Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович фото: abw.by

Откровенный рассказ о том, как владельцы СТО в Беларуси пережили госпошлину.

Госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении вызывала много недовольства со стороны автовладельцев, которые выражали свой протест отказом от прохождения техосмотра. Автомобилисты, которые не проходили техосмотр, злорадствовали, что бюджет страны недополучает средства.

Однако мало кто задумывался о том, что была еще одна сторона конфликта – владельцы станций техосмотра. Журналисты abw.by поговорили с одним из них о том, как удалось пережить отсутствие клиентов и что происходит на станциях сейчас. Для этого отправились на станцию диагностики №198 на улице Карвата, 88.

Что сейчас происходит на станциях техосмотра?

На место приезжаем в 12.30. Через 15 минут у сотрудников должен закончиться обед, а перед входом уже собралась очередь из пяти автомобилей.

В очереди и машины, внешне похожие на авто физических лиц, и несколько Renault Dokker с оклейкой сети «Остров чистоты».

Мужчины в очереди обсуждают усложненные схемы оплаты: «Раньше деньги в кассу дал – и все, а теперь терминалов понаставили или в банк иди».

«Даже не знаю, когда лучше подъехать, чтобы не было очереди, – рассуждает пожилой мужчина. – Наверное, завтра с утра подъеду, а сегодня просто помою здесь машину. Знакомый проходил техосмотр недавно на Долгиновском тракте с утра, говорил, что совсем без очереди».

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Но большинство автомобилистов считает, что сейчас очередей нет по сравнению с тем, что было на станциях в феврале и марте. Владелец автомобилей компании «Остров чистоты» на некоторых авто проходил техосмотр в феврале, как раз после появления информации о камерах, и тратить на это приходилось целый день, а то и сутки.

«Я раз приехал на станцию в 6.20 утра и был двадцатым по живой очереди. Мы пригнали 8 машин, последняя прошла техосмотр только около трех часов дня. На трассе М6 на станции вообще в 8.10 утра были очереди до самого кольца.

В Барановичах всего несколько станций, мои водители проходили техосмотр сутки: занимали с ночи, сидели в машине, чтобы пройти на следующий день.

А самое интересное в том, что все эти техосмотры придется опять проходить в феврале следующего года – и будет то же самое».

  • Владелец Ford Sierra 1993 года приехал на станцию планово и техосмотр прошел без проблем – автомобиль он приобрел два года назад у первого владельца, который о нем очень заботился и обслуживал на СТО в Германии.
  • В целом по нашим наблюдениям во вторник, первый рабочий день после выходных, больших очередей на станции не было – максимум время от времени собирается от 2 до 5 машин, но линия была всегда занята.
  • Директор станции диагностики: «Мы выживали за счет юрлиц»
  • О том, как станции техосмотра пережили период госпошлины и что происходит с ТО сейчас, рассказывает директор станции диагностики №198 Кирилл Тычина:

«На этом месте мы работаем три года, станция техосмотра нам досталась «в нагрузку» к снимаемому помещению – владелец сдал нам ее на выгодных условиях, чтобы не закрывать. У нас была только СТО по ремонту коммерческой техники, мы на тот момент искали место в аренду.

Подходящее нашли здесь, условия, которые предложил арендодатель, посчитали выгодными. Да, мы согласились взять в аренду станцию техосмотра, понимая, что она будет работать в убыток, потому что арендодатель предложил нам выгодные условия и хорошую арендную плату по основным площадям при условии, что мы берем техосмотр.

Подсчитав все, мы поняли, что есть смысл этим заниматься.

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

У нас одна линия, мы делаем диагностику легковых автомобилей с передним, задним и полным приводом, авто на шипованной резине и грузовиков общей массой до 12 тонн. Помещению и оборудованию около 13 лет, практически все необходимое для работы уже было. То есть мы только пользуемся станцией, за свои средства осуществляем ремонт, поверку оборудования и выплачиваем зарплату работникам.

По сути, у нас коммерческий техосмотр: «Белтехосмотр» и государство не вмешиваются в хозяйственные вопросы нашей компании, но и материально не помогают.

УП «Белтехосмотр» для нас регулятор и контролер – занимается разработкой нормативных документов, консультирует по рабочим вопросам, его сотрудники периодически производят мониторинг и находятся в постоянном контакте с руководством, а также осуществляют контроль знаний и подготовки сотрудников.

К тому же на каждой станции техосмотра, помимо сотрудников станции, в обязательном порядке присутствует инженер УП «Белтехосмотр», который сверяет номера и выдает разрешение на допуск. Государство следит только за тем, чтобы независимо от формы собственности стандарты проверки автомобилей на всех станциях были одинаковы.

В материальном же плане у нас все как в обычном бизнесе. Мы оплачиваем налоги, станция платит за электроэнергию и воду по стандартным тарифам, никаких скидок мы как владельцы техосмотра со стороны государства не имеем.

Так работают и другие: например, владельцем станций, которые находятся на территории автопарков, является ГП «Минсктранс», станция на территории ГАИ принадлежит Госавтоинспекции, есть в Минске несколько частных станций.

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Поэтому стоимость услуг в разных местах может отличаться. У нас нет пределов, какие цены мы можем выставить за диагностику, 5 рублей или 500.

Та стоимость, которая у нас сейчас – 35 рублей, – средняя по городу, ее мы определили исходя из наших затрат.

В нынешнем году, когда количество клиентов выросло, выросла нагрузка на сотрудников, соответственно их премиальная часть, поэтому на многих станциях в Минске, в том числе и на нашей, стоимость пришлось поднять.

Пока действовала пошлина, станция стабильно работала в «минус». В хорошие месяцы мы могли сработать в ноль или небольшой «плюс» при отсутствии каких-то издержек, например, ремонта оборудования. Количество клиентов в 2019 и 2020 годах снижалось.

В то время, если к нам приезжало в месяц 200 машин, этот период считался хорошим, а если их было 300 – прибыльным. Были дни, когда не было ни одной машины.

Весной наблюдалось мнимое оживление, когда пожилые люди, которые используют машину только летом для поездок на дачу и проходят техосмотр ежегодно, открывали сезон. А потом снова затишье.

Выживали в основном за счет юридических лиц. С ними мы пытались отдельно работать и создавать более выгодные и удобные условия, облегчать какие-то базовые вещи. Например, приехал водитель того же молочного завода на техосмотр, а у него перегорела лампочка – чтобы пройти ТО он должен поехать на базу, выписать лампочку, поставить ее и снова ехать к нам.

Мы предложили некоторым организациям заключить договор и решать подобные мелкие вопросы на нашей СТО, после чего сразу проходить линию и закрывать вопрос с техосмотром за один день. Таким способом удалось привлечь некоторых клиентов, за счет организаций у нас получалось в тяжелые времена добиться некоторого прироста.

Закрываться и отправлять людей в отпуска из-за простоя не пришлось ни на СТО, ни на техосмотре.

Для физлиц какие-то скидочные программы делать не пытались. Мы посчитали, что это бессмысленно, скидками людей на техосмотр не заманишь.

Когда получение разрешения стоит 30 рублей, а человеку нужно заплатить 200 и больше рублей пошлины, если мы сбросим 10 рублей на техосмотр, финансово для человека это будет незначительно, а для нас – лишняя суета.

Было понятно, что ситуация не изменится, пока государственный регулятор не начнет что-то делать. И сейчас цены для юрлиц у нас ниже, чем для физлиц.

Многие станции в период действия госпошлины закрылись. Например, рядом с нами была 205-я, принадлежавшая крупному предприятию, которое «тянуло» ее около четырех лет. В конце концов руководством летом прошлого года было принято решение станцию закрыть и продать со всем оборудованием. Скорее всего, ее выкупит кто-то другой и откроет снова.

Когда пошлину «отвязали», машин сразу было много. Потом ситуация стабилизировалась, но ГАИ сообщила о рейдах – и появились дикие очереди. Люди занимали место с 4 утра, к 8 часам уже набиралось больше 30 машин.

В результате возникали конфликты между теми, кто по очереди и по записи. Это время было очень напряженным. Мы тогда уже знали, что если машина приехала и стала в очередь после обеда, то человек, скорее всего, не успеет пройти ТО.

Поэтому выходили и предупреждали людей, чтобы потом не было конфликтов с сотрудниками и обид «неужели вам сложно принять одну машину». Но это действительно трудно: даже 80 автомобилей в день, если разделить на 8 часов, принять нужно 10 машин в час.

Получается по 6 минут на одну машину. А в один из пиковых дней через линию у нас прошло 126 транспортных средств.

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Сейчас ситуация спокойная, поток клиентов высокий, но постоянный. В ближайшее время мы ожидаем некоторый спад количества машин в день, потом цифры выйдут на какое-то постоянное значение. Но все равно мы считаем, что в ближайшее время желающих пройти техосмотр будет много. С учетом того, что в Минске сейчас работает 32 станции, нагрузка будет.

Постепенно будут открываться диагностические станции, которые были закрыты. Возможно, к концу года в Минске их будет уже больше 60, тогда поток желающих перераспределится, очереди станут меньше. Пока же, как сказал наш начальник, который работает на этом месте уже 13 лет, такого количества автомобилей, которое есть сейчас, не было никогда.

То есть техосмотр из убыточного занятия стал прибыльным.

Что касается стоимости оборудования, установленного у нас, то конкретных цифр я не назову. Цены зависят от качества: если предприниматель, открывая техосмотр, хочет сэкономить, он возьмет подешевле, а если хочет, чтобы диагностическая станция работала долго и надежно, – хорошее, но дорогое.

Собственник нашей станции сделал хороший запас по качеству, все оборудование немецкого производства, поэтому каких-то глобальных поломок за время нашей работы не было, а если какие-то мелочи и случались, все это оперативно устранялось. В самом начале работы нам пришлось кое-что докупить, мы взяли приборы подешевле – и пожалели: попытка сэкономить вылилась в затраты на ремонт.

В целом на обслуживание оборудования уходит около полутора тысяч рублей в месяц.

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Как отсутствие контроля за состоянием автомобилей повлияло на состояние автопарка в стране? Однозначно негативно.

К примеру, из трех моих знакомых, которые не проходили техосмотр 2-3 года, двое не прошло с первого раза: у одного на стенде лопнула тормозная трубка, второй не прошел по состоянию кузова.

Читайте также:  Чтобы клиент быстро нашел вас в интернете и пришел — почитайте эти советы

Когда действовала пошлина, к нам приезжали в основном машины, в которых владельцы были уверены, а если какие-то нюансы проявлялись, их оперативно устраняли.

Если говорить о неисправностях, с которыми приезжают машины сейчас, то в основном это проблемы с тормозной системой, неисправности стояночного тормоза на автомобилях с автоматической коробкой передач, проблемы со светом фар и внешним видом – коррозией и повреждениями ЛКП.

Причем эти неисправности обнаруживаются на автомобилях в возрасте 10-15 лет, которые составляют большую часть наших клиентов. Много приезжает свежих авто, проблем у которых нет.

Машины 20 лет и старше на техосмотре мы практически не видим – их у нас около 5 процентов всего потока.

Что касается СТО, то многие владельцы, с которыми я говорил, заметили, что техосмотр начал работать. Так как наша станция технического обслуживания специализируется на коммерческом транспорте, у нас в большинстве своем обслуживаются люди, которые проходили техосмотр и раньше.

Из 11 постов у нас только 4 легковых, на которых чаще всего ремонтируются машины наших клиентов-юрлиц. Это сделано для удобства, чтобы организации не гонять машину на другую станцию. Весной оживление заметно, но мне сложно сказать, связано это с техосмотром или с началом сезона».

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Наш вердикт

Как отмечают сотрудники станций диагностики, госпошлина, которая взималась с автовладельцев на протяжении 7 лет, сказалась на техническом состоянии автомобилей в худшую сторону. Судя по ажиотажу в первые месяцы после ее отмены, многие автомобилисты не проходили техосмотр именно из-за этого платежа.

Сами станции техосмотра превратились в убыточные предприятия и существовали только как побочный бизнес в дополнение к основному источнику дохода.

Владельцы станций техосмотра, вложившие большие деньги в покупку оборудования, оказались в ситуации, когда не могли получать прибыль или несли убытки в результате работы, но и не могли выгодно продать оборудование.

Поэтому организации, владеющие станциями, ждали отмены пошлины не меньше рядовых автомобилистов.

Скачивайте и устанавливайте мессенджер Telegram на свой смартфон или компьютер, подписывайтесь (кнопка «Присоединиться») на канал «Хартия-97».

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные — Салiдарнасць

Списание курсовых разниц внешне улучшило результаты работы некоторых белорусских ОАО, однако это временное явление

  • Результаты работы 2 235 открытых акционерных обществ, по которым публикуются данные, на 1 июля 2016 были следующие:
  • — 1 429 ОАО – прибыльные
  • — 58 закончили первое полугодие с нулевой прибылью
  • — 748 — в убытках.

Общая среднесписочная численность работников предприятий, на которых были зафиксированы убытки, составила в первом полугодии 253+ тыс. человек.

Список ОАО с наибольшим изменением чистой прибыли во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом 2016, млрд (неденоминированных рублей)

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Существенные корректировки в финансовое положение предприятий внесло списание курсовых разниц.

Из 5 наиболее убыточных по итогам первого квартала ОАО («БМЗ», «Гомсельмаш», «ГЗЛиН», «Белшина», «МАЗ»), 4 предприятия стали прибыльными по итогам второго квартала и возглавили список прибыльных ОАО. Основной причиной стала ликвидация убытков от финансовой и инвестиционной деятельности.

Показательной является ситуация с «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК». В I квартале чистые убытки у предприятия составляли 2,2 трлн (с учетом округления). А по итогам полугодия предприятие получило прибыль 0,2 млрд. Это стало возможным благодаря тому, что:

  1. — предприятие сократило убытки от текущей деятельности с 362 млрд (I квартал) до 122 млрд по итогам полугодия
  2. — убытки от финансово-инвестиционной деятельности в размере 1 810 млрд во II квартале «превратились» в прибыль в 227 млрд
  3. «Вывести» финансово-инвестиционную деятельность в прибыль могло только масштабное списание курсовых разниц.
  4. Аналогичная финансовая картина наблюдалась у «Гомсельмаша», «ГЗЛиН» и «Белшины».
  5. Искажение финансовых результатов делает невозможным прямое сравнение результатов работы предприятий в связи с разным объемом списания курсовых разниц.
  6. Определенным ориентиром для оценки финансового состояния предприятий может выступать прибыль от продажи товаров и услуг.
  7. Список ОАО с наибольшей прибылью, убытком (-) от реализации товаров и услуг по итогам I полугодия 2016, млрд (неденоминированных рублей)

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Все пять ОАО, имеющие наибольшую прибыль от реализации, являются в целом прибыльными — даже с учетом убытков от финансовой деятельности.

По состоянию на 1 июля 2016 года у 819 ОАО себестоимость выпускаемой продукции превышала выручку от ее реализации.

Наибольшие убытки сложились, как видно на графике выше, у «Нафтана». Предприятие определенный объем продукции поставляет на внутренний рынок по нерыночным ценам для государственных потребителей.

В этом отличие от другого предприятия нефтепереработки — Мозырского НПЗ, крупным акционером которого является российская компания «Славнефть».

Мозырский НПЗ входит в число предприятий с наибольшей прибылью от текущей деятельности.

Выводы:

Списание курсовых разниц в краткосрочном периоде «внешне» улучшает финансовую картину работы ОАО. Но не приводит к реальному улучшению финансовой ситуации на предприятиях.

Прибыль крупных предприятий, полученная не от реализации товаров и услуг, — временное явление. В дальнейшем предприятие может вновь стать убыточным.

Те ОАО, которые имеют прибыль в целом за отчетный период и прибыль от реализации продукции, в своей деятельности ориентируются на собственные финансовые возможности. Они не получают в значительных объемах государственную поддержку в виде льготных кредитов.

Индустриализация как национальная идея Беларуси : Экономика и бизнес Newsland

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

Проект мировой глобализации рушится на глазах и уже даже самые замшелые либералы этот факт начинают признавать.

В проигрыше оказались те народы, которые отказались от промышленности, науки, образования и культуры в пользу либеральных ценностей. Эти народы просто вымирают, а их земли заселяют те, кто придерживается традиционных ценностей.

  • Особенно жалко смотреть на тех теоретиков свободного рынка, которые еще недавно ратовали за то, что рынок все отрегулирует и расставит по своим местам.
  • При этом эти теоретики даже не поняли, что глобализация в мировом масштабе как раз и была самой настоящей плановой экономикой, когда в Испании было выгодно выращивать помидоры, в Китае строить заводы, а в Греции заниматься туризмом.
  • Рухнула глобализация благодаря Дональду Трампу, который озвучил на весь мир правду, а именно то, что без национальной промышленности идет деградация всего общества в целом.
  • Ведь без промышленного производства отпадает надобность в развитии науки, образования, а культура приобретает самые извращенные формы или становится чисто уголовной, как это произошло в городах, оставшихся без промышленности и рабочих мест.
  • Выходит, что экономическая политика белорусского руководства на протяжении последних десятилетий, когда делалось все, чтобы сохранить и развивать собственное производство была полностью разумна.
  • Можно ли представить, чтобы сегодня в Беларуси не было собственного производства товаров народного потребления, машиностроения, ВПК и сельского хозяйства, а значит всех сфер науки, образования и промышленной культуры?
  • Конечно можно, достаточно посмотреть на государства, которые через приватизацию уничтожили национальную промышленность и превратились чисто в страны транзита, сырьевыми придатками и поставщиками дешевой рабочей силы.
  • Сегодня на проблемы индустриализации белорусской экономики необходимо смотреть еще шире.

Протекционизм, когда те или иные государства делают все, чтобы закрыть свои рынки от импортных товаров набирают обороты по всему миру. Причем этот протекционизм иногда выходит за рамки здравого смысла, когда запрещают качественный импорт, чтобы кормить своих граждан суррогатами.

Как же в Беларуси найти разумный подход к тому, чтобы развивалась белорусская промышленность, а белорусы получали достойные зарплаты на заводах и фабриках и могли позволить себе импортные товары.

В первую очередь, власть просто обязана проработать меры, которые будут препятствовать попаданию на белорусский рынок импорта низкого качества и неизвестного происхождения.

Ведь не секрет, что эти дешевые и низкокачественные импортные товары, несмотря на свой привлекательный вид, быстро превращаются в токсичный мусор, который в свою очередь отравляет белорусскую природу и здоровье граждан. Импорт в Беларуси должен быть только самого высокого качества и экологических стандартов, как эталон для белорусских производителей.

Во вторую очередь, необходим комплекс мер для стимулирования тех десятков тысяч белорусских предпринимателей из сферы торговли к тому, чтобы они занимались продажей населению только белорусских товаров. А это может быть и освобождение от налогов, и субсидирование аренды и прочие стимулирующие экономические меры.

В третью очередь, давно пора принять меры для развития собственного производства товаров народного потребления. А тут пригодился бы советский опыт, когда государство формировало заказ на производство тех или иных товаров необходимого качества для частных предприятий.

Ну и самое главное, пора уже нам всем понять, что наши зарплаты формируются не из кредитов или с продажи нефти и газа, а из прибыли с произведенных нашими руками товаров.

Также важно понять, что города создавались для промышленных предприятий, на которых работают горожане и производят продукцию, которую можно продать, чтобы купить у сельских жителей продукты питания. А жители села могли, продав результаты своего труда за достойное вознаграждение горожанам получить блага цивилизации.

И если этот баланс нарушается, то города, как и сельская местность, начинают деградировать, а государство тонуть в кредитах.

Экономика РБ

Как убыточные белорусские ОАО «превратились» в прибыльные – объясняет Дмитрий Иванович

В 2013-м году богатеть белорусам не предвидится, а риск обеднеть еще больше появится у тех, кто особенно рассчитывал на господдержку. К такому выводу пришли эксперты Исследовательского Центра ИПМ, которые презентовали 17 декабря исследование «Бедность и социальная изоляция Беларуси».

В ходе исследования эксперты сравнили уровни относительной (насколько конкретный человек или семья бедны в сравнении с другими людьми) и абсолютной (количество людей, не способных удовлетворять даже базисные потребности) бедности.

Уровень относительной бедности в странах Западной и Центральной Европы значительно разбросан от 9,2% в Исландии до 22,4% в Болгарии. Показатель же Беларуси в 11.

4% превышает лишь показатели некоторых Скандинавских стран и Чехии.

Но здесь важно, что черта относительной бедности в Беларуси в 2011 году была наименьшей среди рассмотренных стран – даже в беднейших странах ЕС (Румынии и Болгарии) черта относительной бедности была немного выше.

Одним из отличий Беларуси от большинства стран Европы является ощутимое различие в относительной бедности среди мужчин и женщин. Риск бедности среди женщин в Беларуси превышает аналогичный показатель у мужчин в 1,4 раза. Сопоставимое расхождение наблюдается только в Швеции. В большинстве же стран относительная бедность среди мужчин и женщин практически не различается.

Различия в риске бедности по полу стали в 2011 году более ощутимыми, чем прежде. По итогам 2011 года 6,2% мужчин в возрасте старше 18 лет имели доход ниже черты абсолютной бедности, в то время как среди женщин данный показатель составил 5,3%.

Такую динамику можно объяснить более высокой экономической активностью среди мужчин, и, соответственно, большей подверженности их доходов изменениям в экономике. Частично большая экономическая активность мужчин связана с половозрастной структурой.

Женщины в Беларуси живут дольше и раньше выходят на пенсию, размер которой превышает черту абсолютной бедности.

Читайте также:  Как создать пошаговую инструкцию, по которой может работать даже стажер. Опыт fox hunt

Еще одним фактором большей социальной уязвимости женщин является их положение на рынке труда. В структуре занятости женщины преобладают в таких секторах как здравоохранение, образование, где уровень оплаты труда ощутимо ниже, чем средний по стране.

Социально уязвимыми группами в Беларуси, как и прежде, остаются дети, люди в возрасте старше трудоспособного, одинокие родители, незанятое население в трудоспособном возрасте, люди с низким уровнем образования, жители сельской местности и малых городов. По оценкам экспертов, уровень абсолютной бедности в 2011 г. вырос до 6,9% населения, относительной – снизился до 11,4% (по сравнению с 2010 годом).

Несмотря на то, что в среднем низкий уровень относительной бедности в Беларуси, относительная бедность среди пенсионеров – одна из самых высоких в Европе. Соответственно, и бедность среди одиноких пенсионеров в Беларуси тоже выше средних показателей стран Европы. По итогам 2011 г. относительная бедность среди людей в возрасте старше 65 лет составила 20% по сравнению с 16,2% в 2010 годом.

«Медленная индексация пенсий в номинальном выражении существенно ухудшила относительное положение людей в возрасте старше трудоспособного.

Текущего размера пенсий было достаточно для предотвращения риска абсолютной бедности, но в случае дальнейшего ухудшения ситуации с финансированием пенсионной системы риск резкого увеличения бедности среди людей в данной группе крайне велик», — отметили эксперты.

Жители малых городов также долгое время входили в группу с высоким риском бедности. Однако, несмотря на кризис, уровень бедности в малых городах в 2011 году сократился с 6,9 до 6,5%.

Он практически сравнялся с показателями больших городов. Это может объясняться возросшей экономической активностью, в том числе трудовой миграцией.

  Наименьший уровень бедности с точки зрения места жительства наблюдался в Минске.

Дети – особенно социально уязвимая группа по возрасту – сталкиваются с риском относительной бедности в Беларуси реже, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Но чаще, чем в Скандинавских странах, где социальная политика уделяет огромное внимание детям.

«Несмотря на ощутимо более высокий в Беларуси риск бедности среди детей относительно взрослых, данная проблема стоит не столь остро. Это подтверждает и низкий уровень бедности среди одиноких родителей в сравнении с другими странами.

Очевидно, частично проблема решается за счет системы социальной помощи детям в Беларуси», — говорят эксперт Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

«Эффективность системы социальной защиты в Беларуси сильно отстает от стран Западной и Центральной Европы»

В то же время эффективность системы социальной защиты в Беларуси сильно отстает от стран Западной и Центральной Европы. Если в Беларуси относительная бедность без денег из помощи из госбюджета, выросла бы на 2,9%, то для остальных анализируемых стран этот эффект колеблется от 4,9 % в Болгарии до 19,1 % в Норвегии.

«То есть в среднем при отсутствии денежной помощи от государства относительная бедность выросла бы на 2/3 (в Беларуси – «всего» на 1/5). Это свидетельствует о намного более высокой эффективности системы социальной помощи в снижении бедности в тех странах, где выше роль адресной социальной помощи», — отметил эксперт.

Кстати, необходимость развития данного компонента белорусской системы социальной защиты отмечал и Всемирный банк в прошлом году.

Адресность льгот в Беларуси, согласно выводам аналитиков, остается относительно низкой, хотя она выросла в ходе кризиса 2011 года. Так называемый вклад льгот в доходы бедного населения также снизился, «что стало следствием более жесткой фискальной политики государства».

Богатеть белорусам не предвидится?

Стоит отметить, что эксперты оценивали годовые данные (2010/2011), однако они актуальны не только в 2012, но и будут актуальны в ближайшие несколько лет.

«Благосостояние населения может улучшить только быстрый экономический рост, который в ближайшее время не предвидится. Сейчас бедность немного снизилась, но только благодаря росту заработной платы и пенсии. В ближайшее время она если и вырастет, то незначительно.

Наши исследования не учитывают вмешательства внешних рисков, поэтому в случае дополнительных экономических шоков, стоит ожидать ухудшения благосостояния населения. Существуют риски того, что повторится то, что было на пике 2011 году. И это может оказаться только частью айсберга.

В 2013 году по оптимистичному сценарию рост замедлится до 3,3% %, и минус 0,6% — при худшем варианте развития событий», — так прокомментировали эксперты корреспонденту TUT.BY актуальность проведенного исследования.

Актуальность исследования эксперты видят и в следующих фактах: «Дефицит текущего счета может составить 3,6-4,5 млрд долларов.

Добавим к этому 3 млрд платежей по внешнему долгу и оптимистичную предпосылку о том, что мы на 2,5 млрд долларов продадим госсобственность.

Мы получаем, что при таком варианте развития событий, даже если будет рост в экономике, долларовая зарплата уменьшится. Все бюджетники, которые увидели призрачные 500 долларов, увидят, что они начнут рассасываться к концу 2013 году».

Эксперты также пришли к выводу, что в 2013 году наибольшие риски обеднеть – как раз у тех, кто зависим от господдержки, а также у низкоквалифицированных работников. «Уровень образования в значительной степени определяет уровень дохода занятого человека. Очевидно, в условиях кризиса самый высокий риск потери работы у наименее квалифицированных работников.

Как следствие, уровень бедности среди людей с низким уровнем образования в 2011 г. вырос с 5,7% до 7,3%. До кризиса бедность среди данной группы была ниже средней по стране, а после кризиса – выше.

Однако утверждать, что доходы данной группы пострадали ощутимо сильнее, чем у остального населения нельзя, так как относительная бедность среди людей с низким уровнем образования сократилась».

Екатерина Синюк

Источник: Белорусские новости

Read more…

Топ-10 лидеров и аутсайдеров: прибыль «Савушкин продукт» уменьшилась в 36 раз, а убытки металлургов — 2,6 триллиона

Министерство финансов опубликовало итоги финансовой деятельности ОАО страны. В топ-10 самых прибыльных акционерных обществ страны, кроме «Беларуськалия» и «Мозырского НПЗ», неожиданно вошел Пинский комбинат хлебопродуктов. Между тем его покинули знаменитый «Савушкин продукт» и МАПИД. А вот в списке лузеров по-прежнему промышленные гиганты.

Топ-10 самых прибыльных ОАО страны выглядит так (прибыль без вычета налогов):

  1. «Беларуськалий» — 13585,2 млрд руб.
  2. «Газпром трансгаз Беларусь» — 6060 млрд руб.
  3. Мозырский нефтеперерабатывающий завод — 4313 млрд руб.
  4. Банк развития Республики Беларусь — 1779 млрд руб.
  5. «Гомельтранснефть „Дружба“» — 819 млрд руб.
  6. «Пеленг» — 615 млрд руб.
  7. Гродненская табачная фабрика «Неман» — 504 млрд руб.
  8. 558-й авиационно-ремонтный завод — 494 млрд руб.
  9. «Пинский комбинат хлебопродуктов» — 400 млрд руб.
  10. «Промагролизинг» — 380 млрд руб.

Что интересно, по итогам 2014 года в этом списке были «Савушкин продукт» с прибылью в 511,6 млрд рублей и МАПИД с прибылью в 474 млрд. В прошлом году прибыль МАПИДа упала до 284,6 млрд руб., а «Савушкин продукт» вообще уменьшил прибыль в 36 раз — до 13,9 млрд руб.

Возникает вопрос: как смог «Пинский комбинат хлебопродуктов» обойти тот же «Савушкин продукт» и МАПИД?

На «Пинском комбинате хлебопродуктов» говорят, что попали в топ-10 лучших ОАО страны случайно. В чем причина этого экономического чуда?

— Нам просто «Беларуськалий» выделил спонсорскую помощь для строительства современного свинокомплекса, — рассказала Onliner.by заместитель директора по экономике и финансам Вера Купреенко. — Всего комплекс обошелся в 347 млрд рублей. Эти деньги по бухгалтерскому учету пошли в прибыль. Вот и все «экономическое чудо».

Топ-10 самых убыточных предприятий страны выглядит таким образом (убытки без вычета налогов):

  1. Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга Белорусской металлургической компании — 2624 млрд руб. убытков.
  2. «Гомсельмаш» — 1922 млрд руб. убытков.
  3. Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат — 982 млрд руб. убытков.
  4. МАЗ — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» — 970 млрд руб. убытков.
  5. Минский тракторный завод — 879 млрд руб. убытков.
  6. Гомельский завод литья и нормалей — 562 млрд руб. убытков.
  7. «Кричевцементношифер» — 486 млрд руб. убытков.
  8. «Гомельстекло» — 471 млрд руб. убытков.
  9. Борисовский мясокомбинат — 465 млрд руб. убытков.
  10. Белорусский цементный завод — 326 млрд руб. убытков.

Между тем МАЗ и МТЗ попадают в топ-10 самых убыточных предприятий вот уже второй год. Убытки МАЗа сократились с 1562 млрд рублей в прошлом году до 970 в нынешнем, у МТЗ с 922 млрд до 879 млрд.

СМИ: Проблемы с дилерами в России поставили под удар прибыль «БЕЛАЗа»

Российский рынок сбыта стал убыточным для одного из гигантов белорусской промышленности «БЕЛАЗа» из-за проблем с дилерами.

Как отмечают «Новые известия», в последние годы лидер белорусского машиностроения находится в сложной финансовой ситуации — производство и сбыт грузовиков падают, а предприятие должно десятки миллионов долларов по кредитам ЕБРР и белорусских банков, а также по выплатам в Фонд нацразвития.

Как пишет издание, падение объемов производства в ноябре прошлого года составило 43,7%, и это не предел. Экономист предприятия Александр Ярошук объясняет это падением спроса в странах дальнего и ближнего зарубежья, особенно в России, куда поступает львиная доля произведенных «БелАЗов». Проблемы у «БЕЛАЗа» возникли в том числе в отношениях с дилерами.

Так, в РФ техника производителя продается дистрибьютеру АО «Торговый дом «БелАЗ», который впоследствии реализует ее 10 официальным дилерам ОАО «БелАЗ», а те уже — конечным покупателям. Официальный дилер обязан ежегодно отчитываться перед производителем о своем финансовом и материально-техническом состоянии.

Владельцами российской компании-дистрибьютора являются само ОАО «БелАЗ» и РГОО «Президентский спортивный клуб», который возглавляет сын президента Белоруссии Дмитрий Лукашенко. Генеральным директором АО «Торговый дом «БелАЗ» является Алексей Лямин.

«Новые известия» пишут, что в апреле текущего года Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск акционера ООО «БЕЛАЗ-24» к ООО «ПромУгольСервис», зарегистрированному в Новокузнецке. Речь шла о двух договорах, заключенных между этими фирмами осенью 2016 года.

Истец заподозрил, что компания из Кузбасса со штатом в 4 человека «не тянет на роль дилера с миллиардными оборотами» и заключенные договоры выполнить не могла, являясь, по сути, «лишь ширмой для финансовых махинаций», отмечает издание. Действительно, уставный капитал ООО «ПромУгольСервис» составляет всего 10 тыс.

рублей, а в данных ЕГРЮЛ торговля карьерными самосвалами в числе основных видов деятельности даже не значилась.

Более того, на момент заключения оспариваемых сделок ООО «ПромУгольСервис» имел признанные судами долги двум контрагентам на сумму более 6,5 млн рублей и неуплату налоговых платежей на 7,4 млн рублей, то есть признаки несостоятельности. Так, акционер ООО «БЕЛАЗ-24» в иске отмечает, что гендиректор компании Е.Е.

Читайте также:  Как amazon, Яндекс, google и другие используют игры для поиска и мотивации сотрудников

Тифус заключил данные контракты «в ущерб интересам общества». Тем временем, на счета ООО «ПромУгольСервис» в 2016 году поступили 90 млн рублей от дилера ООО «БЕЛАЗ-24» якобы за услуги по доставке и шеф-монтажу самосвала. В то же время, отмечает истец, дилер, в отличие от второй стороны договора, имел все возможности для самостоятельного выполнения таких работ.

Также издание со ссылкой на собственные источники сообщает, что за период с октября 2018 года по май 2020 года на счета созданной Ляминым А.Ю. и Кулуевым В.Ш.

ООО «Б-24 Майнинг» со счета ООО «Белаз-24» было выведено более 3,5 млрд рублей за якобы выполненные вскрышные работы по договору субподряда. «Однако ООО «Б-24 Майнинг» не имело необходимой материально-технической базы и персонала для выполнения таких работ.

Указанные работы фактически были выполнены силами самого ООО «БЕЛАЗ-24», — говорится в материале издания.

Также сообщается, что в 2018 году ООО «БЕЛАЗ-24» получил кредит в Сбербанке России на сумму 3 млрд рублей со сроком погашения кредита в 2023 году.

Эксперты отмечают, что вывод Ляминым денег со счетов ООО «БЕЛАЗ-24» повлечет невозможность выполнения в срок кредитных обязательств, что приведет к банкротству общества, оставив без работы более 300 работников.

А это, отмечают «Новые известия», вызовет негатив на рынке продаж и сервисного обслуживания продукции ОАО «БЕЛАЗ».

Источник «Новых известий» отмечает, что состав официальных дилеров компании резко стал меняться после того, как Лямин занял свою должность. «Техникой БЕЛАЗ вдруг начали торговать те компании, в которых у Лямина был «свой» директор и свое большинство в составе учредителей.

В итоге белорусская сторона констатирует: основная прибыль от продаж оставалась не у АО «Торговый дом «БелАЗ» (не более 6%), а у подконтрольных ему официальных дилеров (более 20%).

Те в свою очередь выводили деньги на счета сторонних организаций-однодневок под различными предлогами якобы за оказание услуг или выполнение несуществующих работ», — говорится в материале.

Снижение прибыли, поступающей из России, привело к снижению выплаты дивидендов.

Ситуацией стали интересоваться миноритарные участники официальных дилеров, неподконтрольные Лямину, потребовав финансовую и иную документацию о деятельности организаций за последние несколько лет.

Один из них обратился в суд, однако несмотря на положительное решение инстанции, требуемые документы так и не увидел, пишет издание.

Как Екатерина Великая подготовила хлебный бум в Бессарабии

Несмотря на то, что она ни разу не пересекла Днестр, ее деяния оказали огромное влияние на жизнь Молдавии и всей Бессарабии.

День рождения этой правительницы отмечается 2 мая. Имя Екатерины II в Пруто-Днестровье традиционно ассоциируется с двумя русско-турецкими войнами, затронувшими наш регион во второй половине XVIII века. При этом громкие победы русской армии при Ларге и Кагуле, драматичная осада Бендер и блистательный штурм Измаила затмили экономические цели и последствия тех войн.

© Sputnik / Владимир Вдовин

Екатерина Вторая

Для России Екатерина II стремилась достичь того же, что и господарь Александр Добрый для Молдавского княжества: открыть торговый путь через Черное море в Южную Европу и Азию. Степные земли, присоединенные к России в Причерноморье, как нельзя лучше подходили для выращивания зерновых культур, а та же Османская империя была очень заинтересована в поставках хлеба.

В 1794 году императрица издала рескрипт (указ) для обеспечения российской торговли в южном направлении. Он повелевал около бывшего турецкого замка Гаджибей «устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов…». Свободный вход в новую гавань дозволялся не только отечественным, но и купеческим судам из других стран.

Участие в закладке первых зданий нового города, получившего название Одесса, принял митрополит Екатеринославский и будущий предстоятель Кишиневской епархии Гавриил (Бэнулеску-Бодони).

Очень быстро Одесса стала главной торговой гаванью России в Азово-Черноморском регионе. Этому способствовало сочетание глубоководности (что очень важно для обслуживания хлебной торговли) и выгодного расположения вблизи хлебных житниц.

В одну из таких житниц стала стремительно превращаться и Бессарабия после присоединения к Российскому государству.

Екатерина II выделяла большие ресурсы и льготы для обустройства Одесской гавани. В 1796 году на эти цели была направлена самая значимая финансовая инвестиция первых лет ее истории – 405 тысяч рублей. Переселенцам, перебравшимся в Одессу, было предоставлено освобождение от податей сроком на 10 лет, которое в последующем продлевалось.

В последний год жизни императрицы (1796 год) Одесса обогнала по торговому обороту все черноморские порты Российской империи. В 1805 году Одесский порт обеспечивал вывоз почти половины всего российского хлебного экспорта.

© Public Domain / Джордж Доу

Александр I Павлович

Продолжатель политики Екатерины II в отношении Одессы император Александр I ввел льготный таможенный тариф  (1/5 от общего тарифа) на ввоз иностранных товаров в Одессу. Это привлекло сюда множество заморских торговцев. Осуществляя поставки в «вольную гавань», они загружали на обратный путь свои суда южно-российским хлебом и вывозили его преимущественно в османские владения.

Для Молдавии особо значимо было то, что товары, направляемые из Одесской гавани по суше в Дунайские княжества, получили освобождение от транзитного сбора.

После присоединения к Российской империи Бессарабия быстро включилась в зерновую специализацию сопредельных губерний.

Если во время османского владычества в Пруто-Днестровье активно завозился хлеб российского происхождения, то уже в 30-е годы Бессарабия сама стала экспортером зерна.

Еще через 10 лет зерно и мука из Бессарабии существенно потеснили аналогичную продукцию из Подольской, Херсонской и Киевской губерний. Главным пунктом назначения бессарабского хлеба являлась Одесса, откуда он поставлялся на внешние рынки.

Быстрый рост производства зерновых в Пруто-Днестровье стимулировался тем, что Одесса обеспечивала сбыт бессарабской продукции по ценам значительно выше, чем те, что существовали на внутреннем рынке региона.

Особенно быстро посевы злаков росли в Буджакских степях, где со времен господства османов было много целинных земель.

После выселения буджакских татар, занимавшихся преимущественно скотоводством, стала производиться активная распашка местного земельного фонда.

За 40 лет (с 1819 по 1859 годы) посевы пшеницы в Бессарабии возросли более чем в 6 раз и достигли 162 тысяч десятин. При этом озимая пшеница до вхождения региона в состав России вообще не возделывалась.

Теперь же она получила очень широкое распространение в помещичьих хозяйствах центральных и северных уездов.

На юге же на полях зажиточных крестьян, болгарских и немецких колонистов выращивались преимущественно яровые сорта.

Расширялись (почти втрое) посевы и традиционной для региона кукурузы. Бессарабская кукуруза – мелкозернистая, с высоким абсолютным весом зерна, считалась лучшей на юге России и пользовалась большим спросом в Одессе.

За счет бурного развития зернового хозяйства еще недавно отсталое в аграрном плане Пруто-Днестровье стало стремительно догонять оставшуюся под турками Запрутскую Молдову.

В конце 1840-х годов за Прутом в исчислении на душу населения производилось 24 пуда зерна, а в Бессарабии – 38 пудов. Быстро тогда же сокращался разрыв и в численности населения.

В историческом центре Молдавии проживало около 1,5 миллиона человек, количество жителей еще в недавно малолюдной Бессарабской области теперь превысило 900 тысяч.

По мере роста численности жителей, освоения пустошей и целинных земель буквально на глазах менялся облик Большой Бессарабии. Хлебопашество оттесняло на второй план ранее господствовавшее животноводство. В середине XIX века началась механизация земледелия: приобретались первые паровые молотилки, жатвенные и косильные машины и другие механизмы.

Росла урожайность зернового хозяйства. Во второй половине 40-х годов XIX века Бессарабская область заняла лидирующее положение среди губерний Новороссийского края (Херсонской, Екатеринославской и Таврической) по количеству выращенного зерна.

В этот период среднегодовой сбор зерновых в Пруто-Днестровье составлял 2,3 миллиона четвертей, а в отдельные годы урожай достигал просто астрономических значений – свыше 4 миллионов четвертей.

До половины собранного урожая различными способами направлялось на реализацию в Одессу.

В то время столица российского Причерноморья представляла собой весьма любопытное зрелище. Как вспоминал одесский публицист Константин Скальковский, «треть домов представляла магазины или амбары для склада хлебов, преимущественно пшеницы.

В сухую погоду улицы устилались «рядном», грубым холстом, на которое насыпали содержимое хлебных магазинов, и полунагие рабочие «перелопачивали» по целым дням зерно, кидая его из одного конца кучи в другой и увеличивая пыль на улицах.

Рядом с этим извозчики, тоже полунагие, но непременно с цветным платочком вокруг шеи возили рысью и вскачь зерно в мешках в гавань…».

Однако прибыли от производства зерна распределялись в Бессарабии очень неравномерно. Главными производителями товарного зерна были помещики, хозяйства которых находились преимущественно в северных и центральных уездах области. Крупные объемы поставок пшеницы обеспечивали государственные крестьяне и особенно болгары, а также немцы-колонисты южных уездов. 

Производство же зерна в хозяйствах молдавских крестьян не покрывало среднегодовой нормы потребления и продажа ими хлеба была результатом не избытка зерна, а определялась необходимостью выплаты денежных податей и долгов.

Бессарабская зерновая отрасль испытывала засилье перекупщиков. На разнице зерновых цен в бессарабских уездах и Одессе делались целые состояния посредников, бравших на себя логистические издержки по доставке зерна в главную хлебную гавань. Решена эта проблема была лишь во второй половине XIX века, когда Одессу и разные части Бессарабской губернии связала сеть железных дорог.

Сами помещичьи хозяйства в середине XIX века переживали противоречивые процессы. На них негативно сказывался дефицит оборотных средств, неурожаи, появление огромной массы саранчи. Тем не менее хозяйства частных землевладельцев продолжали упорно наращивать производство зерна, обеспечивая общий прирост регионального экспорта. 

В связи с этим можно заключить, что культурный подъем, отмечавшийся в Бессарабии во второй половине XIX столетия, оплачивался в основном хлебными деньгами. Важным источником последних был экспорт через Одесский порт.

В качестве послесловия заметим, что основание Екатериной II Одесской гавани имело для Бессарабии и геоэкономические последствия.

После перехода Пруто-Днестровья под власть Петербурга регион занял достойное место в южно-российской торговле хлебом со странами юга: Малая Азия, Ближний Восток, Северная Африка.

Запрутская Молдавия вместе с Валахией также вскоре испытали бум хлебной отрасли, но их продукция выкупалась преимущественно западноевропейскими торговцами и уходила в основном на запад. Так складывались предпосылки для различных геополитических векторов в регионе Северо-Западного Причерноморья.

Будь в курсе всех новостей в Молдове и мире! Подпишись на наш канал в Telegram>>>

Смотрите Video и слушайте Radio Sputnik Moldova

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *