Изменения в закупках по 223-фз в 2018 году — новости

14.11.2018

В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости 1. Федеральным законом от 30.10.2018 № 391-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» из сферы регулирования закона № 223-ФЗ исключены отношения, связанные с:

  • приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов;
  • совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме).

Соответствующие изменения внесены в часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ.

Закон вступил в силу 11 ноября 2018 года.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости 2. Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» в закон № 223-ФЗ добавлено исключение из сферы регулирования закупок отдельными видами юридических лиц (п.15 ч.4 ст. 1):

  • осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости 3. Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в закон № 223-ФЗ добавлены две новые статьи, регламентирующие особенности закупок произведений архитектуры, градостроительства, проектных и изыскательских работ.

Статьей 3.

1-2 установлено, что исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства путем разработки проектной документации объекта капитального строительства, если произведение создано в результате закупки по закону № 223-ФЗ, принадлежит заказчику. Автор произведения не имеет преимущественного права на разработку проектной документации без участия в конкурентной закупке, а заказчику дано право на многократное использование проектной документации.

Статьей 3.

1-3 установлены обязательные требования к условиям договоров на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, в том числе об исключительном праве заказчика на результаты выполнения этих работ, а также конкретизировано понятие результата выполнения проектных и изыскательских работ.

Закон вступил в силу с 4 августа 2018 года.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости4. Федеральным законом от 29.06.2018 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены новые основания для работы унитарных предприятий по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, изменены требования к содержанию итогового протокола и сроки начала осуществления закупок у субъектов МСП на площадках, определенных в соответствии с правилами закона № 44-ФЗ.

Всем унитарным предприятиям предоставлено право осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для начала работы по 223-ФЗ в текущем году унитарному предприятию необходимо в срок до 1 октября 2018 года утвердить или внести изменения в Положение о закупке и разместить их в ЕИС, а также разместить план закупки.

Кроме того, предусмотрено, что федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г.

№ 2931-р, осуществляют закупки по закону № 223-ФЗ с одним исключением: это случаи осуществления закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

Из обязательных требований к содержанию итогового протокола конкурентной закупки исключено требование указывать наименование участника закупки, с которым планируется заключить договор.

Срок начала осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по правилам, установленным статьей 3.

4 закона № 223-ФЗ, перенесен с 1 июля 2018 года на дату начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством в соответствии со статьей 3.4 закона № 223-ФЗ.

Согласно информации Минфина России, операторы начали работу по новым правилам с 1 октября 2018 года. Соответствующий функционал появился и в Единой информационной системе в сфере закупок.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости5. Федеральным законом от 04.06.2018 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» автономным учреждениям предоставлено право в рамках закупок по закону № 223-ФЗ передавать в пользование государственное и муниципальное имущество.

Согласно новой редакции статьи 17.

1 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться автономным учреждением без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с законом № 223-ФЗ, и предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости 6. Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части статуса и условий отнесения лица к субъектам МиСП.

Изменено определение субъекта МиСП: субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.12.2018 состав субъектов МиСП будет дополнен хозяйственными товариществами, соответствующими установленным требованиям.

Кроме того, иностранные юридические лица будут признаваться субъектами МиСП, если:

Итоги закупок в 2018 году

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликована предварительная информация о результатах закупочной компании в 2018 году. Развернутая информациия по традиции ежегодно публикуется в марте.

Как следует из опубликованных данных объем государственных и муниципальных закупок, проводимых в соответствии с законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», в 2018 году увеличился на 7,7 % (до 6,79 трлн. рублей с 6,3 трлн. рублей в 2017 году).

Всего в 2018 году было заключено 3,5 млн. контрактов. Общий объем заключенных контрактов оказался меньше запланированного на 23 %.

Опубликованные в ЕИС план-графики закупок на 2018 год предусматривали закупки товаров, работ и услуг на общую сумму 8,9 млн. рублей.

Согласно опубликованным данным в 2018 году снизилась относительная экономия при госзакупках. В 2017 году объем экономии составлял 422 млрд. рублей или 7 %. В 2018 году объем экономии снизился и составил 322 млрд. рублей (5 %). Напомним, что в 2016 году этот показатель составлял 512 млрд. рублей (10 %).

Примерно 14 % от общего объема опубликованных извещений в прошедшем году пришлось на долю субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости

Объем закупок государственных компаний, регламентируемых законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в 2018 году существенно снизился. По данным ЕИС в 2018 году было заключено контрактов на общую сумму 14,7 трлн. рублей, что на 19 % меньше чем в 2017 году (18,1 млн. рублей).

Справедливости ради надо отметить, что реальный объем закупок госкомпаний может быть несколько выше. Причина в том, что с прошлого года закон позволяет госкомпаниям не размещать в ЕИС информацию о некоторых закупках. В частности, это касается закупок финансовых услуг, объем которых может составлять несколько триллионов рублей.

Свяжитесь с нами или оставьте заявку на сайте

Согласно данным, приведенным в ЕИС, планируемый объем закупок госкомпаний на 2018 год составил 37,8 трлн. рублей (34,8 трлн. рублей в 2017 году). Таким образом, план закупок госкомпаний на 2018 год оказался выполненным всего на 39 %.

Относительная экономия при заключении контрактов в 2018 году осталась на уровне 2017 года и составила 6%.

Хотите всегда быть всегда курсе событий – подпишитесь на рассылку новостей от Кредитно-страхового агентства в социальной сети «ВКонтакте». Наш адрес в социальной сети — https://vk.com/arkada_finance/ .

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем Госзакупки доступными!

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости

Поправки в закон 223-ФЗ

Поправки в 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в закон № 223-ФЗ

Изменения в Законе 223-ФЗ существенно повлияют на регулирование электронных закупок. Для того, чтобы помочь разобраться в обновленном законе, наши эксперты подготовили обзор поправок. Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости Дмитрий КазанцевНачальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, кандидат юридических наук, преподаватель Высшей школы экономики и Финансового университета при Правительстве РФ Новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. В статье «Электронные закупки по 223-ФЗ: что ждет заказчиков» вы прочитаете краткий обзор основных изменений, которые коснутся закупок в электронной форме, электронных торговых площадок, информационного обеспечения процедур и использования электронной подписи.

До изменений; После 1 июля 2018 года

При закупке у единственного поставщика заказчик обязан был опубликовать в ЕИС не только строчку в плане закупок, но и извещение о закупке, документацию, проект контракта и протокол прямой закупки.

После этого он должен был направить в Реестр договоров сведения о заключении и исполнении контракта с единственным поставщиком, а также соответствующие документы.; При закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров.

Читайте также:  Список общепринятых сокращений и аббревиатур в госзакупках

Заказчик имел право установить в закупочной документации требование о конкретном товарном знаке. ; По общему правилу при проведении конкурентной закупки запрещено указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте. Заказчик обязан был публиковать лишь итоговый протокол закупки, который составлял в произвольной форме.

; Установлены требования к содержанию промежуточных и итоговых протоколов закупки. Эти протоколы хранятся заказчиком три года вместе с закупочной документацией и предложениями участников. Порядок ответа на запросы разъяснений в Законе был не урегулирован.

; Заказчик обязан опубликовать в ЕИС ответ на запрос разъяснений, поступивший более чем за три дня до окончания приёма заявок. Заказчик имел право самостоятельно устанавливать вид электронной подписи, используемый в объявленной им закупке. ; Для удостоверения любых действий в рамках электронной закупки по Закону № 223-ФЗ необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Скачать подробный обзор изменений в 223-ФЗ

B2B-Center и изменения в 223-ФЗ

Крупнейшая независимая площадка по 223-ФЗ B2B-Center полностью соответствует обновленным требованиям закона. На нашей площадке вы можете проводить все виды закупок в электронной форме. B2B-Center интегрирован с ЕИС, обеспечивает конфиденциальность информации и соответствует самым высоким требованиям информационной безопасности. 1 марта 2018 года в Москве пройдет закрытый Клуб директоров по закупкам

на тему изменений в 223-ФЗ

Программа Клуба директоров по закупкам

1 марта 2018 года, Moscow Marriott Hotel Novy Arbat (ул. Новый Арбат, 32).

223 ФЗ о закупках, изменения закона с 2018: договор, положения, образцы

223-ФЗ, регулирующий правовое положение закупок, распространяет своё законное действие не на всех участников правоотношений по организации и совершению закупок, а только на их определённый круг.

В законную силу указанный федеральный закон вступил 20.06.

2011 и с момента его вступления заказчик, заинтересованный в проведении торгов, обязуется разработать, а также утвердить некое положение о закупках по 223-ФЗ, которое не должно противоречить требованиям норм законодательства.

Скачать полный текст закона последней редакции

Стоит отметить, что указанный закон имеет довольно гибкий и расплывчатый характер. Всё это потому, что некоторые из его положений имеют собой цель определить лишь общую нормативную правовую структуру, не ограничивая, при этом, правоотношения по закупкам какими-то явными рамками.

В России наибольшее количество закупок по 223-ФЗ за текущий год совершила компания «ПАО НК Роснефть».

Виды закупок, имеющие статус обязательных по закону 223

В соответствии с федеральным законом 223 любая организация, которая своими действиями не нарушает требования норм, закреплённых в статье, обязуется разработать, согласовать, а также утвердить индивидуально определённое положение, которое касается надлежащих правил совершения действий по закупкам. Кроме того, установленные положения должны затрагивать виды и способы проведения закупок.

Обязательное включение в положения юридического лица конкретно определённых видов закупок:

  • конкурс в электронном формате;
  • аукцион в электронном формате,

является, пожалуй, единственным строго определённым правилом, которое должно соблюдаться субъектами нормативного правового акта.

Изменения в ФЗ 223 с 01.07 2018

С 1 июля 2018 года к наиболее масштабным изменениям, которые претерпел ФЗ 223 относятся следующие:

  1. По обновлённому законодательству все закупки осуществляются в электронной форме, не учитывая случаи, предусмотренные положениями, которые устанавливают юридические лица. Это означает, что заказчику необходимо в положениях юридического лица конкретно указывать вид закупок, проведение которого планируется в письменном виде на бумажном носителе.
  2. Проведение определённого вида закупок, протекающих с участием субъектов, как малого, так и среднего предпринимательства осуществляется внесением обеспечения на специально предусмотренный для этого банковский счёт. Этот счёт открывается поставщиком в одном из определённых Правительством России банке. Данный факт новшества свидетельствует о том, что отношения банков и электронных площадок перестали прибегать к посредническим услугам, теперь взаимодействие происходит напрямую.
  3. С указанной даты федеральный закон 223-ФЗ перестал регламентировать закупки заказчиков, которые зарегистрированы в иностранном государстве, следовательно, бремя регулирования возлагается на нормы международного права.
  4. Члены унитарных предприятий, а также автономных учреждений вправе разрабатывать, согласовывать, а также утверждать типовые положения юридического лица, устанавливать конкретный круг лиц, которые должны руководствоваться определёнными положениями. Следует отметить, что на участников правоотношений по закупкам по федеральному закону 223 данное нововведение не окажет, ровным счётом, никакого влияния.
  5. Предприятия, являющиеся дочерними вправе осуществить присоединение к положениям по ФЗ 223 материнской компании. Как показывает практика до данного новшества, которое вступило в силу 1 июля 2018 года, дочерние предприятия и ранее осуществляли свою деятельность в соответствии с установленными положениями материнской компании, однако, теперь эта деятельность закрепилась на законном уровне.

Ко всему прочему, следует отметить изменения по 223-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.07.2018, которые непосредственным образом коснутся и окажут влияние на деятельность предпринимателей малого и среднего бизнеса. Среди таких следует выделить следующие изменения:

  1. закупка субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сегменте малого и среднего бизнеса, теперь оформляется в электронной форме, а это означает, что отныне будет куда проще реализовать упорядочение и контроль за проведением закупок;
  2. те же операции с участием указанных субъектов могут проистекать исключительно на определённых Правительством Российской Федерации шести площадках электронных торгов;
  3. денежные средства, предназначенные на реализацию обеспечения заявки по закупкам должны быть внесены заказчиком на предусмотренный для этого счёт в банке;
  4. договор закупки с её победителем заключается непосредственно на площадке проведения электронных торгов и оформляется в электронной форме.

Таблица сроков

Документ
Срок размещения в ЕИС
Положение 15 дней с даты утверждения
Изменения в Положение
Извещение 20 дней до конца срока подачи заявок
Изменения в извещение 3 дня
Закупочная документация Одновременно с извещением
Разъяснения 3 дня с даты получения запроса
Протоколы 3 дня
Договор после подписания
Изменения в договор 10 дней
Отчетность Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

В зависимости от вида закупки и состава участников в 2018 году действуют минимальные сроки на подачу заявок.

Процедура
Для кого
До конца срока на подачу заявок или до запроса предложений
Конкурс и аукцион Всем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб. 15 дней
МСП при начальной цене не выше 30 млн руб. 7 дней
Запрос котировок Всем 5 рабочих дней
МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 7 млн руб. 4 рабочих дня
Запрос предложений Всем 7 рабочих дней
МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 15 млн руб. 5 рабочих дней

Наличие большого количества видов закупок в соответствии с федеральным законом 223

Исходя из ранее описанных нововведений, можно сделать вывод о том, что заказчики, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями правовых норм ФЗ 223, вправе совершать закупки способами, являющимися для них наиболее удобными в зависимости от возникшей ситуации. К самым распространённым видам процедур проведения электронных торгов следует отнести:

  • неконкурентного рода закупки (совершение закупок строго у одного поставщика);
  • закупки конкурентного характера:
  • — аукционы (как открытого, так и закрытого плана),
  • — запросы предложений,
  • — конкурентные переговоры (проводятся в порядке, установленном планом закупок заказчика по 223-ФЗ и его запросами в случае, когда предметом закупок является материальное благо сложного характера, закупка которого требует проведения сначала обсуждений и переговоров),
  • — конкурсы (двухэтапные, открытые, закрытого типа, селективные (являются альтернативой конкурсам открытого и закрытого типа)),
  • — запросы котировок (проводятся в случае, когда имеет место быть ряд закупок небольшой стоимости и, при этом, нет разумных оснований в проведении более крупного тендера).

Указанный выше перечень видов закупок не является исчерпывающим, так как заказчик, осуществляющий закупки у поставщика, вправе устанавливать свои виды закупок, ранее не имевшие прецедента в практике электронных торгов. При помощи таких, незакреплённых законодательством видов закупок было совершено уже свыше 5500 закупок в пределах территории Российской Федерации.

Виды электронных торгов, на которые действие норм права, закреплённых в 223-ФЗ, не распространяется, установлены в части 4, статье 1 закона.

Разделение закупок по 223-ФЗ на различные виды связано с улучшением их систематизации для более эффективного использования организатором электронных торгов методов ведения деятельности по закупке, уменьшая, при этом, временные затраты и, устанавливая для конкретного случая индивидуально определённую процедуру.

Изменения в закупках по 223-ФЗ в 2018 году - новости

Наиболее важные пункты 223-ФЗ с последними актуальными изменениями

  • заказчик должен заранее спланировать все желаемые закупки и разместить соответствующий документ на сайте zakupki.gov.ru;
  • документы, регламентирующие закупку, должны быть размещены в свободном для любого человека доступе в единой системе информации;
  • выбирая победителя, заказчик обязан руководствоваться исключительно положениями, которые соответствуют требованиям норм, закреплённых в 223-ФЗ;
  • необходимо принимать во внимание существование специального реестра, в котором закреплена информация о недобросовестных поставщиках, нарушивших правила по 223-ФЗ.

Виды юридических лиц, которые имеют право выступать в роли заказчика по ФЗ 223

ФЗ 223 устанавливает перечень юридических лиц, которые в правоотношениях по закупке могут выступать в роли заказчиков. В этот перечень входят юридические лица, которые соответствуют следующим требованиям:

  • Предприятия, которые являются монополистами и удерживают этот статус в сфере деятельности, которую они осуществляют;
  • автономные учреждения;
  • государственные корпорации;
  • организации, предоставляющие коммунальные услуги по электро-, газо-, тепло-, а также водоснабжению;
  • хозяйственные общества, доля государственного участия в которых равна, по меньшей мере, 50+%.

Общие нововведения по 223-ФЗ

  1. Если заказчик использует в описании конкретного предмета закупки указания на конкретный товарный знак, то он обязуется использовать в описании предмета слова, если иное не предусмотрено законом. Если же заказчик нарушает данную норму 223-ФЗ, то он лишается возможности осуществлять закупку товара у товарного производителя, а также с конкретным товарным знаком.
  2. Заказчик наделён правом отзывать закупку конкурентного вида по одному или нескольким лотам, но только лишь до наступления даты и времени окончания сроков, предоставленных для подачи заявок для участия в торге.
  3. При определении конкретного поставщика по результатам проведения определённой закупки конкурентного вида заказчику необходимо создать специальную комиссию по её реализации. Таким образом заказчик может принимать решение о допуске, либо недопуске поставщиков, подводить итоги проведённых закупок в составе коллегии. Для этого требуется создание комиссии по рассмотрению закупок.
  4. Публикация извещения о проведении конкурса, а также аукциона осуществляется за 15 рабочих дней до момента окончания приёма всех заявок, извещения о запросе котировок – за 5 дней, а извещения о проведении запроса предложений – за 7 дней.
  5. Лица, организующие закупки имеют право на создание корпоративных информационных систем, которые будут осуществлять взаимодействие с единой информационной системой.
Читайте также:  Способы закупок по 44-фз + таблица и сроки

Все изменения в закупках с октября 2018 года | Контур.Закупки

В законах, регулирующих закупочную деятельность, с июля 2018 года появились новые положения. Однако многие из них заработали только с октября, поскольку потребовалось время на подготовку инфраструктуры. Итак, что же нового.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже работают

Расширение списка ЭТП

Федеральных площадок теперь восемь. К шести прежним добавились две новые:

Кроме того, еще одна площадка — АСТ ГОЗ — подтвердила право проводить торги по гособоронзаказу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Полный список операторов ЭТП размещен в ЕИС.

Заявки обеспечиваются по-новому

Отобраны банки, которым доверили открывать и обслуживать спецсчета поставщиков. Речь о счетах, на которых поставщики будут размещать средства для обеспечения заявок. По новым правилам сумма обеспечения будет блокироваться не на ЭТП, а на специальном счете поставщика в одном из уполномоченных банков.

Чтобы механизм работал, каждый из 18-ти банков должен установить взаимодействие со всеми площадками. Пока не все кредитные организации оказались к этому готовы. Минфином дал им время до 1 ноября и пригрозил исключить из списка уполномоченных те банки, которые не уложатся в отведенный срок.

Была надежда, что хранение денег на спецсчетах будет для поставщиков выгодно, поскольку на остаток будут начисляться проценты. Но не все так просто — банки устанавливают процент на свое усмотрение.

По факту поставщикам предлагают мизерный процент (0,01 годовых). А там, где проценты выше, за ведение счета просят абонентскую плату.

Кроме того, за услугу блокирования и разблокирования денежных средств на спецсчете некоторые банки взимают плату.

Пока напрашивается вывод, что новая система со спецсчетами не слишком выгодна поставщикам, в особенности малому бизнесу. Но возможно, Минфин и Центробанк еще внесут в нее какие-то коррективы.

Важное пояснение Минфина! Новые правила в части обеспечения заявки применяются к процедурам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября. Более ранние торги проводятся по старым правилам.

Площадки устанавливают плату

В информационной ленте ЕИС на днях появились сообщения о том, что ЭТП начали устанавливать плату за свои услуги. Такое право им дает статья 24.1 закона 44-ФЗ.

Предельные размеры платы, которую могут брать операторы, установлены в постановлении Правительства № 564.

Это 1% от суммы контракта, но не более 5000 рублей без учета НДС, если проводится обычная закупка, и не более 2000 рублей, если проводится процедура для СМП и СОНО.

Плату берут только с победителя. Если он уклонится, второй участник платить не будет.

Сумма будет списываться со спецсчета. Но может быть и так, что такого счета у участника нет. Поставщик без спецсчета может участвовать в закупках стоимостью менее 1 млн рублей, в которых не установлено обеспечение заявки. В случае победы он должен перевести обеспечение заявки на счет ЭТП.

Контракты заключаются в ЕИС

Заключение контрактов заказчиками по результатам электронных процедур следует производиться в ЕИС. Правило действует для закупок, объявленных после 1 октября, которые проводятся любым из способов определения поставщика, кроме электронных аукционов. Для них старый порядок, то есть заключение контрактов на ЭТП, сохранится до 1 января 2019 года.

Новый порядок заключения контракта таков:

  1. Заказчик размещает проект в ЕИС (без своей подписи).
  2. Победитель либо подписывает его и публикует на ЭТП, либо размещает там же протокол разногласий (1 раз).
  3. Заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС.

Разрешается не отклонять заявки с радиоэлектроникой из ЕАЭС

С 1 сентября вступили в силу поправки в постановление № 968. Оно ограничивает допуск радиоэлектронной продукции на рынок закупок. Раньше не допускались товары из ЕАЭС, теперь это ограничение снято.

Таким образом, при закупке радиоэлектроники, входящей в перечень из этого постановления, заказчик должен отклонить иностранную продукцию, если есть минимум 2 предложения с товаром из России или иной страны ЕАЭС разных производителей.

Грядущие изменения в закупках по 44-ФЗ

Повышение НДС

Новость о повышении ставки НДС прямо сказывается на заказчиках, причем уже сейчас. Регулятор пояснил, что при расчете НМЦК контрактов на 2019 год нужно закладывать НДС 20%.

Что касается контрактов, которые уже заключены и будут действовать в следующем году, то это проблема поставщиков. Заказчики не имеют права пойти ни на повышение стоимости контракта, ни на уменьшение объема товаров или услуг, которые подлежат поставке.

Так что исполнителям придется оплачивать повышение НДС из собственного кармана.

Но есть контракты, цены в которых могут быть пересмотрены:

  • федеральные контракты с ценой 10 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • региональные контракты с ценой 1 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • муниципальные контракты с ценой 500 млн рублей и выше сроком от года.

Единый реестр участников закупок

Реестр участников должен заработать с 1 января 2019 года. Правила его ведения разработаны Правительством, но пока постановление проходит общественное обсуждение.

Регистрация в Реестре начнется с 1 декабря. Однако тем, кто аккредитован на нужных ЭТП и срок аккредитации не истекает, можно зарегистрироваться и позже — до конца 2019 года. При условии, что в документах не произошло никаких изменений.

Что нового в закупках по 223-ФЗ

Закупки у МСП — на федеральных ЭТП

Заказчики, которые уже внесли изменения в свои Положения о закупке в части торгов для малого бизнеса, должны с 1 октября их проводить строго в электронном виде. Для этого можно выбрать одну из 8-ми ЭТП, предназначенных для закупок по 44-ФЗ.

Внести соответствующие изменения в Положения нужно до конца года. С 1 января 2019 года все заказчики по 223-ФЗ должны проводить торги для МСП в электронном виде.

Унитарные предприятия снова работают по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы могут работать по 223-ФЗ уже с 1 октября. Но лишь те из них, кто успел до указанной даты утвердить и опубликовать в ЕИС Положение о закупке. Остальные продолжат работать по 44-ФЗ до конца года.

Обзор изменений в закупках по 223-ФЗ в 2018 году

02.02.2018 14:43

Конкурентные закупки

В законе появится термин «конкурентная закупка». Он предполагает выбор поставщика из нескольких участников путем проведения выбранной конкурсной процедуры. Одновременно с этим появится описание базовых способов приобретения продукции и услуг: аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений. Для каждого определен порядок их реализации и регламентированные сроки.

За заказчиком сохранится право самостоятельно выбирать тот или иной способ определения поставщика. Разрешено использовать и дополнительные этапы, например, переторжки.

Законодательно будут закреплены общие правила проведения конкурентных закупок:

  1. Документация о закупке должна быть приложена к любому извещению, за исключением случаев проведения запросов котировок.
  2. При реализации конкурентной закупки заказчик обязан собирать комиссию.
  3. Исключается возможность подачи альтернативных предложений. Один участник может подать только одну заявку. 
  4. Отмена процедуры допускается до момента окончания подачи предложений. Более поздний отказ от закупки возможен только при условии появления обстоятельств непреодолимой силы.
  5. Заказчик обязан размещать в ЕИС ответы на запросы разъяснений документации. При этом в ответе не допускается указывать автора запроса. 
  6. Разрешено проводить многоэтапные конкурентные закупки.

В законе появятся и регламентированные сроки проведения процедур. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1 

Действие Тип закупочной процедуры Срок
Публикация в ЕИС извещения и соответствующей документации Аукцион, конкурс 15 суток
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней
Размещение в ЕИС ответов на запросы разъяснения документации Все В трехдневный срок с момента их поступления
Внесение корректировок в документацию Все В трехдневный срок с даты принятия соответствующего решения. При этом оставшийся срок подачи предложений не должен быть меньше половины от первоначального
Заключение договора Все Не менее 10 и не больше 20 суток с момента подписания финального протокола
Хранение всей документации, касающейся закупки Все 3 года с момента окончания процедуры

Кроме того, будет легализована возможность проведения «зонтичных» закупок — заказчики получат возможность заключать контракт сразу с несколькими поставщиками. 

Электронные закупки

В 223-ФЗ будет введено понятие «Электронной формы закупки». Так именуются все процедуры приобретения товаров и услуг, реализуемые посредством функционала ЭТП.  В законе появится точное определение торговой площадки, основные требования, предъявляемые к ней, а также ответственность оператора за нарушение норм.

Теперь заказчики обязаны проводить закупки в электронной форме. Перечень исключений из этого правила должен быть приведен в положении о закупках. Выбор электронной торговой площадки также остается правом заказчика. Все участники закупки обязаны использовать усиленную квалифицированную подпись.

Поправки в действующее законодательство расширят и полномочия Правительства России. Теперь оно может формировать список ЭТП, которые отвечают установленным требованиям. Кроме того, Правительство будет определять правила ведения электронного документооборота. 

Нововведения, коснувшиеся малого и среднего бизнеса

Немаловажная часть поправок в 223-ФЗ коснется субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты:

  1. Если раньше на заказчика была возложена обязанность приобретать товары и услуги у МСП на сумму не меньше 10% от всего объема закупок, то теперь эта цифра увеличена до 15%. В Правительстве уверены, что эта мера станет своеобразной помощью малому бизнесу.
  2. Для таких субъектов определен закрытый перечень способов закупок и этапов их проведения. Указаны пороги цены для каждого метода. 
  3. Все закупки у МСП должны проводиться исключительно в электронном виде.
Читайте также:  Конфликт интересов на государственной службе

Расширен и перечень компаний, на которые возложена обязанность закупать товары у СМП. Теперь в него входят дочерние компании, в уставном капитале которых более 50% принадлежит государственным организациям.

Аналогичная обязанность возлагается и на хозяйственные общества, более 50% от уставного капитала которых принадлежит РФ и чей годовой объем выручки по данным бухгалтерского отчета за предшествующий год превышает 500 миллионов рублей.

Для таких фирм объем закупок у малого бизнеса должен оказаться не меньше 9% от общего количества приобретенной продукции и услуг.  

Эти сведения не подлежат корректировке при утверждении документа конкретным заказчиком. Составленные типовые положения разместят в ЕИС. В открытом доступе они должны появиться в течение 15 суток с момента утверждения. Визированием и проверкой документов займется ФОИВ.

Мониторинг соответствия требованиям

С марта 2018 года в силу вступают поправки, согласно которым будет осуществляться регулярный мониторинг действий следующих групп заказчиков:

  1. Автономные учреждения федерального уровня.
  2. Заказчики, чей итоговый объем заключенных контрактов за предшествующий год оказался выше 250 миллионов рублей.
  3. Дочерние хозяйственные общества, доля государства в уставном капитале которых более 50%.
  4. Дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозяйственным обществам.
  5. Заказчики, чей объем годовой выручки превышает 10 миллиардов рублей. 
  6. Заказчики, заключившие за прошедший год контрактов на общую сумму менее 50 миллионов рублей. 
  7. Все выявленные в ходе мониторинга нарушения будут фиксироваться. По результатам проверки наложат соответствующее взыскание.

Обновление формы отчета о закупках

Уже с января 2018 года будет изменена форма отчета о закупках. Среди основных нововведений отмечают:

  1. Сведения о договорах, заключенных с представителями малого бизнеса будут вноситься в отдельные графы. 
  2. Появится строка, в которую нужно внести информацию об общем объеме закупок за год. При этом приобретение товаров и услуг у МСП выносится отдельно. После эти две цифры суммируются.
  3. Для каждой категории договоров нужно, как и раньше, указать общую стоимость и количество реализованных контрактов. Отдельно отображается число контрактов, срок исполнения которых более года. 

Старая форма отчета больше приниматься не будет. В связи с этим заказчикам следует внимательно изучить новую структуру документа. 

Закрытые закупки

Правительству России предоставлено право определять перечень закупок, которые реализуются в закрытом режиме. Для этих целей будут приобретаться отдельные торговые площадки. Перечень конкретных ЭТП еще окончательно не сформирован и в любой момент может быть скорректирован.

Пройти регистрацию на такой площадке смогут только определенные организации. Для этого они должны будут иметь соответствующее персональное приглашение.

Обжалование действий

Корректировки внесены и в перечень действий, разрешенных к обжалованию. Обращаться в ФАС теперь могут только те компании, которые подавали заявки на участие в рассматриваемой закупке. Теперь в список действий входят:

  1. Нарушения, которые допустил заказчик при проведении закупки.
  2. Отсутствие в ЕИС положения о закупке отдельного заказчика, а также прочей информации обязательной к размещению.
  3. Предъявление заказчиком избыточных требований к участникам.
  4. Приобретение заказчиком товаров или услуг при отсутствии утвержденного положения о закупке.

С июля этого года обжаловать можно будет и действия операторов торговых площадок. Рассмотрение всех поступающих жалоб будет проводиться на основании только тех доводов, которые отвечают предмету рассматриваемого вопроса. При этом оспорить решение ФАС на том основании, что вопрос не входит в ее компетенцию будет крайне сложно.  

С 2018 года начнут действовать еще несколько важных поправок:

  1. Участвовать в закупке, проводимой в рамках 223-ФЗ, сможет любое юридическое или физическое лицо. Удалено указание на то, что участники должны соответствовать требованиям, приведенным заказчиком в положении о закупках. 
  2. Начальная цена договора может быть указана путем приведения НМЦК контракта, указания на формулу расчета цены и максимально допустимую стоимость всего лота, а также обозначением цены каждой отдельной позиции.
  3. Указание на конкретный товарный знак или производителя в техническом задании возможно только с припиской «или эквивалент». При этом заказчики будут вынуждены указывать параметры эквивалентности, дабы в дальнейшем избежать спорных ситуаций. 

Вносить корректировки в договор, заключенный с унитарным предприятием необходимо по нормам 223-ФЗ. Если изменился объем приобретаемых товаров, их стоимость или срок реализации контракта — данные об этом должны появиться в ЕИС в течение 10 дней с момента внесения правок.

Как изменились правила проведения закупок по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2018 году? | IT-компания Простые решения

Изменений много, но поставщикам необязательно знать о каждом. В новости коротко расскажем о тех, которые уже вступили в силу и влияют на участие в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ.

Раньше называть конкретного производителя или товарный знак можно было только в закупках услуг или работ, для которых использовался товар (например, ремонт с поставкой краски).

Теперь это можно указывать в закупках любых товаров, сопровождая фразой «или эквивалент» и указывая параметр эквивалентности.

Например «МФУ Hewlett Packard LaserJet Professional CP5225, цветная печать, не менее 20 листов А4 в минуту, ресурс картриджа от 7000 страниц и т.д.».

Описание товара нужно брать из каталога

Если описание товара уже есть в каталоге товаров, работ и услуг, заказчик обязан использовать его при описании объекта закупки. Если нужны дополнительные характеристики, их придется обосновать. Помимо описания товара или услуги, в каталоге будет информация о типовых контрактах для них, а также соответствующие коды из российской и международной системы классификации.

В описании лекарств появятся дополнительные сведения

Если вы занимаетесь поставкой лекарств, изучите постановление правительства от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов…». В нем сказано, что можно, а что нельзя указывать в описании лекарств (дополнительно к п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Например, заказчику надо указывать:

  • дозировку с возможностью поставки в кратном объеме (например, таблетки 300 мг с возможностью поставки 100 мг или 150 мг).
  • остаточный срок годности лекарства в единицах измерения времени («не раньше 1 января 2020 г.» или «не меньше 12 месяцев с даты заключения контракта» и др.).

Но при этом нельзя:

  • брать описание из инструкций к лекарствам определенной торговой марки,
  • указывать фиксированную температуру хранения лекарств и др.

Кроме того, утвержден новый типовой контракт на поставку лекарств. Заказчики начнут его применять, как только документ появится в «Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов» в ЕИС.

Сняли запрет с программного обеспечения из ЕАЭС

Раньше в рамках нацрежима запрет распространялся и на ПО из ЕАЭС. С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. Теперь будут вести два реестра: для ПО из России и ПО из ЕАЭС. Если ПО есть в одном из реестров и заказчик не может обосновать, что ему нужен иностранный аналог, будут закупать ПО из реестра.

Разрешили заключать контракт со вторым участником закупок

Заказчик не может заключить контракт с победителем закупки, если обнаружит, что тот:

  • не соответствует единым или дополнительным требованиям (ч. 1-2 ст. 31 44-ФЗ),
  • находится в РНП (ч. 1.1. ст. 31 44-ФЗ)
  • не соответствует требованиям к аудиторским услугам,
  • поставляет лекарства, которых нет в реестре предельно допустимых цен или отказывается снизить цену до предельно допустимых.

Теперь в этих случаях заказчик не просто размещает в ЕИС протокол об отказе заключать контракт и проводит новую закупку, а может заключить контракт со следующим участником закупки. Если вы стали вторым номером в закупке, то сами решаете, соглашаться или нет.

Также законодатели убрали пробел в правилах включения в РНП уклонившегося победителя закупки. Раньше заказчик был обязан отправлять сведения о нем в ФАС, если заключил контракт с участником закупки, предложению которого присвоен второй номер. Если следовать тексту закона, то «уклонист» не попадает в РНП, если второй участник отказался заключать контракт.

Сейчас такого условия нет. Если вы откажетесь заключать контракт, попадете в РНП, независимо от того, заключил заказчик контракт со следующим участником или нет.

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика

Они специфичны, но на всякий случай перечислим:

  • услуги по проведению рейтинговых действий,
  • по модернизации государственных информационных систем для палат Федерального Собрания РФ.
  • обращение с твердыми коммунальными отходами.

Из перечня убрали услуги по проведению инженерных изысканий и проектной документации для утилизации отходов.

Кроме того, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется на территории России. Реестр пока пуст.

Заработали новые правила жалоб от физлиц

ФАС не будет рассматривать жалобы ИП и физических лиц, которые не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Например, у ИП или физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п. Такие обращения будут рассматривать в общем порядке как от граждан в течение 30 дней.

Изменения в 223-ФЗ, которые уже действуют

Большинство изменений касаются работы заказчиков. Их можно перечислить одним списком:

  1. Из-под действия 223-ФЗ вывели ряд специфических закупок:
    • заключение и исполнение договоров об электроэнергетике для участников этого рынка,
    • закупки для исполнения заказчиком договора за границей, в том числе его дочерними организациями,
    • закупки между взаимозависимыми юрлицами, перечень которых прописан в Положении о закупках заказчика,
    • закупка товаров юрлицами, которые зарегистрированы за границей.
  2. Заказчикам по 223-ФЗ официально разрешили проводить закупки для коммерческого использования, то есть для перепродажи.
  3. Разрешили не публиковать в открытом доступе ряд закупок. Теперь наряду с закупками до 100/ 500 тыс. рублей можно не афишировать закупки на размещение депозитов, предоставление кредитов, переход прав собственности на недвижимость и т.д. Также правительство оставило за собой право дополнительно определять товары и услуги, информацию о которых можно не публиковать в ЕИС.
  4. Дочерним предприятиям разрешили присоединяться к Положению о закупках головного заказчика.

Напрямую повлияют на поставщиков только новые правила подачи жалобы в ФАС:

  1. Расширили перечень оснований для жалоб на заказчиков по 223-ФЗ. Теперь в ч.10 223-ФЗ появился пункт о том, что можно жаловаться на любые нарушения 223-ФЗ или Положения о закупках заказчика при подготовке и проведении процедуры. Обратите внимание:
    • В перечень оснований для жалобы в рамках торгов не входят нарушения антимонопольного законодательства (135-ФЗ «О защите конкуренции»).
    • Жалобы по основаниям, указанным в 223-ФЗ, рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
  2. ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые составляют предмет жалобы. Даже если сотрудник ФАС заметит нарушение, которое не описано в вашей жалобе, он не будет назначать по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  3. Жаловаться на заказчика по 223-ФЗ, после того как закончился срок подачи заявок, могут только участники закупки. Остальным нужно успевать в период подачи заявок.

Для формирования новости использовались материалы с сайта zakupki.kontur.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *