Почему провалились uber и ebay? что нужно знать о digital в китае

Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций. По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.

Если что, didi с китайского – это имитация сигнала автомобильного гудка. Би-би, в общем.

Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет. Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами? Разбираемся далее.

1. DiDi – главное китайское такси

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР. 

Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны – около трети населения Китая! DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза. Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны. 

2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты. В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.

3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться

Вообще Вэю долго не везло. На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов. Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.

В университете Вэй работал страховым агентом. Но не продал ни одного полиса.

Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера. Но делали там отнюдь не массаж. Пришлось уволиться.

В итоге работа в Alibaba стала спасением. И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.

4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя

Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес. В идею Вэя поверил его друг Ван. Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.

Инвестиция оказалась очень выгодной. За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.

5. DiDi – гораздо больше, чем такси

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Изначально DiDi предоставлял только услуги такси. Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов. 

6. Водителей DiDi около 20 млн

Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й. Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили. Более 10% водителей – женщины.

7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно. Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год. 

8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!

Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году. Дал сразу 15 млн долларов. На старте это очень много. Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba. 

В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций. Apple со своим миллиардом его возглавила. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы. Оценка достигла 28 млрд. 

В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций – уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов. Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов. 

В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты. 

9. Даже россияне инвестировали в DiDi

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Самый известный российский инвестор DiDi – Юрий Мильнер

Почему проваливаются иностранные интернет-компании в Китае — Магазета

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Недавний скандал с Dolce & Gabbana наглядно показал, как незнание культурных ценностей и неправильная рекламная кампания могут привести иностранный бренд в Китае к бойкоту в сети, массовой критике и убытками в сотни миллионов долларов (китайские СМИ пишут о потерях бренда более 1 млрд юаней). Китайцы посчитали рекламу D&C издевательской, так как она изображает необразованных китайцев, которые палочками едят итальянские блюда, а закадровый голос поучает как это делать правильно.

Непонимание специфики китайского рынка — также одна из основных причин провала западных интернет-компаний. Сегодня мы разберем классические примеры таких неудач, попытаемся понять ошибки и причины.

Как речной крокодил съел океанскую акулу

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в КитаеДжек Ма. Источник: CNN

В 2006 году eBay пришлось закрыть свой китайский сайт, всего через три года после запуска. Американская компания потерпела неудачу, поскольку не понимала психологию китайских онлайн-покупателей. Основным конкурентом был Taobao, входящий в Alibaba Group. На Taobao клиенты общались с продавцом напрямую, чтобы развеять сомнения в отношении покупок, и к тому же существовала собственная платежная система Alipay. eBay гнул свою линию — западный подход, платное размещение товаров, невозможность общаться с продавцом и плохая локализация.

«Может быть, eBay — акула в океане, зато я крокодил в реке Янцзы. Сражайся мы в океане, я проиграю — но если мы сразимся в реке, то выиграю».

— Джек Ма

Как Uber на грабли наступал

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Невозможно удержаться от «фейспалма» перечисляя все ошибки Uber в Китае:

  1. Выйдя на китайский рынок, Uber стала требовать подтверждения кредитных карт от клиентов. В Китае кредитки есть не у всех, в основном это дебетовые карты с интернет-платежами, а позже и мобильные платежи. Тем более прикреплять кредитную карту за иностранным мобильным приложением никто не хотел.

Uber проиграл китайскому конкуренту

Uber прекращает борьбу за рыночную долю в Китае и продает свое китайское подразделение местному гиганту Didi Chuxing Technology. Стоимость объединенной компании составит приблизительно $35 млрд, а ее рыночная доля будет близка к 100%.

Весь китайский рынок предоставления услуг такси с помощью мобильных приложений в ближайшее время может перейти под контроль одной компании. Uber China и Didi Chuxing Technology объявили о своем слиянии, которое приведет к созданию монополиста в Китае с рыночной стоимостью в $35 млрд.

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Согласно условиям сделки, инвесторы Uber China получат 20% акционерного капитала Didi Chuxing, чья стоимость оценивается в $28 млрд. Кроме того, китайский сервис инвестирует в своего нового партнера порядка $1 млрд. Функционировать же Uber в Китае продолжит под собственным брендом, который будет входить в состав Didi.

Похоже, что Uber, равно как и его китайский конкурент, просто устали бороться друг с другом, вливая миллиарды долларов в агрессивную экспансию. При этом американскому стартапу эта борьба стоила более $1 млрд убытков в Китае по итогам прошлого года.

В итоге Uber, по заверениям ее генерального директора Трэвиса Каланика, удалось добиться увеличения рыночной доли здесь примерно до 30%.

Правда, эту цифру всячески опровергают в Didi, заявляя, в свою очередь, что им принадлежит не менее 80% рынка, а данные американского конкурента считают откровенно завышенными.

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Слияние двух принципиальных конкурентов — уже знакомая для китайского рынка мобильных сервисов такси история. В свое время аналогичным образом завершилась борьба двух китайских гигантов Didi Dache и Kuaidi Dache.

Именно так и появился сервис Didi Кuaidi, осенью прошлого года получивший свое нынешнее название Didi Chuxing Technology. Компании долгое время боролись за господство в Китае между собой, постоянно снижая стоимость своих услуг для клиентов.

Все это неминуемо вело к убыткам и недовольству инвесторов.

Приход же на рынок еще и Uber, активно включившегося в борьбу на рынке, вынудил руководство китайских сервисов найти оптимальное для обеих сторон решение — слияние, которое не позволило не только покончить с убыточным демпингом цен, но и сосредоточиться на оказании сопротивления «внешнему» врагу.

Теперь, видимо, аналогичное соглашение было достигнуто и между Didi Chuxing и Uber. При этом на этот раз их слияние фактически означает создание монополиста на рынке, у которого вообще не будет конкурентов.

Читайте также:  Почему вам не хватает денег и что с этим делать. советы психолога

А инвесторами объединенной компании теперь будут три местных технологичных гиганта — Alibaba, Tencent и Baidu.

Кирилл Сарханянц

Как такси в Китае мобилизовались для борьбы с Uber

В июне на рынке такси в Китае ожидалась битва между Uber и его китайским конкурентом Didi Kuaidi. Как только о своем намерении увеличить присутствие в стране заявил американский сервис, готовый потратить на это около $1 млрд, о привлечении дополнительных $1,5 млрд заявила китайская компания, которая и так занимает долю в 95% на рынке среди мобильных сервисов такси. Читайте подробнее

Зачем китайские власти создали конкурента Uber

В мае после того, как муниципальные власти китайского города Гуанчжоу провели обыски в офисе Uber и запретили деятельность компании, китайские власти запустили собственный сервис такси, который крайне схож с американским конкурентом. Тем временем некоторые китайские таксисты, в отличие от своих коллег по всему миру, оказываются не прочь перейти на работу к Uber, который предлагает куда лучшие условия оплаты труда. Читайте подробнее

Зачем Uber сдал китайский рынок

Перед нами постепенно проступает реальный образ компании Uber — и в нем много неожиданного.

Uber был неприкасаемым. Компания, которую оценивают в 69 млрд долларов, была похожа на инвазивный вид — пуская корни в том или ином городе, она навсегда меняла способ передвижения его жителей.

Но в последние полтора месяца абсолютное доминирование Uber начало давать трещину. Сначала компания признала поражение в Китае, вложив в гонку многие миллиарды. Убытки за полгода составили 1,2 млрд долларов — почти столько же терял Amazon (NASDAQ: Amazon.com [AMZN]) в свой худший год. А инвесторы продолжают давить на компанию в надежде на IPO, где они смогут реализовать свои доли.

Компания сумела убедить инвесторов, что заменит собой традиционное такси по всему миру. На этом фоне поспешное отступление из Китая и ошеломляющие убытки выглядят тревожными признаками. Но реальная цель Uber может быть совершенно другой, и, возможно, отступление на некоторых фронтах окажется необходимой жертвой.

«Черный август»

Августовские неприятности Uber начались начался с отказа от борьбы за Китай. Конкуренция с Didi Chuxing с самого начала была непростой, но казалось, что глава компании Трэвис Каланик сумеет выиграть эту битву. Еще недавно, в июне, он говорил:

«В Китае мы номер два, а значит, у нас есть все шансы. И мы бросили в бой все силы».

Uber удалось сделать Китай одним из крупнейших своих рынков, но поддерживать уровень убытков, сопутствующий экспансии, компания оказалась не в состоянии. Ее соперник недавно завершил инвестиционный раунд на сумму 7,3 млрд долларов, включая миллиард от Apple. И к моменту, когда Uber запустился в 60 городах Китая, Didi Chuxing (ранее Didi Kuaidi), работал уже в 400.

И Каланик понял, что эта война проиграна.

В сообщении о сделке по поглощению китайского подразделения Uber его главным конкурентом Didi Chexing он написал:

«Как предприниматель я знаю, что для успеха нужно не только следовать своему сердцу, но и слышать голос разума.

Uber и Didi Chuxing вложили в борьбу за китайский рынок миллиарды долларов, при этом обеим компаниям еще далеко до прибыли.

А именно прибыльность — единственный способ построения устойчивого бизнеса, который сможет приносить пользу китайским водителям, пассажирам и городам в целом».

Инвесторы могут вздохнуть с облегчением: компания перестала терять деньги в Китае. С другой стороны, тем самым она ограничила свою потенциальную стоимость — уменьшив максимально возможный рынок.

Но здесь история Uber делает крутой поворот. Закрыв для себя один рынок, компания открыла другой.

Uber — теперь и грузовой

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

AP Photo/Tony Avelar

В начале августа, всего через две недели после отступления из Китая, Uber поднял занавес над новым проектом: созданием автономного транспорта.

Масштабный научно-исследовательский проект очень вовремя показал обнадеживающие результаты, и компания запустила тестирование в Питтсбурге. Китай, возможно, стал неудачей, но Uber сумел оседлать тенденцию, которая грозила в противном случае убить ее бизнес.

  • Анонс служил еще одной важной цели: он отвечал на проблему потери рынка, открывая другой, совершенно новый рынок.
  • Представители компании рассказали, что Uber потратил 100 млн долларов на приобретение стартапа Otto, выпускающего оборудование для превращения обычных грузовиков — в автономные, и тем самым открыл для себя рынок грузоперевозок.
  • Глава компании Трэвис Каланик ответил на вопрос, собирается ли он идти в этот бизнес, твердым «да». В интервью Business Insider Каланик сказал:

«Мы собираемся заняться грузовыми автоперевозками, и это гигантский, многомиллиардный бизнес. Я всегда говорил, что пассажирский транспорт — это миллиарды. Есть и другая стороны — грузоперевозки.

Это сложный, интересный, полный тонкостей бизнес, и мы собираемся потратить много сил на его освоение, но мне это очень интересно.

Посмотрим, как он будет расти — пока все-таки немного рано, мы еще на стадии разработки».

Таким образом Каланик удвоил бизнес-потенциал своей компании. Теперь Uber — это не просто замена такси. Теперь это бизнес, который может хватить уже два многомиллиардных рынка. Если компании удастся выйти на рынок грузоперевозок, потеря Китая уже не будет никого беспокоить.

Выбираясь из ямы

Конечно, это привлекательная картина, но, как сказал в интервью один инвестор, очень похоже на отвлекающий маневр перед лицом проблем, с которыми сталкивается компания.

Эрик Ньюкамер из Bloomberg написал, что потери Uber неравномерно растут. За первую половину 2016 года убытки компании превысили 1,27 млрд долларов. Некогда прибыльный американский бизнес во II квартале также оказался убыточным — Uber говорит, что дело в субсидиях водителям (понятно, почему компания с таким нетерпением ждет наступления эпохи автономных машин).

И, как указывает Ньюкамер, потери Uber абсолютно беспрецедентны. Amazon (NASDAQ: Amazon.com [AMZN]) в худшем для себя 2000 году потерял 1,4 млрд долларов — Uber достиг этой цифры менее чем за полгода. А потери за 2015 год превысили отметку в 2 млрд долларов.

Однако теперь, когда Uber не ведет дорогостоящую войну за Китай, можно ожидать снижения потерь в следующем квартале.

Впрочем, создание беспилотного автомобиля (включая грузовик) — также будет дорогим и рискованным делом. И дело здесь не только в затратах на разработку, но и в том, что Каланик уверен в выбранном направлении. Китай был неудачей, но глава компании смотрит в будущее, и его занимает не только рынок такси.

Да, Китай утрачен, но это потеря, которую можно себе позволить. Uber будущего — это логистическая платформа для перемещения чего угодно, от людей до посылок, с помощью автономного транспорта, легкового или грузового. Каланик понимает, что для движения к этой цели нужны деньги, и поэтому он бросил войну с Китаем.

В интервью он сказал:

«Понятно, что мир движется в сторону автономного транспорта. И что будет, если мы туда не пойдем? Мы просто останемся в прошлом».

Итак, еще не закончив первый акт, Uber начинает играть следующий. Но для компании с такими амбициями и с 69-миллиардной оценкой — иначе и быть не может.

Uber продаёт китайский филиал. Почему американские компании не приживаются в КНР?

Uber, международная компания из Сан-Франциско, создавшая одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, отказалась от конкуренции в Китае. Компания понесла большие потери, пытаясь получить долю рынка. /epochtimes.ru/

Uber объявила 1 августа, что продаёт свой китайский филиал компании Didi Chuxing (крупнейший сервис заказа такси в Китае, обслуживает свыше 300 млн пассажиров более чем в 400 городах страны).

«Три года назад я ездил в Китай с небольшой группой сотрудников, чтобы посмотреть, сможем ли мы запустить Uber там, — сказал Трэвис Каланик, генеральный директор компании и один из её основателей, в открытом письме, размещённом на сайте компании. — Большинство людей, у которых мы просили совета, думали, что мы наивны или сошли с ума или и то, и другое». Несмотря на потери, успех, достигнутый в Китае всего за 2 года, превысил самые смелые мечты Каланика.

Читайте также:  План закупок по 44-фз + скачать образец на 2017 год

В обмен на свои китайские активы Uber получит 5,89% объединённой компании с предпочтительной долей капитала размером 17,7%, сообщается в пресс-релизе Didi Chuxing. Кроме того, китайский поисковик Baidu и другие акционеры китайского Uber получат 2,3-процентную долю в Didi Chuxing.

Компании по заказу такси онлайн в Китае понесли большие потери из-за жёсткой конкуренции. По сообщениям СМИ, Uber потерял примерно $2 млрд в Китае в течение двух лет. А теперь он фактически продаёт свой бизнес в Китае в обмен на долю в $7 млрд в Didi. Это неплохая сделка для акционеров Uber.

Стоимость Didi Chuxing после привлечения в июне средств инвесторов, включая Apple, Alibaba, и SoftBank, составила $28 млрд. Таким образом, с приобретением Uber за $7 млрд общая стоимость Didi выросла до $35 млрд.

В рамках сделки Didi Chuxing инвестирует $1 млрд в компанию Uber. Чэн Вэй, основатель и председатель Didi, войдёт в состав руководства Uber, а Трэвис Каланик войдёт в состав совета Didi, в соответствии с соглашением.

Почему провалились uber и ebay? Что нужно знать о digital в Китае

Трэвис Каланик, генеральный директор Uber, в Пекине 11 января 2016 года. WANG ZHAO/AFP/Getty Images

Почему американские техно-фирмы покидают Китай?

Продажа Uber ознаменовала ещё одну капитуляцию американской технологической компании на крупнейшем в мире рынке в условиях жёсткой конкуренции. В течение нескольких десятилетий американские техно-гиганты, привлечённые огромным населением Китая, пытаются закрепиться в стране.

Перед тем как сдать Россию, Uber ушёл из Китая. Вот как это было

Дорога в Китай выстлана трупами филиалов американских технологических компаний. В 2016 году в мартиролог, который уже включал Google, Amazon, eBay, Yahoo! и другие громкие названия, вошёл Uber. Самый дорогой стартап мира продержался в КНР около трёх лет, теряя каждый год более $1 млрд. «Секрет» рассказывает, что заставило его капитулировать.

В 2013 году основатель Uber Трэвис Каланик называл Китай главным рынком для своей компании. Он лично курировал работу местного филиала, много времени проводил в стране, налаживая деловые и политические контакты. И поначалу всё складывалось хорошо: если в начале 2015 года Uber контролировал только 1% китайского рынка онлайн-вызова такси, то уже к сентябрю — треть.

Успехи калифорнийского стартапа заставили объединиться крупнейших местных игроков: Didi Dache и Kuaidi Dache.

Uber на старте вложил в развитие китайского проекта более $1 млрд, объединённая компания (сначала она называлась Didi Kuaidi, сейчас — Didi Chuxing) — в два раза больше.

Началась ценовая война, в которой на стороне Didi Chuxing выступили другие конкуренты Uber: малайзийский Grab (тогда — GrabTaxi), американский Lyft и индийский Ola. Пользователям этих четырёх приложений дали возможность во время путешествий заказывать такси во всех регионах присутствия альянса.

Компанию Didi Dache (в переводе с китайского didi — «бип-бип», dache — «вызов такси») в 2012 году основал бывший сотрудник Alibaba и Alipay Чэн Вэй.

Решив открыть собственное дело, он рассматривал разные варианты: образование, ресторанный бизнес, дизайн интерьеров.

Заняться именно организацией пассажирских перевозок Чэна Вэя, как он позднее вспоминал, вдохновил пример британского сервиса онлайн-заказа такси Hailo (а вовсе не Uber, как можно было бы предположить).

В первое время компании приходилось непросто, так как похожая идея одновременно пришла в голову не одному предприимчивому китайцу. Опередить дюжину конкурентов Didi Dache помогло то, что компания делала ставку не на профессиональных таксистов, покупая им смартфоны или планшеты, а на молодых автомобилистов, активных пользователей мобильных устройств.

В итоге к моменту, когда на арену вышел Uber, у Didi оставался один реальный конкурент — сервис Kuaidi, получивший инвестиции Alibaba. Didi контролировал около 55% рынка, Kuadi — около 30%.

В мае 2016 года Didi получил $1 млрд инвестиций от Apple. Через месяц Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил в Uber $3,5 млрд. Didi тут же объявил, что к Apple присоединятся ещё несколько инвесторов и общая сумма раунда составит $7,3 млрд. Ещё через два месяца китайский филиал Uber прекратил существование.

В отличие от сделки между Uber и «Яндекс.Такси», сообщение о которой прозвучало как гром среди ясного неба, закрытие китайского проекта Uber полной неожиданностью не стало. Первые слухи появились в июле 2016 года. Фоном для них стало намерение китайских властей наконец-то вывести рынок онлайн-вызова такси из серой зоны, в которой он к тому времени всё ещё находился.

Didi Chuxing купил бизнес конкурента исходя из оценки в $7 млрд. Uber получил $1 млрд кэшем и 17,7% акций Didi. По итогам сделки китайскую компанию оценили в $35 млрд, сейчас она должна стоить минимум $50 млрд. Кроме того, Чэн Вэй занял кресло в совете директоров Uber, а Трэвис Каланик получил аналогичную позицию в Didi.

Медиа много писали, что Didi Chuxing помогли политические связи, но Чэн Вэй это отрицает. Аргументирует он это тем, что компании, связанные с государством, например Guangzhou Automobile Industry Group и China Life, сами инвестировали в Uber.

Основатели Uber и Didi Dache вообще по-разному вспоминают о гонке, которая закончилась поражением американского стартапа. «Мы тогда были молодой компанией, которая проникла в страну, где большинству интернет-сервисов из США не удалось достичь успеха», — рассуждал Каланик. «Это было очень мило», — замечал Чэн Вэй.

Комментируя сделку Uber и «Яндекс.Такси», Bloomberg сообщил: инвесторы компании хотят, чтобы таким же образом Uber поступил с глубоко убыточными подразделениями в Индии (там он конкурирует с Ola) и Юго-Восточной Азии (Grab). А в ситуации, когда Uber фактически обезглавлен, именно инвесторы, по всей видимости, будут определять его стратегию.

Фотография на обложке: Jason Lee / Reuters

Бесславный конец «уберизации»: почему китайский конкурент вытесняет Uber | Журналистская Правда

Китайская компания DiDi Chuxing (работает под брендом DiDi), которая предоставляет сервис для заказа такси и каршеринга, будет выходить на европейский рынок, где намерен потеснить Uber.

В первое половине 2021 года компания может зайти на рынки Великобритании, Германии и Франции, сообщает «Лента.ру».

В скором времени начнётся подбор кадров под уже сформированную команду, ориентированную на европейский рынок.

В Китае компании стало слишком тесно: динамика роста стала снижаться после того, как она заняли лидирующее место, потеснив Uber в 2016 году. После новостей о планах DiDi зайти в Западную Европу, акции Uber начали падать.

Если говорить о различных бизнес-мороках, этих баньшах рынка прогрессивных идей и умертвиях перспектив, то Uber и названная в честь него уберизация заслуживают отдельное почётное место.

Несколько лет весь венчурный мир, закусив губу, бегал кругами и кричал что уберизация всего и вся прийде, порядок наведе.

Кричать так причины были – ведь в понятие «уберизация» вкладывалась, по сути, Корпоративность 2.0, улучшенная и расширенная.

Классическая корпоративность предполагает базовый принцип «максимизация личной выгоды при минимизации личной ответственности».

Он был обыгран в бесчисленных юморесках про корпоративность – взять хотя бы «Законы Паркинсона», которые гласят, что любое решение в совете директоров принимается тогда и только тогда, когда каждый участник убедится, что точно не будет отвечать за последствия этого решения.

Благодаря этому принципу, известному достаточно давно, выросло несколько поколений управленцев, точно знающих, что надо убедиться что ни за что не отвечаешь, хапнуть и сослаться на best practices (лучшие практики – англ.) и compliance (соответствие – англ.).

Уберизация предполагала же собой вывод этого концепта с личного уровня на уровень всей фирмы.

То есть делается фирма-посредник, которая не производит ничего вообще, не создаёт новых технологий (поэтому в пропаганде активнейше врёт что создаёт), а просто набирает деньги инвесторов под хайп, становится посредником между реальностью и созданными виртуальными представлениями о вот-вот светлом технократичном будущем и срубает деньги любой ценой, подчёркнуто ни за что не отвечая. Безопасность пассажиров? Это не к Uber. Списания с привязанной карты? Тоже. Вопросы по персональным данным – от учётной карточки пассажира до маршрутов перемещения с типовыми точками посадок и временем? Нет, в соглашении об использовании есть полный отказ от ответственности, абсолютный, вы можете только платить деньги и надеяться, что некий объём сервисов будет предоставлен.

Читайте также:  Что происходит с долларом, евро, рублем и чего ждать в 2020

Концепция жутко понравилась всем участникам рынка.

Делай что хочешь, монетизируй клиента как хочешь, а чуть что – делаешь отсылку к «мы вас в светлое технологическое будущее несём, а вы вместо благодарности нудите, как вам не стыдно».

Как у «Теслы» – на любые вопросы по различию декларированных возможностей/характеристик/качества с реальными просто навзрыдно говорится «Что ж, ну то есть вы хотите на телегах ездить, да?!!!». Кто не скачет, тот луддит, в общем.

С темой «надо всё уберизировать, давайте всюду уберизацию продвигать, будущее за уберизованными бизнесами» – т.е. бесконечными прокладками, срубающими проценты пролетающих мимо ресурсов и данных и ничего не производящими – бегали годами, но вот в последнее время что-то всё затихло.

Причина проста – подход оказался немасштабируемым. Да, несколько крупных хайтех-пузырей могут выполнять что-то подобное, но наплодить много таких прослоек не выйдет – потому что все «уберизируемые» бизнес-ниши уже поделены. Цепочки продаж и поставок не выдержат дополнительных нахлебников, только единичных и очень крупных, инфраструктурных.

Но через некоторое время выяснилось, что не только с глобальной уберизацией всего и вся ничего не вышло – сам Uber, святой и напечатанный на вымпеле сил продвинутого хайтех-добра, сидит в убытках, ловко обращается с налогами, платит водителям куда как менее предполагаемого, да и очень любит различные льготы от государства. Вместо показательного примера «рыночек порешал, блестящая стратегия и реализация» вылезло неприятное – отсутствие перспектив, рост расходов, внутренние коррупционные разборки и протянутая в сторону государства рука. Красивые графики непрерывного роста и KPI перестали публиковать.

  • А конкуренты, посчитав всё и действительно вложившись в инфраструктуру и автоматизацию всего и вся – в целях сокращения накладных расходов – развились в реальную силу.
  • Проигрыш на таком фронте особенно неприятен, так как обрушивает сразу же целую пачку верований – от «это стартап из святых США, а значит за наше будущее планетарное бьётся, благодарны им должны быть» до пресловутого «вот вам пример нормального-то капитализма и рыночка открытого и свободного, не то что у понимаете кого».
  • В такой момент обычно компания запрашивает помощь надсистемных и не-рыночных сил, типа госструктур США, и всё переключается в политику – конкуренту начинают ставить палки в колёса и клеймить связями с КГБ и лично Мао Цзедуном – и история переходит в политическое перетягивание каната, которым в инфополе ловко закрывают неприятный факт, что очередной прорывной и концептуальный хайтех оказался чем обычно.

Потому что иначе придётся признать, что фабрика новых бизнес-смыслов, раздувающая из отдельных и неплохих в своей нише технологий техномессий – Индустрия 4.0, криптовалюты, 3D-печать, биохакинг, AR/VR-технологии – не работает.

А этот вариант возвращения в реальность даже и рассматривать-то боязно и непривычно. Как и напоминать тем, кто 3-4 года назад кричал про «всё через год будет уберизированно или умрёт», про бесславный финал развития ситуации.

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

История успеха: как Чэн Вэй и сервис такси Didi Chuxing победили Uber в Китае. Часть 1

11 октября 2016 5771 SCS Group

Чэн Вэй — основатель и исполнительный директор Didi Chuxing (китайского сервиса такси и заказа авто, аналога Uber). В свои 33 года занимает 223-ю строку в списке миллиардеров Forbes в Китае.

После 8 лет работы в Alibaba и Alipay в 2012 основал Didi Dache. Позже компания объединилась с Kuaidi Dache, превратившись в нынешнюю Didi Chuxing.

В августе 2016 года Didi Chuxing и его руководитель прославились тем, что приобрели бизнес Uber в Поднебесной.

Китайский мобильный сервис Didi позволяет пользователям заказывать и оплачивать такси, частные автомобили, лимузины и даже пригородные автобусы. За 4 года существования компания расширила географию работы до 400 китайских городов.

По словам Чэн Вэй, 80% всех таксистов в Китае пользуются Didi Chuxing для поиска пассажиров. Сами пассажиры также оценили преимущества сервиса и с успехом используют его особенно в час-пик, когда поймать такси невозможно. Сегодня компания оценивается в 35 млрд долл.

, что делает ее одной из самых ценных частных компаний в мире. Uber, присутствующий почти в 500 городах на шести континентах, стоит 68 млрд долл.

Основатель Didi Chuxing родился в Цзянси, китайской восточной провинции, известной, как колыбель коммунистической революции Мао Цзэдуна, в семье чиновника и учительницы математики.

Чэн говорит, что в средней школе математика была его коньком, но во время вступительных экзаменов в вуз он забыл перевернуть последнюю страницу теста, оставив три вопроса без ответа.

В итоге — получил более низкий бал и попал в Пекинский Университет химических технологий, который не входит в верхний эшелон китайских вузов и считается не таким престижным. Хотя Чэн планировал, что займется сферой информационных технологий, он приступил к изучению управления бизнесом. 

Как и многие китайские студенты, на последних курсах Чэн Вэй начал работать. Проработав какое-то время агентом по страхованию жизни, так и не продал ни одной страховки — в том числе и одному из университетских преподавателей, даже собака которого имела страховку, вспоминает Чэн.

На ярмарке вакансий он подал заявку на должность помощника менеджера в организации, позиционирующей себя в качестве «известной китайской компании в области здравоохранения». Но когда он появился в их офисе, обнаружил, что на самом деле это была сеть салонов массажа. «Вот почему мы редко рекламируют Didi», — говорит Чэн.

— «Потому что я считаю это все лохотроном».

В 22 года, в 2005 году сразу после окончания обучения, Чэн Вэй получил работу начального уровня в Alibaba, в отделе продаж, с заработной платой 1500 юаней (225 долл.) в месяц. Несмотря на фиаско в сфере страхования, Чэн демонстрировал неплохие результаты и был отмечен руководителем Ван Ганом.

Однако значительных повышений не было, и компания не смогла удовлетворить амбиции будущего предпринимателя.

 В 2011 году Ван и Чэн с единомышленниками активно обсуждали возможности для запуска нового бизнеса, перебирая идеи и примеры других стартапов в сфере образования, ресторанного бизнеса, декора интерьера, online-сервиса такси.

Внимание Чэна привлекла одна иностранная компания, опыт которой мог быть использован в Китае. Нет, это был не Uber. Вдохновением стал Hailo — британский сервис онлайн-заказа такси.

В 2012 году Чэн покидает Alibaba, как и Ван, который становится главным инвестором в новой компании, выделив на запуск стартапа 800 000 юаней. (Сегодня доля господина Вана в Didi Chuxing оценивается в 1 млрд долл.). Чэн вместе с бывшими коллегами из Alibaba занимают офис в 100 кв. м и начинают работу. Для компании выбрано запоминающееся название – Didi Dache (滴滴打车), «бип-бип вызов такси».

В первое время стартапу приходилось непросто в борьбе с дюженой аналогичных сервисов, появившихся в то же время. Один из них делал ставку на частные автомобили, другой — предлагал водителям такси смартфон с дорогим приложением. Didi пошел другим путем и стал распространять среди водителей такси бесплатное мобильное приложение.

Но значительную роль в судьбе Didi сыграл случай, когда в конце 2012 года во время эпического снегопада в Пекине было невозможно поймать такси на улице и жители обратились к приложению. Число заказов за один день впервые превысило 1000. «Если бы не тот снег, может, Didi не был бы здесь сегодня», — говорит Чэн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *