Часто приходится слышать, что сегодня в бизнесе уже все места заняты. Вот если бы начать в девяностые… Или хотя бы в начале двухтысячных… Игорь Ставенков начал свой бизнес в 2011 году.
И идея у него не так чтобы очень оригинальная – он торгует подержанными шинами. Случалось всякое: пропадали фуры, «влетал» с валютным курсом, сносили его магазин. Но сейчас годовая выручка его компании – 60 млн. рублей, недавно запущена франшиза.
О том, как заработать на б/у шинах, Игорь Ставенков рассказал порталу Biz360.ru.
Досье
Игорь Ставенков, 29 лет, предприниматель из Москвы, основатель и директор компании BS-Shina. Учился в университете нефти и газа им. Губкина, потом в Московской финансово-юридической академии, но ни один вуз не окончил. В 2011 году занялся торговлей бывшими в употреблении шинами. Сейчас выручка его компании BS-Shina составляет 60 млн рублей в год.
Как всё начиналось
Студентом Игорь Ставенков подрабатывал в разных местах. Нынешний бизнес фактически вырос из такой подработки. В 2010 году друг сказал, что его отец предлагает продать автопокрышки б/у.
«Его отец обслуживал автопарк крупной нефтяной компании. Скапливались старые автопокрышки – для легковых авто, внедорожников, пары, комплекты, диски, всё уже списанное, они их просто выкидывали.
Он сказал: «Если хотите, можете забрать и попробовать продать», — вспоминает Игорь.
Друзья забрали около сотни шин, отвезли их в гараж. Надо было придумать, как продавать. «Тогда были электронные доски объявлений — Slando, онлайн-версия газеты «Из рук в руки» и прочие площадки. Я переписал параметры всех колес, отфотографировал, выложил в интернет. И мы довольно быстро эти колёса продали», — рассказывает Игорь.
Так он понял, что схема действует. Но разовая продажа – это одно. Для регулярной работы нужны объёмы. Кто-то подсказал, что б/у шины оптом по хорошей цене можно купить в Литве. Через интернет Игорь с другом отыскали литовских оптовиков, договорились о закупке. Теперь следовало решить ещё один вопрос – где взять деньги.
«У нас имелось немного своих денег, да ещё заняли у всех, вплоть до родителей, — рассказывает Игорь. – В итоге я собрал 11 тысяч евро, друг 10 тысяч евро». С этим капиталом два двадцатилетних парня отправились в чужую страну.
Первые успехи
«Приехали в Вильнюс. Ходили с умным видом, будто мы что-то понимаем в шинах. На самом деле, мы в них ничего не понимали. Тем не менее купили 500 покрышек», – вспоминает Игорь.
Русская народная мудрость не зря говорит, что учатся на ошибках. Именно так: не до граблей, а после. Вот и Игорь с компаньоном только в Вильнюсе узнали, что б/у покрышки запрещены к ввозу в Россию как нежелательные отходы.
Но как же их тогда ввозят?! – спросит читатель. А вот так: если шина на диске, то это уже колесо в сборе, не мусор, а запчасть. Друзья купили какие-то диски, и их фура, наконец, протиснулась через дыру в российском таможенном законодательстве.
Интересно, что о помещении, где можно хранить эти шины, друзья задумались только, когда фура уже ехала в Россию. Сняли ангар на последние деньги. Колёса разгружали сами. «Единственный, кого мы тогда наняли – плотник, который за 100 долларов построил нам стеллажи для колёс», — говорит Игорь.
Он снова переписал шины — радиус, бренд, марка. Выставил на интернет-площадки. «В первый же месяц мы продали то ли 350, то ли 400 колёс! Чтобы продать 80 процентов товара за такой короткий срок – такого больше у нас не было. Мы угадали. И маржинальность за счёт курсовой разницы была дикая – 80-150 процентов!» — ностальгирует Игорь Ставенков.
Исчезнувшие фуры
Опытным путём выяснилось, что, при всей нервотрёпке, несмотря на все ошибки, б/у покрышки, это, как говорится, тема. Друзья с первых заработанных денег открыли шиномонтаж, наняли сотрудника. Продав первую партию, решили ехать за второй. Но уже не в Литву, а в Германию – узнали, что там подержанные покрышки в два раза дешевле.
«Наладили контакты с немцами. Через год у нас было четыре точки в Москве, привозили на каждую по фуре автопокрышек. Бизнес шёл отлично», — говорит Игорь.
В 2012 году компаньоны купили в Германии три фуры подержанных автопокрышек — на 200 тысяч евро. И все три грузовика пропали.
«Не хочу вдаваться в подробности, а вкратце так: таможенный брокер нас обманул, и все три машины исчезли. Ситуация осложнялась тем, что две фуры были наши, а третья — нашего оптовика. Так что мы не только потеряли свои деньги, но ещё остались должны. Честно говоря, ситуация была страшная. Я не знал, как деньги отдавать, как мы будем платить зарплаты, аренду», — вспоминает Игорь.
Думаю, многие предприниматели тут узнали себя: жизнь дала тебе лопатой по голове, но надо подняться и жить дальше. И не только жить, а ещё и работать. В России каждый предприниматель немного Терминатор – иначе никак.
Компаньоны продали остатки товара, взяли в банке кредит в миллион рублей, закупили и привезли автопокрышки – вот так начали снова. К уже имевшемуся шиномонтажу добавили правку и сезонное хранение колёс. Жизнь постепенно наладилась.
«Опустить лапки – это не наш вариант»
В России действуют несколько аксиом. Одна из них: стабильность – это не про нас. Хотя, как говорится, поначалу ничто не предвещало. Более того: в 2014 году у компании BS-Shina появился инвестор.
«Человек предложил: «Давайте я в вас деньги вложу, но мне нужно 30 процентов годовых». Мы согласились. Зафиксировали договор в долларах. Взяли 200 тысяч долларов в сентябре, при курсе 38-39 рублей. А в декабре вы знаете, что произошло — доллар стоил 80-90 рублей. Мы «попали» достаточно серьёзно.
Как я себя чувствовал? Честно говоря, когда что-то происходит первый раз, тогда страшно. А когда проблемы уже происходили, ты что-то пережил и выкрутился… Скачок курса – это форс-мажор. Как мы могли на это повлиять? Никак. Опустить лапки и сказать: «я не играю, простите нас все, мы пошли» – это был не наш вариант», — рассказывает Игорь Ставенков.
Компаньоны начали выбираться из этой кризисной ситуации. Отдавали под проценты всё, что зарабатывали. Но мы же знаем: беда не приходит одна. Закон Мёрфи в России надо умножать на два. В 2015 году в столице началась компания по сносу самостроя.
«Здание, которое мы сняли в 2011 году, где сделали ремонт и заасфальтировали площадку, признали незаконной постройкой и снесли. Вот тут было большое желание свернуть бизнес. Но на нас висел долг. И получилось так, что, хотя он нас топил, но он нас и вытянул. Мы сняли новое помещение и продолжали работать — деваться-то было некуда», – вспоминает Игорь Ставенков.
Антикризисные меры
Ситуация требовала новых подходов. Ещё в январе 2014 году Игорь «ради фана» завёл cтраницу компании в Instagram.
«Приезжали клиенты, я фотографировал их машины, мне нравилось, что мы полезны людям, что можем сделать машину красивее, чем она была. Через какое-то время аудитория начала расти.
Людям нравилась наша страница. И когда у нас начались проблемы, мы решили активизироваться в Instagram.
Обратились к автоблогеру Алану Енилееву, у которого тогда было 800 тысяч подписчиков. Пригласили приехать, рассказать про нас. Это сработало – с одного поста Алана мы получали по тысяче подписчиков. За Аланом приехали другие блогеры. Мы работали по бартеру: бесплатно ставили им покрышки, красили диски, а они про нас писали», — рассказывает Игорь Ставенков.
Сейчас у BS-Shina в Instagram 70 тысяч подписчиков. Через свою страницу компания рекламирует услуги, товары, общается с клиентами, рассказывает об акциях.
В 2015 году компания стала торговать новыми шинами. В 2016 году запустили оптовые продажи шин по России. Летом 2018 года поставили подъёмник, открыли свой автосервис с продажей запчастей.
Антикризисные меры дали эффект: в 2018 году выручка составила почти 60 млн. рублей, прибыль – 11,5 млн. рублей. Компания, наконец, рассчиталась с долгами.
Продавать б/у шины выгоднее, чем новые
Компания BS-Shina сейчас – это большой (1000 квадратных метров) склад в Москве с сервисом и шиномонтажом. Компания продаёт оптом и в розницу новую и б/у авторезину самых разных марок (Bridgestone, Dunlop, Michelin, Nokian и т.д.). Схема закупок изменилась: «Есть компании-партнёры, которые возят из Европы, а мы покупаем здесь. Это чуть дороже, но зато без риска попасть на курсовую разницу».
Соотношение новых шин и б/у – 70 на 30 процентов в пользу новых покрышек. «Торговать новыми шинами намного легче, но на них столько не заработаешь, сколько на б/у. Маржинальность на новых шинах 10 процентов, а на подержанных покрышках — 40-80 процентов. То есть мы продаём больше новых шин, но основные деньги получаем от продажи подержанных», — рассказывает Игорь Ставенков.
Средняя цена комплекта б/у шин – 12 тысяч рублей.
Я расту. Ты растёшь. Он растёт. Мы растём
Основа бизнеса – развитие. Если бизнес не развивается и не растёт, он не живёт. Но тут вопрос – как расти? Строить свою сеть – это затратно и по деньгам, и по энергии. Да и удары лопатой – их же никто не отменял.
«Другой вариант – торговля оптом, мы хотели зарабатывать на объёмах. Но для этого надо расширять базу оптовиков», — рассказывает Игорь Ставенков. Но как заинтересовать оптовика? Тут у каждого свой путь. Игорь после очень долгих колебаний выбрал франшизу.
«Упаковка бизнеса во франшизу требует затрат. А пойдёт ли франшиза – вопрос. В общем, я долго над этим раздумывал. В 2018 году мы решили изучить спрос.
Товарищ снял ролик с предложением франшизы и разместил в своём блоге на YouTube-канале, имевшем 350 тысяч подписчиков. Сразу получили сто заявок.
Тем, кто прислал свои телефоны – чуть больше половины – я позвонил, спрашивал, чего они ждут от нашей франшизы, что хотели бы получить. Это убедило меня в том, что спрос будет», — рассказывает предприниматель.
Франшизы BS-Shina продаёт с декабря 2018 года. Стоимость франшизы – от 100 тысяч рублей до полутора миллионов. Цена зависит от пакета.
100 тысяч рублей стоит пакет «Дропшиппинг»: франчайзи работает без офиса, без склада — у себя в городе размещает рекламу, собирает заявки, передаёт их в Москву, и ему отправляют товар.
За полтора миллиона франчайзи получает обучение персонала, маркетинговую и техническую поддержку, вплоть до приезда из Москвы команды, которая откроет магазин.
Тут надо уточнить, что франчайзи платит только паушальный взнос, ежемесячных роялти нет. «Наш интерес – мы создаём себе рынки сбыта. Если новые шины наши франчайзи покупают у нас по цене закупки, то б/у покрышки — по оптовой цене» — объясняет Игорь Ставенков.
С начала года продано уже девять франшиз, из них пять через Instagram. Франчайзи компании BS-Shina работают в Ухте, Самаре, Воронеже, Владимире и других городах.
P.S.
Отдав бизнесу треть своей жизни, Игорь Ставенков говорит, что, даже если бы знал, через что придётся пройти, всё равно «занимался бы шинами и сейчас, только постарался бы сделать меньше ошибок».
«Как показывает даже моя маленькая история, любые проблемы можно решить! Главное — это люди вокруг. Окружение заставляет человека либо тянуться вверх, либо иди по наклонной вниз, то же самое с командой и партнёрами. Так что фильтруйте окружение», — таков совет Игоря Ставенкова.
Братья по оружию: как заработать на оборудовании для лазертага. Бизнес на двух колёсах: как заработать на умном прокате самокатов. Сделано на Урале: как заработать на промышленных вентиляторах. biz360
28 мая 2019
И хруст французской шины… почему сергей когогин переобувается в michelin?
Сергей Когогин сегодня заключил стратегическое партнерство с компанией Michelin.
Новейшие магистральные тягачи поколения К5 будут обувать во французские шины, которые, как заявляется, помогут автопаркам экономить на топливе.
На автогиганте такое непатриотичное решение объясняют пожеланиями потребителей. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что французы могли предложить некие особые условия.
Сергей Когогин: «При выборе «обуви» для нашего флагмана «КАМАЗ-54901» мы обратились к одному из лидеров в этой области — компании Michelin» Алексей Белкин
Сегодня на международной выставке коммерческого автотранспорта Comtrans в Москве челнинский автопроизводитель «КАМАЗ» подписал соглашение о стратегическом партнерстве с французским производителем шин — компанией Michelin.
Французскую «обувку» получит новейший грузовик пятого поколения — «КАМАЗ-54901».
Как сообщается на официальном сайте, речь идет о высокотехнологичных шинах Michelin X Multi Energy Z&D и Michelin X Line Energy Z2& D2, они «обеспечивают наименьшую стоимость владения и высокую топливную экономичность».
«В производстве „КАМАЗов“ поколения К5 мы максимально используем новейшие разработки и технологии — как собственные, так и ведущих автопроизводителей мира.
Поэтому логично, что при выборе „обуви“ для нашего флагмана „КАМАЗ-54901“ мы обратились к одному из лидеров в этой области — компании Michelin», — объяснил такой выбор гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сразу после подписания бумаг.
По замыслу, энергосберегающие французские покрышки позволят автотранспортным компаниям, которые специализируются на магистральных перевозках, экономить свои расходы, пояснил старший вице-президент департамента шин для грузовых автомобилей и автобусов Вансан Руссе-Рувиер. Также «КАМАЗы» на мишленовских шинах должны будут показывать бо́льшую производительность.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев отказался обсуждать финансовую часть соглашения с компанией Michelin. «Мы заключили соглашение о партнерстве, [вопрос финансирования] это будет предмет дальнейшего обсуждения. Как и дальнейшее сотрудничество с компанией Michelin», — заметил Афанасьев.
«Суть этого соглашения в том, что мы выпускаем новый магистральный грузовик и в первичной комплектации планируем устанавливать на него шины Michelin, — пояснил пресс-секретарь КАМАЗа.
— В магистральном сегменте они одни из лучших в мире, и многие наши клиенты просят их ставить. По некоторым подсчетам, они позволяют экономить до 3 процентов топлива.
Именно поэтому мы пошли на такое соглашение с компанией Michelin».
Собеседник издания подчеркнул, что шины Michelin будут устанавливаться не на все магистральные тягачи «КАМАЗ». Это коснется только премиальных моделей — К5, оснащенных принципиально новой кабиной пятого поколения, разработанной на заводе кабин Daimler KAMAZ RUS. Грузовики эти начнут производить в конце 2019 – начале 2020 года.
«Эти тягачи конкурируют с ведущими мировыми производителями, поэтому мы и стараемся ставить на них те же комплектующие и то же оснащение, как и у других грузовиков. Это премиальные грузовики, поэтому на них должны быть премиальные шины, вот почему мы рассматриваем возможность сотрудничества с Michelin.
Если клиенты будут просить поставить любые другие шины, будем комплектовать грузовики другими шинами. Для обычных магистральных тягачей они очень дорогие».
По словам Афанасьева, доля магистральных тягачей в продажах КАМАЗа составляет сегодня около 30%: «Сегодня в год выпускается около 10 тысяч тягачей поколения К4. В следующем году запланировано выпустить 2 тысячи грузовиков К5, которые придут им на смену».
Шины Michelin будут устанавливаться не на все магистральные тягачи «КАМАЗ». Это коснется только премиальных моделей Алексей Белкин
Такой непатриотичный выбор КАМАЗа тем не менее вызывает вопросы. Почему же своим, татарстанским, шинам камазисты предпочли французские? Давний партнер автогиганта — компания «Нижнекамскшина», которая входит в группу компаний «Татнефть».
Как сообщал Наиль Маганов на годовом общем собрании акционеров ПАО «Татнефть», в 2018 году шинниками компании было произведено 14,6 млн штук покрышек, торговая марка компании KAMA TYRES увеличила объем выпуска продукции на 13,2%, по сравнению с 2017 годом.
Основными брендами шинной продукции «Татнефти» являются «Кама», Kama-Euro, Кама-Pro (ЦМК), Viatti. Компания занимает около 20% рынка России.
Конечно, развитие производства на «Нижнекамскшине» несколько тормозилось из-за ценовых войн «Татнефти» с производителями каучуков на «Нижнекамскнефтехиме» (входит в ГК «ТАИФ»). Но буквально на днях стало известно, что Маганов нашел способ, как разрубить гордиев узел застаревшей проблемы.
Для обеспечения сырьем своего шинного комплекса нефтяники покупают целый комплекс новых производственных активов в Тольятти у нефтегазового и химического холдинга «Сибур»: фирму «Сибур Тольятти», которая производит синтетические каучуки, а также «Тольяттисинтез» — управляющую компанию производственной площадки «Сибура» в Тольятти.
Сделку планируется завершить до конца 2019 года.
«Ни „Нижнекамскшина“, ни любое другое предприятие не пострадает, — заверил нас Афанасьев. — У нас есть три крупных поставщика шин, это принципиальная позиция, таким образом мы гарантируем себе устойчивость поставок. И это соглашение никакого отношения к другим компаниями не имеет, оно не повлияет на производителей, которые поставляют нам шины».
Любопытно, что в пресс-релизе также дана цитата Руссе-Рувиера о том, что производитель шин «совместно с группой компаний „КАМАЗ“ тестирует ряд инновационных сервисов и решений для транспортного парка».
Это позволяет предположить, что доля «КАМАЗов», которые оснащаются шинами Michelin в линейке магистральных тягачей, будет только расти. Афанасьев и правда не исключил, что новые модели грузовиков «КАМАЗа» также будут оснащаться французскими шинами.
«Если со стороны Michelin будут интересные предложения и наши потребители захотят их видеть на своих грузовиках , мы рассмотрим их», — заверил он.
«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов.
Роман Гуляев — автоэксперт:
— Такие договоры обычно заключатся довольно долгое время. Каждая компания заинтересована работать с определенным поставщиком, а значит, в Michelin предложили лучшие условия, чем находящийся рядом производитель шин под брендом «Кама».
Нельзя говорить, что Michelin лучше «Камы» или наоборот. Нужна сравнивать конкретные шины.
Это из серии «Что лучше — „Жигули“ или Ferrari?» А если нужно мешок картошки перевести, то что тогда будет лучше? Все зависит от задач.
У Michelin есть производство в поселке Давыдово, и сложно сказать, будут ли шины поставлять оттуда. Возможно, что изделия могут быть привезены из Франции или Словакии.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Производитель всегда стоит на своеобразных качелях между качеством и ценой. Плюс, возможно, требуются какие-то специфические характеристики шин. Если какой-то из поставщик не может поставить нужный товар, комплектующие, значит, обращаются к другому.
Либо когда есть схожие товары там и тут, то производитель выбирает из совокупности качеств, цены и условий поставки.
Можно сделать вывод, что ближайший завод не способен обеспечить какими-то специфическими шинами, если они нужны, либо не укладывается в сроки, если необходимо переналадить оборудование, либо не устраивает цена.
Мы тестируем шины для легковых автомобилей от Michelin, «Камы». И Michelin всегда входят в топ шин — не всегда занимают первое или второе место, но не занимают седьмое или восьмое. То есть это очень серьезный производитель с огромным вековым опытом производства и широчайшей палитрой.
Шины Michelin устанавливают на самые разные транспортные средства — от ретромоделей Citroën DS мелкими партиями (еще сохранено производство) до поездов метро на резиновом ходу.
У производителя возможности сумасшедшие, и, вполне возможно, Michelin для КАМАЗа предложил лучшее сочетание цены и качества.
Безусловно, контракт с Michelin играет и на бренд «КАМАЗ». Все это начинается с новых кабин, двигателей и все-все-все — хорошая машина состоит из хороших комплектующих.
Шина — одна из комплектующих, которая серьезно влияет на ходовые качества автомобиля. А в случае с грузовиками главное — износостойкость шины. Но есть after-sales, когда шины износились и нужно покупать новые.
Владельцы машины будут все равно покупать те шины, которые они найдут на рынке, а там уже как бог на душу положит.
«Michelin — это гораздо больше, чем шины»
— Французская компания Michelin пришла в Россию еще в начале двадцатого века. Как вы оцениваете деятельность компании на российском рынке в последние годы?
—Действительно, история Michelin в России насчитывает более ста лет и включает в себя множество интересных событий и ключевых этапов развития. Сейчас компания продолжает свое устойчивое развитие в России, предлагая рынку высококачественный и технологичный продукт, а также персонализированные услуги в сфере мобильности.
Michelin — это гораздо больше, чем шины. Мир меняется, и мы тоже эволюционируем, становимся более гибкими и реактивными, предлагая сервисные и цифровые решения.
В бизнесе перевозок, например, это комплексный подход к повышению конкурентоспособности: снижение операционных расходов автопарка и получение дополнительной прибыли за счет топливной экономичности и надежности шин Michelin.
— Как вы в целом оцениваете российский шинный рынок? Как на нем сказывается сокращение продаж новых автомобилей?
— На российский шинный рынок сильно повлияло снижение мобильности в период наиболее жестких ограничений пандемии, в апреле–мае — в традиционно наиболее активный период спроса на летние шины.
Тем не менее последние месяцы мы наблюдаем начало восстановления продаж и реализацию отложенного спроса не только на шины, но и на автомобили.
Разумеется, в текущей ситуации трудно ожидать возврата к объемам прошлого года, однако стоит отметить тенденцию рационализации потребления, когда покупка товаров длительного пользования рассматривается как инвестиция и на первый план выходит способность покупки нести более высокую ценность на долгосрочную перспективу.
— На какие продукты вы делаете ставку в своем развитии, какие рыночные ниши вам видятся наиболее перспективными?
—Прежде всего мы учитываем особенности российского рынка, ориентируемся на потребности наших клиентов, разрабатывая шины с использованием передовых технологий Michelin.
Это и шины для суровых зим в потребительском сегменте, и шины, устойчивые к различным дорожным условиям, если мы говорим о грузоперевозках. В каждом сегменте есть свои особенности, и мы учитываем их, стремясь проявлять максимально внимательное отношение к нашим клиентам.
Так, в горнодобывающем сегменте мы предлагаем систему мониторинга шин, чтобы отслеживать их состояние на всех этапах: не просто базовую систему для контроля температуры и давления в шинах, а целую комплексную платформу для отслеживания работы шин и условий на рабочей площадке в режиме реального времени.
В сфере сельского хозяйства это инновационная технология Michelin Ultraflex, которая помогает сохранять агрономический потенциал почвы и снижает эксплуатационные расходы.
Мы активно развиваем сервисные предложения, чтобы предоставить рынку и высокотехнологичные продукты, и комплексное решение бизнес-задач.
— Как развивается производство Michelinв России? Правда ли, что часть продукции с этого предприятия отправляется на экспорт в другие страны?
— Компания Michelin стала первым иностранным шинным производителем, открывшим в России собственное производство. С 2004 года производственная площадка в подмосковном Давыдово развивается постоянно с точки зрения как типа продукции, так и технологических процессов.
Кроме того, с 2013 года на территории промышленной площадки действует современный логистический комплекс «Мир» площадью 20 тысяч квадратных метров.
Безусловно, завод ориентирован прежде всего на растущие потребности шинного рынка России, но при этом мы экспортируем шины в страны Скандинавии и Северной Америки.
В России также находится крупнейший цех по ошиповке, поэтому большая часть шин для Северной Европы шипуется именно у нас. Важно отметить, что сегодня российский завод Michelin в числе лучших предприятий по показателю клиентоориентированности, безопасности и качеству.
— Насколько локализована ваша продукция в России? Отличается ли российская шина от шин, произведенных на других заводах Michelin?
— Российский завод в Давыдово — это часть групповой сети, которая сегодня включает в себя 69 производственных площадок по всему миру. Конечно, производство в России позволяет нам быстрее реагировать на потребности локального рынка, при этом мы используем и ресурсы других заводов.
На всех заводах Michelin действуют одинаковые стандарты качества, шины изготавливаются по единым технологическим процессам. Все заводы группы, включая российский, регулярно проходят международный аудит. Кроме того, Michelin сотрудничает с крупными автомобильными производителями, поставляя шины на первичную комплектацию.
А это также ряд высочайших требований, которые предъявляются к нам при разработке продукта, ведь шина должна в полной мере раскрывать потенциал автомобиля. Поэтому, если говорить о локализации продукции, Россия — одна из 17 стран, где есть собственное производство, и это подчеркивает наши серьезные намерения развития в регионе.
Но важно также помнить, что завод — это и часть международной сети, поэтому требования и стандарты группы применимы ко всем производственным площадкам.
— Ведет ли Michelin в России научно-исследовательскую деятельность? Разработаны ли здесь какие-нибудь оригинальные технологии?
— В России мы ведем исследования в нескольких направлениях. Прежде всего мы на постоянной основе проводим анализ условий, в которых эксплуатируются наши продукты.
Это касается всех сегментов, в которых мы представлены сегодня: автомобильной и мототехники, горнодобывающей техники, грузоперевозок, сельскохозяйственного.
Конечные характеристики продукта зависят от множества факторов, и российская команда обладает высокой экспертизой и практическим опытом. Одна из наших специализаций как раз зимние шипованные шины.
В России мы отвечаем за развитие шипованного сегмента: анализируем климатические и дорожные условия, особенности поведения водителей на дорогах, проводим предсерийные испытания. Пример такой последней разработки — зимняя шипованная шина Michelin X-Ice North 4, ставшая лидером в своем сегменте по управляемости и торможению на льду.
— Как пандемия повлияла на деятельность вашей компании?
— Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для всех нас. Для компании Michelin безопасность людей — приоритет, поэтому прежде всего были приняты все меры по обеспечению безопасности сотрудников, а также налажена система внутренней работы с соблюдением протокола COVID-19.
Кроме того, важно было поддержать наших партнеров и клиентов, осуществляя поставки в постоянном режиме. Как социально ответственная компания мы мобилизовали все силы, чтобы внести свой вклад в борьбу с распространением вируса. В Michelin был сформирован штаб по оказанию помощи медицинским учреждениям.
Если говорить о ситуации на рынке, то, конечно, как часть автомобильной индустрии, шинная отрасль стала одной из наиболее чувствительных ко всем изменениям, связанным с эпидемией. Снижение мобильности — один из факторов, который повлиял на спрос в этом году. В наименьшей степени подверглись кризису сельскохозяйственная и горнодобывающая промышленность.
Сейчас наша задача — совместными усилиями преодолеть этот кризис и как можно быстрее вернуться к нормальной жизни и полноценной работе во всех секторах экономики.
— Каковы ближайшие планы развития Michelinв России?
— Мы планируем наращивать наше присутствие в регионе и дальше, расширять продуктовый ассортимент, а также развивать сервисные и цифровые предложения, которые помогают повышать эффективность бизнеса и улучшать потребительский опыт.
В 2019 году мы приобрели компанию Camso — мирового лидера в области производства резиновых гусеничных лент для сельскохозяйственных машин и снегоходов, цельнолитых и радиальных шин для погрузочного оборудования.
Диверсификация бизнеса — это тоже важное стратегическое направление развития нашей компании.
Финансовые результаты Группы Мишлен за первое полугодие 2020 года
Расширение ассортимента, максимальная вовлеченность каждого сотрудника компании и стабильное финансовое положение позволили Группе Мишлен продемонстрировать беспрецедентную устойчивость в условиях кризиса;
- Группа максимально оперативно приняла все необходимые меры для обеспечения безопасности здоровья сотрудников, непрерывную работу предприятий и экономию денежных средств;
- Несмотря на резкое падение рынков и снижение продаж на 20,6%, за первые шесть месяцев 2020 года Группа получила операционную прибыль по основным видам деятельности в размере 310 млн евро; основное влияние оказали следующие факторы:
- Снижение объема продаж в натуральных показателях на 22,4% при значительном влиянии эффекта постоянных издержек;
- последовательная ценовая политика в условиях снижения цен на сырье обеспечила прирост дохода на 0,3%;
- получен прирост дохода на 1,6% за счет здоровой структуры продаж, что нашло свое отражение в приросте рыночной доли в сегменте шин размером 18 дюймов и выше, а также устойчивое положение в сегменте специализированных шин;
- коммерческие и административно-хозяйственные расходы снизились на 192 млн евро (без учета 77 млн евро чрезвычайных издержек компании, связанных с пандемией Covid-19).
- Стабильное финансовое положение компании, признанное рейтинговыми агентствами, позволит преодолеть кризис;
- Стратегические решения, утвержденные в первом полугодии:
- глобальное присутствие и диверсификация бизнеса (устойчивое положение в сегменте специализированных шин, операционная рентабельность — 14,7%);
- цели снижения выбросов CO2 и пути достижения этих показателей, подтвержденные организацией Science Based Targets;
- Расширение структуры управления корпоративной социальной ответственностью со стороны наблюдательного совета;
Флоран Менего, Президент Группы: «По итогам последних месяцев этого беспрецедентного кризиса я хотел бы выразить глубокое признание нашим командам за исключительную работу, благодаря которой компании Мишлен удалось выполнить свои обязательства перед клиентами, обществом и партнерами.
С такой же решимостью Группа принимает все необходимые меры для обеспечения устойчивости своей деятельности и смягчения финансовых последствий экономического кризиса.
В этих все еще крайне неопределенных условиях Группа продолжает поддерживать собственные инициативы по повышению конкурентоспособности, чтобы сохранить свое лидерство в сфере производства автомобильных шин, а также стимулировать развертывание стратегии развития».
Последствия кризиса 2020 в области здравоохранения определили результаты первого полугодия. В частности, были введены различные ограничения свободы передвижения. Ожидается, что спрос на шины во всем мире во второй половине года снизится в связи с экономическим спадом, вызванным пандемией.
Рынок шин в легковом и легко-грузовом сегменте по предварительным оценкам сократится в течение года на 15-20%. Снижение спроса на рынке грузовых шин составит 13-17%. С учетом относительной стабильности определенных сегментов, ожидаемое снижение специализированных рынков составит 13-17%. В условиях непредсказуемого развития рыночной ситуации цель Мишлен – обеспечить годовой доход от основной деятельности более 1,2 млрд евро при неизменном валютном курсе и структурный поток свободных денежных средств* более 500 млн евро, что позволит исключить любое новое системное воздействие со стороны пандемии, вызванной Covid-19. *Структурный поток свободных денежных средств – это поток свободных денежных средств до приобретения активов, скорректированный с учетом влияния изменений стоимости сырья на объемы торговой кредиторской задолженности, торговой дебиторской задолженности и стоимость товарно-материальных запасов.
(в млн евро) | Первая половина 2020 | Первая половина 2019 |
Продажи | 9 357 | 11 781 |
Операционная прибыль по основным видам деятельности | 310 | 1438 |
Операционная рентабельность по основным видам деятельности | 3,3% | 12,2% |
Шины для легковых автомобилей и их дистрибуция | -0,8% | 10,3% |
Шины для грузовых перевозок и их дистрибуция | -1,3% | 8,9% |
Специализированные шины и их дистрибуция | 14,7% | 19,3% |
Прочие операционные затраты и издержки | (133) | (97) |
Операционная прибыль | 177 | 1341 |
Чистая прибыль/(убыток) | (137) | 844 |
Базовая прибыль на акцию | (0,75) | 4,74 |
Прибыль по основным видам деятельности до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации | 1192 | 2296 |
Инвестиции | 490 | 665 |
Чистый долг | 5510 | 6664 |
Удельная доля заемного капитала | 45% | 54% |
Обязательства пенсионного плана | 3858 | 3976 |
Свободный поток денежных средств1 | (351) | (592) |
Количество постоянных сотрудников2 | 124 000 | 125 400 |
1Свободный поток денежных средств: чистые денежные средства, поступившие от операционной деятельности, за вычетом чистых денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности, скорректированные на чистые денежные средства от других текущих финансовых активов до распределения. 2На конец периода.
Дмитрий Молоканов (Michelin): «Премиальная шина — это настоящий хай-тек» | Экспертиза на РБК+
Дмитрий Молоканов, генеральный директор Michelin в России и СНГ, — о роли бренда, сервиса и технологий на рынке шин.
Чтобы быть успешным на рынке сегодня, важно не только создавать товары высокого качества, хотя это, конечно, остается неизменным фундаментом бизнеса, но и предлагать клиентам качественный сервис.
Мы отвечаем на такой запрос времени, не просто разрабатывая высокотехнологичные шины, но обеспечивая мобильность и безопасность во всех сегментах — от велосипедов и мотоциклов, легковых автомобилей до грузовиков, карьерных самосвалов и самолетов. Сегодня шина Michelin решает гораздо больше задач, чем даже несколько лет назад.
Сегмент b2b, пожалуй, самый яркий пример, если говорить о таком подходе: расходы, связанные с шинами, влияют на эффективность всего предприятия. Например, выбор энергоэффективных шин позволит среднему автопарку из нескольких десятков сцепок экономить порядка 15 млн руб. в год на топливе.
В основе бизнеса нашей компании на протяжении 130 лет всегда были шины. При этом мы активно развиваемся, и сегодня кроме шин предлагаем и конвейерные ленты для закрытой добычи полезных ископаемых, и гусеничные системы для сельского хозяйства. Более того, мы помогаем следить за состоянием шин на этапах установки и эксплуатации.
Мониторинг необходим, потому что шина, например, для карьерного самосвала стоит очень дорого. Но еще дороже обойдется вынужденный простой такой техники.
Поэтому наша задача не только подобрать соответствующую шину, но и отследить все возможные отклонения от заданного режима нагрузки, давления и температуры и вовремя отреагировать, предотвратив простой, преждевременный выход из строя или другую неприятную ситуацию.
Еще одно направление — восстановление протектора грузовых и авиационных шин. Мы помогаем нашим партнерам существенно сокращать их затраты, что является залогом устойчивого развития бизнеса, и меньше шин подлежит утилизации.
Если говорить о потребительском сегменте, то для водителей шина — это «черное и круглое», и это определенный вызов для шинных брендов. Но премиальная шина — это настоящий хай-тек, высокотехнологичный продукт, работа над которым начинается за несколько лет до того, как он появляется на дорогах.
Это работа нескольких тысяч специалистов в самых разных областях, миллионные инвестиции в исследования и разработки, несколько видов сложнейших испытаний в различных условиях, тесты на полигонах по всему миру.
То есть для того, чтобы потребитель получил современную шину, обеспечивающую безопасность на самом высоком уровне, требуется время и команда экспертов.
На рынке шин появляются и новые игроки. Но я уверен, что для нашего бренда риск раствориться в море предложений минимален. Уже второе столетие Michelin — это и функциональные, и эмоциональные ценности для потребителей во всем мире.
Прежде всего, премиальная шина — это безопасность: разница тормозного пути даже в один метр подчас отделяет просто испуг от серьезного происшествия. Кроме того, наши шины cохраняют характеристики на высоком уровне в ходе всего срока эксплуатации, который в среднем составляет два-три года.
Мы предлагаем и аксессуары для автомобиля и путешествий, и совместно с ведущими производителями обуви — линейку профессиональной обуви для спорта, туризма и активного отдыха.
Чтобы с уверенностью смотреть в будущее, одних только традиций недостаточно: нужны передовые технологии.
Самое молодое и перспективное направление в компании — это высокотехнологичные материалы, разработка которых ведется на основе огромной базы знаний в области химии полимеров.
У нас активно развивается цифровая металлическая 3D-печать. Это отдельное бизнес-направление, востребованность которого очевидна и в автомобилестроении, и в авиастроении.
Другие технологии, которые произведут революцию уже в ближайшем будущем, связаны с созданием водородных систем для автомобилей.
Для развития водородной мобильности как отдельного направления и создания новых решений в сфере экологичного транспорта мы объединили усилия с одним из крупнейших мировых производителей компонентов для автомобилей — компанией Faurecia.
Наша сфера ответственности — системы хранения водородной смеси и доставки ее до момента впрыска в двигатель. Развивая передовые направления, в последние годы группа Michelin приобрела ряд самых разных компаний — как шинных, так и в сфере цифровых и высоких технологий инженерии.
Сейчас для российского потребителя при выборе шины не так важно, насколько она экологична или как налажена ее утилизация. Но интерес к этому растет, и рано или поздно этот фактор может стать определяющим.
Готовясь к этой новой реальности, мы вместе с другими производителями и импортерами шин учредили «Экошинсоюз» — организацию, которая наладила сбор, утилизацию и переработку шин.
Сегодня в России на уровне правительства ведутся дискуссии о создании единого оператора в этой области.
Мы, как производители и участники системы, уже доказавшей свою работоспособность, не поддерживаем эту идею: возникает риск серьезного снижения привлекательности использования передовых технологий по утилизации и глубокой переработке шин, отслуживших свой срок.
Международный опыт показывает, что наиболее динамично развивающиеся системы похожи на ту, что сейчас действует в России, — когда утилизация и переработка налажена силами ответственных производителей.
Все эти вопросы важно рассматривать в комплексе. Как бы ни развивались рынки и технологии, очевидно одно: автопарк, моторизация будут расти независимо от того, победит ли каршеринг индивидуальное владение автомобилем и будут ли бензиновые двигатели вытеснены электрическими или водородными системами.
Чем известна группа Michelin
Группа разрабатывает, производит и продает шины для всех видов техники.
Также Michelin издает туристические путеводители, гиды по отелям и ресторанам и предлагает цифровые продукты и услуги, повышающие мобильность.
Группа Michelin представлена в 170 странах, компании принадлежит 69 заводов по всему миру. В группе Michelin работает 127 тыс. человек. Общий объем производства в 2019 году составил 200 млн шин.
В Восточноевропейском регионе компания представлена с 1997 года. В 2004 году был открыт завод Michelin по производству легковых шин в деревне Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область). Сегодня в подразделении компании Michelin в Восточноевропейском регионе работает около 1000 человек.