Где и как отстоять свои права участнику торгов

Где и как отстоять свои права участнику торгов Фото с сайта insidethegames.biz

Распространено мнение, что если процедура закупки проведена с нарушениями, отстоять свои права практически невозможно. Адвокаты REVERA Анастасия Павлюченко и Александр Мелешкевич подготовили несколько практических советов, которые помогут этой ситуации избежать. Они будут полезны участникам закупок из Беларуси, а также других стран — в том числе, государств ЕАЭС.

— Вот несколько рекомендаций, которые помогут компаниям защитить свои права, если процедура закупки была проведена с нарушением.

Где и как отстоять свои права участнику торгов Анастасия Павлюченко Руководитель субпрактики административно-правовой защиты бизнеса REVERA Где и как отстоять свои права участнику торгов Александр Мелешкевич Адвокат REVERA

1. Определить вид закупок.

Всего есть три основных вида процедур закупок, каждый из которых регулируется по-своему и обжалуется разными способами:

  • Государственные закупки (за счет бюджетных средств). Их результаты обжалуются в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) и/или суд
  • Закупки за счет собственных средств «государственных» организаций. То есть компаний, у которых 25% акций/долей в уставном фонде принадлежат государству или организациям, имущество которых принадлежит государству. Их результаты обжалуются заказчику и/или суд
  • Закупки в строительстве. Их результаты обжалуются организатору и/или в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве и/или в суд.

Информацию о виде закупок можно посмотреть в конкурсной документации, как и информацию о:

  • Заказчике и организаторе торгов
  • Виде процедуры закупки
  • Предмете закупки
  • Условиях поставки товара или выполнения работы, оказания услуги
  • Требованиях к участникам и перечню предоставляемых документов
  • Требованиях к предмету закупки, ее участникам, порядке предоставления предложений
  • Условиях проведения торгов и порядке выбора победителя

2. Проверить, законны ли требования конкурсной документации.

Требования конкурсной документации могут изначально быть сформированы таким образом, что будут невыполнимы для некоторых участников.

Есть безусловные основания, когда компанию могут не допустить к участию в закупке. Для примера — вот некоторые, которые относятся к закупке за счет собственных средств:

  • Компания включена в реестр лиц, временно не допускаемых к закупкам
  • Компания включена в реестр «лжепредпринимателей»
  • Компания не является производителем или официальным торговым представителем, при этом в этой же закупке участвует производитель/официальный торговый представитель — при условии, что цена предложения последнего равна или ниже цены предложений других участников

С другой стороны в конкурсную документацию включаются требования для подтверждения квалификационных данных участников, а законодательство, как правило, не устанавливает перечня документов, которыми они подтверждаются.

Где и как отстоять свои права участнику торгов Фото с сайта scaerussia.ru

Что делать, если какое-либо из требований конкурсной документации вас настораживает? Проверьте, соответствует ли оно законодательству. Если нет, возможно, таким требованием ваше право на участие в торгах ограничивается.

Например, законно требовать от участника торгов, чтобы он подтвердил свой опыт оказания определенного вида услуг, например — по заправке картриджей принтеров.

При этом незаконно ограничивать такой опыт определенной группой организаций — например, когда участник должен подтвердить подобный опыт оказания услуг государственным учреждениям образования.

В данном случае участник торгов должен подтвердить свой опыт оказания услуги, а не опыт работы с определенными учреждениями.

3. Предупредить организатора о нарушениях законодательства.

Если вы считаете, что требование конкурсной документации незаконно, и вы не можете его выполнить, предупредите об этом организатора до окончания срока принятия предложений. Это может решить проблему на стадии подачи и рассмотрения предложений, и вы избежите необходимости обжаловать результаты процедуры закупки.

4. Обратиться за разъяснениями конкурсной документации.

Не стоит додумывать за организатора, каким требованиям на самом деле должен соответствовать предмет закупки. Эти требования не всегда могут быть указаны конкретно, встречаются неточные формулировки («и иные документы» и т.д.). Также некорректно могут быть сформулированы технические требования.

Если вы обнаружили неточность, следует обращаться с запросом к конкурсной комиссии, так как из-за вашей неверной гипотезы ваше предложение могут отклонить.

5. Внимательно заполнить информацию о том, что соответствуете техническим требованиям конкурсной документации.

К участию в закупке могут не допустить, даже когда предложение соответствует требованиям, но участник сообщил об этом в форме, не соответствующей конкурсной документации.

Например, предмет закупки — ноутбук с матовым экраном диагональю 15,6 дюйма, с матрицей, выполненной по технологии IPS, разрешением 1920 на 1080 пикселей.

Если не указать в документе о соответствии техническим требованиям одну деталь — что матрица ноутбука выполнена по технологии IPS, — это может стать поводом для отклонения конкурсного предложения.

6. Подать конкурсное предложение, даже если конкурсная документация содержит незаконное и не выполнимое для вас требование.

Если вы готовы отстаивать свои права, подавайте предложение. Дело в том, что с иском в суд может обратиться только заинтересованное лицо, а это участник закупки или тот, кто не был допущен к участию, но подал свое предложение.

Если предложение для участия в закупке не подать, вам могут отказать в иске в суд, так как вы не являетесь таким заинтересованным лицом.

7. Не тянуть с обжалованием.

Если вы убеждены, что ваше предложение не допущено или отклонено незаконно, или победитель выбран с нарушениями, оперативно обжалуйте процедуру закупки. Для этого есть как минимум два варианта — обжаловать ее заказчику/организатору торгов и в суд. При обжаловании государственной закупки есть дополнительная возможность обжалования в Министерстве антимонопольного регулирования.

Где и как отстоять свои права участнику торгов Фото с сайта http://picbear.online

Для подачи жалобы заказчику/организатору торгов или в МАРТ установлены непродолжительные сроки, которые легко пропустить. Срок обжалования в суд специально не ограничен и по общему правилу составляет 3 года.

С другой стороны, если вы подадите иск, например, через полгода после подведения результатов закупки, договор с победителем закупки к тому моменту будет заключен и, весьма вероятно, исполнен. А в этом случае исполнить решение суда будет затруднительно или даже невозможно.

8. Одновременно с процедурой закупки оспорить и договор.

Если досудебное обжалование (например, в МАРТ) не привело к отмене результатов закупки, то в процессе судебного разбирательства договор между заказчиком и победителем закупки может быть заключен.

В таком случае, чтобы добиться результата, в иске нужно оспаривать не только результаты закупки, но и заявлять дополнительное требование — о признании недействительным договора, заключенного по результатам закупки. Так, в соответствии с законодательством, признание закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим процедуру закупки.

9. При судебном обжаловании просить запретить сторонам исполнять договор.

Судебный процесс может занять не один месяц, особенно когда суд направляет запросы в государственные органы, в т.ч. иностранных государств.

Если договор, заключенный в результате закупки, будет исполнен, удовлетворение иска будет лишено смысла. Чтобы избежать этого, рекомендуем вместе с иском подавать в суд ходатайство о применении мер обеспечения иска — запрете исполнения обжалуемого договора. Суд вправе запретить сторонам договора его исполнение, если такое исполнение затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда.

Жалоба на организатора торгов. Как отстоять свое право на участие в торгах. Признание торгов недействительными

Федеральное законодательство, регулирующее порядок проведения открытых аукционов, проводимых в целях продажи имущества, находящегося под арестом и залогом, устанавливает определенные требования к потенциальным участникам, материалам, формируемым в составе заявки, и т.п.

Иногда бывает так, что некоторые участники незаконно отсеиваются до процедуры торгов и оказываются «у разбитого корыта». Отстоять свое право на участие в торгах возможно путем подачи соответствующей жалобы в антимонопольную службу региона. Но, как показывает практика, делать это нужно, не теряя ни минуты.

Показательным является одно из таких дел, рассмотренных 3 сентября 2018 года Комиссией Тюменского УФАС.

Где и как отстоять свои права участнику торгов

Причины обращения с жалобой

ООО «Л» (далее – Общество) являлось организатором открытого аукциона в части реализации жилого помещения, находящегося под арестом, общей площадью 119,1 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Котовского, д. 5, кв. № (далее – квартира).

Участвовать в покупке квартиры изъявили желание четверо участников, о чем были поданы соответствующие заявки. В процессе торгов две заявки не были допущены к торгам в связи с отсутствием в заявочной форме обязательных сведений (даты и времени проведения аукциона), о чем были извещены Обществом.

В связи с указанным, лицо, подавшее заявку (далее – гражданин С*), руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, обратилось 20 августа 2018 г. в региональную антимонопольную службу с заявлением, в котором изложило жалобу на действия организатора торгов – ООО «Л».

В заявлении было указано на два нарушения со стороны Общества:

  1. незаконное отклонение заявки по недопустимым основаниям, противоречащим пунктам 7.2, 7.4 и 7.5 Методических рекомендаций, касающихся порядка продажи арестованного имущества, осуществляемой в целях реализации актов судов или специально уполномоченных органов, обладающих правом принятия решений по таким вопросам, разработанных в 2014 году Росимуществом (далее – Рекомендации);
  2. Общество в нарушение Рекомендаций неверно применило срок размещения объявления о начале торгов.

УФАС по ТО приняло заявление, о подаче жалобы была размещена соответствующая информация на официальном сайте службы, а в адрес Общества направлено письменное требование, предлагающее приостановить процедуру аукциона и сообщить о полученной жалобе, сроках и месте ее рассмотрения участникам торгов.

Особенности торгов при реализации арестованного имущества

Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ указывает, что правила проведения торгов определяются ГК РФ, данным законом, иными федеральными законами и актами Правительства РФ.

Согласно п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, под торги публичного характера подпадают торги, организуемые для приведения в исполнение актов судебных органов или документов, принятых в рамках исполнительного производства, и в ряде других случаев.

  • Процедура продажи имущества, находящегося под арестом и имеющего обременение в виде залога, устанавливается следующими официальными документами: Законом об исполнительном производстве № 229-ФЗ, Законом об ипотеке № 102-ФЗ, Рекомендациями.
  • В Законе № 229-ФЗ указано, что продажа недвижимости, в том числе заложенной, на которую претендует взыскатель в связи с необходимостью погашения долга, происходит посредством проведения аукционов.
  • Из содержания статьей 87-89 данного закона следует, что правомочия по продаже таких объектов передаются специализированным организациям.
  • Отбирать данные организации уполномочено Росимущество, а также его территориальные органы.
  • Межрегиональное ТУ Росимущества, действующее, в том числе, на территории Тюменской области, заключило 9 января 2018 года госконтракт с Обществом на оказание услуг по продаже арестованного имущества.
  • Из положений частей 6 и 7 Закона № 229-ФЗ следует, что приступать к процедуре торгов можно только при наличии постановления пристава-исполнителя о передаче недвижимости для реализации и документа, фиксирующего факт приема-передачи имущества специализированной организацией.

В рамках исполнения контракта МТУ Росимущества передало Обществу 19 июля 2018 года поручение о продаже вышеуказанной квартиры. Из документов было видно, что 30 июля 2018 года состоялась передача квартиры между судебными приставами и Обществом по акту.

Согласно п. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ, ответственное за организацию торгов лицо уведомляет неопределенный круг лиц о том, что торги назначены.

Информацию необходимо успеть разместить не позднее 10 дней до официальных торгов, но не ранее месяца до их начала. Для размещения информации подходят только официальные СМИ по месту расположения недвижимости.

Кроме того, сведения о проводимом аукционе публикуются в сети «Интернет».

Исполняя указанные требования, 31 июля 2018 г. Общество направило на публикацию сведения о спорном аукционе в печатное издание «Тюменские известия». Согласно опубликованным данным, торги были назначены на 17 августа 2018 г. на 15 ч. 35 мин., указаны начальная цена и размер задатка, а также время и место приема заявок.

Всего было подано четыре заявки, которые были рассмотрены Обществом 17 августа 2018 года, о чем был составлен протокол. По итогам заседания две заявки к участию в торгах не допустили, так как в заполненной форме отсутствовали обязательные сведения. Из оставшихся заявок был отобран победитель, предложивший наибольшую стоимость покупки.

Читайте также:  Обучение закупкам по 223-фз - обзор курсов и семинаров

В день подведения итогов победитель оплатил продажную цену, а 21 августа 2018 г. между Обществом и победителем заключен договор купли-продажи в отношении арестованной квартиры.

Общество признано нарушившим закон

В жалобе гражданин С* указал на неправомерность отклонения его заявки ввиду не указания данных о дате и времени аукциона. Комиссия УФАС по ТО изучила правовые акты и указала в своем решении следующее.

Правила продажи арестованной недвижимости (в том числе заложенной) установлены Рекомендациями.

Рекомендации изданы с целью упорядочения работы центрального аппарата Росимущества и его территориальных органов в области продажи арестованной недвижимости по вступившим в силу актам судов и судебных приставов.

Как следует из п. 7.2 Рекомендаций, в ходе поступления заявок специализированная организация проверяет их на соответствие требуемой форме и на наличие всех необходимых приложений.

Согласно п. 7.4 Рекомендаций, если прием состоялся, то запись о заявке вносится в специальный журнал регистрации с присвоением порядкового номера. Отметка о приеме проставляется на втором экземпляре описи участника.

Исходя из п.7.5 Рекомендаций, отказ в указанных выше действиях возможен лишь в определенных случаях (перечень исчерпывающий):

  • документы поступили позднее даты окончания приема заявок и у участника отсутствуют доказательства невозможности подачи заявки в установленный срок;
  • не приложены документы, подтверждающие факт внесения задатка;
  • представлен некомплектный пакет документов;
  • приложения не соответствуют нормам закона.

Пометка об отказе в фиксации факта приема и последующей регистрации заявки, содержащая причину отказа, проставляется на втором экземпляре описи заявителя.

Комиссия антимонопольной службы в ходе рассмотрения дела определила, что действительно в двух заявках отсутствовали необходимые реквизиты (не вписаны данные о времени начала проведения торгов). Тем не менее заявка гражданина С* была принята и зарегистрирована 10 августа 2018 г. в 11 ч. 50 мин.

Пункты Рекомендаций, на основании которых в последующем было отказано заявителю в допуске к торгам, распространяют свое действие лишь на этап приема и регистрации документов, но не являются основанием для отказа на этапе допуска к участию в аукционе. Следовательно, отказ был осуществлен комиссией Общества безосновательно.

Как толкуются противоречия в правовых актах разной юридической силы

Второй довод жалобы касался нарушений сроков публикации сведений об аукционе.

Основные условия и порядок организации торгов прописаны в главе 9 Закона № 229-ФЗ.

Из ч.3 ст. 90 Закона 229-ФЗ следует, что сведения о проводимых торгах публикуются на специально созданном Правительством РФ сайте в сети Интернет, а также размещаются в печатных СМИ, обозначенных Правительством РФ. Дополнительные правила публикации извещения о торгах могут быть определены в других законах.

Так, в ч. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ указано, что извещение о торгах размещается в промежуток от 30 до 10 дней до начала их проведения в печатном СМИ субъекта по месту расположения продаваемой недвижимости и в сети Интернет.

В то же время в п. 6.1 Рекомендаций указана иная периодичность публикации сообщения до начала торгов:

  • от 30 до 20 дней – в отношении арестованного имущества;
  • от 25 до 15 дней – в отношении заложенного имущества;
  • от 20 до 10 дней – в отношении повторных торгов.

Указанные положения Рекомендаций вступают в противоречие с положениями ч. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 90 Закона № 229-ФЗ, торги организуются в соответствии с ГК РФ, указанным законом и другими федеральными законами, а также актами Правительства РФ. Следовательно, федеральные нормы обладают приоритетом, а Рекомендации имеют лишь разъяснительный характер. Поэтому довод о нарушении Обществом сроков не подтвердился.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия УФАС приняла решение об обоснованности жалобы и о наличии в действиях Общества нарушения, но предписание не было выдано, так как договор с победителем был уже заключен.

Таким образом, гражданин С* получил подтверждение незаконности отказа в допуске к торгам, но принятое УФАС решение в конечном итоге не повлияло на результаты аукциона, потому что победитель уже выкупил арестованное имущество.

Обращение в суд. Положительное решение

Физлица или организации могут приобрести государственное или муниципальное недвижимое имущество, приняв участие в торгах. Как следует из ч. 4 ст. 447 ГК РФ, торги проводят в виде конкурса или аукциона.

Выигравшее лицо регистрирует право собственности на объект (землю или здание) в ЕГРН. Однако результаты аукциона или конкурса, договор купли-продажи по итогам торгов и запись в ЕГРН о праве собственности на объект могут быть признаны недействительными.

В качестве заявителя выступает лицо, которое считает, что в ходе конкурсных процедур были нарушены его права.

Условия для признания торгов и их результатов недействительными

Продажей земель, объектов строительства из региональной собственности занимаются департаменты имущественных отношений профильных министерств. Порядок торгов и аукционов предусматривается в соответствующих нормативно-правовых актах. Противоречие таких НПА положениям Федерального закона от 21.12.

2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Земельного кодекса – основания для признания их недействительными. Аукционы и конкурсы, проведенные по таким нормативным актам, также признаются судами противозаконными. Так, компания выиграла суд о признании результатов торгов недействительными.

Основание – судом был отменен порядок проведения аукциона субъекта РФ. Другие обстоятельства, послужившие для отмены результатов:

  • Организатор препятствовал потенциальным участникам для участия в аукционе посредством укрупнения лота, увеличения суммы задатка;
  • Торги проведены с нарушением прав владельцев и арендаторов близлежащих объектов недвижимости;
  • В лот включены земельные участки, обремененные зданиями, без их предварительной регистрации в ЕГРН.

Из ч. 1 и ч. 2 ст. 449 ГК РФ следует, что торги, которые проведены с нарушением установленного порядка, можно признать недействительными через суд на протяжении года с даты проведения конкурса или аукциона.

Обращение в суд. Отрицательное решение

В соответствии с законодательством РФ о банкротстве, имущество должника распродается на торгах. Цель реализации собственности – возвратить долги кредиторам, займодавцам. При нарушении порядка проведения торгов их результаты могут быть признаны недействительными судом. Однако такое решение невозможно без веских доказательств нарушения чьих-либо прав.

Сведения о предстоящих торгах имущества банкрота публикуются в газете «Коммерсантъ» и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Место проведения торгов – электронная площадка АО «Российский аукционный дом». Минимальная стоимость реализации имущества – 50% от начальной цены лота. Задаток составляет 10% от текущей стоимости имущества.

Судебный спор

Физические лица обратились в суд с требованием отменить результаты торгов по объектам недвижимости предприятия-банкрота. В том числе, признать договор купли-продажи по итогам аукциона и регистрацию права собственности на спорные объекты недействительными. Однако суд им отказал. Основаниями для отказа являются следующие причины:

  • Пропуск срока внесения задатка. Причем сумма должна была поступить на счет должника одновременно с заявкой;
  • Заявка не соответствует правилам проведения торгов имущества банкрота;
  • Проведение торгов не нарушает имущественных прав истца.

Таким образом, при рассмотрении спора суд принимает во внимание не только соблюдение порядка организации торгов, но и соблюдение интересов истца, конкурсных кредиторов, самого должника.

Деньги, вырученные от продажи имущества должника, распределяются между кредиторами в порядке ст. 138 127-ФЗ. В данном случае 95% от вырученных на торгах денег ушли на погашение долга залоговому кредитору.

Суд не станет отменять результаты торгов, если требование истца нарушает интересы кредиторов должника, влечет увеличение издержек должника.

Количество показов: 3026

12.09.2018

Где и как отстоять свои права участнику торгов

Нарушения в сфере госзаказа, к сожалению, не редкость. Многие участники закрывают на это глаза, и лишь некоторые готовы отстаивать свои права во всевозможных инстанциях. В этом случае важно знать — когда, куда можно обратиться и на что рассчитывать. 

Орган местного самоуправления, уполномоченный контролировать сферу закупок

Такие органы создаются в соответствии с решением того или иного субъекта Российской Федерации. Это может быть контрольно-ревизионное управление, контрольный комитет или какая-то другая организация. К сожалению, на сегодняшний день они есть не во всех субъектах. 

Контрольный орган, принявший жалобу, обязан рассмотреть ее по существу, провести проверку изложенных фактов и вынести решение — о правомерности /неправомерности действий заказчика или специализированной организации.

Перечень вопросов, с которыми можно обращаться в контрольный орган того или иного субъекта, определяется пунктом 1 части 17 статьи 105 Федерального закона №44, а также решением того или иного субъекта Российской Федерации. Подается заявление, как правило, в произвольной форме.

Единственное требование — оно должно содержать сведения, определенные частями 8-10 статьи 105 Федерального закона №44.

Федеральная антимонопольная служба

Если органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать сферу закупок, есть не во всех регионах, то территориальные управления Федеральной Антимонопольной службы — везде. Это еще одна организация, куда можно обратиться по вопросам содержания документации или неправомерных действий комиссии, а также по вопросам, связанным с электронными торговыми площадками. 

Права Федеральной антимонопольной службы в области контроля госзакупок на стадии, пока контракт еще не заключен, пожалуй, самые широкие. Эта организация имеет право приостанавливать, отменять закупки, возвращать их на тот или иной этап.

Арбитражный суд

Рассматривает полный перечень вопросов, связанных с государственными закупками. В том числе и спорные моменты, касающиеся исполнения контракта и уклонения одной из сторон от его заключения. 

Также в суде можно обжаловать ранее вынесенное решение Федеральной антимонопольной службы, если оно кажется участнику торгов незаконным, вопросы внесения в реестр недобросовестных поставщиков. 

Исключительное право арбитражного суда — вынести решение о расторжении уже заключенного контракта. Федеральная антимонопольная служба сделать этого не может. 

Прокуратура

Еще один орган, в котором можно искать справедливости в вопросах госзакупок — это прокуратура. Сюда можно направить жалобу на действия Федеральной антимонопольной службы, заказчика или по иным вопросам.

Читайте также:  Конфликт интересов на государственной службе

В принципе, круг не ограничен. Если заявление будет принято, по обозначенным в нем фактам будет поведена внеплановая проверка.

Ее результаты могут быть любыми — от взыскания, наложенного на то или иное должностное лицо, до решения о расторжении контракта. 

Что еще нужно знать, решив отстаивать свои права

В первую очередь то, что любая жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона №44 и в обязательном порядке содержать сведения, определенные частями 8-10 этой статьи. Если вопрос идет об арбитражном суде, также стоит учитывать правила составления исковых заявлений. Образцы размещаются, как правило, на тематических стендах или сайтах арбитражных судов.

Так же стоит учитывать, что Федеральная антимонопольная служба может решать вопросы только до тех пор, пока не заключен контракт. Отменить подписанный двумя сторонами документ может только арбитражный суд. 

И, наконец, любая жалоба должна быть подана в сроки, установленные частью 4 статьи 105 Федерального закона №44. Исключение — вопросы, касающиеся исполнения контракта. 

Как защитить свои права в закупках

О некоторых особенностях применения действующего законодательства о госзакупках и типичных ошибках, допускаемых заказчиками и участниками тендерных процедур, рассказала руководитель образовательного центра Национального центра маркетинга Наталия Тышкевич:

— Многие компании участвуют в тендерах, используя их как основной канал продаж. Однако между организатором и участником тендера нередко возникают конфликты, которые могут негативно отразиться на репутации компании, а также повлечь серьезные финансовые потери для обеих сторон.

На самом деле всегда есть способы отстоять свои интересы, и они доступны всем. Существующие инструменты защиты прав и интересов участников во многом зависят от вида закупки, стадии, на которой она находится, и типа нарушения, которое, по мнению участника, допустил заказчик (организатор).

  • Прежде всего необходимо выяснить, какая именно закупка рассматривается: государственная, за счет собственных средств государственных организаций и предприятий, в сфере строительства.
  • Все эти сферы регулируются разными нормативно-правовыми документами и, соответственно, по-разному регламентируют возможность защиты интересов сторон закупки.
  • Участие в закупке начинается с детального изучения документации к закупке: информации о заказчике и организаторе торгов, источнике финансирования, виде процедуры закупки, предмете закупки, условиях поставки товара или выполнения работ, оказании услуги, а также требованиях к участникам и перечню предоставляемых ими документов, порядке их предоставления заказчику и иных условиях проведения торгов, вплоть до порядка выбора победителя.
  • Необходимо удостовериться, что требования, изложенные в документации, законны и не являются заведомо сужающими круг поставщиков.

Если участник считает, что требования (к товару, работе, услуге, участнику, его квалификации) заказчика (организатора) не предусмотрены законом, ущемляют права и интересы участника либо просто изложены неясно, противоречиво, можно воспользоваться возможностью подать запрос на разъяснение заказчику.

И, исходя из ответа, принять решение, продолжать участие в этой процедуре закупки или отказаться. Можно также подать жалобу: например, если речь идет о закупке за бюджетные средства, то в уполномоченный орган по государственным закупкам — Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ).

Кроме того, есть возможность обратиться непосредственно к заказчику с заявлением о прекращении действий (бездействии) заказчика (организатора) либо комиссии, нарушающих права участника.

Это поможет решить проблемы еще на стадии подачи предложений и позволит избежать необходимости обжаловать действия комиссии или результаты процедуры закупки.

  1. Если же все-таки интересы участника были нарушены в ходе рассмотрения предложений, то и здесь есть возможность обжалования различными способами.
  2. Результаты государственных закупок можно обжаловать, обратившись в МАРТ и/или в суд.
  3. Результаты закупок за счет собственных средств государственных организаций и предприятий обжалуются заказчику и/или в суде.
  4. В случае закупок в строительстве результаты обжалуются организатору и/или в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве и/или в суде.

Если вы решили отстаивать свои интересы и считаете, что ваше предложение отклонено незаконно или победитель выбран с нарушениями, оперативно обжалуйте процедуру закупки, так как сроки для подачи жалобы заказчику/организатору торгов или в МАРТ непродолжительные, их легко пропустить.

В отличие от срока обжалования в суде: по общему правилу он составляет 3 года. Но и в этой ситуации не стоит откладывать обращение, так как удовлетворение иска будет лишено смысла, если договор уже исполнен сторонами.

В такой ситуации выполнить решение суда будет затруднительно или даже невозможно.

В любом случае активная позиция участника тендерных процедур — главное условие успеха

Если вы желаете повысить свою квалификацию в области обеспечения закупок, быть в курсе последних изменений в законодательстве, то образовательный центр Национального центра маркетинга приглашает вас на программы по повышению квалификации и тематические семинары.

Обучающие программы построены с учетом многолетнего опыта работы и ответов на вопросы пользователей системы обеспечения закупок.

На обучении рассматриваются реальные ситуации, на примере которых участники могут узнать, как отстаивать свои права, используя возможности досудебного урегулирования споров, судебных споров, и сохранить при этом партнерские отношения между сторонами конфликта.

Для справки

Официальный сайт по размещению информации о государственных закупках и закупках за счет собственных средств www.icetrade.by — это ресурс, где представлена наиболее полная и актуальная информация о потребностях и закупках предприятий и организаций Республики Беларусь и зарубежных стран. Оператором данной площадки является Национальный центр маркетинга, который на базе своего образовательного центра предлагает различные формы дополнительного обучения для повышения квалификации и образовательного уровня участников тендерных процедур.

Коррупция в госзакупках: как заказчики манипулируют результатами тендеров

Спросите у себя: с чем у вас ассоциируются слова «госзакупки» и «тендеры»? Минимум половина скажет о коррупции и откатах.

Что такое откат?

Это часть денежных средств, выделяемых на оплату по госконтракту. Исполнитель заказа возвращает эту часть представителям заказчика в качестве благодарности.

Кстати, там где практикуются откаты, далеко не всегда эти деньги идут именно чиновникам для их обогащения.

Нередко заказчику (учреждению) нужны наличные деньги для каких-то своих нужд (неофициально оплатить работы какому-нибудь физлицу, на подарки сотрудникам к дню рождения или 8 марта ну и так далее). То есть какой-то личной корысти может не быть, а откат все равно есть.

Это, естественно, незаконно вне зависимости от мотивов и целей.

Откат оформляется чаще не на самого коррупционера, а на его доверенных лиц.

Откат может быть в форме прямой денежной выплаты, имущества, доли в бизнесе и т.п.

фото https://unsplash.com

Вернемся к госзакупкам. Чтобы получить откат, недобросовестному заказчику нужно, чтобы был заключен контракт с нужным лицом. Для этого нужно, чтобы оно победило в тендере.

Как заказчики влияют на результаты тендеров?

Большинство тендеров проходит в трех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок.

Манипуляции в аукционах и запросах котировок

В запросе котировок и аукционе выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену. Все это происходит в электронной форме — на специальных, не зависимых от заказчиков, интернет-сайтах (электронных торговых площадках).

Заказчик никак не может повлиять на выбор победителя аукциона или запроса котировок.

Но, что он может сделать, чтобы приблизить шансы победы «своего» участника тендера?

  1. Под различными предлогами посчитать, что заявки конкурентов оформлены неправильно. А по закону, если заявка оформлена некорректно, то ее отклоняют, вне зависимости от выгодности предлагаемой цены. Отклонение = запрет участвовать в следующих стадиях тендера.
  2. Пообещать «своему» поставщику доплату по прямому договору. Например, заказчик и поставщик договорились, что общая цена работ будет 100 рублей (а из них, предположим, 5 руб. должны вернуться назад заказчику). В этом случае поставщик на аукционе сможет демпинговать, снизиться до такой цены, которая делает исполнение заказа невыгодным. Его конкуренты отступят (ведь никто не хочет работать «в минус»), и он выиграет аукцион, к примеру, с ценой в 85 руб. Ну и еще на 15 руб. стороны заключат договор на какие-нибудь консультационные или информационные услуги.

В итоге и заказчик получает свой интерес, и поставщик получает контракты и оплаты по ним.

Манипуляции в конкурсах

В конкурсе могут действовать и описанные выше механики, а еще и дополнительные методы.

Конкурс — это вид тендера, где оценивается не только цена, но и иные критерии (опыт работы, деловая репутация, квалификация сотрудников и т.п.).

У заказчиков есть масса вариантов, как сформулировать критерии оценки (критерии определения победителя) так, чтобы максимально приблизить к победе дружественного поставщика.

Например, можно дать максимальные баллы участнику, у которого в штате есть сотрудники с научными степенями (хотя для выполнения работ это не важно), или который является членом какого-нибудь профессионального объединения (хотя это не обязательно по закону).

Гарантировать победу нужного лица у заказчика возможности нет. Но максимально увеличить шансы на победу — вполне в его силах.

фото https://unsplash.com

Итак, мы разобрали самые известные способы манипуляции результатами тендеров ради откатов.

Как часто они применяются?

На мой субъективный взгляд, коррупция характерна, прежде всего, для очень крупных закупок. Прямо миллиарды. А в мелких тендерах этого немного.

Почему?

Потому что слишком велики риски для недобросовестных чиновников. Кто захочет в тюрьму ради нескольких десятков тысяч рублей?

За злоупотребления в госзакупках чиновникам может грозить до трех лет лишения свободы (а если преступление совершено группой лиц — до семи лет).фото https://unsplash.com

В маленьких тендерах может существовать не столько коррупция в классическом понимании, сколько желание заказчиков работать с проверенными поставщиками. Теми, кто привезет товар нормального качества или прилично выполнит работы.

Честно, поставьте себя на место заказчика. Вы как покупатель, если имеете положительный опыт сотрудничества с кем-то, скорее всего, захотите с ним работать и дальше, если возникнет такая необходимость. Купили вкусный хлеб в этой пекарне — придете туда еще. Хорошие строители отремонтировали кухню — обратитесь, когда собрались обновлять интерьер гостиной. Это удобно и снижает ваши риски.

А государственный заказчик вынужден каждый раз искать нового поставщика. И каждый раз это кот в мешке. Конечно, это неудобно заказчику (понятно, что нас, поставщиков эти сложности мало волнуют, да и вообще контрактная система призвана стимулировать конкуренцию). Но факт остается фактом.

Читайте также:  Изменения в 223-фз с 1 июля 2018 года + таблица

Поэтому заказчики идут на какие-то уловки, чтобы повысить шансы «своих» поставщиков на победу: заранее сообщают им о готовящемся тендере, согласовывают с ними техническое задание.

Это не исключает возможности победы совершенно посторонней организации (и как правило, заказчики смиряются с этим фактом и начинают выстраивать отношения с новым поставщиком). Но такие явления существуют.

Это не коррупция в чистом виде, но все же отклонение от эталонного поведения заказчика, заложенного в законе.

Какие выводы из всего вышесказанного?

  • Если вы не участвуйте в многомиллионных тендерах, то опасаться злых и коррумпированных заказчиков будет лишним.
  • Смело подавайте заявки и отстаивайте свои права в случае конфликтов.
  • Помните, что заказчики редко идут на сознательное нарушение закона. А если случай спорный, то всегда можно подать жалобу в антимонопольную службу. Она бесплатная. Если заказчик неправ, вы получите свой контракт, а заказчик — свой штраф.

Удачи вам и вашему бизнесу!

Подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много интересного!

Где и как обжаловать результаты электронного аукциона

Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.

Существует два способа обжалования:

  1. в контрольный орган в сфере закупок;
  2. в арбитражный суд.

Жалобы рассматривают:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
  2. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. уполномоченные органы местного самоуправления.

Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:

Контрольный орган Сфера контроля
ФАС России и её территориальные органы Все закупки любых заказчиков
Орган исполнительной власти субъекта РФ Закупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона
Муниципальный контрольный орган Закупки для нужд муниципального образования

Сроки подачи жалобы

Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.

Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:

  • жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
  •  обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.

Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.

Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.

В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).

Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.

Порядок подачи жалобы в контрольный орган

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:

  • контракт уже заключен;
  • по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.

Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.

В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.

Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.

Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.

Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:

  • Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии. 

Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.

Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

  • на бумажном носителе
  • в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Как отстоять свое имущество, приобретенное на торгах — Правовед.RU

432 юриста сейчас на сайте

Добрый день. Приобрела на торгах по банкротству 127 ФЗ Металлический гараж(склад) 12х36 под демонтаж. Приехали на место демонтажа. Находится это место в селе. На руках у моего представителя: договор купли-продажи, акт приема-передачи, доверенность от меня. Предприятие, гараж которого мы купили, местное ЖКХ.

Глава администрации сельского поселения стал ставить палки в колеса при попытке демонтажа, сказал, что не отдаст гараж, сослался на градостроительный кодекс, мол капитальное строение это, делайте проект на демонтаж. И даже если не капитальное все равно он не даст его разобрать, т.к.

у него через 3 месяца выборы и гараж для выборов должен обязательно присутствовать. Глава этого банкротного ЖКХ вызвал местную полицию, пригрозил подкинуть что-нибудь если не оставим все как есть и не уберемся. Мы пригрозили заявлением в полицию и прокуратуру, на что нам сказали, что все «свои» и ничего все равно не добьемся.

Подскажите, что делать, как отстоять свое имущество в этом случае, куда жаловаться. Сделали уже и запись на диктофон, всех этих разговоров.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (4)

Добрый день. Когда угрожают что-то подкинуть, то надо в полицию заявление подавать. Если «местные» сотрудники внутренних дел мешают Вам, то это явное нарушение и действительно необходимо писать жалобу в прокуратуру, УВД и прочие инстанции. При этом не очень понятно — что он конкретно делал? Он Вам физически препятствовал, применяя силу?

  • 9,7рейтинг
  • 2367отзывов
  • эксперт

Добрый день,

Имущество ваше. Вы его купили, по акту получили. Продавалось оно не как капитальное строение. Вам необходимо проявить настойчивость, по другому не получится.

Если возникнут более серъезные проблемы, привлекайте конкурсного управляющего, реализовавшего вам это имущество. Заявление в полицию не помешает.

Здравствуйте, Елена!

Само собой, что надо знать обстоятельства проблемы детально, чтобы дать Вам исчерпывающий ответ.

Однако, исходя только из той информации, что Вы изложили, можно сказать так: если торги проводились в рамках действующих норм и, тем не менее,  банкрот ЖКХ Вам препятствует распорядиться гаражом, купленным Вами на торгах, можно обратиться в суд об устранении препятствии в реализации Вами своих прав. Одновременно можно требовать в соответствии со ст. 151 ГК РФ и компенсацию морального вреда. Уж решение суда администрация поселения или кто другой игнорировать не смогут. 

Здравствуйте! 

Вам необходимо обратиться в суд с иском к председателю о чинении препятствий в распорядении имуществом.  Вы можете также записать угрозы, приводимые в Ваш адрес,  и затем писать заявление также и в полицию.. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *