Почему в беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

Сегодня в Беларуси насчитывается около 1200 электромобилей в сравнении с 400 электрокарами на начало 2020 года. При этом ситуация с электрозарядными станциями остается неоднозначной – в полной мере ими обеспечен только Минск. Каковы перспективы развития инфраструктуры для электрокаров?

Недавно мы узнали, как обстоят дела с электрозаправками в областных городах и районных центрах страны. Оказалось, что в некоторых из них, даже в крупных стотысячниках, таких станций нет вообще.

О том, почему так происходит, готовы ли белорусские водители отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей и каковы перспективы развития сетей электрозаправок, мы поговорили с заместителем директора ПО «Белоруснефть» Андреем Котиком

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

– Инфраструктура для электромобилей – одно из главных условий для того, чтобы люди стали охотно их покупать. Насколько активно она развивается в Беларуси?

– На данный момент национальный оператор сети ЭЗС Malanka установил около 300 электрозаправочных станций. К концу года, как мы планируем, их будет 400, то есть в день в стране появляется по одной новой станции ЭЗС. И я вижу как минимум четыре причины, почему Беларусь готова отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей. 

1. Зарядка на ЭЗС по-прежнему остается бесплатной. 

Это, безусловно, стимулирует водителей пересаживаться на электрокары. Да, прогнозировалось введение оплаты уже этой осенью, но нами было принято решение продлить тестовый период, чтобы у электромобилистов была возможность привыкнуть к тому, что оплата осуществляется только через мобильное приложение Malanka. Платными «зарядки» станут после 1 января 2021 года.

Как показывает практика, электромобиль чаще всего покупают жители частных домов. При нынешних тарифах за электричество содержание электромобиля обходится им в 3 рубля на 100 километров. Не говоря уже об экономии на техническом обслуживании. 

2. Рынок электрокаров в Беларуси широко развит.

Сегодня купить электромобиль в Беларуси не составляет труда: подержанный или новый, из салона или у частного лица. Да, сегодня он стоит несколько дороже, чем авто с ДВС, но по прогнозам точка паритета, когда стоимость автомобилей и электромобилей сравняется, может быть достигнута уже в следующем году.

Мировые производители электрокаров дают свои прогнозы относительно того, сколько электрокаров сойдет с конвейера автоконцернов, сколько ЭЗС для них будет построено.

 И вот что интересно: если еще пару лет назад эксперты утверждали, что к 2020 году в мире будет около 2 миллионов электромобилей, то сегодня мы видим, что их более 10 миллионов. Ко всему вышесказанному: в 2021 году в Беларуси может появиться электромобиль белорусского производства.

Самыми популярными моделями среди владельцев электрокаров в Беларуси сегодня остаются Nissan Leaf и Tesla. Nissan Leaf первого поколения, к слову, сегодня можно приобрести за 5500 долларов.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

3. Беларусь руководствуется опытом европейских стран.

На сегодня в стране создан ряд льгот для владельцев электрокаров: отмена НДС, отсутствие необходимости оплачивать дорожный сбор, бесплатные парковки и даже зеленые «номера». Зеленые «номера» – это визитная карточка электровладельцев.

С таким «номером» автомобили могут беспрепятственно заезжать на платные стоянки, для этого не нужно будет останавливаться и предъявлять документы.

Мы следим за опытом европейских стран, создаем необходимые условия белорусским водителям, обсуждаем дополнительные меры стимулирования. 

Так, на первом электромобильном форуме E-mobility, который прошел в октябре, мы с Министерством энергетики и другими заинтересованными ведомствами рассмотрели и внесли ряд предложений, как в дальнейшем стимулировать развитие электротранспорта. 

Например, говорили о том, чтобы внести изменения в Правила дорожного движения. Мы предлагаем запретить занимать места для зарядки автомобилями с ДВС, даже штрафовать за это автовладельцев. Говорили о возможности отмены налогов для бизнеса, если они решат перевести свой автопарк в электрический, и ряд других мер.  

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

Хочу отметить, что совсем недавно 28 компаний, включая Tesla, Rivian и Uber, создали ассоциацию ZETA, которая будет продвигать полный переход на электромобили к 2030 году.

Для этого представители организации будут лоббировать принятие необходимых законов, норм и льгот, которые ускорят развитие существующих производителей электромобилей и поспособствуют созданию новых, а также будут стимулировать покупателей автомобилей активнее переходить на электрические аналоги. Так что общемировые тенденции говорят нам о том, что возврата к авто с ДВС уже не будет. 

4. Расстояние между станциями ЭЗС в стране не превышает 150 километров.

Когда в 2018 году утверждался план развития сети ЭЗС в стране, было принято решение обеспечить белорусские автомагистрали зарядными станциями таким образом, чтобы водители не испытывали дискомфорт, путешествуя по Беларуси. Учитывая, что пробег у электрокаров начального уровня около 120-150 километров на одной зарядке, мы ориентировались на то, чтобы расстояние между ЭЗС не превышало этих цифр. 

В первую очередь мы электрифицировали все магистрали республиканского значения и Минск, так как в столице еще 2 года назад спрос на электромобили был больше, чем в остальных регионах страны.

Сегодня мы можем со 100-процентной уверенностью сказать, что минские электромобилисты не испытывают затруднений при зарядке своих электрокаров.

Столбики ЭЗС установлены возле крупных торговых центров, на парковках, в микрорайонах. 

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

Да, мы получаем отзывы, что станции зарядки, скажем, нет в каком-либо городе районного значения, но в таком случае «зарядка», скорее всего, установлена в паре километров от города. До конца этого года столбики ЭЗС появятся в каждой из областей. Например, только в Бресте и Брестской области запланирована установка 15 ЭЗС. Всего же в регионах станет больше на 46 электрозарядных станций. 

– А по какому принципу выбираются места для размещения ЭЗС? 

– Мы устанавливаем два типа зарядных станций: Mode 3 и Mode 4. Первый – это «медленные» ЭЗС, обеспечивающие зарядку электромобиля за 6-8 часов. Такие станции устанавливались вблизи административных объектов, а также гостиниц. То есть там, где водитель будет отсутствовать долгое время, а у автомобиля будет возможность зарядиться. 

Второй тип – «быстрые» ЭЗС, которые позволяют за 5-7 минут получить энергию примерно на 35 километров, а за один час – почти полный заряд батареи современного электромобиля. Такие станции расположены вблизи крупных торговых центров, гипермаркетов, а также на автомагистралях.

Начиная с 2020 года на трассах также устанавливаются более мощные станции, позволяющие за 10 минут зарядиться на 120 километров пути.

В планах Malanka – развитие сети супербыстрых электрозарядных комплексов. Одна зарядная станция мощностью 350 киловатт позволяет за 6-9 минут пополнить запас хода электромобиля на более чем 300 километров пробега. Данное время сопоставимо с 3-4 минутами, необходимыми для заправки на обычной АЗС. 

Мы уверены, что развитие быстрых и супербыстрых ЭЗС даст толчок для компаний, сервис которых связан с постоянным использованием транспорта, когда простои недопустимы. Это и «таксомоторный флот», и курьерские службы, и сервисы по доставке. С появлением супербыстрой «зарядки» активнее начнет использоваться грузовой электротранспорт.

Запуск супербыстрых ЭЗС планируется первым этапом на основных магистралях и в столице, вторым – в областных центрах, запланировано введение супербыстрых ЭЗС на начало 2022 года. В данный момент известно, что первая супербыстрая ЭЗС в Минске появится на улице Уборевича. 

Мы планируем, что к концу года ПО «Белоруснефть» под брендом Malanka будет способно обслужить более 15.000 электромобилей.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

– Можно ли говорить о том, что в сегменте электрозарядок у Malanka есть/будут конкуренты? Нужна ли конкуренция в этой сфере?

– У сети Malanka, безусловно, есть конкурент – это обычная розетка. Водители заряжаются дома, а не на наших станциях, вот вам и конкуренция.

А если говорить серьезно, то, конечно же, мы не монополисты и прекрасно понимаем, что конкуренция в нашей среде будет. Но я добавлю, что мы хотим, чтобы она была.

Чем будет больше зарядных станций, тем лучше водителям. Да и рынок будет развиваться быстрее. 

– О каких инвестициях в строительство сети идет речь и как быстро в планах окупить их и выйти на рентабельность?

– Речи о быстрой окупаемости за 2-3 года на рынке электрозаправочных станций идти не может, и мы понимаем это. Развитие ЭЗС началось в нашей стране всего два года назад. В какой-то степени мы сами создаем этот рынок и стремимся стимулировать его развитие, как видите, заряжаться можно до сих пор бесплатно.   

– Какие проблемы на сегодня мешают популяризации электротранспорта в Беларуси и быстрому развитию сети?

– Я не думаю, что существуют проблемы, которые мешают развитию электротранспорта. Дело, скорее всего, в неосведомленности людей, в боязни пробовать что-то новое. Но мы уверены, что это разрешимо.

Если в наших городах будут появляться электротакси, если среди знакомых и друзей будут те, кто пересел на электротранспорт, то люди к этому явлению привыкнут и через какой-то период, я уверен, будут удивляться, почему раньше не сделали выбор в пользу электрокара.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

Спросите у нынешних электромобилистов, готовы ли они вернуться к авто с ДВС, и 100 процентов ответят, что нет. Сеть ЭЗС в Беларуси позволяет беспрепятственно путешествовать по всей стране. Государство со своей стороны предприняло все шаги, сделав покупку электромобиля целесообразной, стоимость авто снизилась за счет стимулирующих мер на 38 процентов.

Я считаю, что электромобиль – это будущее, которого не нужно бояться. Надо наслаждаться всеми его преимуществами как экономического, так и экологического характера. 

Пора подзарядиться! Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

"Вижу минимум четыре причины, почему Беларусь готова отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей". Специалист – о проблемах и перспективах "зеленого" транспорта

    Сегодня в Беларуси насчитывается около 1200 электромобилей в сравнении с 400 электрокарами на начало 2020 года. При этом ситуация с электрозарядными станциями остается неоднозначной – в полной мере ими обеспечен только Минск. Каковы перспективы развития инфраструктуры для электрокаров?

Читайте также:  Как договориться со своим организмом, чтобы работать 24/7. ответы фитнес-евангелиста

    Оказывается, что в некоторых областных городах и районных центрах страны, даже в крупных стотысячниках, таких станций нет вообще.

О том, почему так происходит, готовы ли белорусские водители отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей и каковы перспективы развития сетей электрозаправок, Автобизнес поговорил с заместителем директора ПО «Белоруснефть» Андреем Котиком.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    – Инфраструктура для электромобилей – одно из главных условий для того, чтобы люди стали охотно их покупать. Насколько активно она развивается в Беларуси?

    – За 10 месяцев этого года национальный оператор сети ЭЗС Malanka установил около 300 электрозаправочных станций. К концу года, как мы планируем, их будет 400, то есть в день в стране появляется по одной новой станции ЭЗС. И я вижу как минимум четыре причины, почему Беларусь готова отказаться от авто с ДВС в пользу электромобилей.

    1. Зарядка на ЭЗС по-прежнему остается бесплатной

    Это, безусловно, стимулирует водителей пересаживаться на электрокары. Да, прогнозировалось введение оплаты уже этой осенью, но нами было принято решение продлить тестовый период, чтобы у электромобилистов была возможность привыкнуть к тому, что оплата осуществляется только через мобильное приложение Malanka. Платными «зарядки» станут после 1 января 2021 года.

    Как показывает практика, электромобиль чаще всего покупают жители частных домов. При нынешних тарифах за электричество содержание электромобиля обходится им в 3 рубля на 100 километров. Не говоря уже об экономии на техническом обслуживании.

    2. Рынок электрокаров в Беларуси широко развит

    Сегодня купить электромобиль в Беларуси не составляет труда: подержанный или новый, из салона или у частного лица. Да, сегодня он стоит несколько дороже, чем авто с ДВС, но по прогнозам точка паритета, когда стоимость автомобилей и электромобилей сравняется, может быть достигнута уже в следующем году.

    Мировые производители электрокаров дают свои прогнозы относительно того, сколько электрокаров сойдет с конвейера автоконцернов, сколько ЭЗС для них будет построено.

И вот что интересно: если еще пару лет назад эксперты утверждали, что к 2020 году в мире будет около 2 миллионов электромобилей, то сегодня мы видим, что их более 10 миллионов. Ко всему вышесказанному: в 2021 году в Беларуси может появиться электромобиль белорусского производства.

Самыми популярными моделями среди владельцев электрокаров в Беларуси сегодня остаются Nissan Leaf и Tesla. Nissan Leaf первого поколения, к слову, сегодня можно приобрести за 5500 долларов.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    3. Беларусь руководствуется опытом европейских стран

    На сегодня в стране создан ряд льгот для владельцев электрокаров: отмена НДС, отсутствие необходимости оплачивать дорожный сбор, бесплатные парковки и даже зеленые «номера». Зеленые «номера» – это визитная карточка электровладельцев.

С таким «номером» автомобили могут беспрепятственно заезжать на платные стоянки, для этого не нужно будет останавливаться и предъявлять документы.

Мы следим за опытом европейских стран, создаем необходимые условия белорусским водителям, обсуждаем дополнительные меры стимулирования.

    Так, на первом электромобильном форуме E-mobility, который прошел в октябре, мы с Министерством энергетики и другими заинтересованными ведомствами рассмотрели и внесли ряд предложений, как в дальнейшем стимулировать развитие электротранспорта.

    Например, говорили о том, чтобы внести изменения в Правила дорожного движения. Мы предлагаем запретить занимать места для зарядки автомобилями с ДВС, даже штрафовать за это автовладельцев. Говорили о возможности отмены налогов для бизнеса, если они решат перевести свой автопарк в электрический, и ряд других мер.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    Хочу отметить, что совсем недавно 28 компаний, включая Tesla, Rivian и Uber, создали ассоциацию ZETA, которая будет продвигать полный переход на электромобили к 2030 году.

Для этого представители организации будут лоббировать принятие необходимых законов, норм и льгот, которые ускорят развитие существующих производителей электромобилей и поспособствуют созданию новых, а также будут стимулировать покупателей автомобилей активнее переходить на электрические аналоги. Так что общемировые тенденции говорят нам о том, что возврата к авто с ДВС уже не будет.

    4. Расстояние между станциями ЭЗС в стране не превышает 150 километров

    Когда в 2018 году утверждался план развития сети ЭЗС в стране, было принято решение обеспечить белорусские автомагистрали зарядными станциями таким образом, чтобы водители не испытывали дискомфорт, путешествуя по Беларуси. Учитывая, что пробег у электрокаров начального уровня около 120-150 километров на одной зарядке, мы ориентировались на то, чтобы расстояние между ЭЗС не превышало этих цифр.

    В первую очередь мы электрифицировали все магистрали республиканского значения и Минск, так как в столице еще 2 года назад спрос на электромобили был больше, чем в остальных регионах страны.

Сегодня мы можем со 100-процентной уверенностью сказать, что минские электромобилисты не испытывают затруднений при зарядке своих электрокаров.

Столбики ЭЗС установлены возле крупных торговых центров, на парковках, в микрорайонах.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    Да, мы получаем отзывы, что станции зарядки, скажем, нет в каком-либо городе районного значения, но в таком случае «зарядка», скорее всего, установлена в паре километров от города. До конца этого года столбики ЭЗС появятся в каждой из областей. Например, только в Бресте и Брестской области запланирована установка 15 ЭЗС. Всего же в регионах станет больше на 46 электрозарядных станций.

    – А по какому принципу выбираются места для размещения ЭЗС?

    – Мы устанавливаем два типа зарядных станций: Mode 3 и Mode 4. Первый – это «медленные» ЭЗС, обеспечивающие зарядку электромобиля за 6-8 часов. Такие станции устанавливались вблизи административных объектов, а также гостиниц. То есть там, где водитель будет отсутствовать долгое время, а у автомобиля будет возможность зарядиться.

    Второй тип – «быстрые» ЭЗС, которые позволяют за 5-7 минут получить энергию примерно на 35 километров, а за один час – почти полный заряд батареи современного электромобиля. Такие станции расположены вблизи крупных торговых центров, гипермаркетов, а также на автомагистралях.

    Начиная с 2020 года на трассах также устанавливаются более мощные станции, позволяющие за 10 минут зарядиться на 120 километров пути.

    В планах Malanka – развитие сети супербыстрых электрозарядных комплексов. Одна зарядная станция мощностью 350 киловатт позволяет за 6-9 минут пополнить запас хода электромобиля на более чем 300 километров пробега. Данное время сопоставимо с 3-4 минутами, необходимыми для заправки на обычной АЗС.

    Мы уверены, что развитие быстрых и супербыстрых ЭЗС даст толчок для компаний, сервис которых связан с постоянным использованием транспорта, когда простои недопустимы. Это и «таксомоторный флот», и курьерские службы, и сервисы по доставке. С появлением супербыстрой «зарядки» активнее начнет использоваться грузовой электротранспорт.

    Запуск супербыстрых ЭЗС планируется первым этапом на основных магистралях и в столице, вторым – в областных центрах, запланировано введение супербыстрых ЭЗС на начало 2022 года. В данный момент известно, что первая супербыстрая ЭЗС в Минске появится на улице Уборевича.

    Мы планируем, что к концу года ПО «Белоруснефть» под брендом Malanka будет способно обслужить более 15.000 электромобилей.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    – Можно ли говорить о том, что в сегменте электрозарядок у Malanka есть/будут конкуренты? Нужна ли конкуренция в этой сфере?

    – У сети Malanka, безусловно, есть конкурент – это обычная розетка. Водители заряжаются дома, а не на наших станциях, вот вам и конкуренция.

А если говорить серьезно, то, конечно же, мы не монополисты и прекрасно понимаем, что конкуренция в нашей среде будет. Но я добавлю, что мы хотим, чтобы она была.

Чем будет больше зарядных станций, тем лучше водителям. Да и рынок будет развиваться быстрее.

    – О каких инвестициях в строительство сети идет речь и как быстро в планах окупить их и выйти на рентабельность?

    – Речи о быстрой окупаемости за 2-3 года на рынке электрозаправочных станций идти не может, и мы понимаем это. Развитие ЭЗС началось в нашей стране всего два года назад. В какой-то степени мы сами создаем этот рынок и стремимся стимулировать его развитие, как видите, заряжаться можно до сих пор бесплатно.

    – Какие проблемы на сегодня мешают популяризации электротранспорта в Беларуси и быстрому развитию сети?

    – Я не думаю, что существуют проблемы, которые мешают развитию электротранспорта. Дело, скорее всего, в неосведомленности людей, в боязни пробовать что-то новое. Но мы уверены, что это разрешимо.

Если в наших городах будут появляться электротакси, если среди знакомых и друзей будут те, кто пересел на электротранспорт, то люди к этому явлению привыкнут и через какой-то период, я уверен, будут удивляться, почему раньше не сделали выбор в пользу электрокара.

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

    Спросите у нынешних электромобилистов, готовы ли они вернуться к авто с ДВС, и 100 процентов ответят, что нет. Сеть ЭЗС в Беларуси позволяет беспрепятственно путешествовать по всей стране. Государство со своей стороны предприняло все шаги, сделав покупку электромобиля целесообразной, стоимость авто снизилась за счет стимулирующих мер на 38 процентов.

    Я считаю, что электромобиль – это будущее, которого не нужно бояться. Надо наслаждаться всеми его преимуществами как экономического, так и экологического характера.

    // Фото ПО Белоруснефть

Стало известно, сколько в Беларуси уже есть электромобилей, и почему они становятся головной болью для владельцев

Почему в Беларуси практически нет электромобилей – острое мнение эксперта

Белорусы предпочитают покупать китайские электромобили, но потом… не могут их зарядить.

Читайте также:  Как уменьшить количество жалоб клиентов на 70% — кейс от банка

Святослав ЗОРКИЙ

О том, что на март 2021-го года общее число официально зарегистрированных в Беларуси электромобилей составляет 2500 единиц, сообщило БелТА со ссылкой на пресс-службу «Белоруснефти».

Кроме того, в национальном белорусском операторе сети электрозарядок Malanka констатируют, что каждый месяц в приложении регистрацию проходят примерно по 200 новых пользователей — владельцев электрокаров. А каждый день осуществляется в среднем по 250 зарядных сессий.

— В течение двух последних месяцев общее число зарядных сессий превысило 15 тысяч, — пояснили в пресс-службе.

Какие электрокары больше всего приходятся по вкусу (и кошельку) белорусам?

Здесь лидируют бюджетные китайские электромобили.

Хотя после покупки владельцы сталкиваются с серьезным препятствием: китайские электроавто снабжены собственные зарядными стандартами (GB/T), а в Беларуси пока такой инфраструктуры нет и водителям приходится докупать переходники.

Правда, часто (более чем в половине случаев из 10) зарядиться не получается и с их помощью. Именно этим в большей степени отличаются доступные китайские электромобили от более дорогих «собратьев» из Америки и Европы.

— Еще многие автолюбители приобретают несертифицированные переходники. А при зарядке такие устройства грозят, как минимум коротким замыканием, а как максимум блокировкой или даже загоранием электромобиля, — предупредили в «Белоруснефти».

Единственный разумный выход в таком положении — переоборудование разъема для зарядки в китайских электрокарах на разъем европейского типа на надежных СТО. А после этого, еще, на всякий случай, необходимо протестировать новый разъем на его безопасность на официальной ЭЗС.

  • Вот что будут делать в Беларуси, чтобы пересадить водителей на электромобили.
  • Белорусские власти хотят сильнее стимулировать белорусов покупать электрокары (подробности).
  • Топ-5 самых продаваемых бэушных машин в Беларуси за 2020 год.
  • Дилеры констатируют, белорусы перестали покупать премиум сегмент старше 10 лет, а хотят 3-5-летнюю машину (подробности).
  • Каждая пятая проданная машина из салона в Беларуси — «Джили»: ситуация на авторынке и прогноз на 2021 год.
  • Стало известно, как пандемия повлияла на отечественный автомобильный рынок в 2020 году и какие машины из салона в топе продаж в Беларуси (подробности).

Стоит ли покупать электромобили в Беларуси: плюсы и минусы | Экономическая газета

Еще 10 лет назад автомобили на батарейках были недосягаемой роскошью. Сегодня десятки электрокаров колесят по дорогам Беларуси.

Активное развитие сети электрозарядных станций в Беларуси, возможность заряжаться от домашней розетки, а также рост предложений на автомобильном рынке страны заставляют еще пристальнее присмотреться к электромобилям.

Но так ли они хороши, чтобы задуматься об их приобретении? В этом мы решили разобраться, пообщавшись с автоэкспертами, которые знают об электромобилях если и не все, то очень многое.

По мнению Вадима Шута, директора станции техобслуживания электромобилей в Минске, чье знакомство с электрокарами состоялось еще 6 лет назад, самым ярким представителем в данном автосемействе бесспорно является Tesla. Ее эксплуатация, по словам Вадима, – это большая экономия денежных средств: на топливе, на ТО, на обслуживании. Автомобиль не требует практически никаких расходов.

– К примеру, антифриз и тормозная жидкость меняются всего один раз в четыре года.  А поскольку объемы этих жидкостей небольшие, то и затраты на содержание автомобиля минимальные.

Тормозные колодки у электрокара долговечны, потому что автомобиль тормозит электродвигателем. При этом энергия, затраченная на выполнение этого действия, возвращается в батарею.

За четыре года эксплуатации Tesla на ее обслуживание Вадим потратил всего 1200 долларов. При этом пробег автомобиля составил более 120 тысяч километров.

– Если сравнивать эту сумму со стоимостью обслуживания обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, то 120 тысяч км пробега – это, как минимум, 12 замен масла. А каждая замена обходится недешево.

Серьезной проблемой для большинства владельцев электрокаров может стать поиск мест для зарядки. Нередко встает вопрос и о совместимости электрозарядных систем автомобиля с аналогичными устройствами на местных ЭЗС.

Но автоэксперт уверяет, что с поиском мест для зарядки, по крайней мере, в столице, у владельцев электрокаров не возникнет проблем. Даже обычная домашняя розетка на 220 вольт позволяет за ночь пополнить заряд батареи на 100 процентов. При этом стоимость такой зарядки составит 2 рубля на 100 километров.

И если сравнивать электрокар с автомобилем, в котором установлен двигатель внутреннего сгорания, то выходит существенная экономия денежных средств.

Но где все-таки лучше покупать электромобиль и на какие нюансы стоит обратить внимание при его подборе?

На эти вопросы отвечает директор компании West Motors, а по совместительству и владелец электрокара с многолетним опытом Алексей Мартыновский:

– Если вы задумались о покупке электромобиля, то у вас есть два варианта его приобретения: купить на местном авторынке или обратится за помощью к компаниям, которые профессионально занимаются подбором и пригоном электромобилей из-за рубежа.

По словам Алексея, сегодня самой популярной страной для покупки электрокаров являются США. Однако эксперт не рекомендует заниматься приобретением электромобилей на зарубежных площадках самостоятельно. Были случаи, когда электрокары прибывали в страну без батареи, а это один из самых дорогих и важных элементов в машине.

– В Tesla, к примеру, мошенники очень часто меняют шильдик на крышке багажника, где обозначается емкость батареи: 60, 80, 90 или 100. И по факту ничего не подозревающему покупателю приходит автомобиль с довольно слабой батареей. При этом разница в стоимости автомобиля с батареей 60 и 90 может доходить до 20 тысяч американских долларов.

В среднем доставка автомобиля из США в Беларусь занимает от 1 до 3 месяцев. Самый массовый электрокар – это Nissan Leaf.

Автомобиль данной марки 2012–2014 года выпуска, целый, без повреждений, со всеми расходами «под ключ» в Минске обойдется покупателю в 7–8 тысяч долларов.

А вот Tesla Model S примерно таких же годов выпуска с начальными батарейками уже обойдется в сумму порядка 20 тысяч долларов. На более же мощные батарейки, а также модификации с полным или задним приводом, прирост в цене будет еще более существенным.

Однако, подчеркнул Алексей, никто из его клиентов, пересевших на электрокар, не вернулся за руль автомобиля с двигателем внутреннего сгорания!

Плюсы и минусы электромобилей

 К первым можно, безусловно, отнести их мощность, маневренность, экологичность, низкую стоимость эксплуатации.

Серьезными же недостатками электромобилей, конечно, являются их цена, высокая стоимость ремонта в случае поломки или замены батареи, а также недостаточное количество электрозарядных станций в Беларуси для комфортного передвижения по дорогам страны.

Однако количество электрозарядных станций в стране, по заверению «Белоруснефти», будет постепенно расти, а стоимость электромобилей после появления на рынке новых игроков, например, той же Geely Geometry A, постепенно снижаться. При этом электрокары с пробегом прямо сейчас уже можно приобрести по достаточно привлекательной цене. Все эти изменения позволяют еще более оптимистично смотреть в электромобильное будущее Беларуси.

Рекомендуем:

Белоруснефть: в стране могут обслуживаться до 9 тыс. электромобилей в год

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Александр РУДНИЦКИЙ

Почему электромобили редко встретишь на белорусских дорогах

Насколько популярны у нас электромобили, есть ли для них специализированные заправки и ремонтные мастерские, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Найти машину для эксперимента оказалось делом непростым. Среди знакомых не было владельца электромобиля. А Интернет огорчил: в Минске не открыты специализированные салоны проката. Однако выяснилось, что такой транспорт используют для служебных целей некоторые фирмы.

На первый взгляд машина показалась самой обыкновенной. Однако, сев в салон, мы ощутили, что словно перенеслись в будущее. Управлять водителю помогает компьютер. На первом дисплее транслировались изображение с камеры заднего вида, а также подсказки, как лучше припарковаться. На втором отмечалось, на сколько километров хватит энергии.

Электромобиль двигался плавно и почти бесшумно – был слышен только шелест колес. В связи с этим, как отметил водитель Алексей Умрейко, планируя задний ход, нужно включать звуковой сигнал, дабы предупредить других участников движения.

– Электромобиль считается экологически безопасным видом транспорта, – пояснил собеседник, – ведь он использует только электроэнергию и не загрязняет выхлопами окружающую среду.

По словам Алексея, несмотря на эти преимущества, в Беларуси электромобилями пользуются от силы 30 человек. Как показал опрос на одном из популярных сайтов, 65 % респондентов не планируют покупать себе экоавтомобиль даже с «нулевой» растаможкой – пока в стране для них нет необходимых инфраструктуры и сервиса.

Специалист по маркетингу Елена Ермак отмечает:

– В Беларуси электромобиль пока можно использовать только в городских условиях, поскольку в регионах и пригородах нет сети заправок.

В столице работают три точки подзарядки. Первую открыли год назад. Располагается она на улице Боровой, 7. Остальные – на улицах Толбухина и Лещинского. Топливо, то бишь электроэнергию, везде предлагают бесплатно.

В 2016 году в Минске планируют создать еще одну точку подзарядки. Также по одной появится во всех областях, кроме Могилевской.

Владельцы могут подзарядить электромобиль в домашних условиях, воспользовавшись обычной розеткой. За 8 часов зарядки тратится всего 24 кВт. Энергии машине хватает, чтобы преодолеть 160 км.

– В авто установлена система накопления топлива, – отметил Алексей Умрейко. – Когда машина тормозит или стоит в пробке, в общий запас хода возвращается энергия.

Однако экоавтомобиль, как и любая техника, может сломаться. В таком случае владельцу придется понервничать. Ведь частных ремонтных мастерских для таких машин у нас пока нет. На обслуживание транспортное средство принимают салоны официальных автодилеров – за немалые деньги.

Приобрести электромобиль в Минске несложно. Нужно обращаться в салоны официальных дилеров.

– Мы покупали машину у производителя Nissan, – рассказала Елена Ермак.

Читайте также:  Что происходит на рынке труда Беларуси, России, Украины: сравнение эксперта

В Европе пользуется популярностью марка Tesla, которая специализируется на выпуске электромобилей. Машины накапливают энергию, которой хватает до 520 км, но и стоят от 90.000 долларов.

– За последние два года количество электромобилей Tesla на Западе выросло на 45 %, – заметила Елена. – Во многом это случилось из-за того, что производитель установил в городах и пригородах бесплатные заправки, которыми могут воспользоваться машины только этой марки.

Устанавливать заправки в нашей стране Tesla пока не собирается. Как отметили в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси, специалистам концерна «Белнефтехим» предлагали переходить на новый вид услуги – зарядку электромобилей. Однако те пока медлят. Заниматься этим невыгодно.

– Также есть вопросы, где в Минске расположить точки подзарядки, – например, возле зданий организаций, где трудятся большие коллективы, кафе и так далее. Все это нужно четко распланировать, – ответили в министерстве.

Фото Алексея Колесникова

Просели ли продажи электромобилей в 2020-м и что ждать в наступившем году? Итоги и прогнозы

В 2020 году в стране ввели льготы по НДС и растаможке для электротранспорта. В итоге, по подсчетам специалистов Malanka, количество EV-машин выросло в четыре раза: теперь их около 1600 штук.

Еще одно запоминающееся нововведение — зеленые номера, которые в будущем должны пригодиться для бесплатной парковки. Одним словом, шаги навстречу электробудущему были сделаны. Дальше — больше. В частности, год начался с внедрения платы за зарядку.

Что ждет владельцев электрокаров и всех, кто присматривается к таким авто, в 2021 году?

В конце минувшего года в Минске открылся магазин электрокаров, причем в привычном для автовладельцев месте — на территории ТЦ «Автоград» в Ждановичах.

Продают там не только знакомые всем Tesla Model S, но и эксклюзивные для нашей страны модели.

Так, на стоянке мы заметили Smart, Fiat 500, Renault City K-ZE (выпускается на внутреннем рынке Китая), Toyota Prius Prime. Всего на продажу выставлено около 25 машин.

Несмотря на вторую половину 2020-го — тяжелую как минимум в экономическом плане, — компания GreenCars все-таки решилась на открытие отдельной площадки для электромобилей. По словам ее руководителя Алексея, дела в сфере не так уж и плохи, в 2021-м они ожидают еще большего роста.

— В Беларуси есть парочка энтузиастов, которые двигают электротему со своей стороны. Параллельно продвижением занимается и государство, которое видит выгоду в применении АЭС, энергетической независимости. В совокупности эти два направления и подстегивают покупателей. Но и сами автовладельцы заинтересованы.

Мы заметили тенденцию: ищущий новое авто человек, прокатившись на Tesla, не хочет пересаживаться на машину с ДВС. Даже если бюджет не позволяет ему купить Model 3, после тест-драйва он возвращается к нам за Chevrolet Volt. Даже «специфические» для бизнеса осень-зима 2020 года показали рост на рынке.

Да, скачок спроса произошел именно весной-летом, когда объявили об обнулении НДС и растаможки. Но и в сложный период продажи не просели, а наоборот, плавно росли.

— Поствыборные события, безусловно, заставили белорусов быть более осторожными с финансами. Часть людей отложила крупные покупки — такие как недвижимость и машина. Но эта просадка компенсировалась за счет покупателей из России. Соседи приезжали даже с Дальнего Востока за дешевыми Leaf.

При этом нужно заметить, что по инфраструктуре (в частности, по системе зарядных станций) РФ отстает от Беларуси. Но россиян, желающих сэкономить на НДС и растаможке, оказалось немало.

Идентичная ситуация была и на рынке авто с ДВС из Европы — пользовались 50-процентной скидкой на таможенные платежи для многодетных и инвалидов.

— С декабря белорусский спрос стал проседать. Считаем, эта тенденция сохранится и в 2021 году.

Плюс прогнозируем, что российский спрос на «электрички» будет удовлетворяться через Беларусь: в РФ ужесточили законодательство, и порты лишили статуса юрлица, из-за чего машины нужно везти через Москву. Надеемся, скоро откроют границы.

Также мы ожидаем, что у нас в стране сформируется внутренний рынок вторички. Пока что белорусу нелегко продать б/у электромобиль. Например, в свое время массово возили Nissan Leaf.

Батарейки этих моделей успели просесть: владельцы пытаются продать машины, а покупателей нет, цена падает. После такого опыта человек не хочет пересаживаться на более новый EV. В формировании вторичного рынка опять же смогут помочь россияне, тогда у «бэушек» повысится ликвидность. Следом появится обновление автопарка в РБ.

— К нам пришли игроки из Китая. Однако опыт эксплуатации этих брендов пока слишком мал, чтобы делать какие-то выводы об их долговечности. По спросу видим, что среди потенциальных покупателей есть легкое недоверие к неизвестным брендам.

Условно, больше интересуются Volkswagen e-Lavida (выпускается для внутреннего китайского рынка), чем моделями Xpeng.

Сейчас же тройка лидеров продаж выглядит так: Tesla (40%), Chevrolet — электрический Bolt и гибридный Volt (30%), гибридный BMW i3 Rex (15%).

В GreenCars считают, что еще одним толчком к росту рынка электромобилей станет распространение быстрых зарядок. Это уже успели пообещать в сети Malanka. Там заверяют, что по трассам будет идти установка станций до 180 кВт, а по городу — 50 кВт.

В приоритете — скорость в 150 кВт. Например, Tesla Model 3, Chevrolet Volt и BMW i3 потребляет около 15 кВт·ч на 100 км. Выходит, с быстрой станцией 1000 км пробега можно «заправить» за час. Правда, не все электрокары могут «взять» эти самые 150 кВт.

Те же BMW i3 готовы принять не более 80 кВт.

Осенью в СМИ появилась новость о политическом конфликте с Литвой, который мог сказаться на взаимоотношениях с портами. Именно в порты Прибалтики приходят контейнеры с машинами (классическими и электрическими). По словам дилеров, озвученные в СМИ претензии не отразились на логистике.

Контейнеры по-прежнему прибывают в Литву, а оттуда — закрытые и нераспечатанные — приезжают в Минск. Единственная новость в сфере доставки — запрет на перевозку EV в подвешенном состоянии. Для понимания: в один контейнер помещается четыре авто с ДВС (два на полу, два на подвесе).

Решили, что электромобили так перевозить нельзя из-за опасности пожара. Поэтому — только на полу, а следовательно, не больше двух на контейнер. Как заверяют в GreenCars, на цене этот нюанс не отражается, только на времени доставки — порой приходится ждать на неделю-две дольше.

Еще один положительный момент — уменьшилось количество случаев, когда электрокары по пути «теряли» батареи, кражи сократились до минимума.

Резюмируем: в 2021 году ожидается рост продаж электромобилей в Беларуси. Продавцы утверждают, что любая «электричка» выигрывает в сравнении с ДВС-аналогом. Процессу помогает информационная подпитка, расширение модельного ряда, возможность тест-драйвов, развитие сети зарядок. По поводу последнего фактора более детально высказались сотрудники сети Malanka.

По какому пути пойдет развитие инфраструктуры?

Главный план «Маланки» на 2021 год — строительство 150 новых электрозаправочных станций в Минске и областях. Как уже было сказано, приоритет отдан быстрым и мощным станциям: до 180 кВт на трассах и 50 кВт в городах. А «столбики» для ночной медленной зарядки будут отданы на откуп частникам (например, крытым паркингам ТЦ, парковкам возле кафе).

Есть риск, что оператор, например, начнет там реконструкцию сетей, подготовит все для того, чтобы установить ЭЗС, а частное лицо возьмет и увеличит через месяц плату за аренду.

В Европе уже столкнулись с такой ситуацией, потому госоператоры устанавливают зарядки на землях общего пользования, а строительством «столбиков» на частных территориях занимаются их собственники (или арендаторы).

Имиджевый ход от «Маланки» — возведение супербыстрых зарядок на 350 кВт. В частности, две из них появится на ул. Уборевича в столице. Почему мы называем их появление имиджевым шагом? Опять же потому, что далеко не все электрокары могут принять ток с такой скоростью.

«По нашим прогнозам, массовый сегмент электромобилей будет способен принимать такой заряд через 2—4 года, — считает начальник отдела эксплуатации зарядной инфраструктуры ПО „Белоруснефть“ Максим Сусаренко.

— Соответственно, наша задача на ближайшее будущее — обеспечить возможность водителям осуществлять зарядку батареи электрокаров за время, равнозначное тому, которое водители тратят на обычную заправку на АЗС. Для многих автомобилистов долгий процесс зарядки был аргументом не в пользу электрокара.

С введением супербыстрых ЭЗС пополнить заряд батареи на 300 км водители смогут всего за 4 минуты. На таких ЭЗС будет удобно в перспективе заряжать и грузовые электромобили до 10 тонн».

Всего в сети в этом году количество электрозарядок планируют увеличить до 600 (плюс 150 новых). Отдельно подчеркивается, что в регионах установят около 80 новых станций быстрого типа. Видимо, была услышана критика пользователей по поводу слишком большого расстояния между станциями на трассах.

Известно, что с 1 января Malanka ввела плату за зарядку: 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) стоит 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Специалисты подсчитали, что электротопливо в нашей стране будет в два раза дешевле бензина.

Зарядка электрокара на 100 км обойдется электромобилистам в сумму порядка 6 рублей (в зависимости от типа заряда). Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

Подчеркивается: стоимость зарядки будет самой низкой в Европе.

Сейчас обсуждают план программы замены автобусного парка на электрический, после утверждения которого Malanka будет развивать также зарядную сеть для общественного электротранспорта. Это будут зарядные станции мощностью до 350 кВт, оснащенные дополнительным оборудованием для зарядки именно электробусов.

Еще одно интересное нововведение, обещанное Malanka в 2021 году, — оснащение зарядных станций точками доступа Wi-Fi. «Уже идет закупка услуг и оборудования, — уточнили в компании. — Это позволит заряжаться тем водителям, которые не имеют белорусской сим-карты. Заметим, точка доступа Wi-Fi на станциях будет доступна только для скачивания и использования приложения Malanka».

В конце декабря, незадолго до введения платы, с использованием этого самого приложения возникли проблемы. Пользователи жаловались на ошибки при зарядке через разъем CCS Combo, программа выбрасывала клиента из аккаунта (терялась авторизация). В «Маланке» признаются: «Да, велись работы по переводу станций на платный режим обслуживания и были погрешности, но сейчас все работает корректно».

Итогом работ по переводу станций в платный режим стало в том числе внедрение оплаты с помощью внутреннего баланса. «Изначально прорабатывались два сценария оплаты заряда — через преавторизацию и с внутреннего баланса, — объяснили в компании. — Преавторизация — это когда с карты списывается 25 рублей при каждой зарядке.

В конце зарядки сумма пересчитывается (т. е. 25 рублей минус реальная сумма заряда), и в течение трех дней неиспользованные деньги возвращаются. Очевидно, такая схема не очень удобна.

Оплата с помощью внутреннего баланса — это когда водитель пополняет внутренний баланс на сумму 5, 10, 20, 50 рублей до зарядки и реальная сумма списывается в конце сессии».

Госоператор в прошлом году озвучивал довольно амбициозные прогнозы — 100 тысяч электромобилей в Беларуси к 2025 году. В 2020-м количество «наших» EV увеличилось c 400 до 1600 машин. От громких слов представители компании не отказываются: в новом году анонсируется выход электрических моделей Toyota, европейского Renault/Dacia Spring (он же City K-ZE), который будет стоить до 10 тысяч евро, а также других электрокаров, что может сильно изменить спрос.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *