Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

CityDog.by побывал на открытии новой галереи «Ў» и узнал, почему теперь искусство станет еще доступнее.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Если помните, в ноябре прошлого года учредители галереи объявили о переезде.

Причин было сразу несколько: цена аренды старого помещения на проспекте Независимости, 37а была довольно высокой, места для реализации новых проектов стало недостаточно, да и само строение шло под снос.

Сегодня «Ў» возрождается в новом формате – на улице Октябрьской, 19, в здании с высокими потолками, огромными залами и безбарьерной средой.

– Мы шутим, что последние полгода тут шли не просто приготовления к открытию, а настоящая война. И вот сегодня все почти пришло к ее мирному разрешению, – рассказывает Валентина Киселева, директорка галереи.

– Конечно, делать выставку параллельно со стройкой – дело непростое. Особенно напряженными были последние месяцы подготовки, но затягивать не хотелось.

Полгода – довольно большой срок отсутствия, и мы действительно очень соскучились по работе над проектами.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Новая галерея – это совершенно новое пространство и перспективы. В первую очередь, конечно, нельзя не отметить масштабы помещения. Бегая из кабинета в кабинет, тут можно сбросить приличное количество килограммов. Мы даже хотели объявить, что примем в дар самокаты (смеется).

А если говорить серьезно, то самое главное, что мы постарались осуществить, – сделать это большое и красивое пространство доступным абсолютно для каждого.

Например, у нас появились подъемники для колясочников.

К белорусскому и английскому языку в галерее теперь добавили и русский – в прошлом месте время от времени сталкивались с недовольством русскоязычной аудитории, а теперь решили расширить границы.

Сейчас полностью переехало только выставочное пространство. Вместо полноценного бара у нас пока только намек на него – надеемся, что сможем открыться к концу лета или началу осени. Немного изменилась сама концепция: сейчас мы будем делать больший акцент на проведение ивентов и продажу искусства, чем дизайнерские вещи.

Планов у нас очень много, и нам даже любопытно, что станет с нашей аудиторией и сколько людей нас помнили и ждали возвращения.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

– Понятное дело, на открытие такого пространства у нас ушло и много времени, и большое количество финансов.

Но мы очень рады, что на всем нашем долгом пути нас поддерживало огромное количество людей, что они нам помогали, – делится с нами арт-директорка Анна Чистосердова.

– Очень здорово видеть дружелюбие и открытость со стороны белорусского бизнеса и общественного сектора и понимать, что наше дело интересно другим. Поэтому в ближайшее время ждите много коллабораций и совместных проектов.

Новое пространство дает нам место для тех проектов, которые мы хотели реализовать, но не могли себе это позволить на предыдущем месте. Не буду скрывать: график выставок сформирован уже до осени 2019-го.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Проект, которым мы открываемся, называется «Без исключений! В процессе» и рассматривает форматы открытости и доступности в очень многих аспектах. Мы стараемся не просто организовать безбарьерную среду, но и планируем делать отдельную программу медиации для людей с особенностями зрения или слуха под каждую нашу выставку.

Более того, наша цель – сделать искусство, которое мы показываем, доступным и на физическом уровне, и на понятийном, постараться максимально объяснить и адаптировать его для всей нашей аудитории. Мы хотим разработать методологию включения различных групп людей в наши проекты и потом делиться этим опытом с другими нашими коллегами.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

В дальнейших планах выставка Владимира Грамовича, в сентябре начнем выставлять работы Адама Глобуса, а в октябре сбудется еще одна наша большая мечта – мы покажем самую большую коллекцию произведений белорусского искусства с середины 80-х до настоящего времени. В следующем году вас ждут две зарубежные выставки. Мы хотим по максимуму использовать возможности пространства: проводить не только экспозиции, но и различного рода культурные мероприятия, презентации и конференции, задействовать помещение для продажи современного искусства.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Вновь открывшуюся галерею «Ў» можно найти по адресу: ул. Октябрьская, 19 (вход за «Армянскими коньяками»). Галерея работает ежедневно с 12:00 до 22:00, вход свободный.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 CityDog.by.

Арт-рынок: галереи

Дарья Пушко Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Что такое галерея в нашем понимании? Есть Третьяковская галерея в Москве, вспоминаем мы, Галерея Тейт в Лондоне, Национальная галерея в Вашингтоне. И в то же время есть галереи “Gagosian” по всему миру, галерея «Риджина» в Москве, галерея “Pace” в Нью-Йорке.

Первые перечисленные галереи – это некоммерческие институции, которые занимаются хранением, экспонированием и изучением предметов искусства, но ни в коем случае не их продажей. Последние же – наоборот, нацелены именно на продажу, так называемые «коммерческие галереи» и эта статья посвящена именно такому типу галерей.

Первые галереи появились вместе с первыми арт-дилерами в XIX в. Возникла совершенно новая система отношений на арт-рынке: дилер стал посредником между покупателем и художником и одновременно покровителем последнего.

Одним из первых знаменитых коллекционеров-дилеров стал Поль Дюран-Рюэль, который первым по достоинству оценил работы художников-импрессионистов и некоторых из них буквально спас от нищеты. 

Подобная схема оказалась очень продуктивной и сохраняется до сих пор: галерист (дилер) заключает с художником договор, по которому ему оказывается финансовая поддержка, галерея проводит его выставки, находит покупателей и взамен берёт определённый процент от дохода с реализации работ. Преимущество сотрудничества с галереей для художника состоит в том, что она даёт ему возможность развиваться и берёт на себя все организационные и финансовые хлопоты. Однако есть и негласные обязательства: подразумевается, что художник будет показывать галерее все свои новые работы и не будет заниматься их продажей самостоятельно, в обход галереи. Также хорошим тоном для художника служит упоминание о галерее как о своём партнёре в интервью, общении с потенциальными покупателями и публикой, а также поддержка других художников, с которыми сотрудничает эта галерея.

Коллекционер, посетив галерею, может познакомиться с творчеством художника в его развитии, увидеть работы разных лет, потому что, как правило, сотрудничество галереи и художника довольно продолжительно.

Для публики безусловный плюс галереи – это возможность увидеть актуальное искусство, встретиться и пообщаться с современными художниками.

Особенно это касается открытий выставок, которые иногда превращаются в светские мероприятия и даже закрытые вечеринки для VIP-гостей.

Галереи современного искусства в XXI веке

Самые крупные и известные галереи находятся в мировых арт-столицах – Лондоне (“White Cube”, “Serpentine Gallery”, “The Saatchi Gallery”, – последняя не так давно превратилась из коммерческой в некоммерческую институцию, став музеем актуального искусства) и Нью-Йорке (“David Zwirner”, “Pace”, “Gladstone Gallery”).

Настоящим «арт-гигантом» среди галерей считается “Gagosian” – сеть выставочных пространств по всему миру (помимо Лондона и Нью-Йорка имеет филиалы в Париже, Гонконге, Риме, Афинах, Сан-Франциско), основатель которой – «арт-дилер №1» Ларри Гагосян.

Он представляет собой тип так называемого «коммерческого» галериста, который делает ставки на самых популярных и продаваемых художников и на самых богатых коллекционеров.

В противоположность этому типу существуют галеристы, которые, не отрицая коммерческой направленности своей деятельности, всё же стараются тратить свои силы и средства на то, чтобы открывать новые имена, поддерживать локальных художников и выводить их постепенно на международный уровень. Доходы этих двух типов галеристов несопоставимы: в то время как первые распоряжаются сотнями миллионов долларов, другие зачастую могут находиться в затруднительном положении из-за низких продаж, так как продвигают «нераскрученных» художников.

Галерейное дело в России

Первые галереи в России стали открываться в конце 1980-х – начале 1990-х гг., тогда же стал формироваться современный восточноевропейский арт-рынок, который до сих пор значительно отстаёт от западного. Среди первых российских галерей были «М’АРС», «Галерея Марата Гельмана», «Галерея «Риджина», «Айдан галерея» и др.

Некоторые из них закрылись, некоторые продолжают существовать до сих пор. Часть галерей объединилась в центре современного искусства «Винзавод» – крупнейшем арт-кластере России. Открываются и новые галереи: “Gary Tatintsian Gallery”, «Галерея POP/OFF/ART», «Галерея актуального искусства RuArts», Галерея «Триумф» и др.

Галерейное дело в Беларуси

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

В Беларуси ситуация несколько сложнее: современный арт-рынок отстаёт по многим параметрам не только от Запада, но и от России. Первые галереи современного типа стали появляться лишь в течение последних 5 –10 лет.

Читайте также:  Как можно реагировать на падение рынка – опыт компании «Активлизинг»

      Галереи Минска можно поделить на три вида:

  1. Художественные галереи музейного типа, которые занимаются хранением, экспонированием и изучением произведений классического и современного искусства, имеют свою постоянную коллекцию, а также проводят временные выставки (Галерея Михаила Савицкого, Галерея Леонида Щемелёва, «Арт-Беларусь»).
  2. Коммерческие художественные галереи, которые занимаются продажей произведений искусства современных авторов, но делают это по консервативной модели («Галерэя мастацтва», «Беларт»).
  3. Коммерческие галереи искусства современного типа, которые работают по западной модели сотрудничества дилера и художника: не просто выставляют на продажу предметы искусства, но проводят персональные выставки художников, помогают им обрести своих коллекционеров и поклонников, формируют современное арт-пространство вокруг себя («Галерея ДК», «A&V арт-галерея», «Артпорт», «Артплац», «Галерея TUT.BY»).

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Есть галереи, которые не вписываются в строгую типизацию, такие как «Дом картин» или «Галерея Ў».

Одной из первых галерей современного типа стала «Галерея ДК», основанная в 2014 году. «Галерея ДК» — арт-пространство с выставками классического и современного искусства.

Она следует традициям современных европейских выставочных площадок, которые изучают взаимоотношения классики, её интерпретаций и нового арта.

Кроме этого, галерея работает над международными проектами и всегда готова представить Беларусь на арт-площадках Европы.

Мы поговорили с основательницей и директором «Галереи ДК» Екатериной Давыдовой в формате «10 вопросов к галеристу».

    

10 вопросов к галеристу Екатерине Давыдовой:

– Екатерина, что вдохновило вас на открытие галереи? – Я закончила Белорусскую государственную академию музыки по классу фортепиано, а через год получила степень магистра искусствоведения, что и явилось первой ступенькой к моей мечте. Искусство сопровождает меня с самых юных лет.

В трёхлетнем возрасте, впервые сев за рояль, я развернулась на сто восемьдесят градусов, так как картины, висевшие за моей спиной, на тот момент заинтересовали меня больше. Мне всегда хотелось иметь «красивый» бизнес.

И, дабы далеко не отклоняться от курса просвещения и продвижения искусства, родилась идея создания художественной галереи.

– Расскажите немного о вашей выставочной программе. На что вы ориентируетесь при выборе художников? – Мы с самого создания не ставили перед собой задачу сужения круга художников до самых «модных». У нас другие цели. Мы рады сотрудничеству со всеми. И нашим естественным фильтром является тонкий вкус, профессиональное чутье и, безусловно, бизнес расчет.

Мне, как галеристу, всегда приятно открывать новые имена и осознавать то, что наша страна богата на таланты. – Кто занимается организацией выставок в вашей галерее? – Все выставки в галерее проходят под моим руководством, а в их организации мне помогает куратор Александра Добродеева.

– Что нужно сделать, чтобы провести выставку? – Алгоритм, с одной стороны, очень простой, с другой – очень сложный! (смеется). Галереей, организованно более двадцати выставок, в том числе международных. Всегда возникают непредвиденные вопросы. Столкновение интересов, мнений и взглядов на жизнь двух сторон – художника и галериста.

Организация выставки включает в себя очень много аспектов, начиная с концепции, даты проведения, списка гостей и заканчивая оформлением залов. А работа с художниками вносит легкую ноту безумия во весь этот процесс. – Кто ваша публика? Какие у неё вкусы, пристрастия? – В галерею идет не обыватель, а человек с хорошим вкусом и определенными знаниями.

Он уже знает, чего хочет. В первую очередь, картины представляются обществу как объекты наслаждения. Люди приходят в галерею изучать предметы искусства и иметь возможность приобрести понравившуюся работу. Кроме того, пространство Галереи позволяет организовывать не только выставки, но также разнообразные культурные проекты и презентации.

Галереи сейчас становятся местом встреч, формирования субкультуры, прослойки общества, которую можно сравнить с закрытым клубом для избранных.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

– Что для вас самое трудное в работе галериста? – Найти хорошего художника, придумать концепцию выставки – в итоге получить достойный проект.

– А самое приятное? – Купаться в лучах славы, пожинать лавры! Ну и подсчитывать прибыль конечно! (смеется) – Что, на ваш взгляд, делает галерею по-настоящему успешной? – Галереи, к счастью, уже давно ушли от концепции выставочной площадки, где в тишине можно посмотреть на картины и ценники под ними.

Галерея ДК – это место с индивидуальной атмосферой, где можно пообщаться как с искусствоведами, так и с художниками. Приобрести картину или заказать постер понравившегося шедевра. Выпить чашечку кофе, послушать музыку и посмотреть фильм. – Планируете ли вы выйти на международный арт-рынок? – Для «Галереи ДК» это не новая практика.

В рамках сотрудничества мы организовали международную выставку «May.by – Майскiя сустрэчы з Беларуссю» в Будапеште, принимали участие в ярмарках искусства ArtVilnius’15 и ArtVilnius’16 в Вильнюсе, а также в самом успешном балтийском проекте ART RIGA 2016.

Совместным проектом с Посольством Турецкой Республики стала выставка турецкого фотографа Мустафы Дедеоглу «Вневременной город Стамбул и лица». – Следите ли вы за другими галереями в Беларуси и мире? Кого из галеристов можете назвать, чья работа вас вдохновляет? – Безусловно слежу, ведь это неотъемлемая часть моей профессии.

Вдохновляюсь «героями нашего времени» Маратом Гельманом и Дарьей Жуковой. В заключение хочется отметить, что современная галерея – это новый способ интересно провести время: увидеть актуальное искусство; приобрести работу, которая станет не только материальным, но и духовным вкладом; узнать об искусстве больше на лекции, творческом вечере или воркшопе; обрести новые знакомства и впечатления.

Галерея «Ў» открылась на ул. Октябрьская: всё зависит от человеческого фактора

пят, 2018-08-31 08:28

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»Практическая часть образовательного курса «Женское предпринимательство с социальным акцентом» завершилась посещением недавно открывшейся в новом месте галереи «Ў». В новом просторном помещении на улице Октябрьской участниц курса встретила директор галереи современного искусства «Ў» Валентина Киселёва и арт-директор Ольга Ополько.

Валентина поделилась с участницами историей открытия галереи. Изначально галерея задумывалась сразу как коммерческое предприятие. Сегодня отдельно оформлено социальное-культурное учреждение «Амбасада культуры», которое проводит образовательные проекты, но сама галерея «Ў» всегда работала и работает именно как коммерческая единица.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Подробнее о том, как предпринималась первая попытка открыть галерею еще в 2004 году можно почитать в материале на нашем сайте: Развитие социального предпринимательства в сфере креативной индустрии.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»На сегодняшний день галерея «Ў» полностью окупает себя, зарабатывать деньги получается сразу по четырем основным направлениям: сдача помещений в аренду, работа с зарубежными партнерами по конкретным выставкам, продажа современного белорусского искусства и «Ў бар». Бар в новом помещении только готовится к открытию, заканчиваются последние согласования, и руководство галереи надеется, что бар откроется в течение двух месяцев. Ольга подчеркивает, что в новом пространстве, в отличие от старого на площади Победы, есть два больших помещения: одно является выставочным залом (но его тоже можно брать в аренду), а второе помещение отведено исключительно под арендные мероприятия. Это позволяет зарабатывать на аренде постоянно, не ориентируясь на  текущие выставки. «Возможно, арендная ставка у нас немного завышена, – рассказывает Ольга, – но арендаторы понимают, что, сотрудничая с нами, они также делают вклад в развитие искусства, ведь все заработанные деньги идут на поддержку пространства. Нам всегда есть, что делать в галерее».

Что касается продажи белорусского искусства, то, чаще всего, работы покупают зарубежные гости.

Хотя, за последние 15 лет работы галереи, как подчеркивают организаторы, удалось создать тонкий слой коллекционеров белорусского искусства и у нас в стране. Эти коллекционеры покупают искусство не для интерьера, а именно для собрания коллекции.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»«Сегодня мы уже чувствуем как за годы нашей работы изменилась аудитория.

Еще одно важное изменение, которое получилось воплотить именно благодаря переезду в новое помещение — это полная инклюзивность пространства. Руководство стремиться к тому, чтобы у каждого человека вне зависимости от его возможностей, был доступ к искусству. Сейчас работа над инклюзивностью ведется.

К примеру, еще нет пеленальных столиков в туалетах или навигации для слабо видящих и слабо слышащих людей, но все это в разработке.

Также Валентина подчеркивает, что в будущем они планируют поработать с местным сообществом улицы Октябрьская и найти единомышленников, которые будут задумываться об инклюзивности своего пространства и прилегающей территории.

Проект «Поддержка женского предпринимательства с акцентом на социальный бизнес в Брестской и Минской областях» направлен на поддержку женской предпринимательской деятельности в двух регионах Беларуси с акцентом на социальный бизнес через обучение, укрепления взаимодействия между органами законодательной власти и частным бизнесом в поддержке социальной сферы. Проект получил финансовую поддержку Федерального правительства Германии в рамках Программы поддержки Беларуси (ППБ) 2016-2019 «Преодолевая границы» и рассчитан на два года.

Читайте также:  Как прокачать свой мозг руководителю? cоветы по эффективности

Валерия Николайчик

Галерея «Ў» и «Ў бар» закрываются

Галерея современного искусства «Ў» и «Ў бар» закрываются. Об этом сообщили представители площадок. Культурное пространство и бар на Октябрьской, 19, впредь будут функционировать под брендом «Вершы».

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Галерея «Ў». Дмитрий Брушко, TUT.BY

Причин для закрытия галереи «Ў» и «Ў бара» много, говорят представители площадок.

— Но сейчас время перемен, и мы верим, что все изменится к лучшему! Галерея выполнила свою миссию и реализовала множество замечательных проектов. Девиз, который мы когда-то придумали — «искусство и безусловная любовь», — это ритм, который, я надеюсь, созвучен биению ваших сердец, — говорит Валентина Киселева, одна из соучредителей.

Закрытие проектов связано со сменой партнеров: из числа акционеров выходят Валентина Киселева, Анна Чистосердова, Александр Василевич и Надежда Зеленкова. Валентина — соучредитель проекта, управляющий партнер, директор и куратор галереи. Анна — соучредитель проекта, управляющий партнер, арт-директор галереи.

Александр, один из инициаторов и соучредителей проекта, находится под стражей более двух месяцев и признан политическим заключенным. Надежда присоединилась к команде в 2010 году в качестве директора по развитию, позже стала одним из партнеров.

Один из соучредителей и партнеров галереи «Ў» и «Ў бара» — Валентин Лосев — продолжит свое участие в новом проекте на Октябрьской, 19.

Новый состав партнеров будет развивать пространство на Октябрьской, 19, под брендом «Вершы». Под этим названием будут работать и бар, и культурное пространство.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Бар «Ў». TUT.BY

Последним проектом, реализованным командой в галерее, станет выставка «Кранальная дыстанцыя», которая стартует 29 октября в 19.00. Она начнет демонстрироваться еще в галерее «Ў», а продолжит в пространстве под новым названием — «Вершы».

— Наша деятельность, и даже больше — жизнь, на протяжении последних 11 лет подарила огромное количество замечательных друзей и партнеров, невероятный опыт и сделала современное белорусское искусство заметным не только в стране, но и за рубежом. Закрыть проект — трудное решение, но я считаю, что искусство и безусловная любовь всегда побеждают, — сказала Анна Чистосердова.

Галерея начала работать в 2009 году в помещении на Независимости, 37а, и стала одним из главных центров культурной жизни Минска. В 2018 году «Ў» переехала на Октябрьскую, 19.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» На Октябрьской запустилась галерея «Ў» Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Открылся легендарный бар «Ў»

Зачем бизнесмену принимать на работу людей с инвалидностью? Мнение руководителей Галереи современного искусства «Ў»

Галерея современного искусства «Ў» инициировала в Минске проект «Кастрычніцкая: усё ўключана | усе ўключаныя». Проект стартовал всего полгода назад, но уже объединил многие бизнесы на Октябрьской улице. Это пример сочетания помощи людям с инвалидностью и удачного бизнес-решения. 

С помощью проекта организаторы хотят создать пространство равных возможностей для людей разных социальных групп: от возрастных людей до людей с разной степенью инвалидности.

Популярные среди минчан и гостей столицы заведения (Галерея современного искусства «Ў», «Ў» бар, MobyDick, MonkeyFood, Хулиган, Enzo, WillingHotel, Simple, Underdog и др.

) создают площадку, где не будет существовать дискриминации при трудоустройстве, проведении досуга, получении образования. 

Как создается территория равных возможностей нам рассказала Валентина Киселева (директор Галереи современного искусства «Ў»):

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Идея проекта родилась вместе с переездом Галереи современного искусства «Ў» на улицу Октябрьскую в 2018 г. Мы поставили цель создать безбарьерную среду, где каждый человек сможет приобщиться к искусству. Для начала мы оборудовали пространство подъемниками. Следующим шагом стал прием на работу людей с инвалидностью. Сильную поддержку мы получаем от нашего партнёра ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам». Благодаря им, например, Кирилл Борисов, будучи колясочником, проводит потрясающие экскурсии у нас в галерее. Второй пример – это Паша Корончик. Он, имея особенности опорно-двигательного аппарата, строго следит за порядком в галерее на должности смотрителя зала. Сейчас мы объединяем этой инициативой «соседей» на Октябрьской улице. Мы проводили ворк-шопы и тренинги с привлечением людей с инвалидностью для улучшения существующей ситуации. Как результат, сейчас мы все вместе разрабатываем альтернативные виды меню (например, на планшетах с возможностью прослушивания и на печатных версиях с шрифтом Брайля). Многие готовы рассмотреть установку специального оборудования для беспрепятственного перемещения.

Директор по развитию Галереи современного искусства «Ў» Ольга Ополько отметила, что повышение уровня инклюзии принесло самые неожиданные результаты:

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Улица Октябрьская давно стала отдельным островом в столице. Теперь же этот остров объединен ещё одной идеей – созданием территории по-настоящему равных возможностей. Мы уже привлекли новую аудиторию в лице более взрослого поколения, получили дополнительное освещение в СМИ.

Большое количество творческой молодежи из разных социальных групп нашли здесь возможности для самовыражения и реализации своего потенциала. Например, в рамках выставки «Бязмежнiкі» можно было увидеть коллекции работ творцов Дома-интерната №2 г. Минска и Дома-интерната №4 г. Минска. Все они по-разному описывают собственную деятельность, по-разному называют своё искусство (аутсайдер-арт, девиантное искусство) и выставляют свои работы. Одним из самых поразительных фактов для нас стало то, что люди с инвалидностью мотивированы к работе. Иногда их запал работать и развиваться больше, чем у других кандидатов. Наш Паша просто пришел к нам на выставку слушать экскурсию, которую проводил Кирилл Борисов. Паша так воодушевился выставкой, экскурсией и атмосферой галереи, что буквально подбежал к Валентине с просьбами взять его на работу. Кем угодно. На любую должность. Он захотел вырваться из рутины своей жизни. Елена Титова, председатель ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», предложила галерее стать площадкой по адаптации к трудоустройству людей с инвалидностью. Первый год работы Паши поддерживается Министерством труда. Он горит желанием работать, развиваться и быть нужным. Паша погружается в каждую выставку. И Паша действительно нам нужен. Ведь он заинтересованный и ответственный сотрудник! Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Проект ещё совсем молодой и только набирает обороты. Но уже сейчас сотрудники Галереи современного искусства «Ў» строят планы по расширению границ. Ольга Ополько рассказала нам о замыслах и идеях на ближайшее будущее:

Это только начало. До конца июля мы совместно с нашими партнёрами ОО «БелАПДИиМИ» планируем встречу с сотрудниками ГАИ, чтобы обсудить возможность увеличения количества пешеходных переходов и их оборудование контрастной рельефной плиткой, звуковым сигналом и всем остальным, необходимым для комфортного ориентирования и перемещения. 

Пестрая компания, или Кому принадлежат галереи в Минске

Несмотря на то что в двухмиллионном Минске не создано такого количества галерей, которое позволило бы говорить о существовании полноценного арт-рынка, интерес к данной теме заметно возрос.

За последние полтора года в столице открылось несколько ярких частных центров художественной культуры. Они-то и придали импульс для более активного развития культурной жизни Минска.

 Настало время сделать модный сейчас топ-рейтинг.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў»

Но для начала необходимо сделать небольшое уточнение. В мире искусства существуют понятия «художественный магазин» и «художественная галерея», и это разные вещи, как пояснила искусствовед Лариса Бортник.

То есть магазин может называть себя галереей, но юридически быть зарегистрированным как художественный магазин. В художественном магазине занимаются только продажей картин и не проводят выставки. Галерею же можно назвать музеем, только ниже статусом.

Галерейная работа подразумевает работу с архивом, создание искусствоведческой базы данных, фондов, буклетов и каталогов. Например, при закрытии такой галереи накопленный материал может обогатить архив какого-то музея.

В этом смысле художественные магазины не могут оставить после себя такое наследие. Хотя ряд белорусских галерей совмещают два вида деятельности: проводят выставки и продают работы.

«Ў»

Художественная галерея «Ў» открылась в октябре 2009 года. Название галереи — по букве, которая отличает белорусский алфавит, придумали создатели галереи-магазина «Подземка» Анна Чистосердова и Валентина Киселева. «Ў» и позиционируется как арт-площадка для презентации современного белорусского и европейского искусства.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Антон Мотолько

Галерея — это отдельное одноэтажное здание во дворе рядом с площадью Победы. Раньше в нем был пункт приема стеклотары — с соответствующей публикой и атмосферой. Сейчас в белом здании с серой буквой Ў на стене создан культурный центр столицы.

Как устроен бизнес на искусстве – рассказ арт-директора Галереи «Ў» Анна Чистосердова (слева) и Валентина Киселева

На территории выставочного зала проходят не только выставки, но и литературные презентации, творческие мастерские, семинары, лекции. Здесь работает винный бар и книжный магазин, а также салон творческого хендмейда.

Совладельцем галереи называется также рекламист Александр Василевич.

«Дом картин»

В сентябре прошлого года довольно неожиданно открылась крупнейшая (площадь — 1 тыс. кв. м) частная галерея «Дом картин».

Она сразу же стартовала с амбициозными проектами (сначала выставка 19 народных художников Беларуси, затем — 229 графических работ Шагала, Дали и Матисса).

Все это, умноженное на кинозал и бесплатный кофе с чаем, дало возможность галерее выбиться в число популярных арт-мест.

Бизнес в сфере искусства

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

Читайте также:  Как управлять рисками в бизнесе

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Миссия и цели.

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

  • «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
  • «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
  • «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
  • «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи.

Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч.

и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

  • Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
  • Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
  • Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
  • Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Миссия и цели.

В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

  • Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
  • Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
  • Исследование социальных проблем средствами кино
  • Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Gu >

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

Читать еще:  Чем можно заняться в своем гараже бизнес

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *