Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице

Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице Онлайн калькуляторы

На нашем сайте собрано более 100 бесплатных онлайн калькуляторов по математике, геометрии и физике.

Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице Справочник

Основные формулы, таблицы и теоремы для учащихся. Все что нужно, чтобы сделать домашнее задание!

Заказать решение

Не можете решить контрольную?! Мы поможем! Более 20 000 авторов выполнят вашу работу от 100 руб!

Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице

Прежде чем начать решение задачи на производительность труда, необходимо дать определение и формулу расчета. Производительность труда в целом является мерой результативности и эффективности человеческого производительного труда.

Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице

Для решения задачи на производительность труда, ее можно выразить через два показателя:

  1. выработки каждого работника,
  2. трудоемкости по единице продукции.

Выработка представляет собой объем продукции, которая выпускается одним работником за определенную единицу времени. Решим несколько задач на выработку.

Решение по выработке

Показатель трудоемкости

Трудоемкость можно определить количеством времени, которое затрачивается на выпуск единицы изделия. Задачи на производительность труда по трудоемкости используются для формирования плана производства, обоснования бизнес-планов, анализа и эффективности работы персонала в производстве.

Основные показатели, воздействующие на трудоёмкость, представлены квалификацией, сложностью выпуска готовых изделий, степенью автоматизации и условиями труда. Общая формула трудоемкости выглядит таким образом:

Тр = РВ / ВП

РВ – рабочее время по изготовлению определенного количества товаров,

ВП – количество выпущенных товаров.

Решение по трудоемкости

Задачи на производительность труда

Можно сказать, что производительность труда представляет собой объем, который выпускается работником за единицу времени или время, которое потрачено на выпуск единицы продукции. Показатели производительности рассчитываются как на отдельных рабочих местах, так и в среднем по всей организации.

Примеры задач на производительность

Как изменилась эффективность деревообрабатывающих предприятий – ответ в одной таблице

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

Задачи для самостоятельного решения по учебной дисциплине "Экономика организации"

ЗАДАЧА 6.2.1.

Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел.

В течение года уволить по собственному желанию 37 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушли на пенсию 11 чел., поступили в учебные заведения и призваны в Вооруженные Силы 13 чел., переведены на другие должности и в другие подразделения предприятия 30 чел.

Определите:

  1. коэффициент выбытия (%);

  2. коэффициент текучести кадров (%)

ЗАДАЧА 6.2.2.

Планируемый объём производства составляет 40 000 ед. продукции, эффективный фонд рабочего времени – 1 800 ч., норма времени – 1,1 ч., количество изделий в час – 1,2.

Определить:

Необходимую численность работников предприятия.

ЗАДАЧА 6.2.3.

Рабочие цеха работают в две смены. Фонд времени одного рабочего в год составляет 1 860 ч., коэффициент выполнения норм для основных рабочих – 1,12;

для вспомогательных рабочих – 1.

В цехе выпускаются изделия: А-4 000 шт. в год и Б-2 800шт. в год. Трудоёмкость изготовления одного изделия соответственно 30 и 40 чел.- ч. Изменение(возрастание) остатков незавершенного производства составляет 650 тыс.руб.

, удельная трудоемкость-1 тыс.руб., незавершенной продукции – 3 чел.-1ч. К вспомогательным рабочим относятся: слесари – наладчики, обслуживающие 100 рабочих мест и электрики, обслуживающие 80 рабочих мест.

Нормы обслуживания для слесарей – 5, для электриков – 8.

Определите:

  1. численность основных рабочих цеха;

  2. численность вспомогательных рабочих цеха.

Решение

  1. ( 4000 * 30 + 2800 * 40+ 650 * 3): (1860 * 1,12) ≈ 112 чел.;

  2. 100 * 2 : 5 + 80 * 2 : 8 = 60 чел.

ЗАДАЧА 6.2.4.

  • Имеются следующие данные о работе предприятия за два года.
  • Численность ППП, чел.
  • Средняя выработка, руб.
  • 2 100
  • 700
  • 3 000
  • 2279,1
  • 710
  • 3 210
  • + 179,1
  • +10
  • +210
  • Определите:
  1. прирост продукции в результате увеличения численности работников (тыс.руб.);

  2. прирост продукции за счет повышения производительности труда (тыс. руб.);

  3. удельный вес прироста продукции за счет повышения производительности труда (тыс. руб.).

ЗАДАЧА 6.2.5.

Производство продукции на предприятии осуществляется в 2 смены на 5 расфасовочных линиях при норме обслуживания 0,25.

Определите численность работников цеха.

ЗАДАЧА 6.2.6.

В отчётном году выпуск продукции по предприятию составил 8 600 тыс. руб., в плановом году намечается прирост производства продукции на 370 тыс. руб., который должен быть обеспечен без увеличения численности работающих.

Определите:

  1. планируемый рост производительности труда по предприятию;

  2. необходимое снижение трудоёмкости производственной программы для обеспечения роста производительности труда.

ЗАДАЧА 6.2.7.

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 12 мин, часовая тарифная ставка при данной сложности труда – 5 руб., в месяце – 24 рабочих дня;

продолжительность смены – 8 ч. За месяц изготовлено 1 008 изделий.

Определите:

  1. норму выработки в месяц (шт.);

  2. сдельную расценку на изделие (руб.);

  3. сумму сдельной заработной платы в месяц, если за каждый процент перевыполнения выплачивается 1,5% заработка по сдельным расценкам (руб.)

ЗАДАЧА 6.2.8.

Объём производства продукции составляет 81 600 шт.; норма времени по выполнению операции – 48 мин, коэффициент выполнения норм времени- 1,2, годовой фонд рабочего времени – 1 700ч в год.

Определите численность работников предприятия.

ЗАДАЧА 6.2.9.

Численность промышленно-производственного персонала предприятия в базисном году составила 520 чел. В плановом году предполагается увеличить объём производства продукции на 3% и достичь экономии работников в количестве 12 чел.

Определите планируемое повышение производительности труда.

ЗАДАЧА 6.2.10.

На предприятии внедрена новая технология. Трудоемкость при этом снизились на 20%. Выработка продукции в час составляет 12 деталей.

Определите, как изменилась производительность труда.

ЗАДАЧА 7.2.1.

Есть проект расширения кирпичного завода. В настоящее время завод выпускает 1 млн.шт. кирпича в месяц. Себестоимость одного кирпича составляет 5 руб., а отпускная цена – 10 руб. Потребность в кирпиче составляет 1,2 млн. шт. в месяц.

  1. Определите размер годового прироста прибыли в случае расширения производства до полного удовлетворения потребности.
  2. Решение
  3. Прибыль до расширения производства составляет:

1млн. руб. * (10-5)*12 = 60 млн. руб.

Прибыль после расширения производства составляет:

1,2 млн. * (10- 5)* 12 = 72 млн. руб.

Прирост прибыли – 12 млн. руб.

ЗАДАЧА 7.2.2.

Нефтеперерабатывающий завод решил заменить две установки первичной перегонки нефти мощностью в 3 млн. тонн на одну мощность в 6 млн. тонн. На каждой установке каждую смену занято 30 чел. Со сменной оплатой труда в 500 руб.

Определите, насколько в результате введения новой установки будет достигнута экономия по факту заработной платы, если в году 360 рабочих дней, а на ремонт отводится 5 дней в году.

ЗАДАЧА 7.2.3.

Завод по производству аммиака расположен в морском порту и работает на экспорт. Для удовлетворения экспортных нужд предлагается увеличить мощность предприятия с 5 установок по 100 тыс. тонн аммиака в год до 200 тыс. тонн по каждой установке. Эксплуатационные расходы сокращаются на 10% с 1 млн. руб. на установку в год.

Определите расходы на получение одной тонны аммиака до и после расширения мощности.

ЗАДАЧА 7.2.4.

Предприятие имеет десять автоматических линий, каждая из которых может выпускать 500 деталей за смену. Потребителям для обеспечения своего производства требуется не менее 8 000 деталей за смену.

Определите, сколько предприятию потребуется дополнительно автоматических линий, чтобы обеспечить потребность потребителей при условии, что в случае недопоставки предприятие уплачивает штраф и должно иметь одну автоматическую линию в резерве.

ЗАДАЧА 7.2.5.

Определите экономическую эффективность от специализации, если после проведения специализации объем производства с 4 000 увеличится до 4 500 ед., себестоимость снизилась со 100 до 90 руб., транспортные расходы — с 10 до 8 руб.

ЗАДАЧА 7.2.6.

Предприятие выпустило 2 000 т стального литья в год. Затраты на получение 1 т литья составили 120 руб. В результате специализации при прежнем объеме производства себестоимость 1т литья удалось снизить на 10% . Затраты на доставку 1т литья к потребителям увеличилась с 20 до 22 руб.

Определите размер годовой экономики в результате проведения специализации.

ЗАДАЧА 7.2.7.

Предприятие провело мероприятие по углублению специализации, в результате чего издержки на изготовление единицы продукции снизились с 90 до 85 руб., а транспортные расходы увеличились с 5 до 6 руб. Капиталовложения на специализацию составили 90 тыс. руб.

Определите годовой экономический эффект от специализации, если выпуск продукции составил 50 тыс. единиц.

ЗАДАЧА 7.2.8.

В результате специализации литейного цеха себестоимость 1 т литья снизилась со 150 до 144 руб., а транспортные расходы, которые до специализации составляли 5 руб. за 1 т, увеличилась на 20% .

Определите изменение издержек в результате специализации и экономический эффект при выпуске 2 500 т в год.

ЗАДАЧА 7.2.9.

Предприятие выпускает 2 тыс. т литья в год. Затраты на этот выпуск составляет

18 млн. руб. В результате проведения работ по специализации удалось снизить издержки на изготовление продукции на 7%, при этом транспортные расходы увеличились с 2 000 до 2 300 руб. на 1 т литья.

Определите размер годовой экономии в следующем году, если впуск продукции предлагается увеличить на 10%.

ЗАДАЧА 7.2.10.

На предприятии провели мероприятия по совершенствованию специализации производства, в результате снизили издержки на единицу продукции с 98 до 92 руб., при этом транспортные расходы увеличились с 2 до 3 руб.

Определите годовой экономический эффект от специализации, если выпуск готовой продукции после её внедрения составит 50 тыс. единиц.

Стратегия развития деревообрабатывающей отрасли Беларуси до 2020 года

Важник Василий Натанович

В ЕАЭС планируется создать Союз ассоциаций предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Что этот союз может принести белорусской стороне с учетом неодинакового уровня развития деревообработки в государствах ЕАЭС?

Назаров Юрий

Сегодня в европейских государствах широко развиты различные бизнес-ассоциации. Они играют ключевую роль в развитии отраслей, в формировании государственной политики и принятии решений на государственном и международном уровне, касающихся определенных сфер деятельности.

Выход на новые рынки чаще всего осуществляется именно через отраслевые ассоциации. Они объединяют производителей, трейдеров, финансовые организации.

Это, как правило, влиятельные структуры, которые консолидируют в себе всех заинтересованных и создают более благоприятные и выгодные условия сотрудничества и торгово-экономического партнерства.

Не стоят в стороне от этих процессов и страны СНГ. Сегодня во многих отраслях существуют такие ассоциации. Например, в Российской Федерации Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, по сути, является главным органом, объединяющим организации этой сферы деятельности и решающим их вопросы. Та же ситуация в Казахстане.

Создана Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности и в Беларуси. В ее состав вошли как лидеры в сфере деревообработки и мебельного производства («Кроноспан», «Пинскдрев», «Молодечномебель», «Анрэкс»), так и небольшие частные компании.

Все заинтересованы в объединении усилий для развития отрасли, совместного решения актуальных вопросов, выступления единым фронтом в отстаивании своих интересов и продвижении идей.

И создание Союза ассоциаций предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности в государствах ЕАЭС преследует те же цели, но только уже на более широком пространстве.

Главный вопрос сегодня для всех производителей – рынок. Конкуренция на нем становится все более жесткой. Актуальной становится борьба с недобросовестной конкуренцией. Рынок требует не только развития, но и защиты.

Читайте также:  Способы закупок по 44-фз + таблица и сроки

Конкурировать должны между собой добросовестные производители, тогда и производство, и рынок будут развиваться.

Другое дело, если на рынок приходит производитель, который за счет использования, например, низкокачественных материалов, неоправданно низкой цены подрывает работу производителей, соблюдающих досконально требования всех технических регламентов.

Этот вопрос на повестке ЕАЭС стоит в числе наиболее актуальных. В части мебельного производства в 2014 году был введен в действие технический регламент Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции». Это основной документ, призванный защитить в первую очередь добросовестных производителей и стимулировать повышение качества выпускаемой мебели.

Вы правильно отметили, что уровень развития деревообработки в государствах ЕАЭС отличается. У кого-то более масштабные мощности, например, как в России, у кого-то технологии производства более развиты. В Беларуси, например, мебельное производство динамично развивается. Но рынок у нас один, и каждый заинтересован заполнить на нем свою нишу.

На фоне диверсификации экспорта, выхода на новые рынки Европы, Востока и Запада Россия и Казахстан остаются нашими ключевыми партнерами. В экспорте предприятий концерна рынок СНГ занимает 55,8%, и основная доля в нем (66,1%) приходится на Россию, на втором месте Казахстан (10,2%). И нам важно не терять на них свои позиции. Поэтому работа с ними для нас носит стратегический характер.

В основу решения о создании Союза ассоциаций предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности в государствах ЕАЭС заложены принципы добровольности, равноправия, учета интересов национальных организаций и предприятий любой формы собственности.

Союз будет отстаивать добросовестную конкуренцию и взаимовыгодность, обеспечение равного доступа на рынок, открытости для каждой из сторон в получении информации о состоянии рынка мебели и продукции деревообработки, решать задачи полной гармонизации требований к продукции по глубокой механической переработке древесины.

Приоритет в потреблении будет отдаваться мебели и продукции деревообработки, производимой на территории стран ЕАЭС предприятиями союза.

Вступая в этот союз, все участники подтверждают обеспечение соответствия качества производимых, ввозимых и реализуемых в государствах — членах ТС мебельной и деревообрабатывающей продукции требованиям, установленным национальным законодательством стран ТС и Техническим регламентом ТС «О безопасности мебельной продукции», в том числе через механизм нотификации аккредитованных органов.

Для Беларуси это важно, так как наши производители, как правило, ответственные и добросовестные, поэтому заинтересованы в таком же отношении к качеству продукции и других производителей, с которыми они конкурируют на рынке.

Конечно, большим плюсом для наших производителей станет возможность благодаря союзу установить более тесные связи с крупными производителями в других странах и наладить с ними кооперационное сотрудничество. Консолидация с крупными игроками рынка сегодня очень актуальна, и мы работаем в этом направлении.

Практикум по теме

Целью данного практикума является использование формул для расчета величины стоимости товара и ее изменения, а также построения меновых уравнений. Задачами практикума является:

  • Во-первых, освоить формулу расчета общественно-необходимых затрат на производство продукции (величины стоимости товара);
  • Во-вторых, научиться пользоваться формулами для расчета влияния изменения производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара, на стоимость всей продукции, созданной за определенное время, на доход и выручку производителя;
  • В-третьих, закрепить навыки определения меновой стоимости (менового уравнения) и ее изменения, построения цепочек обменных операций.

Задачи на применение формулы расчета величины стоимости товара

ЗАДАЧА 1

Постановка задачи: Товар А изготавливается 3 группами производителей. Первая группа затрачивает на производство каждой единицы товара 10 часов и производит 200 единиц изделий за определенное время, вторая группа тратит 12 часов и производит 160 единиц, третья – 8 часов и 240 единиц соответственно. Рассчитайте величину стоимости товара.

Технология решения задачи: величина стоимости товара определяется общественно необходимым временем, затраченным на его производство., поэтому сначала надо рассчитать время на производство всех изделий, которое потрачено каждой группой в отдельности, для этого перемножим количество выпущенных изделий на затраченное на выпуск одной единицы время. Получаем, что

1 группа расходовала 10час.* 200 ед. = 2000 часов, 2-ой группе потребовалось 12 * 150 = 1800 часов, а 3-ей: 8 * 240 = 1920 часов.

Сложим затраты времени, чтобы определить сколько всего затрачено времени на изготовление всех изделий: 2000 + 1800 + 1920 = 5720 часов. Всего выпущено: 200 + 150 + 240 = 590 изделий. Общественно-необходимое время, затраченное на производство единицы товара, составит 5720: 590 = 9,69 часа.

Ответ: Величина стоимости товара А равна 9,69 часа.

ЗАДАЧА 2

Постановка задачи: На основе данных таблицы рассчитайте общественно-необходимое время на изготовление товара:

Группа товаропроизводителей Объём производства (шт.) Затраты времени на производство 1 ед. товара (час.)
1 100 3
2 300 5
3 200 6
4 100 7

Технология решения задачи: Решение можно делать в табличном виде:

Группа товаропроизводителей Объём производства (шт.) Затраты времени на производство 1 ед. товара (час.) Всего затрат времени на весь объём (час.)
1 100 3 300
2 300 5 1500
3 200 6 1200
4 100 7 700
Всего 700 3700

Общественно-необходимое время на производство товара определяется путем деления всех затрат времени на количество выпущенной всеми группами производителей продукции: 3700:700=5,28 часа.

Ответ: 5,28 часа.

Задачи на применение формулы определения меновой стоимости (менового уравнения) и построения цепочек меновых уравнений

ЗАДАЧА 3

Постановка задачи: Меновое соотношение товаров А и В представляется как 2:3. Как оно изменится, если производительность труда в производстве товара В вырастет в 2 раза.

Технология решения задачи: рост производительности труда изменяет стоимость товара, она уменьшается также, как растет производительность труда. Так как производительность выросла в два раза, то стоимость товара В уменьшилась в два раза.

Вместе с изменением стоимости изменяется меновое отношение. Для сохранения эквивалентности обмена с понижением стоимости, товара В необходимо больше в два раза, чтобы обменять на тоже количество товара А. Поэтому меновое отношение станет 2А = 6 В или 1А = 3В.

Ответ: 1А = 3В.

ЗАДАЧА 4

Постановка задачи: Меновое соотношение товаров А, В и С представляется как 4:5:9. Как оно изменится, если производительность труда в производстве товара А вырастет в 2 раза, интенсивность труда в производстве товара В увеличится в З раза, а стоимость товара С увеличится наполовину.

Технология решения задачи: с ростом производительности труда стоимость товара уменьшается также, как растет производительность труда. Следовательно, стоимость товара А уменьшилась в два раза.

Рост интенсивности труда приведет к тому, что будет производиться больше товаров, но стоимость единицы не изменяется, следовательно, стоимость товара В не изменится. Стоимость товара С увеличится в 1,5 раз. Все это приведет к изменению меновой стоимости.

Если раньше меновое отношение было 4А = 5В = 7С, то теперь для обмена надо 8А, 5В и 6 С.

Ответ: 8А = 5В = 6С.

ЗАДАЧА 5

Постановка задачи: Стоимость двух мобильных телефонов в три раза выше, чем трех утюгов.

Выразите меновую стоимость сначала мобильного телефона, затем утюга.

Технология решения задачи: Если бы мы выражали стоимость каких-нибудь делимых товаров, то меновая стоимость выглядела бы так: 1А = 9/2 В. Но так как утюги делить нельзя, то необходимо привести уравнение к экономическому смыслу и оно будет иметь вид: 2 телефона = 9 утюгов.

Ответ: 2 телефона = 9 утюгов

9 утюгов = 2 телефона.

ЗАДАЧА 6

Постановка задачи: Составьте примеры разных меновых отношений в обмене товаров, удовлетворяющих разную потребность.

Технология решения задачи: например, возьмем два товара – зубную щетку и торт. Затраты труда на производство торта раза в три больше, чем на производство щетки. В результате меновое уравнение может быть:

3 зубные щетки = 1 торт.

Если рассмотреть электрическую зубную щетку, то качество ее значительно больше, чем у простой щетки и затраты на ее производство больше, поэтому меновое уравнение может измениться следующим образом: 1 электрощетка = 1 торт.

Задачи на расчет изменения результата производства при изменении стоимости товара

ЗАДАЧА 7

Постановка задачи: Затраты производства на единицу продукции у товаропроизводителя Х в результате совершенствования оборудования сократились с 10 до 5 часов, общественно-необходимое время осталось 10 часов.

Определите, как изменится доход товаропроизводителя на единицу продукции.

Технология решения задачи: Так как индивидуальные затраты времени на производство товара сократились в два раза, то индивидуальные затраты на производство товара уменьшилась в два раза (10:5).

Продаваться же он будет в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда – за 10 часов. Таким образом, на каждый товар производитель будет получать дополнительно 5 часов в виде дополнительного дохода.

Таким образом, доход увеличится в 2 раза.

Ответ: доход увеличится в два раза.

ЗАДАЧА 8

Постановка задачи: Товаропроизводитель Х производил 20 единиц товара А в месяц, тратя на производство 10 часов. В результате совершенствования оборудования затраты производства на единицу продукции сократились до 5 часов, общественно-необходимое время осталось 10 часов.

Определите, как изменится выручка товаропроизводителя.

Технология решения задачи: так как индивидуальные затраты времени на производство товара сократились в два раза, то стоимость товара уменьшилась в два раза (10:5).

Продаваться же он будет в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда – за 10 часов. В тоже время количество продукции в месяц выросло до 40 штук.

В результате выручка в часах составит 400, в то время как раньше она составляла 200. Таким образом, выручка увеличилась в 2 раза.

Ответ: выручка увеличилась в 2 раза.

ЗАДАЧА 9

Постановка задачи: Число работников возросло в 1,5 раза, производительность труда – в 3 раза, интенсивность – в 2 раза. Как изменится объём выпуска продукции?

Технология решения задачи: Объем выпуска находится в прямой зависимости от всех этих факторов, поэтому рост их изменит количество продукции во столько же раз, во сколько они вырастут, т. е. ^Q = 1,5*3*2=9.

Ответ: вырастет в 9 раз.

Задачи на определение влияния производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара

ЗАДАЧА 10

Постановка задачи: Бригада шахтёров перешла на другой участок работы, где содержание полезного вещества в породе в два раза меньше. Чтобы выполнить план бригада увеличила интенсивность добычи угля в 1,5 раза. Сколько будет стоить одна тонна и вся партия угля, если раньше за 6 часов работы бригада добывала 10 тонн угля.

Технология решения задачи: снижение полезного вещества в породе означает снижение производительности труда. Теперь за 6 часов будет добываться 5 тонн угля и одна партия будет стоить 6: 5 = 1,2 часа.

При повышении интенсивности труда возрастает напряженность труда, что проявляется в росте выработки, следовательно, количество добываемого угля вырастет в 1,5 раза и составит 5 * 1,5 = 7,5 тонн.

Читайте также:  Что происходит со вкладами в банках Беларуси и России: смотрите эти графики

В результате вся партия угля будет стоить 1,2 час. * 7,5 = 9 часов.

Ответ: стоимость одной тонны будет 1,2 часа, всей партии – 9 часов.

ЗАДАЧА 11

  • Постановка задачи: На первом предприятии выпускается 5 % продукции Х, на втором – 50 % этой же продукции. Что произойдет в индивидуальной и общественной стоимостью продукции Х, если увеличится в два раза производительность труда:
  • а) на первом предприятии;
  • б) на втором предприятии?
  • Технология решения задачи: а) в результате роста производительности труда на первом предприятии, уменьшатся индивидуальные затраты труда ( индивидуальная стоимость), общественно-необходимые затраты не изменятся, так как объем производства не значительный.
  • б) если вырастет производительность труда на втором предприятии, то снизятся не только его затраты (стоимость), но и общественная стоимость продукции Х.
  • Ответ: а) индивидуальная стоимость уменьшится в два раза, общественная стоимость не изменится,
  • б) индивидуальная стоимость уменьшится в два раза, общественная стоимость уменьшится в два раза.

ЗАДАЧА 12

  1. Постановка задачи: Определите, как будут соотноситься стоимости пары ботинок и ювелирных изделий (например, кольца), созданных за равный по продолжительности рабочий день, если труд ювелира в три раза сложнее, чем труд сапожника.

  2. Технология решения задачи: поскольку величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда на его производство, а сложный труд есть возведенный в степень простой, то сложный труд за тот же период времени создает большую стоимость, в соответствии с коэффициентом редукции 1 кольцо будет стоить 3 пары ботинок.
  3. Ответ: 1 кольцо = 3 пары ботинок.

ЗАДАЧА 13

Постановка задачи: За 8 часов работы рабочий произвел 24 изделия. Определите, сколько будет стоить одно изделий и вся партия, если а) производительность труда вырастет в три раза,

б) интенсивность труда вырастет в 2 раза.

Технология решения задачи: величина стоимости товара определяется трудом, заключенным на его производство.

Изменение производительности труда приводит к изменению количества производимой продукции, затраты на производство одной единицы продукции сокращаются, а следовательно, уменьшается стоимость единицы продукции, стоимость всей партии не изменяется: раньше на одно изделие рабочий тратил 20 минут (за 1 час – 3 изделия), теперь – меньше 7 минут (20: 3). При этом за рабочий день создается 72 изделия. Общая стоимость 6,66 мин. * 72 = 480 минут или 8 часов.

  • Изменение интенсивности труда связано с изменением затрат труда в единицу времени, в результате с ростом интенсивности растет количество производимой продукции и их общая стоимость: теперь работник выпустит 48 изделий, тратя по 20 минут на каждое, всего 960 минут или 16 часов.
  • Ответ: а) одно изделие стоит 6,66 минут, вся партия 8 часов,
  • б) одно изделие 20 минут, вся партия 16 часов.

ЗАДАЧА 14

Постановка задачи: На предприятии было занято 100 человек, которые выпускали 12000 единиц продукции. Число рабочих на предприятии сократилось на 20 %, а выпуск продукции увеличился вдвое. Определите, как изменилась производительность труда.

Технология решения задачи: производительность труда – это выпуск продукции в расчете на одного занятого. Первоначально производительность труда была равна 12000:100= 120 ед. Затем число рабочих стало: 100 — 100*0,2 = 80 человек, которые произвели 12000*2=24000 ед., то есть 24000:80 = 300 штук на одного работника. Следовательно, производительность труда выросла:

(300-120): 120 = 1,5 (раз).

Ответ: производительность труда выросла в полтора раза.

ЗАДАЧА 15

Постановка задачи: Товаропроизводитель изготовляет 40 единиц изделий в месяц, затрачивая на каждое изделие 4 часов труда. Допустим, интенсивность труда выросла вдвое. Отразится ли это изменение на а) стоимости единицы продукции, б) объеме производства?

Технология решения задачи: Интенсивность труда определяется затратами труда в единицу времени. С ростом интенсивности труда объем производства увеличивается в два раза. Так как затраты времени не меняются, то стоимость единицы продукции остается неизменной.

Ответ: а) на стоимость единицы продукции не повлияет, б) объем выпуска составит 80 изделий.

ЗАДАЧА 16

Постановка задачи: На производство товара А затрачивается 3 часа, товара В – 4,5 часа, товара С – 5 часов. Коэффициенты сложности труда соотносятся как 2:5:1. Чему равна стоимость каждого товара, если 1час рабочего времени, затрачиваемый на изготовление товара С, выражается в 2 ден. ед.

Технология решения задачи: сначала надо определить стоимость товара С, так как на него затрачен самый простой труд и дана стоимость часа труда. Для этого надо 5 часов труда умножить на стоимость одного часа (на 2 ден. ед.) получается 10 ден. ед.

Чтобы определить стоимость товара А, необходимо сначала выразить 1 час труда на его создание: так как труд в два раза сложнее, чем при производстве товара С, то и час труда будет стоить в два раза дороже — 2 ден. ед.*2= 4 ден. ед. Поскольку затратили 3 часа, то стоимость товара будет равна 3*4=12 ден. ед.

Самый сложный труд – в производстве товара В будет выражаться в 10 ден. ед за 1 час, поэтому товар В будет стоить: 4,5 * 10 = 45 ден. ед.

Ответ: товар А –12 ден. ед., товар В – 45 ден. ед., товар С – 10 ден. ед.

ЗАДАЧА 17

Постановка задачи: Стоимости товаров, изготовленных токарем, столяром и ювелиром, соотносятся как 3:4:6. Определите соотношение сложности их труда, если токарь и столяр работали каждый по 8 часов, а ювелир 4 часа.

Технология решения задачи: Стоимость продукции ювелира в 2 раза выше, чем токаря, и он затрачивает в 2 раза меньше времени на ее производство, следовательно, труд ювелира в 4 раза сложнее труда токаря. Стоимость продукции столяра в полтора раза меньше, чем продукции ювелира и он тратит в 2 раза больше времени. Следовательно, труд ювелира в 3 раза сложнее труда столяра.

Ответ: труд ювелира вчетверо сложнее труда токаря и втрое сложнее труда столяра.

Перейти к версии для печати

Экономика (страница 2)

Термин “предприниматель” был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII в.

И с тех пор это слово означает человека, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Очень важно понимать, что слова “предприниматель” и “менеджер” не являются синонимами…

Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т. е.

всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше.

Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль… Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером.

Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В исследованиях… указывается, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи. Если организации повезёт, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадётся…

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели.

Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.

Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.

Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена.

Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, предпринимательская способность организации серьёзно ограничивается.

Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации.

Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10 млн долл, в разработку новой продукции.

Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
(М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)

Лабораторная работа № 1

(4
часа)

Основы работы с таблицами

Цель работы:Создание таблиц базы данных «Производство».
Получение навыков работы по созданию
структуры таблиц, модификации структуры
таблиц, заполнению таблиц. Создание
ключевых полей, индексированных полей,
установка связей между таблицами.
Удаление информации из связанных таблиц
и восстановление этой информации.

Темы для
предварительного изучения:
Проектирование реляционных баз данных.
Создание новой базы данных. Создание
таблиц. Типы полей, используемые СУБД
«Access». Сохранение таблиц. Создание
ключевого поля.

Изменение структуры
таблицы, добавление данных в таблицу.
Редактирование и удаление данных.
Изменение внешнего вида таблицы. Печать
таблицы. Поиск данных в таблице. Добавление
индексов в таблицу. Установка связей
между таблицами.

Экспорт и импорт таблиц.

Общие
сведения:
Все составляющие базы
данных (таблицы, отчеты, запросы, формы
и другие объекты) хранятся в едином
дисковом файле.

Основным
структурным компонентом базы данных
является таблица, в которой хранятся
вводимые данные. Таблица состоит из
столбцов, называемых полями, и строк,
называемых записями. Каждая запись
таблицы содержит всю необходимую
информацию об отдельном элементе базы
данных.

Создание таблиц
осуществляется с помощью Мастера (с
типовыми полями) или в режиме Конструктора.
При разработке структуры таблицы
необходимо, прежде всего, определить
названия полей, из которых она должна
состоять, и типы данных этих полей.

Возможные
типы данных:

— текстовый (по
умолчанию): текст или числа, не требующие
расчетов;

  • числовой: числовые данные, используемые для проведения расчетов;
  • дата/время: хранение информации о дате и времени;
  • денежный: денежные и числовые данные, используемые в расчетах;
  • счетчик: специальное числовое поле, в котором автоматически присваивается уникальный порядковый номер каждой записи (значения поля обновлять нельзя);
  • поле МЕМО: хранение комментариев;
  • логический: может иметь только одно из двух возможных значений;
  • поле объекта OLE: объект, связанный или внедренный в таблицу Access;
  • гиперссылка: строка, состоящая из букв и цифр и представляющая собой адрес гиперссылки.

Основные
правила при проектировании таблиц:

  • таблица должна содержать информацию только по одному объекту модели данных предметной области;
  • все столбцы таблицы должны быть однородны;
  • информация в таблице не должна дублироваться, то есть не должно быть одинаковых строк; не должно быть повторений и между таблицами;
  • следует проектировать таблицы, не содержащие избыточных данных;
  • в таблице должна присутствовать вся необходимая информация;
  • информацию следует разбивать на наименьшие логические единицы;
  • следует выбирать подходящий тип данных для полей.
Читайте также:  Как площадка объявлений и банк уберизировали карту рассрочки — кейс

Слово
«реляционная»
происходит от английского relation
— отношение. Отношение — математическое
понятие, но в терминологии моделей
отношения удобно изображать в виде
таблицы, в которой строки соответствуют
кортежам отношения, а столбцы — атрибутам.

Ключом называют любую функцию от
атрибутов кортежа, которая может быть
использована для идентификации кортежа.

Такая функция может быть значением
одного из атрибутов (простой ключ), а
также задаваться алгебраическим
выражением, включающим значения
нескольких атрибутов (составной ключ).

Одно
из важнейших достоинств реляционных
баз данных состоит в возможности хранения
логически сгруппированных данных в
разных таблицах и задания связи между
ними путем объединения их в единую базу.

Для задания связи таблицы должны иметь
поля с одинаковыми именами или хотя бы
с одинаковыми форматами данных. Связь
между таблицами устанавливает отношения
между совпадающими значениями в этих
полях.

Такая организация данных позволяет
уменьшить избыточность хранимых данных,
упрощает их ввод и организацию запросов
и отчетов.

В
«Access» можно задать три вида связей между
таблицами: Один-ко-многим, Многие-ко-многим
и Один-к-одному.

Связь
Один-ко-многим
— наиболее часто используемый тип связи
между таблицами. В такой связи каждой
записи в таблице А
может соответствовать несколько записей
в таблице В
(поля с этими записями называются
ключами), а запись в таблице В
не может иметь более одной соответствующей
ей записи в таблице А.

При
связи Многие-ко-многим
одной записи в таблице А
может соответствовать несколько записей
в таблице В,
а одной записи в таблице В
— несколько записей в таблице А.

Такая схема реализуется только с помощью
третьей (связующей) таблицы, ключ которой
состоит, по крайней мере, из двух полей,
одно из которых является общим с таблицей
А,
а другое — общим с таблицей В.

При
связи Один-к-одному
запись в таблице А
может иметь не более одной связанной
записи в таблице В
и наоборот.

Этот тип связи используется
не очень часто, поскольку такие данные
могут быть помещены в одну таблицу.

Связь с отношением Один-к-одному
применяют для разделения очень широких
таблиц, для отделения части таблицы в
целях ее защиты, а также для сохранения
сведений, относящихся к подмножеству
записей в главной таблице.

  • Тип создаваемой
    связи зависит от полей, для которых
    определяется связь:

  • связь Один-ко-многим
    создается в том случае, когда только
    одно из полей является ключевым или
    имеет уникальный индекс, то есть значения
    в нем не повторяются;

  • связь Один-к-одному
    создается в том случае, когда оба
    связываемых поля являются ключевыми
    или имеют уникальные индексы;

  • связь Многие-ко-многим
    фактически представляет собой две связи
    типа Один-ко-многим
    через третью таблицу, ключ которой
    состоит, по крайней мере, из двух полей,
    общих для двух других таблиц.

Следовательно,
после создания структуры таблицы
необходимо задать ключевое поле
необходимое для установки связей между
таблицами. Обычно, поле, используемое
в качестве ключевого, располагается в
таблице первым.

Для создания ключевого
поля выделить поле, выполнив щелчок
слева от имени поля на полосе выделения
и выполнить щелчок по пиктограмме
«Ключевое поле» на панели инструментов.
Слева от имени поля появится изображение
ключа.

Ключевое поле может быть простым
или составным, то есть состоять из
нескольких полей для однозначной
идентификации каждой записи в таблице.
Межтабличные связи дают
возможность совместно использовать
данные из разных таблиц.

Чтобы выбрать
поле в качестве индексированного в
разделе «Свойства поля: общие» выбрать
строку «Индексированное поле». Выполнить
щелчок по кнопке раскрытия списка и
выбрать строку «Да (Допускаются
совпадения)». При сохранении таблицы
отказаться от создания ключевого поля.

Установка связей
между таблицами осуществляется с
использованием схемы данных («панель
инструментов: схема данных»). Если связи
устанавливаются впервые, необходимо
добавить таблицы, для которых
устанавливается связь.

Для создания
связей между таблицами переместить
поле, которое необходимо связать на
соответствующее поле другой таблицы.
В большинстве связей ключевое поле
первой таблицы связывается с аналогичным
полем второй таблицы. После перемещения
поля появится диалоговое окно «Связи».

В диалоговом окне представлены названия
таблиц, между которыми устанавливаются
связи и имена полей для связи. Полям, на
основе которых создаются связи между
таблицами, не обязательно иметь одинаковые
имена, однако они должны быть одного
типа.

Исключение составляют поля
счетчиков, которые можно связывать с
числовыми полями.

Для автоматической
поддержки целостности базы данных
установить флажок «Обеспечение
целостности данных».

При включении
режима «Каскадное обновление связанных
полей» изменения, сделанные в связанном
поле первой таблицы, автоматически
вносятся в поля связанной таблицы,
содержащей те же данные.

При включении
режима «Каскадное удаление связанных
полей» удаление записей в первой таблице
приводит к удалению соответствующих
записей связанной таблицы.

Заполнение
таблиц необходимой информацией (данными)
осуществляется в режиме таблицы.
Сохранение производится сразу при
переходе к следующей записи.

Для заполнения
таблицы данными, предварительно
отраженными в таблице-справочнике,
необходимо для соответствующего поля
использовать метод подстановки (раздел
«Свойства поля: подстановка»), выбрать
поле со списком и задать источник строк.

Для удобства
просмотра можно сортировать записи в
таблице в определенной последовательности
с помощью кнопок сортировки на панели
инструментов или выполнением команды:
«панель-меню: записи» → «сортировка».
Для восстановления порядка отображения
записей используется команда: «панель-меню:
записи» → «удалить фильтр».

При необходимости
отбор подмножества записей по определенному
набору условий реализуется с помощью
фильтра. В «Access» существуют фильтры
четырех типов: фильтр по выделенному
фрагменту, обычный, расширенный и фильтр
по вводу («панель-меню: записи» →
«фильтр»).

Условия
выполнения лабораторной работы:
Предметной областью является
лесопильно-деревообрабатывающее
предприятие, следовательно, созданная
база данных должна называться
«Производство-фамилия-группа».
Наименование таблиц должно включать
их логическое название исходя из
содержащихся в них данных, последнюю
цифру номера группы, первые буквы фамилии
и имени студента.

Задание:На основе информационно-логической
модели предметной области «Производство»
(см. рисунок 1) создать физическую модель
данных, отраженную в виде схемы данных
СУБД «Access». Для этого с
помощью Конструктора создать таблицы
базы данных «Производство», задать
ключевые и индексные поля, установить
связи между таблицами, заполнить таблицы
данными.

В структуру
лесопильно-деревообрабатывающего
предприятия входят N-подразделений
(цехов), в которых изготавливаетсяM–видов продукции.
Каждый вид продукции состоит изK-деталей.Детальхарактеризуется шифром,
типом, габаритными размерами, видом
применяемого сырья (материалов).

На предприятии
установлено оборудование L–типов,
выполняющее различные операции
технологического процесса. Каждый
станок (линия) в перечне оборудованияхарактеризуется инвентарным номером,
маркой, типом оборудования, габаритными
размерами.Инструмент, установленный
на оборудовании предприятия, имеет
инвентарный номер и тип.

На предприятии
разработаны типовые технологические
процессы
, включающие последовательный
переченьопераций. Для производства
каждой детали определен технологический
процесс ее изготовления.

Список
сотрудников
включает следующую
информацию: фамилия и инициалы, год
рождения, образование и другие данные
по усмотрению студента. В отделе кадров
деревообрабатывающего предприятия
ведетсяштатное расписание, содержащее
сведения о работающих: фамилия и инициалы,
должность, тарифная ставка (оклад),
подразделение (цех).

Технологический
отдел предприятия имеет данные о плановом
задании
по выпуску каждого вида
продукции.

Создание базы
данных «Производство»следует начинать с формирования таблиц
в соответствии с вариантом индивидуального
задания.

Рекомендуется
перед началом работы по своему
варианту на отдельном листе бумаги
составить структуру создаваемых таблиц
с описанием имён полей и их типов.
Определить ключевые поля для каждой из
таблиц. Установить межтабличные связи.

Варианты
заданий:

  1. Разработать таблицы-справочники, отражающие список сотрудников предприятия, перечни должностей и подразделений. На их основе создать Штатное расписание.

  2. Разработать таблицы-справочники, отражающие типы оборудования и инструмента. Создать таблицы с перечнями оборудования и инструмента, а также таблицу связи, отражающую всевозможные варианты соответствия типа инструмента типу оборудования.

  3. Создать таблицу установленного оборудования (по инвентарному номеру) в различных подразделениях (цехах) предприятия на основе таблиц, отражающих перечни оборудования и подразделений.

  4. На основе данных таблиц-справочников о выпускаемой лесопильно-деревообрабатывающим предприятием продукции и применяющихся деталей создать таблицу перечня деталей, входящих в отдельные изделия.

  5. Создать таблицу соответствия должностей сотрудников предприятия, работающих на лесопильно-деревообрабатывающем оборудовании, типу станков или автоматических линий, используя таблицы-справочники перечня должностей и типов оборудования.

  6. Разработать таблицу с указанием операций для каждого применяющегося на предприятии технологического процесса, используя таблицы-справочники перечней технологических процессов и операций.

  7. Разработать таблицу, показывающую технологические процессы изготовления каждой детали на основе таблиц-справочников перечней деталей и технологических процессов.

  8. Используя таблицы-справочники типа оборудования и перечня технологических операций указать в создаваемой таблице для каждого типа оборудования список выполняемых на нем операций. Учитывать возможность использования на предприятии многооперационных станков.

  9. Разработать таблицы с нормами расхода сырья и планового задания предприятия по выпуску всей продукции на основе данных таблиц-справочников продукции и сырья.

В
дальнейшем для создания полноценной
индивидуальной для каждого студента
(подгруппы) базы данных «Производство»
необходимо импортировать недостающие
таблицы, созданные в соответствии с
вариантами 1-9, из баз данных других
подгрупп.

Импортирование
таблиц осуществляется по следующей
схеме: «панель-меню: файл» → «внешние
данные» → «импорт» → «адрес базы данных»
→ «необходимые таблицы».

После
создания общей информационной модели
предприятия необходимо установить
связи между таблицами в схеме данных.
Перед созданием схемы данных информация
из импортированных таблиц удаляется.

Сформированную
базу данных необходимо дополнить
таблицами, отражающими
(см. рисунок 1):

  • сотрудников, работающих на каждой единице оборудования, с учетом уже хранящейся в базе данных информации об их должности и месте работы (подразделение);
  • трудозатраты при обработке детали на каждой операции с учетом марки используемого оборудования.

Контрольные
вопросы:

  1. Дать определение реляционной таблицы. Что значить спроектировать таблицу?

  2. Что значит термин «избыточность данных»? Приведите пример.

  3. Перечислите типы данных, используемые в Вашей работе, поясните их назначение и интервал значений для каждого типа.

  4. Поясните термины «Запись», «Поле»? Приведите пример поля и записи из вашей базы данных.

  5. Дайте определение логической модели Базы Данных. Приведите примеры.

  6. Что означает «идентифицировать запись»?

  7. Дайте определение ключевого поля, приведите пример.

  8. Приведите пример составного ключа, когда такие ключи вводятся?

  9. Какие поля не могут быть ключевыми? Обоснуйте свой ответ.

  10. Как задать ключ для 2-х и более связанных полей?

  11. Что позволяет СУБД обрабатывать данные из нескольких таблиц?

  12. Назовите типы межтабличных связей, используемые в Вашей базе данных. Обоснуйте выбор связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *