Как белорусские компании попадают в банкротство

Прежде чем говорить о признаках, давайте определим, что же такое банкротство и его особенности в 2020 году.

Банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника-юридического лица, прекращением деятельности должника-ИП (п.2 ст. 1 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 1 постановления Совмина N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» от 12.12.2011 происходит оценка платежеспособности с помощью критериев (коэффициентов), а именно:

  • (К1) Коэффициент текущей ликвидности-характеризует общую обеспеченность краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств предприятия (организации)
  • (К2) Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости данного предприятия.
  • (К3) Коэффициент обеспеченности обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим обязательствам.

Организация имеет устойчивый характер неплатежеспособности, в случае (требуется наличие одного из условий):

  • Значение К1 и К2 на конец отчетного периода, имеющие значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, которые предшествуют составлению последней бухгалтерской отчетности и значение К3 на дату составления этой отчетности более нормативного
  • Если К3 имеет значение более 1 при составлении последней бухгалтерской отчетности

Есть случаи, когда организация только приобретает характер устойчивой неплатежеспособности, т.е., состояние, над которым стоит задуматься: если так и будет продолжаться, то организация придет к устойчивой неплатежеспособности, а это, как и устойчивая неплатежеспособность, основание для подачи заявления о банкротстве.

Рассмотрим признаки неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер:

  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных, а К3 имеет значение равно или менее 1-на конец отчетного периода
  • К1 и К2 имеют значения менее нормативных в течение 4-х кварталов, а К3 имеет значение равное или меньше нормативного-на конец отчетного периода, предшествующего составлению последней бухгалтерской отчетности.

Кто может подать заявление о банкротстве?

Есть перечень лиц, которые вправе подать заявление в экономический суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • сам должник
  • кредитор
  • прокурор
  • орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
  • налоговые органы
  • таможенные органы
  • органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты

Основания для подачи заявление о банкротстве должником и кредитором

Как белорусские компании попадают в банкротство

Должник

Существуют основания, по которым должник вправе подать объявление (необязательно), а есть случаи, когда подача такого заявления является обязательной.

Итак, должник вправе подать заявления, когда:

  • неплатежеспособность приобретает устойчивый характер
  • неплатежеспособность имеет устойчивый характер

Должник обязан подать заявление о банкротстве, если:

  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов ведет к невозможности удовлетворения других кредиторов
  • уполномоченным органом предприятия принято решение о ликвидации лица
  • собственником имущества должника принято решение о подачи заявления в экономический суд
  • стало известно о недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов после утверждения ликвидационного баланса

Кредитор

Основания для подачи кредитором заявления в суд об экономической несостоятельности (банкротстве) должника являются в совокупности:

  • задолженность в размере 100 и более базовых величин, а если организация является градообразующей-2500 и более базовых величин
  • наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер
  • применение к должнику принудительного исполнения, которое не произведено в течение 3-х месяцев или выявление факта отсутствия средств и имущества для удовлетворения требования кредитора

Подача заявления о банкротстве в суд

Должник подает заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд. В течение 30 дней суд должен либо принять заявление, либо возвратить в связи с несоответствием поданных документов установленным требованиям. На практике, суды более лояльны к заявлениям и документам в делах о банкротстве нежели по другим категориям дел.

Важно!

Государственная пошлина за подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) не взимается.

Далее, если подано заявление и необходимые документы, которые отвечают требованиям, то суд выносит определение о возбуждении производства по делу.

С момента вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

  • приостанавливается производство по делу, связанное со взысканием денежных средств (иного имущества).
  • происходит приостановление исполнения исполнительных документов, которые вступили в силу, до момента вынесения определения о возбуждении производства по делу
  • невозможен выход из состава участников юридического лица

Процедуры (стадии) банкротства

Как белорусские компании попадают в банкротство

При производстве дела об экономической несостоятельности выделяют следующие стадии:

  • Защитный период
  • Конкурсное производство
  • Мировое соглашение

Между тем, конкурсное производство включает в себя:

  • санация-восстановление платежеспособности предприятия
  • ликвидация (ликвидационное производство) -расчет с кредиторами и последующая ликвидация лица

Защитный период

Судом назначается временный управляющий из 3-х представленных кандидатур.

Защитный период вводится в целях:

  • завершения досудебного оздоровления предприятия
  • проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства
  • обеспечения сохранности имущества должника
  • проверки достаточности расчета с кредиторами и с работниками

Продолжительность такого периода не может превышать 3-х месяцев, однако по ходатайству должника или органа (лица), принявшего решение о проведении досудебного оздоровления, суд вправе продлить защитный период до 3-х лет для завершения такого оздоровления.

Временный управляющий анализирует и производит оценку финансового состояния предприятия. Заканчивается это предоставлением отчета в суд, исходя из которого принимается решение об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство

Временный управляющий становится антикризисным. Это может быть одно и тоже лицо, либо другое. Обычно временный и антикризисный управляющий-одно и тоже лицо.

Основание для открытия конкурсного производства- устойчивый характер неплатежеспособности и (или) отчет временного управляющего, который был предоставлен в защитном периоде.

Последствия открытия конкурсного производства:

  • все права переходят к антикризисному управляющему
  • срок всех обязательств считается наступившим
  • приостанавливается срок начисления процентов, неустойки, возникших до открытия конкурсного производства
  • на имущество должника нельзя обратить взыскание
  • Как говорилось ранее, конкурсное производство включает санацию и ликвидацию.
  • Максимальный срок конкурсного производства при проведении ликвидации-16 месяцев, а санации-22 месяца.
  • В этой процедуре антикризисный управляющий:
  • создает собрание (комитет) кредиторов
  • осуществляет меры по поиску средств для расчета по долгам
  • устанавливает размер требований
  • ведет реестр требований кредиторов
  • производит оспаривание сделок
  • и др.

На основе анализа деятельности предприятия антикризисный управляющий разрабатывает план санации или ликвидации, исходя из целесообразности.

То есть управляющий сам принимает решение: ликвидировать предприятие или санировать. Данный вопрос поднимается на собрании кредиторов, которые должны простым большинством согласиться с управляющим или нет.

Как правило, собрание кредиторов считается с мнением управляющего.

Экономический суд на основе отчета управляющего и решения собрания кредиторов принимает решение об открытие ликвидационного производства или об утверждении плана санации.

Санация

Эта процедура конкурсного производства применяется в целях восстановления платежеспособности и дальнейшей деятельности предприятия (организации). Экономический суд вводит эту процедуру на срок не более 18 месяцев.

Однако данный срок может быть продлен:

  • не более чем на 12 месяцев-на основании ходатайства управляющего и (или) собрания кредиторов
  • не более чем на 5 месяцев-по ходатайству государственного органа

Для восстановления платежеспособности управляющий принимает меры, направленные на:

  • исполнение обязательств за должника
  • погашение дебиторской задолженности
  • продажу части имущества
  • предоставление финансовой помощи
  • отсрочку уплаты налогов

Управляющий 1 раз в месяц обязуется предоставлять отчет о своей деятельности экономическому суду и собранию кредиторов.

Экономический суд на основании отчета управляющего о санации выносит определение:

  • об утверждении отчета управляющего
  • об отказе в утверждении отчета и последующим продлением срока санации
  • об утверждении мирового соглашения

Ликвидация предприятия (ликвидационное производство)

Суд принимает решение о начале ликвидационного производства, в случае, невозможности и (или) нецелесообразности санации.

Срок такой процедуры составляет 1 год, при этом суд может его продлить на 6 месяцев.

С момента введения ликвидационного производства кредиторы предъявляют свои требования в течение 2-х месяцев. Требования предъявляются управляющему, который рассматривает их и решает: включить данные требования или же отказать.

Очередность удовлетворения требований кредиторов (ст.141 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»):

  • требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью
  • выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по гражданско-правовым договорам
  • уплата налогов, сборов
  • удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом
  • расчет с другими кредиторами

Важно!

Вне очереди происходит возмещение судебных расходов и расходов на опубликование сведений

  1. Происходит расчет с долгами, после чего антикризисный управляющий составляет отчет по итогам ликвидационного производства и предоставляет его в экономический суд.
  2. Если суд не найдет оснований для признания итогов отчета управляющим недействительными, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
  3. В течение 15 дней управляющий представляет в суд документы, подтверждающие ликвидацию предприятия:
  • отчет о завершении ликвидации
  • штамп организации
  • сведения о закрытии расчетного счета
  • и другие необходимые документы

Далее, вносится запись об исключении данного предприятия из Единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С этого момента полномочия управляющего прекращаются.

Мировое соглашение

Может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении со стороны должника принимается управляющим. Данное соглашение подлежит утверждению в экономическом суде.

Читайте также:  Как нанимать и увольнять, чтобы не пришлось судиться и платить компенсации — 6 полезных материалов

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

  • отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств
  • уступки требования
  • исполнения обязательств должника третьими лицами
  • перевода долга
  • обмена на акции

Управляющий в течение 5 дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать заявление об утверждении такого соглашения.

К заявлению прилагается:

  • текст мирового соглашения
  • протокол собрания кредиторов, которые приняли решение о заключении соглашения
  • список всех конкурсных кредиторов включая сумму задолженности
  • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов 1 и 2 очереди

Статистика: в процедуре банкротства находятся 3240 субъектов хозяйствования

Как белорусские компании попадают в банкротство

Медиапартнер мероприятия – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.

16 февраля 2018 г. на Первом белорусском форуме об антикризисном управлении и банкротстве спикеры и эксперты обсудят возможности финансового оздоровления компании, аудит и оценку рисков деятельности, баланс интересов кредитора и должника: контроль и взаимодействие в процедуре банкротства, практику привлечения реальных бенефициаров к субсидиарной ответственности.

  • Также эксперты дадут ответы на вопросы, как противодействовать недобросовестному должнику, как подготовить компанию к банкротству, и обсудят технологии проведения банкротств в РФ, чтобы белорусские кредиторы смогли вернуть долг.
  • На повестке дня в том числе:
  • ·       перспективы института субсидиарной ответственности в 2018 г.;
  • ·       проблемы удовлетворения требований залоговых кредиторов;
  • ·       оценку и реализацию заложенных активов предприятия-банкрота;
  • ·       уголовно-правовые риски ухода от долгов: наиболее популярные составы, используемые как рычаги давления;
  • ·       трансформацию рынка антикризисного управления и новый закон о несостоятельности и банкротстве.
  • Форум предполагает работу в 4 основных сессиях:

Сессия 1. Антикризисное управление бизнесом.

Сессия 2. Должник/кредитор: стратегия и тактика в банкротстве.

Сессия 3. Ответственность контролирующих лиц в банкротстве: проблемы, текущие практики, перспективы.

Сессия 4. Банкротство должников-контрагентов из Российской Федерации.

  1. Параллельно основным сессиям форума планируется проведение двух специализированных закрытых сессий для VIP-аудитории и круглый стол с участием антикризисных управляющих:
  2. — закрытая сессия. Защита интересов банков и участников рынка финансовых услуг в процедурах экономической несостоятельности (банкротства);
  3. — закрытая сессия. Уголовно-правовые риски владельцев и руководителей бизнеса в процедурах банкротства;
  4. — круглый стол для антикризисных управляющих «Перспективы развития института экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь».
  5. Во время форума запланированы 15 экспертных выступлений об антикризисном управлении, выборе стратегии в банкротстве, ответственности контролирующих лиц, нюансах банкротства в России и др.

Уже подтвердили участие Сергей ПИНЧУК, антикризисный управляющий; Екатерина ЖЕЛТОНОГА, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро VERDICT; Александр ДАНИЛЬЧЕНКО, управляющий партнер Юридического агентства «КлеверКонсалт»; Михаил КИРИЛЮК, адвокат Минской областной коллегии адвокатов, партнер юридической фирмы МК-Консалтинг; Сергей КУРАДОВЕЦ, начальник юридического отдела СЗАО «Серволюкс»; Ольга ПЕПЕНИНА, антикризисный управляющий, заместитель Председателя Ассоциации по антикризисному управлению и банкротству; Инга КОМСА, директор Правовой компании «БелПрофКонсалт» и т.д.

Мероприятие рассчитано на собственников и руководителей компаний, заместителей директоров по профильным вопросам (заместителей директоров по финансам, по правовым вопросам и др.), руководителей юридических департаментов и юристов и антикризисных управляющих.

Форум состоится в конференц-зале отеля Crowne Plaza Minsk.

Организаторы мероприятия — студия образовательных и развлекательных мероприятий EduFun, юридическое агентство «КлеверКонсалт», компания «Антикризисные решения».

Информационный партнер – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси. Экспертную и информационную поддержку форуму оказывают Ассоциация белорусских банков, площадка «Слово делу» и MEGAPOLIS-REAL.

Наталья Сарнавская: Одна из причин банкротств в Беларуси — неэффективный менеджмент

Как белорусские компании попадают в банкротствоЕсли какое-то судебное заседание попадает в поле зрения СМИ, то достаточно редко это экономический процесс. Намного больше общественного внимания уделяется уголовным и гражданским делам. Экономическое правосудие кажется скучной темой, хотя, на самом деле, подобные процессы могут многое рассказать о состоянии экономики в целом. Например, среди производств по делам о банкротстве сейчас есть только один процесс, касающийся банка, а если точнее – ЗАО «Дельта Банк». Всего же, по последним данным, в производстве экономических судов находится более 1,9 тыс. дел о банкротстве, в том числе 47 – в отношении госорганизаций или структур с участием государства. В ближайшее время Верховный Суд намерен провести заседание пленума, на котором будет обсуждаться практика дел о банкротстве.

Какие же юридические лица чаще всего становятся банкротами в Беларуси? Нужно ли вводить в законодательство возможность банкротства физических лиц? На эти и другие вопросы корреспондента БЕЛТА ответила судья коллегии по экономическим делам Верховного Суда Беларуси Наталья Сарнавская.

– Как доходит до того, что предприятия становятся банкротами?

– Напомним, что судебная процедура экономической несостоятельности, то есть банкротства, может быть применена к любому субъекту хозяйствования – юрлицу или индивидуальному предпринимателю, если они находятся в сложном финансовом положении. Речь идет об устойчивой неплатежеспособности.

Чтобы это определить, нужно вывести четыре коэффициента, анализируя бухгалтерские документы, как правило, за год. Эта процедура прописана в нормативно-правовой базе. Мониторинги в этой сфере проводит Министерство экономики, органы власти на местах. При рай- и облисполкомах есть для этого специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности.

Как раз одна из их задач – разработка мероприятий по восстановлению субъектов хозяйствования, которые могут стать банкротами.

Но обращу внимание на другой аспект. Иногда производство по делу о банкротстве может быть возбуждено в отношении юрлица, которое уже в стадии ликвидации. Требований кредиторов заявляется очень много, а имущества у предприятия мало. В данной ситуации платежеспособность уже проверять не надо.

– Может ли в таком случае быть эффект от возбуждения производства по делу о банкротстве?

– Иногда решение находится. Разбираемся, как предприятие пришло к такому состоянию. Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности. В том числе смотрим, какие сделки совершались до начала процедуры ликвидации, проверяем, был ли вывод активов.

Законом предусмотрены специальные нормы на этот счет. Например, сделка была за полгода до возбуждения производства по делу о банкротстве. Этого достаточно, чтобы подать исковое заявление о признании сделки недействительной.

Затем можно произвести реституцию имущества, а значит, в дальнейшем погасить задолженность перед кредиторами.

– Возможны ли в Беларуси российские схемы, когда долги перекладывают на дочерние структуры или наоборот?

– Можно пытаться вывести активы из одного предприятия в другое, а долги оставить на первом. Учредителем второго предприятия будет то же самое юридическое лицо, которое внесло в качестве вклада в уставной фонд свое имущество. Но тогда могут быть оспорены сделки по передаче имущества, либо будет взыскиваться стоимость этого имущества. Так что подобная схема все равно не сработает.

Суд помогает кредиторам возвращать деньги. Однако судья не будет искать деньги для восстановления предприятия. Это не его функции. Нужно понимать, что одна из ролей суда – следить за законностью процесса.

Если процесс касается госорганизации, то государственные органы автоматически становятся лицами, которые должны играть активную роль. Разрабатывается план санации, который согласовывается с этими органами. Они должны активно принимать участие в процессе рассмотрения дела.

– Иногда процесс санации затягивается. Это нормальная ситуация?

– Бывает, что санация приносит результат, а порой ничего не получается даже через четыре года. Суд в таком случае может открыть ликвидационное производство.

Что касается именно длительной санации, то иногда она оправдана. Одно из таких дел было по Калинковичскому мебельному комбинату. Сейчас это прибыльное предприятие.

Оно одно из самых лучших в регионе, в том числе по экспорту продукции, их изделия покупают в России.

Кстати, что касается проблемы неплатежеспособности некоторых российских клиентов, то мне известно, что многие наши поставщики переходят на предоплату, хотя бы частичную. Они не поставляют продукцию, если речь идет о длительной рассрочке платежей.

– Не кажется ли вам, что в Беларуси становятся банкротами еще и потому, что часто думают категориями стартапов, продумывают именно открытие бизнеса, а не дальнейшую стратегию?

– Вполне возможно. Бывает, что у людей нет достаточных экономических знаний. На мой взгляд, чтобы открыть свое дело, нужно сначала найти свою нишу, понимать, что может быть востребовано, куда лучше вложить деньги, когда будет экономический эффект. Хотя бывают разные ситуации.

Но давайте обратим внимание и на то, что у нас периодически возбуждаются уголовные дела по лжеструктурам. Можно сказать, некоторые фирмы для того и создают, чтобы они просуществовали несколько дней. Этого достаточно для «прогона» через них денежных средств. Фактически же эти организации никаким реальным бизнесом не занимаются.

– Какие нормы есть в законодательстве для того, чтобы предупреждать банкротство?

– Есть следующий механизм. Когда суд взыскивает большую сумму с предприятия или индивидуального предпринимателя, но видит, что это будет непосильная ноша, то можно вынести частное определение.

В нем обращается внимание учредителей, руководителей или собственников на то, что нужно принять меры досудебного оздоровления. Указывается срок, в течение которого нужно их разработать и представить план суду.

Иногда суд обязывает комиссии по предупреждению банкротства проанализировать эффективность таких мер. Мы сейчас провели анализ этой практики.

Читайте также:  Где и как отстоять свои права участнику торгов

Так вот в ряде случаев, когда дело касалось госпредприятий, государственные органы много предпринимали, чтобы восстановить платежеспособность или откорректировать финансовое состояние должника. Это могут быть разные меры, например, реструктуризация задолженностей по налогам и сборам.

– А в целом число дел о банкротстве растет или уменьшается?

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество возросло на 11%. Причины разные, в том числе и неэффективный менеджмент. И еще обратим внимание, что среди более 1,9 тыс.

дел есть производства только по 47 госпредприятиям и субъектам, которые имеют значение для экономики, а все остальное — это достаточно мелкие фирмы.

Опять же порой затягиваются процессы ликвидации, что и приводит к процедуре банкротства по инициативе налоговой инспекции либо кредитора, на требования которого не отвечают.

– Эти фирмы работают в реальном секторе?

– Нет. В основном, это сфера услуг и торговля. Есть и строительные организации. Опять же подчеркну, что это все мелкие фирмы.

Думаю, что у нас в законодательстве уже созданы все необходимые механизмы по банкротству. Дело в другом. Каждый должен понимать свою роль. Возможно, что-то нужно менять в образовании антикризисных управляющих.

Калинковичский мебельный комбинат, о котором я упомянула, вытянули именно за счет качественного менеджмента, а не с помощью каких-то финансовых вливаний государства. Изначально там вообще не было службы маркетинга, а предприятие выпускало только несколько типов кухонных гарнитуров. Потом развили маркетинговую службу.

Началась грамотная работа по изучению рынка. До сих пор директором предприятия является человек, который руководил комбинатом, когда суд рассматривал дело о банкротстве. Они выплатили все долги, провели техническое перевооружение.

Даже удалось освободить производственные площади, где организовали выставку образцов продукции.

Вообще, чтобы не прийти к банкротству, очень важно принимать нужные меры своевременно, с появлением первых признаков.

– В России с 1 июля вступает в силу новелла по банкротству физических лиц. Зачем это делается? Нужно ли подобное вводить в Беларуси?

– Если Россия ввела это, то так необходимо с точки зрения экономики. В стране много неплатежей, высокая степень закредитованности людей. Теоретически это можно сделать и у нас, но в Беларуси не такой большой процент невозврата кредитов, как в России. Также у нас нет ипотеки. Насколько я понимаю, механизм подачи гражданских исков, которые используют банки, пока всех устраивает.

По сообщению БЕЛТА

(фото-БЕЛТА)

Банкротство ООО в Минске, банкротство предприятия, фирмы, компании

Экономический суд рассматривает заявление о банкротстве в судебном заседании с вызовом заявителя.

В случае, если обстоятельства, изложенные в заявлении о банкротстве, будут признаны судом обоснованными, то будет возбуждена процедура банкротства –конкурсное производство и назначен антикризисный управляющий , к которому переходит управление делами предприятия-должника.

В данном случае антикризисный управляющий выбирается из предложенных должником 3 (трех) кандидатур. Ключевой момент всей этой истории – кредиторы  также имеют право предложить свои кандидатуры управляющего.

Управляющий должен ответить на вопрос, что привело должника к банкротству. Он будет анализировать текущее состояние  и предшествующие сделки. Потом управляющий должен провести инвентаризацию и оценку имущества должника, а как показывает практика на этом этапе возникают пикантные ситуации.

Введение конкурсного производства влечет следующие последствия:

  • Наступают сроки исполнения всех обязательств должника;
  • Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций
    за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;
  • Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям,
    признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или
    влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование,
    возможно только с соблюдением требований Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;
  • Прекращается исполнение по исполнительным документам (за некоторым исключением);
  • Исполнительные документы передаются судебными исполнителями антикризисному управляющему;
  • Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника,
    в том числе ограничения по распоряжению расчетными счетами. Теперь все платежи с расчетного счета предприятия
    могут производится только платежными документами антикризисного управляющего;
  • Прекращаются полномочия руководителя должника;
  • Все требования кредиторов могут быть предъявлены только антикризисному управляющему,
    который проверяет их законность и обоснованность.

Порядок проведения процедуры банкротства предприятия в самом общем виде заключается в проведении инвентаризации, оценки имущества должника, его последующей реализации, взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

Процедуру банкротства проводит антикризисный управляющий, но есть второй центр власти в процедуре банкротства:
Собрание кредиторов, которое представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями управляющего.

Законодательство наделяет собрание кредиторов широкими полномочиями.
Управляющий должен отчитываться перед собранием кредиторов о своей деятельности и состоянии должника.

Согласие собрания требуется ему для решения многих важных вопросов, например, по начальной цене, порядку,
срокам и условиям продажи имущества должника и дебиторской задолженности.

Собрание кредиторов де-факто может заблокировать работу управляющего и, вместе с тем,

требовать его отстранения за любое неисполнение или ненадлежащее исполнения возложенных на него обязанностей.

Ликвидация предприятия с вводом в банкротство

Ликвидация предприятия с невозможностью погашения имеющейся задолженности возможна только двумя способами. Во-первых, посредством достижения мировой договоренности со всеми имеющимися кредиторами.

Во-вторых, посредством начала в отношении такого юридического лица процедуры банкротства (ликвидация предприятия с вводом в банкротство).

Первый вариант реализуем на практике чаще всего только тогда, когда кредиторов немного и отсутствует задолженность по обязательным платежам в государственный бюджет и перед работниками.

Однако следует помнить, что в рассматриваемом случае также возникает обязанность по уплате налога на внереализационный доход, что иногда приемлемо только в случае применения предприятием упрощенной системы налогообложения, когда образовавшаяся сумма невелика и зачастую может быть погашена учредителями за счёт личных средств.

Возникает вопрос, а в связи с чем вызвана необходимость начинать процедуру банкротства посредством предварительного инициирования процедуры ликвидации? На данный вопрос можно дать несколько ответов. Действительно, подача заявления о банкротстве не запрещается и в случае с действующим предприятием, платёжеспособность которого оставляет желать лучшего.

Однако стоит помнить, что процесс подготовки к банкротству занимает некоторое время. Необходимо провести бухгалтерскую оценку обязательств, подобрать кандидатуры управляющих. В тоже время действующее предприятие подвержено негативным последствиям в связи с ведением в отношении него исполнительного производства.

Счета и имущество арестованы, нарастает задолженность по заработной плате, аренде.

Каждый лишний день нахождения компании в статусе действующего юридического лица приносит убытки. Данные убытки и позволяет снизить ввод должника в ликвидацию.

Также подача в банкротство ликвидатором позволяет избежать предконкурсных оздоровительных и защитных процедур, проведение которых может требоваться законодательством по отношению к действующим предприятиям.

В то время как эффективность данных процедур сомнительна применительно к некоторым категориям субъектов хозяйствования.

Однако стоит помнить о строгом соблюдении сроков в процедуре ликвидации. Так, задержка подачи заявления о банкротстве может являться основанием к привлечению ликвидатора и учредителей должника к субсидиарной ответственности.

Что это должно значить? Во-первых, необходимо назначать ликвидатором предприятия профессионала в своём деле.

Во-вторых, следует незамедлительно начинать подготовку к подаче соответствующего заявления в экономический суд, а не ждать, что кредиторы простят все долги, или же наступит конец света.

Имущество в стадии ликвидация предприятия с подготовкой к банкротству должно находиться в целости и сохранности, отчуждение данного имущества не допускается.

Организация сохранности имущества является обязанностью ликвидатора, однако иногда по взаимному согласию учредители оказывают ему помощь в данном вопросе, например, при наличии у них площадей для качественного хранения имущества.

В таком случае непременно необходимо заключать договор ответственного хранения.

Ликвидатор, когда им сопровождается ликвидация предприятия, применяет максимальные усилия по выявлению имущества и уведомлению кредиторов ликвидируемого предприятия. В обязательном порядке проводится работа по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого предприятия в случае её наличия.

По крайней мере, всем дебиторам должны быть предъявлены претензии, начаты соответствующие судебные процедуры. Традиционно считается, что работники должника должны учитываться при составлении реестра требований кредиторов на основании данных бухгалтерского учёта, получение требований от них не является обязательным.

Тоже касается и не оспариваемой задолженности перед бюджетом, в подтверждение наличие которой можно получить справку компетентного государственного органа. От остальных же кредиторов непременно стоит получить письменные требования об уплате долга.

В противном случае экономический суд, рассматривающий заявление о банкротстве, может расценить данную кредиторскую задолженность как неустановленную, особенно в том случае, если по данной задолженности отсутствуют вступившие в законную силу решения суда.

Если ликвидация предприятия с вводом в банкротство вызывает у вас вопросы, пишите комментарии, наши специалисты ответят на них в максимально полном формате.

Взыскание долга с белорусской компании: порядок для иностранцев

В настоящее время ввиду кризисных явлений в экономике все чаще иностранные компании прибегают к судебной защите по взысканию долга с белорусской компании. В данной статье мы рассмотрим, какие способы и возможности есть у иностранного контрагента.

  • Взыскание долга с белорусской компании возможно путем обращения в:  
  • Экономический суд Республики Беларусь;
  • Международный арбитражный суд при БелТПП (если между сторонами подписано арбитражное соглашение либо в договоре есть арбитражная оговорка);
  • Третейский суд (при наличии оговорки в договоре или заключенного третейского соглашения).
  • Взыскание долга возможно в рамках:
  • Искового производства.
Читайте также:  Как «Евроопт» действует в кризис

Рассмотрение спора в порядке искового производства подразумевает подачу искового заявления в соответствии с требованиями установленными ст. 159, 160 ХПК РБ. Сторонами выступают истец и ответчик. Стоит отметить, что до подачи искового заявления, истец должен соблюсти обязательный досудебный претензионный порядок. Требования установленные для  претензии содержатся в приложении к ХПК РБ.

Срок рассмотрения спора в экономическом суде может занять от 2 (Двух) месяцев. В процессе суда стороны для урегулирования спора могут воспользоваться примирительной процедурой или заключить мировое соглашение.

По итогам рассмотрения дела суд выносит решение, а после истечения срока на обжалование 15 (Пятнадцать) дней выдает судебный приказ, на основании которого ведется исполнение решения суда.

Приказного производства.

Данная процедура применяется, когда спор носит бесспорный характер. Сторонами выступают взыскатель и должник. Спор рассматривается без присутствия сторон в суде. Срок рассмотрения заявления не более 20 (Двадцати) дней со дня поступления в суд.

Стоит отметить, что при наличии отзыва и возражений со стороны должника, экономический суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе, что в таком случае подразумевает переход взыскателя путем направления дополнительно ходатайства в исковое производство.

Перевод и легализация документов.

Статус иностранного юридического лица подтверждается легализованной выпиской из реестра иностранного государства. Документы направляемые в суд должны быть переведены на русский язык.

Легализация документов отменена для стран участниц Гаагской конвенции, которая вступила в силу для Беларуси 31 мая 1992 г.

, потому для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, достаточно апостиля, который проставляется компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

«Без консульской легализации и апостиля иностранные документы принимаются от стран с которыми подписан договор о правовой помощи. (Литва, Польша, Турция, Иран, Китай, Болгария, Сербия, Латвия и др., а также стран СНГ).»

  1. Госпошлина.
  2. По делам хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, не являющихся участниками Соглашения от 24 декабря 1993 года, государственная пошлина уплачивается в соответствии со ставками определенными приложением 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь:
  3. До 100 базовых величин – 25 базовых величин.
  4. От 100 до 1000 базовых величин – 5 процентов от цены иска но не менее 25 базовых величин.
  5. От 1000 до 10 000 базовых величин – 5 процентов от 1000 базовых величин + 3 процента от суммы превышающей 1000 базовых величин.
  6. От 10 000 базовых величин и более – 1 процент от цены иска, но не менее суммы, установленной в предыдущем пункте.

Размер базовой величины на 20.01.2018г. – 24 бел. руб. 50 коп.

  • По спорам о качестве поставленного товара – 80 %  ставки установленной в предыдущих пунктах.
  • При подаче апелляционных жалоб – 40% ставки установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.
  • При подаче кассационных жалоб – 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.
  • Для стран СНГ согласно подписанному Соглашению в Ашгабаде «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств», вступившее в силу 24 декабря 1993 года, установлены отдельные ставки, которые определены в российских рублях:
  • До 10 тыс. рублей — 3% от цены иска;

Свыше 10 тыс. рублей до 50 тыс. рублей — 300 рублей + 2,5% от суммы свыше 10 тыс. рублей;

Свыше 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — 1 тыс. 300 рублей + 2% от суммы свыше 50 тыс. рублей;

Свыше 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 2 тыс. 300 рублей + 1,5% от суммы свыше 100 тыс. рублей;

Свыше 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей — 8 тыс. 300 рублей + 1% от суммы свыше 500 тыс. рублей;

Свыше 1 млн. рублей — 13 тыс. 300 рублей + 0,5% от суммы свыше 1 млн. рублей.

  1. По спорам неимущественного характера – 500 рублей.
  2. При подаче апелляционных жалоб – 40% от ставки по имущественным спорам.
  3. При подаче кассационных жалоб или жалоб в порядке надзора – 80% от соответствующих ставок.

При определении ставки госпошлины следует учесть, что вышеназванное Соглашение не подписано Украиной, что подразумевает применение внутреннего национального законодательства страны, на территории которой будет рассмотрен судебный спор. Стоит также отметить, что 01 июня 2001 г.

, между странами СНГ был подписан Протокол к вышеназванному соглашению, который не подписали Туркменистан, Узбекистан, Украина. Азербайджанская Республика и Грузия не выполнили необходимые внутригосударственные процедуры, потому Протокол для этих стран не вступил в силу.

Это значит, что применяется ставка госпошлины, установленная статьей 2 Соглашения в размере 10 % от суммы иска в валюте иска.

«Практика показывает, что экономические суды этих стран принимают оплату госпошлины по ставкам, установленным внутренним национальным законодательством, ввиду разного подхода по применению Ашгабадского соглашения.»

Стоит отметить, что ставки госпошлины, установленные Ашгабадским соглашением применяются исключительно при рассмотрении исковых заявлений в судах уполномоченных рассматривать хозяйственные споры.

Если плательщик госпошлины находится за пределами Республики Беларусь, пошлина уплачивается в республиканский бюджет. После оплаты инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску выдает справку о зачислении пошлины в бюджет. Инспекция обязана в течение 5 рабочих дней после зачисления пошлины направить справку в экономический суд.

«С практики стоит отметить, что к исковому заявлению лучше приложить заверенное платежное поручение с подлинной отметкой банка, так как справка может несвоевременно придти в экономический суд или затеряться, что может повлечь оставление искового заявления без движения, либо возвращение искового заявления.»

Исполнение решения белорусского суда.

В рамках искового производства суд выносит — судебный приказ, в рамках приказного производства — определение о судебном приказе. Стороны в исполнительном производстве именуются взыскатель и должник.

«Срок для возбуждения исполнительного производства 3 (три) года со дня вступления в силу судебного постановления.»

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании заявления взыскателя оформленного в соответствии со ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве» с приложением исполнительного документа.

Должнику предоставляется семь дней для добровольного исполнения со дня надлежащего извещения должника, затем принимаются принудительные меры взыскания.

Стоит отметить, если взыскателем является иностранная компания, исполнительный документ может сразу направляться с заявлением судебному исполнителю для возбуждения исполнительно производства.

«Процесс сопровождения исполнения решения суда иностранная компания может осуществлять как самостоятельно, так и через своего представителя в Беларуси по доверенности.»

С целью своевременного взыскания долга взыскатель может ходатайствовать о применении обеспечительных мер. Закон «Об исполнительном производстве» допускает помимо наложения ареста на расчетные счета и иное имущество, такие меры как ограничение права выезда за границу директора либо главного бухгалтера.

Признание и исполнение решения иностранного суда в Беларуси.

Для того чтобы решение иностранного суда, иностранного арбитражного суда, было исполнено на территории Республики Беларусь, оно должно быть признано белорусским экономическим судом. Признание решения иностранного суда осуществляется на основании международного договора с Республикой Беларусь или принципа взаимности.

Международные договора о правовой помощи подписаны с такими странами как Литва, Польша, Турция, Иран, Латвия, Китай, Вьетнам, Иран, Болгария, Сербия и др. В рамках стран СНГ действует Киевское соглашение от 20 марта 1992г. Беларусь также является участницей Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958г., «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

«Не требуется признавать в экономическом суде Республики Беларусь решения арбитражных судов Российской Федерации на основании Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, подписанного 17 января 2001 г. в г. Москве.»

Для признания иностранного судебного решения взыскатель оформляет заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного суда в соответствии с требованиями установленными ст. 246 ХПК РБ. Срок давности для приведения иностранного судебного решения или иностранного арбитражного решения в исполнение 3 (Три) года.

Госпошлина за подачу заявления составит 10 базовых величин, что на 20.01.2018г., составляет 101 евро. Документы поступившие в суд рассматриваются в течение 1 (Одного) месяца с извещением сторон. После рассмотрения дела суд выносит определение, которое вступает в силу с момента его вынесения.

Определение полежит исполнению на территории Беларуси в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *