Плановые и внеплановые проверки фас по 44-фз

Плановые и внеплановые проверки ФАС по 44-ФЗ

Надеемся, что Вам не придется столкнуться с внеплановыми выездными проверками антимонопольного органа. Вместе с тем, в случае участия в данной процедуре необходимо быть к ней готовым. Наша статья поможет Вам разобраться в особенностях «рейдов на рассвете».

Институт Комплаенса всегда готов оказать грамотную юридическую поддержку на всех этапах антимонопольного расследования, включая внеплановые выездные проверки.

В Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» от 17.02.2016г.

указывается, что проведение проверок антимонопольным органом является одним из способов получения доказательств.

При этом особенно эффективны внеплановые выездные проверки, поскольку у проверяемого лица меньше возможностей и времени для сокрытия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Ежегодно ФАС России проводится несколько десятков[1] внеплановых выездных проверок по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции.

В международной практике антимонопольного контроля существует термин «рейды на рассвете» (от англ. dawn raid). Так называются внеплановые выездные проверки антимонопольных органов, которые проводятся без предупреждения, с целью получения доказательств заключения антиконкурентных соглашений проверяемыми лицами.

Для лучшего понимания того, как проводятся внеплановые выездные проверки, обратимся к соответствующим нормативным правовым актам.

Так, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135) антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства:

  • коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями;
  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями;
  • государственными внебюджетными фондами;
  • физическими лицами,

получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При этом некоммерческие организации подлежат проверке исключительно при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.

Внеплановая проверка может быть проведена в рамках уже возбужденного дела или до его возбуждения. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 135 одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

  • Основания проверки:
  • 1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • 2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • 3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 ФЗ № 135;
  • 4) поручения Президента РФ и Правительства РФ;
  • 5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
  • Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или исполнение ранее выданного предписания.
  • В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.

Внеплановая выездная проверка проводится на основании приказа о проведении проверки. С типовой формой данного приказа можно ознакомиться по ссылке (Приложение № 3 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340).

Требования к приказу о проведении проверки:

Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа, который должен содержать:

  1. наименование антимонопольного органа;
  2. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
  4. информация о проведении (отсутствии проведения) проверки структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств) проверяемого лица с указанием адресов проверяемых подразделений;
  5. вид проверки — плановая или внеплановая;
  6. форма проверки — документарная и (или) выездная;
  7. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  8. правовые основания проведения проверки;
  9. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  10. перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  11. даты начала и окончания проведения проверки;
  12. перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  13. поручение инспекции — составить акт по результатам проведения проверки.

Приказом устанавливаются пределы проведения проверки, которые должны соблюдаться инспекцией. Выход за данные пределы представляет собой превышение полномочий.

Необходимо обратить внимание на то, что приказ должен иметь письменную форму, должен быть подписан руководителем антимонопольного органа, иметь отметку о регистрации в системе документооборота антимонопольного органа.

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Комменты: 0

Плановые и внеплановые проверки ФАС по 44-ФЗ

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.
Читайте также:  Обеспечение заявки по 44-фз с 1 июля 2018, спецсчета

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 — 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Основным контрольным органом является ФАС России. Служба проводит плановые проверки всей закупочной деятельности и проверки поступившей информации о конкретных нарушениях.

В регионах такой контроль осуществляют также уполномоченные органы власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Соблюдение финансовых ограничений и соответствие бюджетному законодательству контролируют Казначейство России и региональные финансовые органы. Вышестоящие органы заказчика осуществляют ведомственный контроль.

  • Дополнительно Минфин России проводит мониторинг, а Счетная палата – аудит закупок.
  • Кроме этого, граждане, их объединения и объединения юридических лиц могут осуществлять общественный контроль.
  • Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня – от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Единый порядок такого контроля пока не утвержден, поэтому уполномоченные контрольные органы руководствуются ст.

99 Закона N 44-ФЗ и разработанными на каждом из уровней актами, описывающими специфику контрольных мероприятий.

В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика.

При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за определенный период.

Такую проверку можно провести не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов – заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП.

В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Сводный план разрабатывается на шесть месяцев, размещается на сайте контролера и в реестре жалоб и проверок ЕИС.

Что проверяется в рамках контроля в сфере закупок в отношении заказчиков по Закону N 44-ФЗ

  • Государственные (муниципальные) органы проводят проверки в отношении:
  • 1) планирования закупок
  • 2) проведения электронных аукционов
  • 3) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иными способами
  • 4) исполнения контракта и использования закупленных товаров, работ, услуг

Информация о проверках доступна в реестре на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.

  1. За неисполнение законных требований или предписаний проверяющих, непредоставление им достоверной информации и документов установлена ответственность
  2. Закупки могут также проверяться в рамках аудита, ведомственного и общественного контроля.
  3. Проверка планирования закупок
Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство Федеральные заказчики – Соблюдение правил нормирования в сфере закупок;
– обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 2, 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 – 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Искуственное дробление закупок по 44-фз и 223-фз. ответственность

Проверка электронных аукционов

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России Заказчики всех уровней Любые действия заказчика, связанные с проведением данной процедуры, с момента размещения извещения в ЕИС до момента заключения контракта (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)
Контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ Заказчики субъектов РФ
Муниципальный контрольный орган в сфере закупок Муниципальные заказчики

——————————–

Что проверяет антимонопольная служба

В целях осуществления контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Какие виды проверок существуют?

  • Антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки.
  • Плановая проверка проводится в отношении проверяемого лица включенного в сводный план проверок на основании истечения трех лет со дня:
  • создания или государственной регистрации проверяемого лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица;
  1. На основании представленных планов проверок структурных подразделений и территориальных органов формируется сводный план проверок, утверждаемый приказом ФАС России до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок и в течении 10 дней публикуется на официальном сайте ФАС.
  2. Внеплановая проверка проводится антимонопольным органом на основании:
  • материалов, поступивших из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • сообщений и заявлений физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • истечения срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • приказа руководителя антимонопольного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Что проверяет ФАС?

  • Предметом плановой и внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
  • При проведении внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания предметом такой проверки является исполнение проверяемым лицом ранее выданного предписания.
  • Проверка проверяемого лица на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства осуществляется сотрудниками ФАС путем анализа:
  • правовых актов проверяемого лица;
  • соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом;
  • финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица;
  • иных документов, необходимых для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  • производственных мощностей;
  • процессов производства продукции;
  • производственно-технических и иных объектов проверяемого лица.

Общий срок проведения проверки составляет не более трех месяцев.

Свиридов Дмитрий Викторович

Юрист-эксперт антимонопольной практики Группы Компаний «URC Group».

Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАСподробнее.

Плановые и внеплановые проверки ФАС по 44-ФЗ

Одно из полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – контроль и разрешение спорных вопросов в рамках государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ. По сути, данная служба следит за тем, чтобы заказчиками были созданы равные условия для всех участников закупок. Не удивительно, что периодически ее сотрудники проводят проверки заказчиков.

Какими бывают проверки ФАС, и что является их предметом

Федеральная антимонопольная служба вправе проводить проверки двух видов:

  • плановые – осуществляются не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее утвержденному графику, размещенному на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • внеплановые – осуществляются на основании поступившего сигнала о нарушении: жалобы участника, сигнала СМИ или правоохранительных органов. Частота и периодичность таких проверок законом не ограничивается. Заканчиваются они, как правило, предписаниями и наложениями штрафов.

Контроль в сфере электронных закупок

Органы, осуществляющие контроль в сфере закупок в РФ

В настоящее время согласно ст. 17 Закона № 94-ФЗконтроль в сфере размещения заказов осуществляют ФАС и органы исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления муниципального района, городского округа.

ФАС. Как и в настоящее время, ФАС будет осуществлять контроль в сфере закупок путем проведения:

  • плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок
  • внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее — субъекты контроля).

Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Указанные органы будут осуществлять:

  • плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ
  • внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль будет осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Тендеры и коррупция. Контроль в области электронных закупок.

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами

С 01.01.2016 указанные органы будут осуществлять контроль за:

  • соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
    • в планах-графиках, в планах закупок
    • в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, в планах-графиках
    • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупках
    • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в условиях контрактов.

Порядок осуществления такого контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством РФ, которое вправе определить и иную информация, подлежащую контролю (ч. 6 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Необходимо отметить, что на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия в сфере контроля размещения заказов могут быть переданы Федеральному казначейству.

Обратите ВНИМАНИЕ!

Один случай осуществления контроля Федеральным казначейством, причем начинающий осуществляться уже с 1 января 2014 года, прямо описан в ч. 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ: при поступлении сведений в реестр контрактов проверяется наличие предусмотренных ч.

2 той же статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов.

В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом.

Согласно изменениям, вносимым в ст. 265 БК РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ, государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Читайте также:  План-график закупок по 44-фз + формы на 2017 год

В силу ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ указанные органы будут осуществлять контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании планов закупок и обоснованности закупок
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона № 44-ФЗ, при планировании закупок
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям закупки.

При этом указанный контроль будет осуществляться в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

Рособоронзаказ. Данный орган будет осуществлять контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 и 8 ст.

99 Закона № 44-ФЗ, путем проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.

Рособоронзаказ будет осуществлять контроль в отношении:

  • соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа условиям контракта
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа целям закупки.

Плановая и внеплановая проверка ФАС: 44 ФЗ, административный регламент, возражение на акт

В процессе плановых и неплановых проверок сотрудники антимонопольной службы проверяют, соблюдается ли антимонопольное и рекламное законодательство. Целью является выявление:

В проверке могут участвовать сотрудники центрального или территориального органа, разрешается привлечение экспертов и представителей правоохранительных органов.

Проверки ФАС бывают плановые и внеплановые. Первые проводятся по заранее утвержденному графику раз в 3 года. Поводом для внеочередной инспекции может послужить информация, полученная от граждан, юридических лиц, СМИ, правоохранительных органов.

Нормативное регулирование в 2019

  • Права сотрудников ФАС определены в ст. 24 Закона № 135-ФЗ.
  • Проверки готовятся и проводятся согласно Поручениям № ИА/9980 ДСП и № ИА/4074 ДСП.
  • При оформлении результатов обязательно соблюдаются установки Приказа ФАС № 103.
  • Регламент проведения проверок установлен Приказом ФАС № 340.
  • Права юридических лиц и ИП определены Законом № 294-ФЗ.

Права и обязанности сторон при проверке ФАС (Административный регламент ФАС по проведению проверок)

Плановые проверки ФАС

Согласно ч.1ст. 25.1 Закона № 135-ФЗ ФАС может проверять:

  • ИП и физических лиц;
  • некоммерческие и коммерческие организации;
  • внебюджетные фонды;
  • местные самоуправления и организации, исполняющие их функции;
  • органы власти субъектов федерации;
  • федеральные исполнительные органы.

В последние годы пристальное внимание обращается на торговлю и предоставление услуг. Высока вероятность плановой проверки для предприятий, которые недавно зарегистрированы. Антимонополисты могут явиться и в том случае, если после последней инспекции прошло более 3-х лет.

Документы

Основание для плановой проверки – приказ руководителя с указанием:

  • наименования субъекта;
  • оснований для проведения инспекции;
  • перечня документов, которые необходимо рассмотреть;
  • состава группы.

Скачать админрегламент можно здесь.

Как проходит проверка ФАС (Административный регламент ФАС по проведению проверок)

Этапы

За трое суток до визита сотрудников ФАС хозяйственному субъекту посылается заказным письмом или передается лично уведомление. Далее составляется запрос на документы, которые будут проверяться, сотрудникам выдаются удостоверения, подтверждающие их полномочия.

На входе руководителю субъекта предъявляется:

  • приказ (под роспись);
  • удостоверения;
  • запрос на документацию.

На первом этапе проверяющим необходимо предоставить документация в бумажной форме и электронные данные. Предприятие проверяется только в том случае, если в документах обнаружены нарушения. Осматривается территория и помещения, назначаются экспертизы.

  • Длительность проверки не может превышать 30 дней.
  • При необходимости провести экспертизу достоверности рекламы, перевести документы, получить дополнительную информацию срок продлевается на 60 дней.

По результатам составляется акт (2 экземпляра), к нему прилагаются объяснительные, показания сотрудников организации, акты, в которых зафиксированы действия проверяющих. При наличии нарушений выдается предписание об их устранении. Если закон нарушен повторно или нарушение достаточно серьезное, возбуждается административное дело.

Последствия нарушений

Самые частые нарушения:

Выявление признаков недобросовестной конкуренцииштраф 100-500 тыс. р. юрлицу12-20 тыс.р. руководителю предприятия и ИП);
Не соответствующая законодательству реклама штраф 100-500 тыс. р. юрлицу 4-20 тыс. р. руководителю предприятия и ИП
Невыполнение предыдущего предписания штраф 100-500 тыс. р. юрлицу 20 тыс. р. или дисквалификация руководителю предприятия и ИП
Наличие в торговле товара с плагиатом штраф 1-15% от выручки (не менее 100 тыс. р.) юрлицу 20 тыс. р. или дисквалификация на 3 года руководителю предприятия и ИП

Порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции и результатах ее исполнения

Внеплановые проверки

Частота внеплановых инспекций законодательно не ограничена, так как они проводятся при появлении информации о возможном нарушении или с целью проверить исполнение ранее выданного предписания. Субъект предупреждается за сутки или не предупреждается (если нарушена ч. 1 ст. 11 или ст. 16 Закона 135-ФЗ).

В приказе обязательно указание:

  • предмета (соблюдение антимонопольных нормативов);
  • задач и целей;
  • вида (внеплановая);
  • формы (дистанционная, выездная);
  • сроков (даты начала и окончания);
  • правовых оснований;
  • перечня мероприятий;
  • перечня проверяемых документов;
  • состава группы (с указанием ФИО и должностей).

Этапы и последствия при выявлении нарушений такие же, как у плановых мероприятий.

Защита своих прав

Чтобы защитить себя и свой бизнес, необходимо:

  • проверить, совпадают ли данные в приказе с данными из удостоверений проверяющих (это помогает задать проверке деловой тон);
  • постараться зафиксировать процесс на аудио- или видеосъемке (это поможет доказать нарушения, если они будут);
  • заранее проинструктировать работников, чтобы они отвечали только на вопросы, относящиеся к их функциям;
  • документы передавать только при наличии акта приемки-передачи (составляется в 2-х экземплярах);
  • перед подписанием акта тщательно изучить его и зафиксировать все недостоверные моменты и несоответствия требованиям законодательства.

Если в штате предприятия нет юриста, желательно на период проверки пригласить стороннего консультанта. Он поможет создать рабочую атмосферу и умерит пыл проверяющих.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

Все проблемы желательно решать в процессе, так как предусмотренная законом возможность обжаловать действия сотрудников ФАС в течение 15-и дней неэффективна. Не существует нормативного акта, определяющего действия руководителя отдела, если нарушения подтверждаются.

Это репортажное видео является отличной демонстрацией работы Федеральной антимонопольной службы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *