Искуственное дробление закупок по 44-фз и 223-фз. ответственность

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться 

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК.

А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.  

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте.

Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.

  Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Получить электронную подпись для ЭТП

Как избежать дробления закупок у единственного поставщика

Закон не запрещает заказчикам заключить несколько контрактов в рамках малых закупок с одним и тем же поставщиком. Однако есть риск, что подобные процедуры признают дроблением. За то, что ушли от конкурентной процедуры, заплатите до 50 000 руб.

Заказчик дробит закупку, когда умышленно разбивает один крупный заказ на несколько мелких – заключает несколько контрактов в рамках малых закупок. Например, заказчик подписывает несколько контрактов до 100 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Общая стоимость контрактов превышает 100 000 руб.

При этом учреждение заранее знает потребность в продукции и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру и заключить один контракт.

В тексте Закона № 44-ФЗ нет термина «дробление закупки».

Также законодатель не установил прямой запрет заключать несколько контрактов до 100 000 и до 400 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Главное – учесть лимиты. При этом контрактная система работает на принципах эффективных и экономичных закупок.

Заказчики, которые искусственно дробят закупки, не всегда соблюдают упомянутые принципы. Поэтому, когда решили разукрупнить закупку, просчитайте эффективность процедуры у едпоставщика, чтобы избежать ответственности.

Минэкономразвития, Минфин, ФАС обозначили позицию по дроблению в письмах.

Минэкономразвития: письмо от 29.03.2017 № Д28и'1353 Закупка у единственного поставщика на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Норму применяют, когда отсутствует конкурентный рынок, когда невозможно либо нецелесообразно проводить торги
Минфин: письмо от 24.07.2017 № 24–05–09/47113 Ограничения по количеству договоров с одним поставщиком положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не установлены. При этом запрещены любые действия, которые ограничивают конкуренцию
ФАС: письмо от 25.04.2017 № РП/27902/17 По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключать контракты, цена каждого из которых не превышает 100 000 руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать лимиты. Других ограничений в законе нет

Однако суды выносят неоднозначные решения в делах по дроблению закупок. Поэтому ссылки на письма ведомств – не гарантия, что заказчика оправдают.

Пример: заказчик сослался на письма ведомств, но штраф не отменили

Глава городского поселения заключил от имени администрации четыре контракта с единственным подрядчиком. Предмет всех контрактов – работы по содержанию автомобильных дорог. Все контракты заключили в короткий промежуток времени. УФАС и суд решили, что заказчик нарушил закон, и назначили штраф по части 1 статьи 7.29 КоАП. 

Заказчик обжаловал штраф, ссылался на письма ФАС от 25.04.2017 № РП/27902/17 и Минэкономразвития от 20.10.2015 № Д28и-3179. Однако оправдания суд посчитал неубедительными. Заказчик не вправе злоупотреблять возможностью закупать одноименные товары по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ у едпоставщика (решение Забайкальского краевого суда от 25.12.2017 по делу № 7-21-506/2017).

При рассмотрении дел о дроблении контролеры и суды проверят, какими датами подписывали контракты с едпоставщиками, обратят внимание на предмет закупки. По каким признакам контролер определит, что заказчик дробит закупку, смотрите в таблице.
 

Заказчик дробит закупку Заказчик не дробит закупку
Несколько контрактов заключили в один и тот же день либо с небольшим промежутком времени Промежуток времени между контрактами большой. Заказчик заключил следующий контракт, когда предыдущий уже исполнили
Объекты закупок – товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга Объект закупки один и тот же, но перечни товаров, работ или услуг в рамках контракта разные. Например, заказчик закупает юридические услуги, но фактически исполнитель предоставляет разные виды услуг
Объекты закупки – одноименные товары, работы или услуги Потребность в продукции возникла в разные периоды времени
Несколько контрактов заключили с одним и тем же поставщиком Контракты заключили с разными поставщиками
Рынок товаров, работ, услуг не закрыт и не ограничен На рынке больше нет поставщиков, подрядчиков, исполнителей
Читайте также:  Где и как отстоять свои права участнику торгов

Допустим, у контролеров или судей возникли сомнения насчет принципов, которыми руководствовался заказчик, когда провел несколько малых закупок у одного поставщика. Есть риск, что заказчика обвинят в дроблении закупки и привлекут к ответственности. Рассмотрим на примерах, когда ФАС и суды считают несколько контрактов дроблением.

Внимание: заказчика, который неправомерно проведет закупку у едпоставщика, оштрафуют на 30 000 или 50 000 руб. Наказания предусмотрены частями 1 и 2 статьи 7.29 КоАП.

 

Контролеры привлекут заказчика к ответственности, если установят факт искусственного дробления закупки. Дробление определяют по признакам из таблицы выше.

Например, заключите несколько контрактов до 100 000 руб. с тождественным предметом – контролеры решат, что ограничиваете конкуренцию.

Если докажете, что возможности провести торги не было, избежите штрафа. Смотрите пример из практики УФАС.

Пример: дробление оправданно, поскольку заказчику поздно довели лимиты
Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же поставщиком до 100 000 руб. Общая сумма контрактов составила более 5 млн руб.
Заказчик пояснил, что заключил 81 муниципальный контракт с единственным поставщиком, поскольку не было времени на конкурентную закупку. Лимиты бюджетных обязательств до заказчика довели только в конце года – 21 ноября 2016 года. Контракты заключили 2 декабря 2016 года. УФАС решило, что действия заказчика правомерны (решение Краснодарского УФАС от 19.12.2017 по делу № 147/2017).

Суды.

Окончательное решение о том, правомерно ли заказчик разукрупнил заказ, выносит суд. Для этого заказчик обжалует решение ФАС. Решения судов разнообразны. Если при рассмотрении дела судья найдет признаки дробления закупки, избежать наказания не получится.

Пример: у заказчика было время на конкурентную закупку
Министерство заключило восемь контрактов на поставку спортинвентаря для стадиона школы. Отдельными контрактами закупили футбольные ворота, баскетбольные щиты и стойки, волейбольный комплект, комплект хоккейных ворот, сетчатые ограждения хоккейной коробки, стойки крепления шайбоуловителя хоккейной коробки. Общая стоимость контрактов составила 762 400 руб. Все восемь сделок заключили в один день.

Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС. Контролеры решили, что заказчик нарушил статью 16 Закона № 135-ФЗ. Дело дошло до суда. Судьи согласились с прокуратурой и антимонопольной службой.

Судьи пояснили: в пункте 4 части 1 статьи 93 нет ограничений по количеству контрактов, однако норма предусматривает возможность провести малую закупку, когда конкурентная процедура нецелесообразна, поскольку организационные затраты не отвечают стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество мелких до 100 000 руб. с целью избежать публичных процедур не отвечает целям малых закупок.

Предметом всех контрактов была поставка различного вида спортивного оборудования для одного стадиона. У поставленных по контрактам товаров идентичные признаки по эксплуатационному назначению – оборудование предназначено для спортивных игр. Фактически все контракты образуют единую сделку.

Суды установили, что на момент подписания контрактов у министерства была необходимость в поставке спортинвентаря на общую сумму 762 400 руб. Препятствий к тому, чтобы своевременно провести конкурентную процедуру, суды не выявили. У заказчика было достаточно времени на закупку.

Лимиты довели 17 июля, а оборудование требовалось к началу учебного года, то есть к 1 сентября. Рынок услуг по поставке спортивного оборудования на территории заказчика и других субъектов не закрыт и не ограничен.

Из-за закупки у едпоставщика бюджетные деньги потратили неэффективно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018).

Подобное дело рассмотрел и Верховный суд республики Марий Эл. В течение двух дней заказчик заключил два контракта до 100 000 руб. на капитальный ремонт котла котельной школы. Суды решили, что предмет и цель контрактов тождественны (дело от 15.01.2018 № 7р-19/2018).

Другие примеры дробления закупок: решение Пермского краевого суда от 23.10.2017 по делу № 7-2041-2017(21-1283/2017), постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу № А38-7831/2017.

Есть вероятность, что суды встанут на сторону заказчика и отменят решение ФАС взыскать штраф. Например, когда предмет контракта совпадает, но по условиям сделки работы, услуги или товары отличаются. Смотрите два примера из судебной практики.

Пример: заказчик правомерно заключил несколько контрактов на юридические услуги

Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же физлицом на закупку юридических услуг. Конкурентные процедуры не проводили, все контракты заключили в рамках закупки с едпоставщиком. Суды решили, что заказчик действовал правомерно.

Судьи установили, что заказчик заключил три контракта с одним и тем же исполнителем.

 

Дата контракта Услуги по контракту Цена контракта
17.05.2016 1. Составить и подать отзыв на исковые требования в суд первой инстанции. 2. При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения. 3. Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам. 4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 99 820 руб.

Дробление закупок у едпоставщика. Судебная практика

Заказчик дробит закупку, когда умышленно разбивает один крупный заказ на несколько мелких – заключает несколько контрактов в рамках малых закупок.

Например, заказчик подписывает несколько контрактов до 100 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Общая стоимость контрактов превышает 100 000 руб. При этом учреждение заранее знает потребность в продукции и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру и заключить один контракт.

В тексте Закона № 44-ФЗ нет термина «дробление закупки». Также законодатель не установил прямой запрет заключать несколько контрактов до 100 000 и до 400 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Главное – учесть лимиты. При этом контрактная система работает на принципах эффективных и экономичных закупок. Заказчики, которые искусственно дробят закупки, не всегда соблюдают упомянутые принципы.

Признаки дробления закупок:

  1. Несколько контрактов заключили в один и тот же день либо с небольшим промежутком времени
  2. Объекты закупок – товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга
  3. Объекты закупки – одноименные товары, работы или услуги
  4. Несколько контрактов заключили с одним и тем же поставщиком
  5. Рынок товаров, работ, услуг не закрыт и не ограничен

Позиция судов

Решения судов по делам о дроблении закупок разнообразны. Если при рассмотрении дела судья  находит признаки дробления закупки, наказания не избежать.Так, министерство заключило восемь контрактов на поставку спортинвентаря для стадиона школы.

Отдельными контрактами закупили футбольные ворота, баскетбольные щиты и стойки, волейбольный комплект, комплект хоккейных ворот, сетчатые ограждения хоккейной коробки, стойки крепления шайбоуловителя хоккейной коробки. Общая стоимость контрактов составила 762 400 руб.

Все восемь сделок заключили в один день.

Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС. Контролеры решили, что заказчик нарушил статью 16 Закона № 135-ФЗ. Дело дошло до суда. Судьи согласились с прокуратурой и антимонопольной службой.

Судьи пояснили: в пункте 4 части 1 статьи 93 нет ограничений по количеству контрактов, однако норма предусматривает возможность провести малую закупку, когда конкурентная процедура нецелесообразна, поскольку организационные затраты не отвечают стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество мелких до 100 000 руб. с целью избежать публичных процедур не отвечает целям малых закупок.

Предметом всех контрактов была поставка различного вида спортивного оборудования для одного стадиона. У поставленных по контрактам товаров идентичные признаки по эксплуатационному назначению – оборудование предназначено для спортивных игр. Фактически все контракты образуют единую сделку.

Суды установили, что на момент подписания контрактов у министерства была необходимость в поставке спортинвентаря на общую сумму 762 400 руб. Препятствий к тому, чтобы своевременно провести конкурентную процедуру, суды не выявили. У заказчика было достаточно времени на закупку.

Лимиты довели 17 июля, а оборудование требовалось к началу учебного года, то есть к 1 сентября. Рынок услуг по поставке спортивного оборудования на территории заказчика и других субъектов не закрыт и не ограничен.

Из-за закупки у едпоставщика бюджетные деньги потратили неэффективно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018).

Подобное дело рассмотрел и Верховный суд республики Марий Эл. В течение двух дней заказчик заключил два контракта до 100 000 руб. на капитальный ремонт котла котельной школы. Суды решили, что предмет и цель контрактов тождественны (дело от 15.01.2018 № 7р-19/2018).

Другие примеры дробления закупок: решение Пермского краевого суда от 23.10.2017 по делу № 7-2041-2017(21-1283/2017), постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу № А38-7831/2017.

Однако есть вероятность, что суды встанут на сторону заказчика и отменят решение ФАС взыскать штраф. Например, когда предмет контракта совпадает, но по условиям сделки работы, услуги или товары отличаются.

Пример 1. Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же физлицом на закупку юридических услуг. Конкурентные процедуры не проводили, все контракты заключили в рамках закупки с едпоставщиком. Суды решили, что заказчик действовал правомерно.

Судьи установили, что заказчик заключил три контракта с одним и тем же исполнителем:

Дата контракта Услуги по контракту Цена контракта
17.05.2016 1. Составить и подать отзыв на исковые требования в суд первой инстанции. 2. При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения. 3. Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам. 4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 99 820 руб.

Опасности участия в малых закупках, которые имеют признаки «дробления»

Какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок? Почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье

Статья ответит на следующие вопросы: какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок, когда в госзакупке нет нарушения, а когда его можно найти, и почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов.

Что такое «дробление» закупки?

«Дробление» закупки — это ситуация, в которой заказчик вместо размещения заказа путем проведения одной конкурентной закупки искусственно делит ее на несколько закупок малых объемов и заключает договора с единственным поставщиком.

Плюсы: поставщик известен заранее, быстрое заключение договора. Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате.

Ограничивает ли закон «дробление» закупок?

В соответствии с прежними правилами государственного заказа, закупать одноименные товары (услуги, работы) у единственного поставщика в течение квартала можно было лишь в установленном размере. Одноименными считались предметы закупки, относящиеся к одной номенклатурной группе. Госзаказ с одноименными товарами в целях ухода от конкурентной процедуры дробить было нельзя.

Сейчас это правило отменили. Контракты на сумму до 100 тысяч рублей с единственным поставщиком могут заключать все заказчики, но в пределах установленного лимита. Лимит, в соответствии с Законом № 44 (пункт 4, часть 1, статья 93), можно выбрать самостоятельно:

  • либо не более 2,0 млн. рублей за один год;
  • либо не более 5,0 % от СГОЗ, но не более 50,0 млн. рублей.

Некоторым заказчикам Закон № 44 (п. 5, ч. 1, ст. 93) дает возможность проводить закупки у единственного поставщика в сумме не более 400 тысяч рублей. Условие одно: не более половины от всего СГОЗ, при этом не более чем на 20,0 млн. рублей.

Других ограничений для проведения малых закупок не предусмотрено. Но есть принцип из статьи 8 Закона № 44-ФЗ: он запрещает заказчику ограничивать конкуренцию.

А несколько закупок у единственного поставщика прокуроры и ФАС могут расценить как попытку уйти от конкурентной процедуры. В соответствии со статьей 170 ГК (ч.

2), раздробленные госзакупки признают притворными сделками.

Признаки искусственно раздробленных закупок

Раздробленные закупки, проводимые у единственного поставщика, контролеры и прокуроры признают в следующих случаях.

  • Заключение нескольких государственных контрактов на малые закупки проведено в один день либо в короткий промежуток времени. При этом количество договоров не имеет значения. В подобном случае контракты, как правило, имеют одинаковые сроки исполнения.
  • Госконтракты на малые закупки заключаются периодически. При этом заказчику известно о потребности наличия товара в течение года, а также нет технологических либо экономических препятствий для проведения конкурентной процедуры на закупку всего объема.
Читайте также:  Дополнительные требования к участникам закупки по 44-фз

Имеются дополнительные признаки, которые могут усилить подозрения контролеров. Чем больше при проверке их будет выявлено, тем выше риск заведения дела.

  • Закупка проводится заказчиком у одного поставщика, а рынок закупаемого товара является конкурентным.
  • Закупаемые товары (услуги, работы) являются идентичными либо закупкой достигается единая хозяйственная цель.
  • Цена контрактов максимально приближена к ценовому пределу в соответствии с Законом № 44 (пункты 4 либо 5, часть 1, статья 93).
  • Условия госконтрактов одинаковы.

Чаще всего встречается ситуация (и проще всего доказуема как дробление закупки), когда нарушения фиксируются по признаку «одной и той же даты – одного и того же товара и одного и того же поставщика».

Мнение регулятора контрактной системы

Стоит избегать контрактов, заключенных по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 с одними и теми же поставщиками.

Дробление закупок по 44 и 223 ФЗ: в чем суть, и какова ответственность и риски?

Чтобы сэкономить деньги, расходуемые на организацию торговых сделок. заказчики зачастую занимаются дроблением закупок. Такой поступок не воспринимается контролирующими органами как нарушение.

Но если Федеральной антимонопольной службой будет обнаружен факт искусственного дробления внушительного по размерам заказа, заказчик понесет ответственность согласно нормам ФЗ№44.

Что грозит ему при таких действиях, и чем еще регламентируется данный вопрос, будет рассмотрено в этой статье.

Понятие и смысл дробления по 44-фз

В ст. 93 ФЗ№44 речь идет о том, что заказчик имеет право на приобретение у единственного поставщика товарных позиций и услуг на сумму до 300 000 рублей. В отношении отдельных видов товаров эта сумма повышается до 600 000 рублей. Уложиться в такие строгие временные рамки получается далеко не всегда.

Поэтому заказчики прибегают к дроблению одного крупного контракта на несколько мелких сделок во избежание организации конкурентной процедуры – аукциона, запроса котировок, конкурса.

Такой подход позволяет заказчикам решить несколько задач одновременно:

  • ускорение процесса поставки товаров или обеспечения работ/услуг;
  • совершенствование протекания процедуры закупки для экономии временного ресурса;
  • закупка ТРУ у конкретного лица;
  • получение соответствующего вознаграждения.

В соответствии с нормами ФЗ№44 все закупки осуществляются на конкурентной основе.

В законе прописана только одна неконкурентная процедура, в ходе которой заказчик взаимодействует с единственным поставщиком (ст. 93). В этом случае процесс становится упрощенным, т. к. нет необходимости в выдерживании минимальных временных рамок для подписания договора и подготовке закупочной документации.

Выявить тот факт, что закупки были разделены искусственно, представители ФАС могут на основании следующих признаков:

  • заключение контрактов в течение одного дня или другого незначительного отрезка времени;
  • проведение работ на одном объекте;
  • поставка товара, относящегося к одной и той же категории;
  • заключение контрактных сделок с единственным поставщиком;
  • превышение суммарной суммы контрактов установленных норм;
  • идентичные объемы приобретаемых товарных позиций;
  • одинаковая периодичность совершения сделок;
  • равные условия составленных контрактов и специфика;
  • несоразмерность имеющимся у заказчика потребностям.

Именно такая закупка считается раздробленной.

Если этот факт будет выявлен представителями Федеральной антимонопольной службы, заказчик понесет ответственность.

Ответственность

Согласно нормам ст. 7.29 Кодекса по административным правонарушениям, заказчику грозит штраф за такое нарушение, как выбор неправильного варианта закупки. Должностное лицо рискует заплатить 30 000 рублей. Если же раздробленная закупка была выбрана вместо конкурса или аукциона, начисляется штраф в 50 000 рублей.

Ответственность может быть назначена и в соответствии со ст. 14.32 Кодекса административных правонарушений. Она полагается за составление соглашения в обход конкурентного мероприятия. Должностное лицо платит до 50 000 рублей. Наряду с этим контролирующие органы могут дисквалифицировать его на 3 года. Юридические лица платят до 0,15% от величины выручки.

Если должностное лицо причиняет крупный ущерб, его могут привлечь и к уголовной ответственности по мотиву «злоупотребление полномочиями». Чтобы это произошло, контролирующие органы должны доказать тот факт, что деяния были совершены умышленно, и заказчик имел в этом персональную заинтересованность.

Риски для поставщика

Ответственность несет и поставщик. Причем его риски высоки. Есть вероятность признания того факта, что контракты недействительны. В этом случае выплаты по ним не осуществляются. То есть он может лишиться собственных денег и понести серьезные убытки.

Искусственное дробление закупки 223-ФЗ

Дробление закупок подразумевает несение ответственности и по другому регламенту – Федеральному закону №223. Данный термин в законодательной норме не содержится, но это не значит, что заказчик и поставщик смогут избежать ответственности.

В данной законодательной норме сказано, что заказчики в рамках своих положений могут устанавливать абсолютно любые условия. Это имеет отношение и к неконкурентным мероприятиям.

Если возможность осуществления закупки у единственного продавца подразумевает законодательное ограничение по сумме, составление нескольких идентичных договоров в пределах данной суммы на протяжении короткого отрезка времени может расцениваться как ограничение конкуренции. Однако окончательные выводы может сделать исключительно судебная инстанция.

Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ

В соответствии с Кодексом по административным нарушениям при нарушении норм ФЗ№223 заказчик рискует уплатить штраф. Регламент по данному вопросу – ст. 14.32 КОАП РФ.

Риск для поставщика остается тем же: договор может быть признан недействительным, и заказчик не уплатит по нему оговоренную сумму, что чревато потерями.

Судебная практика гласит, что для поставщиков принятие участия в подобных закупочных схемах сопряжено с колоссальными потерями. В ГК РФ сказано, что контракты, заключенные с дроблением, могут утратить юридическую силу. В качестве подтверждения этого факта можно использовать решение, принятое Арбитражным судом.

Заказчик закупил две партии компьютеров на сумму до 100 000 рублей. В итоге сделка была аннулирована, и поставщик не получил эту сумму. А заказчик был приговорен к административной ответственности за отказ от аукциона.

Зачастую в судебных инстанциях происходило рассмотрение дел, когда заказчики предпринимали попытки оспаривания наложенных штрафов. Однако на практике суды нечасто встают на их сторону. Особенно в случае выявления фактов ограниченной конкуренции.

Таким образом, разделяя закупки, заказчик не нарушает закон прямо, т. к. непосредственного запрета на дробление в нем не содержится.

Но если в процессе проверки будет выявлено, что это было сделано преднамеренно во избежание организации конкурентной закупки, имеется высокая вероятность привлечения к ответственности.

Она является административной и предполагает необходимость уплаты штрафной санкции в размере до 50 000 рублей. В некоторых случаях действует уголовное наказание (при причинении ущерба в крупном размере).

Таким образом, искусственное разделение закупок на несколько сделок – административно наказуемое деяние.

Рекомендуем другие статьи по теме

Дробление закупки по 223 фз судебная практика. Дробление закупок. Признаки дробления закупки

Ответственность При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере.

Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Внимание

При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими. Основные признаки искусственного дробления Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей.

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Планирование закупок по 223-фз

Необходимо учитывать следующие нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  3. Закон о защите конкуренции, ст. 15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика, согласно ч. 2 ст.

Малые закупки по 223-фз

Закона № 223-ФЗ Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Следовательно, Закон № 223-ФЗ при регламентации закупочной деятельности предоставляет право не публиковать сведения о закупке в единой информационной системе (на официальном сайте) только в случае, если общая стоимость договора (общая стоимость закупки) не превышает 100 000 рублей, вне зависимости от размера разового или периодического (ежедневного, ежемесячного, ежеквартального и т.п.) платежа по такому договору.

Дробление закупки по 223-фз

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда. Для чего проводится дробление закупки Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы.

Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.
При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ.

При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации.

Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Читайте также:  Вызов заказчика в фас на рассмотрение жалобы

Дробление закупок по 223-фз

Важно

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта.
  • Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый.
  • Дробление закупки по 223 ap

    Инфо

    Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров. В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

    Судебная практика Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде. В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными.
    Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции.

    Дробление закупки по 223 фз

    Указаны только общие правила:

    1. основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;
    2. заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;
    3. заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

    Крупные компании, проводящие прямые торги в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ. Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур малого объема.

    Дробление закупки по 223 фз штраф

    При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

    Практика ФАС Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

    К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников. В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания.

    ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

    Дробление закупки по 223 фз судебная практика

    Какой способ определения поставщика выбрать Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок и т. д.

    ), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП). Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.

    Налицо сокращение временных издержек (для конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

    Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб.

    Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о закупках по 223-ФЗ

    Прежде чем говорить о контроле, важно обратить внимание на ответственность за нарушения 223-ФЗ. Чего нельзя допускать в закупочной деятельности? С 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях РФ Федеральным законом от 05.05.2014 №122-ФЗ.

    В связи с этим предусмотрена административная ответственность за совершение нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц. Основным видом административного наказания, применяемым при совершении данных нарушений, является штраф. В отдельных случаях применяется дисквалификация. Это один из самых молодых видов административной ответственности.

    Какие правонарушения предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях?

    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме. Есть ПП №616, содержащее перечень товаров, работ, услуг, которые нужно закупать через электронную площадку. Если эта норма нарушается, то штраф: от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 1 ст. 7.32.3
      .
    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. С законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз. При нарушении нормы предусмотрен штраф от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года. Норма КоАП РФ ч. 2 ст. 7.32.3
      .
    • Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 3 ст. 7.32.3
      .
    • Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках (за исключением размещения изменений, вносимых в положения о закупках). За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 4 ст. 7.32.3
      .
    • Неразмещение в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством РФ о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица, а также штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 5 ст. 7.32.3
      .
    • Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в положения о закупках. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 6 ст. 7.32.3.
    • Несоблюдение требований к содержанию извещения о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7 ст. 7.32.3
      .
    • Предъявление требований к участникам закупки, к товарам (работам, услугам), к условиям договора либо оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 8 ст. 7.32.3
      .
    • Невыполнение в срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, или его территориальных органов. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ч. 7.2 ст. 19.5
      .
    • Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о них в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков. За нарушение нормы предусмотрен штраф от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. для должностного лица и штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для юридического лица. Норма КоАП РФ ст. 19.7.2-1
      .

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности — за нарушения норм 223-ФЗ — 1 год. Статья 4.5. КоАП РФ
    .

    То есть если должностное или юридическое лицо вольно или невольно допустило правонарушение, то привлечь его к ответственности можно только в течение года с момента правонарушения. Но, внимание , речь идет только о завершенных правонарушениях. Длящиеся правонарушения исчислять невозможно.

    Если какая-то информация не размещена в ЕИС, то лучше ее разместить, пусть и позже. Это важно, так как штраф за неразмещение большой, а разместив информацию, пусть и позже, можно избежать правонарушения, которое действует год.

    Также имеет место уголовная ответственность за нарушения в виде санкций: штрафы, лишение свободы, права заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность:

    Уголовный кодекс РФ, Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности:

    • Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
    • Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
    • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
    • Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
    • Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
    • Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
    • Статья 286. Превышение должностных полномочий
    • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
    • Статья 290. Получение взятки
    • Статья 292. Служебный подлог
    • Статья 293. Халатность

    Система контроля закупок

    Надзорные органы.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *