Изменения в 223-фз с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

B2B Master — сайт о социальной поддержке и помощи в России. Все о льготах, пособиях, субсидиях, компенсациях, пенсиях, материнском капитале и других денежных выплатах для льготной категории граждан.

Дата: 3, Август, 2018

Eduard

Содержание:

Федеральным законом 223-ФЗ регулируется процесс закупок товаров/услуг отдельными видами юрлиц. Имеются в виду государственные компании, государственные корпорации и разные хозяйственные общества с участием государства. Закупки для подобных юридических лиц поменялись в начале июля. Изменения в законе 223-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице, обзор нововведений в законодательстве.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица
pixabay.com

Как поменялся закупочный процесс по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

Изменения в закон 223-ФЗ вносились принятым в конце 2017 года законом 505-ФЗ. Основные новшества, вступившие в силу с 1 июля этого года:

  • Положение о закупке отныне предполагает возможность кроме конкурентных также и неконкурентных способов закупок. Для конкурентных способов закупки предусматривается электронная форма организации конкурсов, если заказчик не указал иного в положении. Какие-либо исключения отсутствуют для закупок с участием малого/среднего бизнеса, для них имеется только электронная форма.
  • Для конкурентных закупок предусматриваются такие формы как конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Заказчик имеет возможность выбрать и иную форму, если она идет вразрез с 223-ФЗ.
  • Определяется порядок, в соответствии с которым производятся конкурентные закупки. Скажем, участники вправе отправить запрос для разъяснения положений документации. Отвечать заказчик обязан в течение 3 рабочих дней, в том числе разместив ответ в системе ЕИС. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку до момента срок истечения подачи заявок. Если данный срок завершен, до заключения договора конкурентная закупка может отмениться исключительно в случае возникновения непреодолимых обстоятельств.
  • Особо определен порядок проведения конкурентных закупок на электронной площадке.
  • Положение о закупке обязано иметь порядок проведения неконкурентных закупок. Еще должен быть определен порядок проведения закупок у единственного поставщика/исполнителя.
  • Закреплены правила описания предмета закупки. Документы, скажем, обязаны иметь исчерпывающий список функциональных, технических, а также качественных характеристик. Если имеется в виду конкретный товарный знак, в обязательном порядке обязан допускаться эквивалент.

Изменения в законе 223-ФЗ от 1 июля 2018 года вместе с изменениями в 44-ФЗ установили новые требования к госзакупкам.

В теории поправки призваны упорядочить госзакупки, сделать их удобнее и прозрачнее, и содействовать в борьбе с коррупцией.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица
pixabay.com

Таблица изменений в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

В нашей таблице – поменявшиеся сроки подачи заявок на конкурсы/аукционы. Они считаются в календарных днях.

А если говорить про запросы предложений/котировок, то здесь применяются рабочие дни.

Вид процедуры Срок публикации извещения и документации Срок размещения документации при реализации закупки среди СМП
Конкурс Не менее 15 суток до завершения подачи предложений Не менее 7 суток до окончания срока подачи предложений, если НМЦК меньше 30 млн. рублей. Если больше – минимум 15 суток.
Аукцион Не менее 15 суток до завершения подачи предложений Не менее 7 суток до окончания срока подачи предложений, если НМЦК меньше 30 млн. рублей. Если больше – минимум 15 суток.
Запрос котировок Не менее 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок Не менее 4 рабочих дней до завершения срока подачи заявок. Максимальный НМЦК – 7 млн. рублей
Запрос предложений Не менее 7 рабочих дней до конца срока подачи заявок Не менее 5 рабочих дней до завершения срока подачи заявок. Максимальный НМЦК – 15 млн. рублей

Остались вопросы? Задайте их в х ниже.

Статьи по теме
Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года + таблица

Что изменилось в 223-ФЗ с 1 июля | Контур.Закупки

С начала текущего месяца законодательство о закупках претерпело изменения. О том, как изменился закон 44-ФЗ, мы уже рассказывали. Сегодняшний материал посвящен новшествам закона 223-ФЗ.

Как известно, основой закупочной деятельности госкомпаний является Положение о закупке, которое разрабатывается ими самостоятельно. Сам же закон 223-ФЗ ограничивается лишь установкой определенных рамок, за которые заказчику нельзя выходить. С 1 июля 2018 года в закон вступил ряд поправок. Познакомимся с ними поближе.

Закупки у малого и среднего бизнеса

Главное новшество — перевод всех закупок у МСП в электронный формат. Они будут проводиться на площадках, которые предназначены для торгов по 44-ФЗ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Изначально планировалось запустить этот порядок с 1 июля. Но поскольку договоры с ЭТП по госзаказу еще не заключены, все откладывается как минимум до 1 октября. К этой дате операторы госторгов будут проверены, соглашения с ними заключены, и система должна заработать в том числе и для закупок по 223-ФЗ у малого бизнеса.

Второе изменение в части закупок у МСП заключается в том, что ограничен перечень конкурентных способов определения поставщика. С этой целью заказчик может проводить:

  • конкурсы,
  • аукцион,
  • запросы котировок,
  • запросы предложений.

Остальные закупки, как и прежде, можно проводить любыми способами, которые заказчик закрепил в Положении. Также за заказчиком остается право устанавливать дополнительные этапы в таких закупках.

Кроме того, введены ограниченные сроки для публикации извещения о таких процедурах в ЕИС:

  1. Для конкурсов и аукционов:
    • при НМЦ менее 30 млн извещение публикуется не позднее 7 дней до окончания приема заявок;
    • при НМЦ более 30 млн — не позднее 15 дней.
  2. Для запросов котировок (НМЦ не должна быть более 7 млн рублей) извещение публикуется не позднее 4 рабочих дней до окончания приема заявок.
  3. Для запросов предложений (НМЦ должна быть не более 15 млн рублей) извещение публикуется не позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания приема заявок.

Что необходимо предусмотреть в Положении о закупке

В Положении нужно прописать порядок, в соответствии с которым заказчик будет осуществлять конкурентные и неконкурентные закупки. Это нужно сделать к 1 января 2019 года.

Все прочие закупки, кроме как у субъектов МСП, по умолчанию следует также проводить в электронной форме. Однако в Положении о закупке заказчик может отразить иной порядок, то есть классические бумажные процедуры.

Документация закупки

В соответствии с новыми правилами, заказчики по 223-ФЗ должны определять требования к участникам конкурентной процедуры в закупочной документации.

Кроме того, заказчику следует прописывать сроки проведения каждого этапа процедуры, а также критерии, в соответствии с которым он будет оценивать заявки.

Запросы на разъяснение

Не позже чем за 3 дня до окончания приема заявок участник закупки может обратиться за разъяснениями. На подготовку ответа и размещение его в ЕИС закачку дается 3 рабочих дня. При этом не следует указывать автора запроса. Все сроки заказчик должен контролироваться самостоятельно.

Если запрос поступил к заказчику не через ЭТП, он может на него не отвечать.

Процедура закупки

Заказчиков по 223-ФЗ обязали создавать закупочные комиссии, которые должны принимать участие в процедуре определения победителя. Заказчикам следует определить самостоятельно, кто будет входить в состав такой комиссии и как она будет функционировать.

Кроме того, теперь после открытия заявок заказчик не сможет отказаться от проведения закупки. Это не зависит от того, каким способом она проводится и в какой форме.

Ограничение сроков

Введены следующие сроки для публикации извещения в ЕИС (до даты окончания приема заявок):

  • при проведении конкурса или аукциона — 15 дней;
  • при проведении запроса котировок — 5 рабочих дней;
  • при проведении запроса предложений — 7 рабочих дней.

Эти даты относятся ко всем закупкам, кроме объявленных для МСП.

Также изменены сроки заключения договора по итогам конкурентной закупки. Его следует заключать не ранее, чем через 10 и не позднее, чем через 20 дней с той дата, когда в ЕИС был размещен итоговый протокол закупки.

Прочие изменения

Кратко упомянем о других изменениях:

  1. Подписи. И заказчикам, и поставщикам следует подписывать любые документы в рамках закупки усиленной квалифицированной электронной подписью. Если кто-либо из участников процесса воспользуется иной ЭЦП, площадка такие документы не примет. Среди прочего это относится и к запросам на разъяснение документации, которые участники направляются заказчику через ЭТП.
  2. Обеспечение заявки. Изменения предусматривают для заказчика право назначать обеспечение в закупках стоимостью более 5 млн рублей. При этом размер такого обеспечения должен быть не более 5% от НМЦ. В документации заказчик должен указать приемлемые способы предоставление такого обеспечения, и поставщик может выбрать один из них на свое усмотрение.
  3. Неконкурентная закупка. Сведения о такой закупке заказчики могут не размещать в ЕИС.
  4. Конфиденциальность сведений. На оператора ЭТП возлагается обязанность не разглашать сведения об участнике торгов до подведения итогов закупки. В любых процедурах, кроме электронного аукциона, площадка не раскрывает заказчику коммерческие предложения заявителей.
Читайте также:  Что происходит с зарплатами – интерактивная карта и графики

Госзакупки с 1 июля 2018: обзор всех изменений

В соответствии с изменениями, которые начинают свое действие с 1 июля 2018 г. в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» появляется понятие «конкурентной закупки».

Конкурентная закупка – закупка, в рамках которой обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие.

Информацию о такой закупке заказчик размещает в ЕИС или направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Федеральному закону №223-ФЗ, руководствуются самостоятельно разработанным Положением о закупках и Планом закупок. Заказчикам предоставлено право самостоятельно устанавливать требования к закупкам.

С 1 июля 2018 г. закупки проводятся со следующими изменениями:

  1. Все специальные торги с участием малого и среднего предпринимательства будут проводиться только в электронном виде на площадках, включенных в утвержденный перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона №223-ФЗ.
  2. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке.
  3. Положение о закупке обязательно должно содержать порядок и осуществления закупки конкурентными (неконкурентными) способами, порядок заключения и исполнения договоров, связанные с обеспечением закупки положения. Все заказчики должны привести свои положения в соответствии с новыми нормами законодательства не позднее 1 января 2019 г.
  4. Закрепляется обязанность заказчика определять требования к участникам конкурентной закупки в документации о закупке.
  5. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом №223-ФЗ.
  6. Теперь предусмотрен закрытый перечень способов закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, которые применяются при проведении закупки с участием исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства. Для всех остальных закупок перечень разрешенных способов является открытым. За заказчиком сохранилось право проводить закупки теми способами, которые установлены в его положении о закупках, а также возможность устанавливать дополнительные этапы закупок.
  7. Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки. Состав этой комиссии и порядок ее работы определяется заказчиком самостоятельно. Заказчик лишается права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки.
  8. При проведении закупок заказчик ограничен сроками для публикации извещения и документации в ЕИС:
  • Конкурс – 15 дней до окончания приема заявок;
  • Аукцион – 15 дней до окончания приема заявок;
  • Запрос котировок – 5 рабочих дней до окончания приема заявок;
  • Запрос предложений – 7 рабочих дней до окончания приема заявок.

  Является ли коронавирус форс-мажором

При проведении закупки исключительно с субъектами малого и среднего предпринимательства ч. 3 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлены иные сроки размещения извещения о проведении конкурса:

  • Конкурс – 7 дней до окончания приема заявок, если НМЦ не превышает 30 млн рублей;
  • Конкурс – 15 дней до окончания приема заявок, если НМЦ превышает 30 млн рублей;
  • Аукцион – 7 дней до окончания приема заявок, если НМЦ не превышает 30 млн рублей;
  • Аукцион – 15 дней до окончания приема заявок, если НМЦ превышает 30 млн рублей;
  • Запрос котировок – 4 рабочих дней до окончания приема заявок, при этом НМЦ не должна превышать 7 млн рублей;
  • Запрос предложений – 5 рабочих дней до окончания приема заявок, при этом НМЦ не должна превышать 15 млн рублей.
  1. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. При проведении закупок исключительно с субъектами малого и среднего предпринимательства такой договор заключается только на электронной площадке.
  2. Документы и сведения, не подписанные усиленной КЭП, электронная площадка принимать не имеет право ни от заказчика, ни от участника закупки.
  3. Теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Внесенными изменениями урегулированы вопросы разъяснения документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приема заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении закупки заказчик вправе игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Контроль содержания запроса и сроков его поступления остается за заказчиком.
  4. Заказчикам разрешено не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своем Положении о закупках.
  5. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы. Также оператор не дает возможности заказчику ознакомиться с коммерческими предложениями до момента окончания приема заявок. Исключение составляет аукцион, проводимый в электронной форме. В случае аукциона участники могут видеть цены, предложенные конкурентами, но не их наименования. Данное исключение необходимо для проведения ценового соревнования в режиме онлайн.
  6. Предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не может превышать 5% от начальной цены. Способы обеспечения заявки заказчик указывает в документации. Конкретный способ обеспечения заявки участник выбирает самостоятельно из числа, указанных заказчиком.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, июль 2018.

Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

223-ФЗ о закупках

  • С 1 июля 2018 года масштабные изменения произошли не только в законе о контрактной системе, но и в закупках крупных компаний с государственным участием.
  • Мы разобрались с последними изменениями закона 223-ФЗ 2018 года, ми экспертов и подготовили для вас статью.
  • Этот документ должен быть серьезно переработан: в него нужно включить условия проведения конкурентных и неконкурентных способов проведения торгов. К конкурентным относятся:
  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.
  1. Последние два способа ранее в законе не использовались.
  2. Заказчик может предусмотреть иные виды закупок, если они не будут противоречить 223-ФЗ.

  3. Форма проведения тендеров – электронная, если заказчик не предусмотрит иное в своем положении о закупках, с одним ограничением: конкурентные закупки у малого бизнеса проводятся только в электронном виде.

  4. Подробное описание процедуры проведения неконкурентных видов закупки товара по 223-ФЗ (в том числе закупка у единственного поставщика) также должно быть включено в положение о закупках.

В новой части 6.1 ст.3 закона изложены правила описания предмета закупки в конкурсной документации.

Закон прямо запрещает упоминать в техзадании определенный товарный знак, фирменное наименование и т.д., если это приведет к ограничению количества участников.

Если торговая марка все же используется в описании, то необходимо добавлять «или эквивалент». Это правило в некоторых случаях можно не выполнять, например, если нужно закупить запчасти к оборудованию или механизмам определенной марки, или если уже имеющееся у заказчика оборудование совместимо только с товарами определенного производителя и в некоторых других.

С 1 июля 2018 года в закон вошли сразу несколько новых статей.

В ст. 3.2 описываются особенности конкурентных закупок. Например, у участников появилась возможность направить заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заказчик обязан в течение 3 рабочих дней ответить на него и разместить ответ в ЕИС.

Отменить закупку заказчик может только до окончания срока приема заявок, после этого – только в случае форс-мажора.

Документация о закупке должна быть разработана комиссией и размещена в ЕИС, без конкурсной документации может проводиться только запрос котировок на ЭТП.

В законе 223-ФЗ с изменениями 2018 года появилось также понятие протокола, а также введены требования к его содержанию. Протокол может быть промежуточным – составляться в ходе проведения закупки, и итоговым.

На подписание договора дается 10 дней, он не может быть подписан ранее 10 и позднее 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Заказчик может установить в документации необходимость обеспечения заявки поставщиком, но только если начальная цена договора превышает 5 млн. рублей, размер такого обеспечения не может быть выше 5%.

Условия проведения закупки госкорпорациями на ЭТП изложены в следующей статье – 3.3.

Электронная форма торгов предусматривается в качестве приоритетной, однако у заказчика есть возможность установить иное в своем положении о закупках.

При работе на ЭТП все участники торгов должны использовать квалифицированную электронную подпись, ранее такого требования в законе не было.

Отдельная статья (ст.3.4) посвящена закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства. Как уже было сказано, торги с такими участниками могут проходить только в электронном виде.

Проводиться они должны на федеральных площадках для госзаказа. Процедура обязательно должна быть конкурентной, то есть заказчик должен выбрать аукцион, конкурс, запрос котировок или запрос предложений.

Читайте также:  Что происходит с долларом, евро, рублем и чего ждать в 2020

Реализация этой статьи отложена до 1 октября 2018 года, то есть момента, когда должны быть утверждены новые электронные площадки.

Изменить свои Положения о закупке в соответствии с законом заказчики должны до конца 2018 года.

Изменения в закупках с 1 июля 2020 года

Все закупки выполняются на основании двух законов – ФЗ №44 «О системе в области закупок» от 5 апреля 2013 года и ФЗ №223 «О закупках некоторыми видами ЮЛ». В 2018 году в эти нормативные акты были внесены изменения. Рассмотрим каждое измененное положение.

Планирование

Были откорректированы сроки внесения изменений в план-график. В частности, теперь этот срок сокращается. Актуально это для государственных корпораций.

Ранее закупщик вносил корректировки в план и лишь через 10 дней мог размешать уведомление о закупке в системе или направлять пригласительный билет на закрытое мероприятие.

Теперь этот срок сокращается до 1 дня при этих типах закупок по ФЗ №44:

  • Вторичное мероприятие.
  • Новое мероприятие, если ранее запланированный конкурс отменился.
  • Закупка, если повторно запланированное мероприятие отменилось.
  • Закупка, если двухэтапное мероприятие отменилось.
  • Новое мероприятие, если отменился электронный конкурс.
  • Вторичная закупка, если закупщик увеличил срок подачи заявлений на запрос, однако заявки не пришли.
  • Вторичный запрос заявок, если на начальную закупку не поступило предложений.

Правила будут использоваться корпорациями «Росатом», «Роскосмос». Они актуальны также для значимых учреждений в сфере науки, образования. Последние устанавливаются Бюджетным кодексом. Корпорации получают право на утверждение требований к работам, установление предельно возможных цен на продукцию.

Извещение

Увеличен перечень сведений, которые должны быть изложены в извещении. В частности, содержание бумаги регламентируется статьей 42 ФЗ №44. Если процедура производится на базе статьи 15 ФЗ №44, к документу нужно приложить копию соглашений, которых касается извещение. Необходимо указать также эту информацию:

  • Преимущества для субъектов УИС и сообществ людей с ограниченными возможностями (ФЗ №44).
  • Санкции.
  • Данные о закупке по оборонке.

В бумаге нужно прописать условия допуска.

Методы закупки

Были утверждены мероприятия электронного формата. В частности, нужно перенести все закупки на площадки в интернете. Требование вступает в юридическую силу 1 июля 18-го года. С 19-го года закупщики должны закупать товар только через интернет.

То есть теперь все запросы котировок должны быть электронными. Проведение мероприятий в традиционной форме возможно лишь при некоторых обстоятельствах:

  • Покупки в других государствах.
  • Запросы котировок для скорой помощи.
  • Отбор лиц для проведения гуманитарной помощи.
  • Мероприятия закрытого типа.

Закупки переносятся на площадки, которые выбирает Правительство. Пока площадки Правительством не выбраны, мероприятия осуществляются на рабочих площадках.

Теперь нельзя направлять заявки через ЕИС. Теперь нужно учитывать базовое требование по закупке в электронном формате – применение усиленной электронной подписи. Она должна быть квалифицированной. Подпись нужно получать в центрах, получивших аккредитацию от Минкомсвязи. До завершения 18-го года подпись предоставляется Казначейством.

Операторы площадок имеют право просить оплаты за проведение аукциона. Это право появилось только в 2018 году. Порядок и объем платы устанавливается Правительством.

Проведение открытого мероприятия

В ФЗ №44 больше нет положения о том, что заказчик должен назначать открытый конкурс в любых обстоятельствах помимо исключений. То есть теперь не обязательно назначать мероприятие открытого формата.

Рассмотрим изменения, касающиеся конкурсной заявки:

  • Все участники обязаны прописывать адрес. До 2018 года такая обязанность была только у ЮЛ.
  • Участник мероприятия должен направить все бумаги, подразумевающиеся актами по нацрежиму.
  • Если лицо не направило бумаги, заявка будет считаться предложением с зарубежной продукцией.
  • Место происхождения продукции прописывается только тогда, когда в извещении есть ограничения по допуску зарубежной продукции.
  • Каждый том сопровождается описью.

Новые особенности рассмотрения бумаг:

  • Заявка отклоняется, если нет обеспечения.
  • Бумага отклоняется, если этот отказ предполагается в рамках нацрежима.

Рассмотрим пример. К заявке не были приложены бумаги, подтверждающие преимущества для субъектов УИС. В этом случае заявку отклонять запрещено.

Изменения затронули и протоколы. В частности, устранено требование: к протоколу больше не нужно прилагать предложение о размере закупок, стоимости единицы, названии места происхождения продукции.

Проведение аукциона

Прекращают свое действие положения ФЗ №44, регулирующие документооборот, порядок оформления соглашения при электронном аукционе. Эти положения теперь заменили статьи, касающиеся закупок, проводимых в интернете. В частности, это статьи 24, 60 и 70 ФЗ №44.

Была изменена процедура направления заявки на аукцион. Теперь во вступительной части заявки нужно дать согласие на поставку продукции на условиях программы. Согласие должно направляться через электронную площадку.

В начале заявки нужно прописать эту информацию:

  • Государство происхождения продукции, если заказчиком выбран национальный режим.
  • Характеристики продукции.
  • Товарный знак, если он есть.

Во другой части заявки приводятся эти данные:

  • Адрес (указывается всеми без исключения ЮЛ).
  • Если в заключительной части не приведены бумаги по нацрежиму, документ приравнивается к заявке с зарубежной продукцией.

Оператор может оформить возврат заявки, если данные об участнике содержатся в реестре нерадивых поставщиков. Заявке присваивается идентификационный номер. Последний должен быть зафиксирован в протоколе.

Изменились сроки рассмотрения. Начальная часть документа должна рассматриваться в течение не более 7 дней. Срок отсчитывается с даты завершения срока направления заявок. Если предельная стоимость контракта составляет не больше 3 000 000 рублей, срок не может быть больше 1 дня.

Проведение аукциона предполагает определенный шаг. Он должен составлять больше 100 рублей. Объем снижения НМЦК – от 0,5% до 5%.

Запросы котировок

В заявке должны быть эти сведения:

  • Предложение о стоимости соглашения.
  • Предложение о стоимости единицы.
  • Декларация о соответствии положениям статьи 31 ФЗ №44.

Если в конкурсе фигурирует нацрежим, нужно подготовить бумаги о соответствии продукции. Если документы не поданы, заявка будет считаться заявкой на зарубежную продукцию.

Итоги рассмотрения заявки фиксируются при помощи протокола. С 2018 года в протоколе должны содержаться сведения о названии продукции, ее характеристиках.

Запрос предложений

Запрещается организовывать запрос, если не проведен вторичный аукцион в формате интернет-площадок. Когда вскрывается конверт, представители комиссии должны объявить эту информацию:

  • ФИО или наименование.
  • Адрес.
  • Наличие бумаг, которые нужны по правилам.
  • Выполнение поставленных условий.

Сведения из этого перечня нужно зафиксировать в протоколе.

К СВЕДЕНИЮ! Окончательное предложение лица не должно быть хуже условий из заявки. В обратном случае оно отклоняется.

Закрытые закупки

Мероприятия закрытого типа могут осуществляться этими субъектами:

  • Государственные органы по оборонной политике, управлению.
  • Унитарные субъекты, подведомственные предыдущим органам.

Перечень субъектов, имеющих право на проведение закрытых закупок, утверждается государством.

Закупки у единственного поставщика

Заказчик может оформить соглашение с одним поставщиком при наличии этих обстоятельств:

  • Не выполнялся запрос котировок на покупку ресурсов для гуманитарных целей.
  • Недостаточно товаров, полученных запросом котировок. Недостаток продукции можно закупить у одного поставщика.
  • Отменилось открытое мероприятие или мероприятие с ограниченным участием. Единственный поставщик считается победителем конкурса.

В ЕИС можно не помещать извещения о покупках у ЕП.

Проведение мероприятия

Объем обеспечения определяется НМЦК. Запрашивать обеспечение разрешено только при покупке до 5 000 000 рублей. К членам мероприятия предъявляется вспомогательное требование. В частности, теперь лицо должно подтвердить, что оно может принимать участие в мероприятии.

Отменены положения, касающиеся оперативной публикации в системе данных о коррекции или расторжении соглашения. Теперь данные заносятся на протяжении 5 суток. Ранее этот срок составлял день.

Особенности обжалования

Теперь обжаловать решения заказчика можно с даты размещения извещения. Увеличился перечень электронных мероприятий, по которым можно проводить обжалование. Теперь к нему прибавили открытые и закрытые мероприятия, процедуры с ограниченным участием.

Перечень корректировок в ФЗ №223

Рассмотрим корректировки, внесенные в ФЗ №223:

  • Увеличили ряд вариантов закупок. В частности, к нему добавился запрос котировок. Неконкурентным способом теперь считается закупка у одного поставщика.
  • В описании теперь не нужно обозначать товарный знак. Просить обеспечения заявки допустимо только при начальной стоимости соглашения от 5 000 0000 рублей.
  • Закупки у МСП допускается организовывать только в интернете. Выбирать нужно те площадки, перечень которых утвердили властные органы.
  • Участники теперь могут обжаловать любые решения со стороны заказчика.
  • Правила по инвестиционным проектам действуют только тогда, когда стоимость проекта превышает 500 000 рублей.

Изменились правила, касающиеся работы операторов электронных площадок. В частности, теперь оператором могут быть только ЮЛ.

Переходим к новым торгам. С 1 июля 2018 года для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам

Во исполнение требований «майского» указа Президента России, с 1 июля 2018 года по 1 января 2019-го для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам. Путь перехода обозначен новеллами законодательства.

Напомним, что хотя указ Президента России определяет срок обеспечения вышеуказанных задач в 2024 году, решать их надо уже сейчас. Именно поэтому 29 июня 2018 года был введен в действие 174-ФЗ, а с 1 июля 2018 года — положения 504-ФЗ и 505-ФЗ.

При этом подчеркнем, что новеллы законодательства вводятся в действие постепенно, в том числе и в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Как было указано выше, переходный период будет продолжаться с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.

Читайте также:  Как самому раскрутить аккаунт в instagram — 6 советов, понятных даже школьнику

Что нового и куда идем?

Во-первых, 12 июля 2018 года Распоряжением № 1447-р премьер-министр России утвердил Перечень операторов электронных торговых площадок (ЭТП), куда вошли восемь операторов и один оператор специализированной электронной площадки.

Обращаем внимание, что операторы, указанные в данном Перечне, будут до 1 октября 2018 года проходить проверку соответствия, и после этого Правительством будет обозначена дата, начиная с которой электронный документооборот и заключение контрактов будут вестись только с использованием ЕИС (Единой информационной системы) и электронных площадок.

Также после этой даты проведение конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться только на электронных площадках, прошедших отбор.

Электронные торги с участием предприятий малого и среднего бизнеса могут проходить только на федеральных площадках.

Кроме этого, обновленный Закон № 223-ФЗ в ст. 3.4 описывает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с привлечением только предприятий малого и среднего бизнеса. К слову, заказчики, которые обязаны проводить закупки у средних и малых предприятий (СМП), определены Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11 декабря 2014 года, в редакции от 2 августа 2016 года.

Во-вторых, Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р был определен Перечень из 18 банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников, подающих свои заявки на торги среди СМП.

Однако для того, чтобы воспользоваться услугами операторов и банков, а также чтобы принять участие в торгах, компаниям (как заказчикам, так и подрядчикам) необходимо будет выполнить ряд шагов.

МУПы и ГУПы торгуют по-другому

Унитарные предприятия по-прежнему будут числиться среди участников контрактной системы. Но многие их них фактически перестанут быть ими.

Федеральным законом № 174-ФЗ внесены изменения в Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Согласно этим изменениям, все ГУПы и МУПы при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ теперь могут руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Чтобы осуществлять уже в этом году такие закупки, им нужно утвердить до 1 октября 2018 года новую редакцию Положения о закупке и план закупки. Также необходимо помнить о том, что Положение должно утверждаться с учетом изменений, вступивших в силу 1 июля этого года.

Часть закупок существенно значимых ФГУП — наоборот, переводятся на Закон № 44-ФЗ. Речь о закупках за счет субсидий из бюджета на капитальные вложения в объекты госсобственности или их приобретение в РФ. В отношении таких закупок начнут проводить аудит и контроль по правилам контрактной системы.

  • Также отметим, что с 1 июля 2018 года требования Закона № 44-ФЗ не распространяются на закупки за счет грантов, на привлечение третьего лица к контракту, который исполняет ГУП или МУП, и на закупки не за счет бюджета.
  • КЭП и ЕИС
    Теперь подробнее о шагах, которые необходимо предпринять для осуществления электронных торгов в рамках № 44-ФЗ.
  • Желание и обязанность

Небольшой люфт оставлен заказчикам по переходу на электронные закупки.

В частности, до 1 января 2019 года они могут по желанию проводить открытые закупки в электронной форме, но после указанной даты для определения подрядчика (поставщика) будут использоваться только электронные торги.

При этом у заказчиков остается право выбора формы проведения электронных торгов: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок или запрос пред­ложений.

Таким образом, с введением электронных процедур исключается оплата курьерских и почтовых услуг, порча конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Бумажные торги остаются только в исключительных случаях: например, если заказчик осуществляет закупки за рубежом или запрашивает котировки для гуманитарной или скорой медицинской помощи (полный список указан в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечь заявку и размести в ЕИС
Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) превышает 1 млн рублей, то заказчик обязан установить обеспечение заявки.

В соответствии с ч. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 504-ФЗ), денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, будут вноситься участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, утвержденных Правительством.

  1. Необходимо знать, что если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, то такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.
  2. Также соглашения с определенными Правительством банками заключают и ЭТП.
  3. Требования к условиям таких соглашений даны в Постановлении Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 года, вступившем в силу 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (не позднее 1 октября 2018 года).

При этом с 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

  • По мнению профессионалов, выбор способа обеспечения положительно повлия­ет на конкуренцию в закупках, так как позволит большему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.
  • Размер обеспечения заявки определен Постановлением Правительства № 439 от 12 апреля 2018 года, а возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с НМЦК менее 1 млн рублей позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке — и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.
  • В свою очередь, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года, в противном случае они будут считаться неразмещенными.
  • Но и здесь есть люфт: заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.
  • Хочешь торговаться — заплати

После вступления в действие требований Закона № 504-ФЗ операторы ЭТП получили право взимать плату с участников, с которыми заключается контракт. Размер этой платы определен Постановлением Правительства РФ № 564 от 10 мая 2018 года и составляет 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. рублей.

Если контракт заключается с представителем среднего или малого бизнеса, то размер платы составит 1% от начальной цены контракта, но не более 2 тыс. рублей, без учета НДС.

  1. Отмена, декларация и налоговый вычет
  2. По обновленному Закону № 223-ФЗ заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в торгах.
  3. Есть изменения и в сроках подготовки и проведения электронных торгов, а также в сроках предоставления информации об изменении и расторжении договоров.
  4. Кроме этого участников обяжут декларировать отсутствие законодательных ограничений для их участия в закупке, а в договоры обязательно будут включать вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей.
  5. Конкурсная комиссия

Решение о допуске, а также сами торги заказчик должен будет по новым требованиям проводить коллегиально, создав для этого специальную комиссию. В завершение отметим, что согласно новеллам договор с победителем закупки — компанией малого и среднего бизнеса — будет заключаться только в электронной форме прямо на площадке.

При этом с 1 июля 2018 года из итогового протокола, согласно новеллам Закона № 223-ФЗ, исключены сведения, содержащие наименование победителя торгов, даже если в конкурсе принимал участие один претендент.

Мнение

Ольга Колесникова, первый заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга:

— Основное нововведение — это переход к определению поставщика путем проведения конкурентных закупок в электронной форме. У этого способа есть очевидные преимущества. Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур.

Во-вторых, минимизируются различные субъективные факторы, в том числе и технические ошибки. В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счет расширения географии участников.

Кроме того, сократятся издержки участников на подготовку заявки и ее доставку заказчику.

Что касается 223-ФЗ, то главная тенденция — сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ. Все это направлено на ужесточение процедуры проведения закупок и ограничение заказчиков в установлении своих собственных правил проведения торгов.

У Комитета пока еще не было закупок, проводимых в электронной форме, поэтому говорить о достоинствах или недостатках нововведений пока рано.

Илья Константинов, генеральный директор универсальной электронной торговой площадки ESTP.RU:

— Российская система закупок на сегодняшний день является одной из наиболее продвинутых систем в мире.

Концепция ее развития стремится придать наибольшую прозрачность и доступность для участников, ведь сегодня, в XXI веке, все делается в глобальной сети, обеспечивающей оперативное получение любой информации.

Вступившие в силу изменения в 223-ФЗ окончательно отменяют так называемые бумажные закупки, которые не просто дают возможность выстраивать различные коррупционные схемы в закупках, а являются одним из их основных инструментов.

Возвращение МУПов и ГУПов на закупки по 223-ФЗ подчеркивает мобильность решений правительства в сфере закупок и их важность, так как год назад, переведя их с 223-ФЗ на 44-ФЗ и получив неэффективную практику, государство не побоялось признать недочеты в решении и отменило его.

Особое внимание в системе закупок стоит уделить строительной сфере. Недавно мои сотрудники проводили анализ деятельности одного из заказчиков — крупнейшей дорожно-строительной компании Центрального региона. 90% ее закупок проходят у единственного поставщика, т. е.

прямым заключением договора без какого-либо конкурса, оставшиеся 10% проводятся в бумажном виде. Естественно, на это у компании есть основной довод о том, что они не могут рисковать и работать с непроверенными поставщиками. С чем же в действительности связано такое решение, необходимо разбираться уже другим органам.

Понятно, что такую практику нужно искоренять.

Если говорить в целом об изменениях в законодательстве в сфере закупок, исходя из общения с представителями органов государственной власти различных уровней, основными задачами, которые они ставят перед собой, являются получение максимальной экономии и организация прозрачной системы закупок.

Наталья Зеленчук, начальник департамента по снабжению и закупкам ГУП «ТЭК СПб»:

— Федеральный закон № 321-ФЗ от 3 июля 2016 года ввел избыточное регулирование закупочной деятельности унитарных предприятий в части закупок за счет собственных (внебюджетных) средств.

Принятая редакция закона не соответствовала поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года № Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона № 44-ФЗ только на закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

Потребность в изменении законодательства о закупках была очевидна еще летом прошлого года, когда ГУП «ТЭК СПб» при поддержке Комитета по энергетике и инженерному обеспечению обратился в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В письме были указаны основные проблемы, которые были выявлены после перехода на Закон «О контрактной системе…».

Возможность осуществлять закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ позволяет унитарным предприятиям выстроить закупочные системы с учетом особенностей производственных процессов, без снижения степени открытости и прозрачности закупочной деятельности. Предприятиям при этом возвращается оперативность в принятии решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *