железнодорожного транспорта, который находится во владении вооруженных сил РФ. Поставщик обязан подтвердить наличие у него опыта выполнения аналогичных работ. При этом стоимость ранее выполненных контактов должна быть больше 20% от начальной цены договора, который планируется заключить. Участник также должен доказать обладание на правом собственности нужным оборудованием и прочими материальными ресурсами. Потенциальный поставщик помимо прочего должен иметь полномочия на оформление разрешительных документов на эксплуатацию техники, прошедшей ремонт.
- Выполнение работ по проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, имеющих отношение к атомной энергетике. При этом участник подтверждает наличие у него опыта и необходимых материально-технических ресурсов.
- Выполнение работ, связанных с переработкой или транспортировкой ядерных отходов, топлива, а также иных радиоактивных веществ. Подтверждается наличие опыта и соответствующих материальных ресурсов для исполнения контракта.
- Выполнение работ, связанных с реконструкцией, строительством и капитальным ремонтом сложных с технической точки зрения, а также особо опасных объектов, искусственных дорожных сооружений. Поставщик должен обладать достаточным опытом, иметь в собственности необходимую недвижимость, технику и материальные ресурсы.
- Оказание услуг по организации общественного питания. Дополнительные требования к участнику можно предъявлять только, если цена контракта превосходит 500 тысяч рублей. Участнику придется подтвердить наличие опыта.
- Работы по вычислению кадастровой стоимости при проведении государственной оценки. В штате компании, претендующей на заключение контракта, должно работать не менее 12 высококвалифицированных оценщиков. Не менее пяти из них должны иметь пятилетний стаж работы и больше. Потенциальный поставщик должен вести успешную деятельность на протяжении не менее 7 лет.
Для оценки заявок участников на соответствие вышеперечисленным требованием заказчик собирает комиссию. При выявлении несоответствий заявка отклоняется, и участник не допускается до участия в закупке.
Документы подтверждающие соответствие дополнительным требованиям
Для того чтобы подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям потенциальные поставщики обязаны в составе заявки предоставить следующие документы:
- Подтвердить наличие опыта выполнения аналогичных работ можно, предоставив сведения о ранее исполненных контрактах. Поставщик может приложить к своей заявке копии контрактов, а также актов приема-передачи.
- Наличие в собственности недвижимости подтверждается при помощи выписки из ЕГРН. Она должна быть выдана не ранее, чем за 90 дней до момента подачи заявки. Если поставщик пользуется недвижимостью на основании договора аренды, то он должен предоставить копию такого договора. При этом срок аренды не может быть менее двух лет.
- Наличие необходимого оборудования и материальных ресурсов можно подтвердить предоставлением перечня всего имущества, копий инвентарных карточек.
- То, что поставщик имеет достаточное количество транспортных средств для организации морских и речных перевозок подтверждается предоставлением копий свидетельств о праве собственности, свидетельства о праве плавать под флагом РФ, квалификационного свидетельства, пассажирского свидетельства и так далее.
- Наличие в штате компании квалифицированных кадров можно подтвердить справкой о том, что в компании работают люди с высшим образованием и опытом работы в соответствующей сфере не менее трех лет. Прилагаются также копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников.
- Финансовая стабильность компании подтверждается предоставлением бухгалтерской отчетности за последние три года с отметкой о принятии налоговыми органами.
Установление дополнительных требований позволяет гарантировать заказчику заключение контракта с благонадежным поставщиком, имеющим соответствующий опыт, ресурсы и финансовую стабильность. Благодаря этому при проведении особо ответственных закупок удается добиться высокого качества работ.
Постановление Правительства РФ №99: дополнительные требования к участникам закупок по 44-ФЗ
Для участия в проводимых государственных и муниципальных закупках заказчик может допустить только ограниченный круг участников, а может не устанавливать никаких требований, кроме предусмотренных действующими нормативными актами в сфере регулирования закупочного процесса.
Правовые нормы
Установление каких-либо требований к потенциальным участникам закупок имеет под собой обязательное правовое регулирование в виде двух нормативных актов:
- Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, возможности установления требований и порядок регулирования таковых отражены в статье 31, которая вводит деление устанавливаемых требований на единые, а также дополнительные требования. Кроме того, указанная статья говорит о том, что потенциальный участник закупки должен подтвердить свое соответствие указанным заказчиком требованиям. При этом обязанность подтверждения соответствия требованиям предусматривается по умолчанию, и заказчик не обязан фиксировать таковые требования в документации к проводимой закупке;
- Постановления Правительства Российской Федерации №99 от 4 февраля 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…». Данное Постановление направлено на регулирование порядка установления дополнительных требований к потенциальным участникам закупок, если в качестве предмета закупки планируется приобретение товаров, работ или услуг, которые требуют специальной квалификации сотрудников исполнителя, либо сама организация или индивидуальный предприниматель имеет право на осуществление такой деятельности, в том числе путем получения специально предусмотренных лицензирующих и иных разрешительных документов.
Понятие и перечень единых требований к участникам закупок
Под едиными требованиями, предъявляемыми к участникам государственных и муниципальных закупок, следует понимать такие требования, которые предусмотрены частью 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.
Данные требования предъявляются абсолютно ко всем участникам закупочной процедуры независимо от того, на каком уровне государственного бюджета происходит финансирование закупочной процедуры, а также независимо от того, планирует ли государственный или муниципальный заказчик устанавливать такие требования.
К числу таковых параметров отбора потенциальных участников относятся:
- соответствие тем требованиям, которые устанавливает действующее законодательство к участникам закупок;
- отсутствие проводимой процедуры ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Кроме того, в отношении потенциального участника закупочного мероприятия должны отсутствовать решения арбитражного суда о признании такого участника банкротом и об открытии в отношении него производства конкурсного типа;
- деятельность участника закупочного мероприятия не приостановлена на основании положений Кодекса об административных правонарушениях за выявленные им нарушения действующего законодательства;
- отсутствуют какие-либо недоимки по уплачиваемым налогам, а также другие задолженности по платежам, которые предусмотрены положениями действующего фискального законодательства Российской Федерации. Такое требование относится к предыдущему проведению закупки календарному году. Кроме того, при участии в осуществляемой закупочной процедуре потребуется подтвердить, что имеющиеся налоговые задолженности не превышают объем в двадцать пять процентов от имеющейся балансовой стоимости всех активов организации;
- у руководителя, а также главного бухгалтера организации либо у участвующего индивидуального предпринимателя не должно быть судимостей за преступления в сфере экономики, если только такая судимость не была снята или полностью погашена. Кроме того, после снятия или погашения судимости не должно сохраняться наказание в виде ограничения в праве занимать определенные должности либо заниматься какой-либо деятельностью;
- в отношении юридического лица не должны применяться меры по дисквалификации его в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Предельный срок для предоставления такого показателя юридическим лицом составляет не менее двух лет;
- если по итогам исполнения конкретного контракта заказчику будут переданы исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, у исполнителя должны быть такие исключительные права. Не потребуется такого обладания в случаях, если речь идет о создании произведений литературы или иных видов искусства, финансировании проката национальных фильмов, а также показов таких фильмов;
- между участником проводимой закупки и самим государственным или муниципальным заказчиком должны отсутствовать конфликты интересов (выражается в виде отсутствия брачных отношений между представителем заказчика, который может повлиять на исход проводимой закупочной процедуры, и представителем потенциального исполнителя контракта);
- потенциальный исполнитель не является компанией, зарегистрированной в оффшорных зонах;
- на участника закупок не наложены другие ограничения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе регулирующим осуществление закупочных мероприятий;
- отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков (в силу норм Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан расторгнуть контракт с исполнителем, находящимся в указанном Реестре, как только ему станет известно о таком нахождении).
Дополнительные требования
Дополнительные требования, как следует из их названия, могут быть установлены заказчиком только в тех случаях, если установление таковых является оправданным, с правовой точки зрения. Среди дополнительных требований следует рассматривать в соответствии с положениями части 2 статьи 31 указанного Федерального закона следующие требования:
- у потенциального исполнителя должны быть достаточные финансовые и материально-технические ресурсы для выполнения конкретного контракта или группы контрактов;
- если речь идет о выполнении каких-либо работ или оказании услуг, то необходимое для выполнения таковых оборудование должно находиться у потенциального исполнителя по контракту на праве собственности;
- для выполнения работ или оказания услуг у потенциального исполнителя должен быть соответствующий опыт работы, а также наличие должного качества деловой репутации, связанной с предметом закупочной процедуры;
- в штате исполнителя либо в качестве привлекаемых дополнительно трудовых единиц должно быть достаточное количество специалистов с должным уровнем образования, которые будут принимать участие в исполнении контракта.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации №99 дает право государственным и муниципальным заказчикам устанавливать иные дополнительные требования, если таковые являются необходимыми в силу особенностей исполнения конкретного контракта.
Однако заказчик должен понимать, что устанавливать дополнительные требования он вправе только в тех случаях, если по-другому получить качественное исполнение контракта невозможно (например, при осуществлении закупочного мероприятия с объектом в виде «медицинского оборудования» при условии включения монтажа в предмет закупки потребуется установить дополнительные параметры отбора участников в виде наличия квалифицированного персонала, который будет проводить установку такого оборудования).
Если необходимости в установлении таких требований нет, то их наличие в закупочной документации может быть неправомерным и повлечь обращение ущемленных исполнителей в Федеральную антимонопольную службу.
Итогом такого обращения может стать вынесение заказчику мер наказания в соответствии с нормами действующего федерального закупочного и административного законодательств.
Документы для подтверждения соответствия требованиям
Для того чтобы получить допуск к участию в том или ином закупочном мероприятии, потенциальному исполнителю по контракту потребуется предоставить документы, подтверждающие его соответствие таковым требованиям. К числу таких документов можно отнести:
- копии ранее исполненных контрактов или договоров по аналогичному предмету закупки, а также копии актов выполненных работ, подтверждающих добросовестность такого исполнителя;
- документы в копиях, заверенных уполномоченным должностным лицом и подтверждающих наличие права собственности на имущество, которое будет использовано при исполнении взятых на себя обязательств по конкретному контракту;
- копии инвентарных карточек на оборудование, которое будет использоваться при осуществлении работ или оказании услуг по заключаемому договору. Если в собственности данное оборудование не находится, потребуется предоставить копии договоров лизинга или аренды;
- копии разрешительных и лицензирующих документов на выполнение определенного вида работ или оказания услуг, если таковые предусмотрены порядком исполнения взятых обязательств по контракту;
- копии справок либо выписки из внутренних документов по личному составу потенциального исполнителя, которые смогут подтвердить наличие квалифицированного персонала в организации (в некоторых случаях потребуется указать и уровень такой квалификации);
- декларация о соответствии требованиям действующего закупочного законодательства;
- декларации или иные документы, подтверждающие, что в отношении организации не проводятся ликвидационные мероприятия;
- декларация или выписка из РНП о том, что участника закупок в нем нет.
Требования к участникам закупки: единые и дополнительные
Приветствую Вас.
В данной статье мы с Вами разберем требования к участникам закупки.
Не секрет, что любой участник закупки проводимой заказчиком в рамках Закона №44-ФЗ, желающий стать победителем, должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Более того, участник закупки должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Однако не стоит пугаться, все требования к участникам закупки четко определяются Законом №44-ФЗ.
В соответствии со статьей 31 Закона №44-ФЗ требования делятся на единые и дополнительные.
Единые требования к участникам закупки
Рассмотрим единые требования к участникам закупки.
1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.
Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.
Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов.
2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки.
5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты);
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией.
Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.
Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию.
Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки.
Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях).
8) участник закупки не является офшорной компанией.
Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно.
Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.
Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.
Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо).
Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.
Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости.
Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.
Дополнительные требования к участникам закупки
Перейдем к дополнительным требованиям к участникам закупки.
Данные требования заказчик устанавливает, в случае если дополнительные требования установлены Правительством Российской Федерации. К тому же они могут быть установлены только в конкурсах (за исключением открытого и закрытого конкурса) или аукционах.
31 статья 44 фз, дополнительные требования к поставщикам
Друзья, наверняка у всех вас уже на слуху документ под названием «Декларация о соответствии требованиям, установленным заказчиком» при проведении того или иного аукциона! И требования эти заказчик устанавливает согласно 31 СТАТЬИ 44 ФЗ, а основными требованиями этой статьи, с которыми вы часто сталкиваетесь, является например отсутствие поставщика в РНП, не проведение ликвидации компании поставщика, отсутствие недоимок по налогам и сборам, отсутствие судимости в сфере экономики и т.д. (все что перечислено в шаблоне декларации, которую мы предоставляем вам в открытом доступе и скачать которую можно на нашем сайте). Так вот, я хочу немного дополнить эту интересную 31 статью, точнее рассказать вам о том, что согласно этой самой статьи заказчик может установить ряд дополнительных к поставщикам-участникам требований! Давайте посмотрим, как написано в законе:
«Правительство Российской Федерации вправе (обратите внимание, не обязано, т.е.
на усмотрение заказчика) устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (расшифровка: динамичная бух. отчетность за последний календарный год с отметкой налогового органа);
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (наличие производственной базы, техники, и т.д.);
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (сканы договоров и всех закрывающих документов к договорам (акты, акты ввода объекта в эксплуатацию, фактуры, счета-фактуры, КС-2, КС-3 и т.д.);
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (наличие квалифицированного штата специалистов с дипломами, корочками, допусками и т.д., подтвердить который можно наличием сканов трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, сертификатов и т.д.).»
Если простым языком прокомментировать эту выдержку из 31 статьи, то можно отметить что в зависимости от сложности и специфичности некоторых электронных аукционов (а также конкурсов (с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов), заказчик имеет возможность потребовать от поставщиков-участников например подтвердить свой опыт в аналогичных работах/услугах путем предоставления отсканированных договоров и закрывающих к ним документов, которые были выполнены в течении трех последних лет до момента подачи заявки на участие в торгах. И сумма этих договоров (или одного договора) должна быть более или равна 20% от начальной цены контракта (НМЦК) по этим торгам. Но заказчик не может спонтанно потребовать ОПЫТ, он имеет право установить подобные требования, при условии, что сумма аукциона например превышает 10 млн. рублей, либо работы являются специфичными (сложными, нетипичными) и попадают в перечень, указанный в дополнительных требованиях, прописанных в документе который можно открыть по ссылке: дополнительные требования к участникам закупки.
В любом случае заказчик обязан и в извещении к аукциону, и в аукционной документации прописать свои требования крупным шрифтом! И соответствуя этим требованиям, поставщик все необходимые документы должен подгрузить в составе второй части заявки (помимо универсального пакета документов).
Если вы видите, что заказчик установил дополнительные требования необоснованно, т.е. не имея отношения к вышеуказанным случаям, то срочно пишите запрос на разъяснение аукционной документации или звоните заказчику напрямую чтобы устранить незаконное усложнение подготовки пакета документов для участия в данных торгах.
Единые требования к участникам госзакупок
ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года регулирует госзакупки. Это ключевой нормативный акт, который устанавливает правила относительно государственных контрактов. Почему это так важно? Госконтракт предполагает заключение соглашения с поставщиком с целью удовлетворения государственных нужд.
К примеру, государственной структуре нужно сделать сайт. Она размещает свое предложение на конкурсной основе, а затем выбирает поставщика. Он будет являться участником закупки. Этот участник должен соответствовать требованиям. Если он им не соответствует, то с ним не заключается контракт.
Требования к участникам закупки по ФЗ-44
Требования к участникам установлены статьей 31 ФЗ №44. Подразделяются они на основные, дополнительные, а также иные.
Основные требования
Основные требования считаются обязательными. Содержатся они в статье 31 ФЗ №44. Участник закупок должен соответствовать им в обязательном порядке. Введение их обусловлено необходимостью обеспечения здоровой конкуренции, потребностью в защите от недобросовестных участников. Рассмотрим эти требования:
- Соответствие всем положениям закона, которые касаются поставщиков и лиц, оказывающих услуги или производящих работы. В частности, лицу нужно проанализировать все нормативные акты, которые могут касаться его деятельности. К примеру, это могут быть требования к оформлению лицензии, участию в СРО.
- Субъект не должен находиться в статусе ликвидируемого. Понятие ликвидации содержится в статье 61 ГК РФ. Это прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей другим лицам.
- Он не может участвовать в процедуре признания несостоятельности.
- Деятельность поставщика не может быть приостановлена на момент подачи заявки на участие в госконтракте. Подобная приостановка выполняется в административном порядке на основании статьи 3.12 КоАП РФ.
- У компании не должно быть долгов по налогам и прочим платежам в государственный бюджет. В частности, учитываются долги за предыдущий год, объем которых больше 25% от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности. Однако если в отношении задолженности применена отсрочка, рассрочка или реструктуризация, она не будет учитываться. Также не учитывается долг, который начислен закупщику по ошибке. Однако это касается только тех случаев, когда участник подал заявление об обжаловании незаконно начисленной задолженности.
- Отсутствие судимости за экономические преступления у руководителя или главбуха. Примером экономического нарушения может быть дача или получение взяток. У ключевых лиц поставщика также не должно быть уголовной ответственности за неправомерное участие в предпринимательстве. Однако если судимость была, однако она погашена или аннулирована, поставщик может стать участником контракта.
- Руководитель, участник коллегиального органа, главбух – все эти лица не должны быть лишены права заниматься своей деятельностью (на основании статьи 47 УК РФ). Предполагаемый участник не должен быть дисквалифицирован, лишен права на занятие поставками и услугами (статья 3.11 КоАП РФ).
- Ключевые участники компании (руководитель, главбух) не должны быть судимыми в течение 2 лет по статье 19.28 КоАП РФ. Этот нормативный акт предполагает ответственность за неправомерную передачу должностному лицу денег или ценных бумаг. Говоря простым языком, эта статья предполагает наказание за взятку.
- Если госконтракт предполагает привлечение итогов интеллектуальной деятельности, участник должен иметь на них исключительные права. Однако есть исключение – это литературные произведения, прокат кино, предметы искусства.
- Между заказчиком и предполагаемым участником закупки не должно присутствовать конфликта интересов. К примеру, эти стороны не должны состоять в браке, в родственных отношениях.
- Потенциальный поставщик не может быть оффшорной организацией (пункт 10 части 1 статьи 31 ФЗ №44). Список территорий со льготным режимом налогообложения установлен Приказом Минфина №108н от 13 ноября 2007 года.
Эти требования едины для всех, кто претендует на статус участника закупок по ФЗ-44.
Дополнительные требования
Дополнительные требования могут устанавливаться только в некоторых случаях. В частности, это проведение конкурсов с ограниченным доступом, двухэтапных мероприятий, закрытых конкурсов. То есть дополнительные требования актуальны только в некоторых обстоятельствах. Рассмотрим их подробнее:
- Наличие достаточных ресурсов для выполнения положений контракта.
- Наличие имущества в собственности, которое будет нужно для исполнения контракта (к примеру, это может быть оборудование, инструменты).
- Определенный опыт работы (к примеру, опыт в сфере строительства не менее 5 лет).
- Положительная деловая репутация.
- Присутствие в фирме некого числа сотрудников с соответствующим образованием.
Отдельный перечень требований устанавливается для аудиторских и консультационных фирм, строительных и проектировочных организаций. Рассматриваемый список утвержден Постановлением №99 от 4 февраля 2015 года.
С нюансами применения этих требований можно ознакомиться через эти акты:
- Обзор судебной практики, установленный Президиумом ВС от 28 июня 2017 года.
- Письмо Минэкономразвития № 23275-ЕЕ/Д28и от 28 августа 2015 года.
- Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-14953 от 23 декабря 2016 года.
ВАЖНО! Заказчик не имеет права предъявлять к участнику завышенные требования. Если он это сделает, подобные действия признаются правонарушением.
Иные требования
К потенциальным участникам также могут предъявляться иные требования. Что это такое? Это требования, которые установлены отдельными нормативными актами.
К примеру, заказчик имеет право ввести это ограничение: отсутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков. Основание – письмо Минфина №24-05-09/62505 от 26 сентября 2017 года.
Иные требования могут устанавливаться по отношению к консультационным и аудиторским фирмам.
Дополнительные особенности
На основании несоответствия требованиям участник может быть отстранен от контракта на любом этапе вплоть до момента заключения контракта. Если заказчик отказывается от сотрудничества, то соответствующий протокол должен появиться в ЕИС не позже одного дня. Решение заказчика об отказе может быть обжаловано участником.
Для чего нужны требования? Они нужны для качественного исполнения контракта. К примеру, это контракт на возведение моста. Лицо, участвующее в заказе, должно иметь все оборудование, требуемое для работы. Без этого мост не будет возведен в рекомендуемые сроки.
Документы, доказывающие соответствие требованиям
Требования к участникам размещены в аукционных документах. Для подтверждения своего права на участие в контракте понадобятся эти бумаги:
- Декларация, оформленная в свободной форме.
- Выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная не ранее чем за полгода до момента подачи заявки на конкурс. Предоставляется она в том числе в электронной форме.
- Уставные бумаги.
- Если есть дополнительные требования, нужно предоставлять дополнительные бумаги. К примеру, заказчик требует определенного количества сотрудников определенной квалификации. В этом случае нужно получать справку из кадрового отдела. Этот документ подписывается руководителем фирмы и заверяется печатью.
Если какой-либо документ у поставщика отсутствует или информация в бумагах изложена неверно, заявка участника отклоняется.
Скопировать урл
Распечатать
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Требования к исполнителю по 44-ФЗ: нормативные нюансы и инструкция для участников
Единые требования к участникам закупок по 44-ФЗ. Дополнительные требования к исполнителю по 44-ФЗ. Как исполнителю подтвердить соответствие требованиям по 44-ФЗ? Инструкция подтверждения исполнителем соответствия доптребованиям по 44-ФЗ. Напоследок про иные требования к исполнителю по 44-ФЗ.
Из этой статьи вы узнаете:
- Единые требования к участникам закупок по 44-ФЗ
- Дополнительные требования к исполнителю по 44-ФЗ
- Как исполнителю подтвердить соответствие требованиям по 44-ФЗ
- Инструкция подтверждения исполнителем соответствия доп. требованиям по 44-ФЗ
- Напоследок про иные требования к исполнителю по 44-ФЗ
Требования к исполнителю по 44-ФЗ являются конкретными условиями, которые тот должен соблюдать, если хочет принимать участие в закупках. Российское законодательство устанавливает здесь свои нюансы, которые необходимо знать всем, кто работает в этой области.
Какие же единые и дополнительные требования на текущий момент предъявляются к исполнителям, и какие действия с их стороны неприемлемы? Чтобы разобраться в этих и других вопросах, читайте далее нашу статью.
Единые требования к участникам закупок по 44-ФЗ
- Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 к участникам закупочной процедуры выдвигаются требования как к лицам, которые осуществляют поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.
Согласно данной законодательной норме заказчику необходимо провести анализ нормативных документов в отношении требований, которые устанавливаются к конкретным видам деятельности. Данные требования касаются процедур получения лицензий, участия в СРО и т. п.
- Возможный участник закупочной процедуры не должен находиться в стадии ликвидации организации.
Вследствие ликвидационных мероприятий, проводимых в отношении юридического лица, его деятельность прекращается. При этом права и обязанности организации не переходят к иным лицам. Решение о ликвидации юридического лица принимается его учредителями либо уполномоченным органом.
Также ликвидационная процедура может быть инициирована по окончании срока, на который было организовано юридическое лицо, или в случае достижения цели создания организации. Кроме того, решение о ликвидации юридического лица может быть принято в судебном порядке.
- Участник закупочной процедуры не должен быть признан судебной инстанцией банкротом и в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство. Данная норма установлена в п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44. Согласно ст. 2 ФЗ № 127 от 26 октября 2002 г.
несостоятельным (банкротом) считается должник, который признан в судебном порядке неспособным полностью выполнить требования кредиторов по финансовым обязательствам, оплате труда или выплате выходных пособий работающим или работавшим ранее сотрудникам, а также уплатить обязательные платежи.
- Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 на момент, когда была подана заявка, деятельность участника закупочной процедуры не должна быть приостановлена. Суть административной приостановки деятельности ИП или юридического лица изложена в статье 3.
12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная мера предполагает временное прекращение конкретного вида деятельности лица, деятельности его отдельного подразделения либо приостановку использования некоторых объектов.
- Согласно п. 5 ч. 1 ст.
31 ФЗ № 44 у участника закупочной процедуры не должно быть задолженности по налоговым платежам, сборам или другим обязательным платежам в бюджет РФ. В данном случае берется во внимание задолженность за предыдущий год, сумма которой составляет более 25 % размера активов организации в соответствии с бухгалтерскими отчетами за последний отчетный период.
Также следует отметить задолженности, которые не учитываются при рассмотрении заявки участника закупки. К ним относят суммы, на которые предоставляется рассрочка, отсрочка платежа или кредит, а также реструктуризированная задолженность, в судебном порядке признанная погашенной либо безнадежной к возврату.
Помимо этого, участник может быть признан соответствующим требованиям к исполнителю в техническом задании по 44-ФЗ при наличии задолженности по обязательным бюджетным платежам свыше 25 % балансовой стоимости активов, если было подано и находится на рассмотрении заявление об обжаловании такой задолженности.
- Участник закупочной процедуры не должен быть осужден за правонарушения в экономической сфере, несоответствующее закону участие в предпринимательской деятельности, участие в коррупционных схемах. Также согласно п. 7 ч. 1 ст.
31 ФЗ № 44 участник закупочной процедуры (физическое лицо, руководитель, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер) не должен быть лишен права занимать конкретные должности или осуществлять конкретную деятельность, которая связана с поставкой товаров, оказанием услуг или выполнением работ, являющихся предметом закупочной процедуры.
Данные меры наказания предусмотрены по ст. 47 Уголовного кодекса РФ. Также в отношении участника не должна быть применена дисквалификация как мера административного наказания, предусмотренная ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
jpg»>
- В п. 7.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 установлено требование, согласно которому участник закупочной процедуры за последние 2 года до даты подачи заявки не должен привлекаться к административной ответственности за нарушение закона по ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица.
- Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 между заказчиком и участником не должно быть конфликта интересов. Это условие является универсальным и касается ситуаций, когда договор подписывается с физическим лицом, включая случаи, когда оно является единственным участником. Более детальные разъяснения по данному вопросу даются также в письме Министерства финансов РФ от 24 июля 2017 г. № 24-05-09/47126, а также в Обзоре судебной практики, который утвержден Президиумом ВС РФ от 28 сентября 2016 г.
- Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 к участию в закупочной процедуре не допускаются офшорные компании. Список стран и территорий, на которых действует льготное налогообложение либо не раскрываются и не предоставляются сведения об осуществляемых финансовых операциях (так называемые офшорные зоны) утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.
Соответствие участника закупочной процедуры требованиям к исполнителю по 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 31) зачастую должно подтверждаться соответствующими документами. Выполнение условий других пунктов ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 декларируется.
Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования в отношении участников закупки для отдельных видов товаров, услуг и работ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05 апреля 2015 года № 99 к ним относят:
- опыт выполнения аналогичных заказов, наличие недвижимости, конкретного оборудования и техники, например, при исполнении договора на работы по сохранению объектов культуры;
- опыт выполнения аналогичных договоров по строительству за предыдущие 3 года;
- опыт выполнения аналогичных заказов и наличие морского или речного транспорта при оказании услуг в сфере военных речных и морских перевозок.
Также, кроме вышеуказанных требований к исполнителю по 44-ФЗ, заказчик может выдвинуть требование об отсутствии сведений об участнике закупки в Реестре недобросовестных поставщиков. В данном реестре содержатся данные о поставщиках, которые выполнили договор ненадлежащим образом или не выполнили его совсем.
Но есть и другое мнение касательно требований, которые выдвигаются при проведении запроса котировок. В частности, согласно практике арбитражных судов требования заказчика о предоставлении допуска или лицензировании соответствуют законодательству, поскольку они устанавливаются исходя из п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44.
В случае соответствия всем пунктам перечня вы имеете возможность стать членом ассоциации участников закупок (АУЗ) и оказать помощь в защите прав другим потенциальным исполнителям госзаказов.
АУЗ является добровольной некоммерческой организацией, которая объединяет ИП и юридические лица для осуществления общественной деятельности.
Основное направление работы данного формирования – представление и защита прав участников АУЗ по большей части в сфере государственных закупок.
Как исполнителю подтвердить соответствие требованиям по 44-ФЗ
Для выполнения требований к исполнителю по 44-ФЗ участник закупочной процедуры обязан ко второй части заявки приложить следующие документы:
- Документацию, предусмотренную п. 1 ст. 31 ФЗ № 44, а также декларацию согласно пп. 3, 5, 7 и 9 данной статьи. Начиная с июля 2018 года формирование декларации происходит в автоматическом режиме. При подаче заявки на электронной торговой площадке участнику достаточно поставить «галочку» и с помощью электронной подписи подтвердить отправку.
- Выписку из ЕГРЮЛ, полученную в течение последних 6 месяцев.
- Уставные документы.
- Документы, подтверждающие выполнение дополнительных требований (если они были установлены).
При отсутствии всех вышеперечисленных документов заказчик вправе отклонить заявку участника.
В случае выявления подачи победителем закупочной процедуры не соответствующих действительности сведений заказчик не имеет права подписывать договор с этим участником. Принятое комиссией решение об отклонении заявки может быть обжаловано.
В случае подтверждения незаконности решения тендерной комиссии на ее членов могут быть наложены штрафные санкции в размере от 5 000 до 30 000 тыс. рублей.
Инструкция подтверждения исполнителем соответствия доптребованиям по 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 04 февраля 2015 года № 99 предполагает необходимость подтверждать соблюдение дополнительных требований исключительно при проведении таких закупочных процедур:
- открытый и закрытый конкурс в электронной форме с ограниченным участием;
- открытый и закрытый двухэтапный конкурс в электронной форме;
- электронный аукцион.
30 сентября 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2019 года № 1202, которое регулирует вопросы взаимодействия участника закупочной процедуры и ЭТП.
В частности, данным постановлением утверждены ситуации, в которых требуется подтверждение соответствия участника электронного конкурса или аукциона установленным дополнительным требованиям.
Рассмотрим алгоритм процедуры подтверждения на примере ЭТП «Сбербанк-АСТ».
Шаг 1. Зарегистрироваться в Единой информационной системе. Далее получить аккредитацию на ЭТП в соответствии со ст. 24.2 ФЗ № 44. Не выполнив данные действия, участник не может быть допущен к участию в закупках с установленными дополнительными требованиями к исполнителю по 44-ФЗ.
Шаг 2. Войти в личный кабинет на ЭТП, где с 01 июля 2019 года появился раздел «Документы о соответствии участника».
Шаг 3. Нажать на кнопку «Направить/изменить», расположенную возле товара, работы или услуги, для которых необходимо подтверждение.
Шаг 4. Добавить копии и отправить их на рассмотрение. Они оцениваются отдельно по каждому товару, работе или услуге. После успешной загрузки документов и внесения данных вашей заявке присвоится статус «На рассмотрении». Процедура рассмотрения занимает до пяти рабочих дней.
Шаг 5. Исправление ошибок (по необходимости). Исправлять недочеты до окончания процедуры рассмотрения невозможно. Следует дождаться, пока заявка будет отклонена, затем внести необходимые изменения и отправить документы еще раз. Повторное рассмотрение также занимает до пяти рабочих дней.
Шаг 6. Нажать на иконку для просмотра истории отправки заявок, исправлений и статуса рассмотрения заявки.
Напоследок про иные требования к исполнителю по 44-ФЗ
Согласно Письму Министерства финансов РФ от 26 сентября 2017 года № 24-05-09/62505 заказчик вправе устанавливать требование об отсутствии данных об участнике закупочной процедуры в РНП.
В п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44 прописано требование к наличию исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые передаются от участника заказчику в ходе закупки. Исключение составляют договоры на создание литературных произведений, предметов искусства и т. п.
Также к данной категории относятся требования, устанавливаемые на основании ч. 2.1 ст. 31 ФЗ № 44.
Согласно данной законодательной норме Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупочных процедур по оказанию услуг консультирования, аудита и сопутствующих аудиторских услуг. Также заказчик может устанавливать требования к исполнителю по 44-ФЗ о наличии партнерского статуса.
Следует отметить, что отстранить участника от участия в закупочной процедуре или отказаться от подписания договора с победившим участником заказчик может когда угодно до момента заключения контракта.
Например, если будет обнаружено несоответствие участника общим или дополнительным требованиям либо предоставление недостоверных сведений относительно того, насколько претендент подходит под условия закупки.
Если заказчик отказывается подписывать договор с победившим участником, он обязан в срок не позже одного рабочего дня составить и разместить в Единой информационной системе протокол, которым принято решение об отказе от подписания контракта.
В данном документе должны быть указаны сведения о месте и времени его составления, об участнике закупки, которому отказано в подписании договора, об основании для отказа и реквизиты документов, подтверждающие данный факт.
Заказчик обязан направить протокол об отказе победителю закупки в течение двух рабочих дней с момента, когда он был подписан.
Принятое заказчиком решение об отстранении участника или отказе от подписания договора может быть обжаловано по правилам, установленным ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».