Специальный инвестиционный контракт (спик)

Управляющий партнер «Пионеры ГЧП», член Экспертно-методического совета НАКДИ Дарья Годунова отмечает, что использование специального инвестиционного контракта создает инвестору максимально благоприятные условия для реализации инвестиционного проекта путем осуществления мер стимулирования.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

  • — упрощенный доступ к государственному заказу, через предоставление возможности являться поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИК на внеконкурсной основе [1];
  • — возможность снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль ; [2]
  • — ускоренная и/или упрощенная процедура получения статуса российского производителя ; [3]
  • — меры стимулирования в зависимости от отрасли и субъекта РФ, в том числе предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
  • К числу налоговых мер стимулирования относятся:
  • — неприменение положений законодательства о налогах и сборах, ухудшающих условия участников СПИК, до даты окончания срока действия СПИК/ до даты окончания сроков действия льгот, установленных на дату заключения СПИК [4];
  • — ускоренная амортизация (с коэффициентом не выше 2) в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК, включенных в 1-7 амортизационные группы [5];
  • — возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0%.
  • При этом пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации, возможна при соблюдении следующих условий:
  • — доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;
  • — регистрация юридического лица в России;
  • — отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;

— неприменение специальных налоговых режимов, т.е.

инвестор не является участником консолидированной группы налогоплательщиков, некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП (участником или правопреемником участника, реализуемого РИП).

Крупные российские и международные компании подписывают СПИК во многом ради того, чтобы работать в долгосрочной перспективе по прозрачным и понятным правилам. И это при том, что продукция, которую планируется выпускать, должна быть уникальной, то есть не иметь аналогов в России [6].

Также одним немаловажным элементов является «дедушкина оговорка». В случае, если после заключения СПИКа принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие запреты, новые ограничения или требования к промышленной продукции, в отношении участника СПИКа они не применяются, если речь не идет о международных обязательствах России [7].

  1. На время выхода статьи подписано 13 СПИКов и данный список не закрыт, еще около 15 находятся на рассмотрении:
  2. — ООО «МАЗДА-СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» — создание завода по производству предназначенных для экспорта двигателей для моторных транспортных средств (Приморский край);
  3. — ООО «КЛААС» — модернизация завода сельскохозяйственных машин КЛААС (Краснодарский край);
  4. — Концерн «ДМГ МОРИ АГ» — строительство Ульяновского станкостроительного завода (Ульяновская область);
  5. — АО «ГМС Ливгидромаш» — локализация производства насосов для нефтепереработки (Орловская область);
  6. — ООО «Томские технологии машиностроения» — освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов (Томская область);
  7. — ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» — создание горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей (Волгоградская область);
  8. — ООО «ЕвроХим-УКК» — создание промышленного производства «Усольский калийный комбинат» (Пермский край);
  9. — АО «Мерседес-Бенц РУС» — создание и освоение промышленного производства колесных транспортных средств «Мерседес-Бенц» (Московская область);
  10. — ООО «АстраЗенека Индастриз» — модернизация и организация российского производства инновационных, не имеющих в стране аналогов, препаратов для лечения социально-значимых заболеваний (Калужская область);
  11. — АО «Санофи-Россия» — модернизация промышленного производства фармацевтической продукции на заводе «Санофи-Авентис Восток» по освоению на территории РФ промышленного производства фармпродукции, не имеющей аналогов в России (Орловская область);
  12. — ООО «Герофарм» — создания полного цикла производства лекарственных препаратов, в том числе препаратов инсулина и его аналогов (Санкт-Петербург);
  13. — ПАО «Транснефть» — создание промышленного производственного комплекса Тюменского ремонтно-механического завода (Тюменская область);
  14. — ООО «Вило Рус» — модернизация производства насосного оборудования на заводе в Ногинске (Московская область).

Относительно зарубежного опыта или примеров можно выделить применение СПИК в Венгрии и Китае.

В Венгрии инвесторы, рассчитывающие получить индивидуальные налоговые льготы, должны, в частности, открыть производство в регионах с высоким уровнем безработицы и трудоустроить минимум 500 человек.

За 10 лет с момента введения подобного механизма (с 1995 по 2005 год) по объему иностранных инвестиций на душу населения Венгрия вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы [8].

В Китае льготы (налоговые, а также более дешевые кредиты) предоставляются инвесторам, 70 % продукции которых идет на экспорт, где также используются зарубежные технологии, но при этом есть приоритеты по отраслям. В результате годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций в страну увеличился с 4,4 миллиарда долларов США в 1991 году до 45,5 миллиарда в 1998 году [9].

  • Именно из-за такой активной востребованности механизма СПИК и с учетом уже сложившейся практики, от бизнеса поступают предложения по совершенствованию некоторых статей, в частности:
  • — для многих компаний существенным препятствием является ограничение по доле доходов юридического лица, являющегося стороной СПИКа, которую должны составлять доходы от инвестиционного проекта (не менее 90%) [10]. Требование о 90-процентной доле доходов от проекта инвесторам — участникам СПИК является трудновыполнимым для крупных промышленных предприятий, которые уже производят определенный объем продукции либо планируют освоение новой продукции на действующих мощностях;
  • — ограниченный период применения льготной ставки по налогу на прибыль (2025 г., согласно НК РФ);
  • — не совсем очевидной является предоставляемая возможность льготного доступа к госзаказу, согласно которой производитель, заключивший СПИК, может без конкурса реализовывать государственным структурам до 30% соответствующей продукции [11];
  • — сама процедура заключения СПИК для неподготовленного участника может показаться достаточно непростой: предусмотрено пять этапов, в которых, помимо Минпромторга России, участвует Фонд развития промышленности, региональные органы власти и Межведомственная комиссия (МВК), включающая 19 членов от 10 организаций;
  • — что не мало важно для заключения СПИКов на уровне региона необходимо, чтобы субъект РФ принял свои законодательные акты, пока из 85 регионов это сделали только 38 [12];
  • — высокие штрафные санкции за отклонение ключевых показателей реализации проекта от плановых [13];
  • — требование о неучастии организации в составе консолидированной группы налогоплательщиков;
  • — неясность критериев оценки заявлений на заключение СПИК;
  • — нечеткость формулировок типовой формы СПИК [14].

С учетом перечисленных плюсов и минусов, надо признать, что все предлагаемые инструменты стимулирования частных инвестиций в экономику России в общей массе несут в себе достаточно много рисков. И то, что за столь небольшой срок введения на рынок СПИК уже имеет достаточно обширную практику, говорит о многом.

По словам Дарьи Годуновой, если в регионах будет заключено хотя бы по одному СПИК, то это может принести каждой территории в среднем около трех миллиардов рублей, несколько сотен рабочих мест, многомиллионные поступления в бюджет. Несомненно, для этого необходимо достаточно много составляющих, но в данном случае достижение вышеперечисленных показателей вполне реально, а главное осуществимо.

Кроме того, Президент России предлагает использовать механизм СПИК для проектов по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса. По мнению Президента, только так можно решить стратегическую задачу — повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году — 50 процентов [15].

Дарья Годунова добавляет, что нельзя не поддержать предложения по стимулированию российской экономики «мирными» инструментами воздействия, особенно в столь нестабильное время как для частной, так и публичной сторон.

Особенности и преимущества механизма специального инвестиционного контракта подробно освещены в экспертной статье Дарьи Годуновой «Потенциал специального инвестиционного контракта можно использовать для структурирования инфраструктурных проектов»

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru

Госдума одобрила новые льготы для привлечения крупных инвестиций :: Экономика :: РБК

Налоговый режим усовершенствуют

Главное новшество СПИК 2.0 — отмена ограничения действия льготы по налогу на прибыль. Налог обнулят на весь срок проекта, а не до 2025 года.

«Самое время отменить это ограничение, — уверен партнер Taxology Алексей Артюх.

 — При лимите до 2025 года большинство участников СПИК смогут воспользоваться льготой лишь два-три года, потому что новые предприятия выйдут на окупаемость лишь через несколько лет».

Другое важное изменение — возможность раздельного налогового учета деятельности в рамках СПИК. «Это снимает вопросы процентных доходов и непрофильных доходов не от СПИК», — отметил Артюх.

Возможность раздельного налогового учета наиболее существенна для региональных проектов, большинство из которых направлено на модернизацию существующего производства, в то время как федеральные — на строительство нового, объясняет эксперт. «Например, у завода при реконструкции одной из линий в рамках СПИК появится возможность раздельного учета производства на этой линии», — пояснил Артюх.

К льготам не допустят без конкурса

А вот требования к инвесторам станут более жесткими. Желающим заключить СПИК предстоит конкурсный отбор. Если проект связан с технологиями военного, специального или двойного назначения, конкурс будет закрытым.

Это наиболее спорное новшество, считает управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. «Условия отбора станут полем для дискуссий. Хотя с точки зрения государства совершенно разумно определять приоритеты инвестиционной политики и создавать преимущества для одних проектов перед другими», — отметил Ситников.

Требование внедрять высокие технологии

Заключить специальный инвестиционный контракт смогут только компании, разрабатывающие или внедряющие инновации. Технология должна быть включена в перечень правительства во время подачи инвестором заявки на заключение СПИК.

«Изменится сам фокус специальных инвестиционных контрактов. Если раньше в приоритете были инвестиции и создание нового промышленного производства, то теперь к этим приоритетам добавился трансферт технологий.

Участник СПИК должен разработать технологию или приобрести права на иностранную технологию в том объеме, чтобы на ее основе иметь право создать новую и в дальнейшем производить уникальный продукт или товар с высоким экспортным потенциалом», — объяснила РБК директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан.

У производителей будет возможность инициировать включение технологий в правительственный список, замечает эксперт.

Привлекут ли новые возможности больше инвесторов

Пока сложно оценить, насколько новшества повысят интерес инвесторов к СПИК, считает партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис. «Бизнесу предстоит адаптироваться к новым требованиям: конкурсному отбору и обязанности локализовать технологию в России — эти дополнительные процедуры удлинят срок согласования инвестпроектов», — отмечает эксперт.

Управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников ожидает роста популярности СПИК. «В первой редакции СПИК не гарантировал ничего, кроме заморозки регуляторных изменений.

Читайте также:  Расторжение контракта по 44-фз по соглашению сторон: процедура

В обмен на неизменность законодательства участник СПИК брал на себя обязательства не только проинвестировать, но и обеспечить определенный объем выпуска продукции на своем предприятии.

И даже когда СПИК практически ничего не предоставлял, мера была востребована, и инвесторы достаточно активно ее использовали», — подчеркивает Ситников.

Однако поправки не учитывают пожелания бизнеса упростить таможенное регулирование, отмечает Анна Дупан. Предприниматели высказывали пожелания снизить таможенные пошлины, снять ряд ограничений в рамках ВТО и Таможенного союза. «Однако эта тема осталась за бортом, баланс интересов бизнеса и государства найти не удалось», — констатирует она.

Авторы: Ксения Назарова, Ольга Агеева

Специнвестконтракт в окончательной сборке

“Ъ” узнал окончательные параметры нового механизма специнвестконтрактов (СПИК 2.0) для промышленности, которые правительство должно одобрить 28 марта.

Эти контракты будут в каждом случае подписываться с единственным инвестором, выигравшим конкурс на разработку технологии, которая еще не представлена в России. Оговорка о стабильности налогообложения для СПИК 2.

0 скорректирована: она не допускает возможности зафиксировать ставку НДС на весь срок контракта. И хотя инвестор может получить долгосрочные гарантии получения госсубсидий, их общий объем не может превышать 50% от его вложений в проект.

Параметры нового режима специнвестконтрактов (СПИК 2.0) окончательно согласованы 22 марта и будут вынесены на заседание правительства 28 марта, сообщили “Ъ” в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Заключить СПИК 2.

0 сможет только один инвестор по итогам конкурса без участия привлеченных сторон, а его предметом будет разработка технологий, которые еще не представлены в РФ, уточняют в аппарате вице-премьера. При этом конкурс на каждую технологию будет проводиться только один раз, то есть только первый заинтересовавшийся в проекте инвестор получит преференции.

В аппарате вице-премьера не видят в этом ограничения конкуренции или создания искусственно монопольного положения, поскольку речь идет не о производстве по готовым технологиям, а об их разработке в РФ.

Такая модель СПИК 2.0 действительно допустима с точки зрения конкуренции, считает партнер Nortia GKS Роман Тарасов, фактически льготы предоставляются инвестору, который предложит наилучшие условия ее разработки государству.

При этом за рамками СПИК остается вопрос дальнейшего доступа к таким технологиям из-за возможного желания инвесторов ограничить ее предоставление, но данный вопрос может решаться, например, на основе принудительных лицензий, добавляет он.

По СПИК 1.0 минимальный объем инвестиций — 750 млн руб., а максимальный срок контракта — 10 лет. В рамках нового механизма предлагается заключать контракты сроком до 15 лет при инвестициях до 50 млрд руб. или сроком до 20 лет при объеме инвестиций свыше 50 млрд руб. Заключение СПИК 2.0 возможно до 2031 года.

СПИК 1.0 представлял собой вариант соглашения государства с частными компаниями, по которым оно получало инвестиции в обмен на обязательство неухудшения бизнес-условий в результате изменений госрегулирования.

СПИК были подписаны в машиностроении, фармацевтике и химии. Контракт мог включать гарантии неизменности налоговой нагрузки. При повышении ставки НДС с 1 января этого года до 20% эти обязательства де-факто выполнены не были.

В СПИК 2.0 казус с НДС был учтен: гарантия неприменения к инвестору изменений законодательства фиксируется на весь срок действия контракта, однако гарантии неповышения совокупной налоговой нагрузки исключаются из закона о промполитике.

Фактически из федеральных налогов инвестор может получить только снижение налога на прибыль (подробнее см. справку). Партнер Taxology Алексей Артюх поясняет, что предусмотренная сейчас гарантия неизменности налоговой нагрузки допускает дискуссию в части возможности сохранения старой ставки НДС.

Исключение этой нормы направлено именно на устранение двойного толкования в этой части, полагает он.

Читать далее

Кроме того, теперь в контрактах можно записать долгосрочные обязательства (более чем на один бюджетный период) по предоставлению госсубсидий по аналогии с действующим преференциальным режимом в отношении ГЧП и концессий.

Льготы прекращают действовать, если расходы бюджетов достигают 50% от осуществленных инвестиций. В рамках СПИК 1.

0 норма была вдвое шире: по действующим правилам СПИК заключается только при условии, что объем инвестиций меньше расходов и недополученных доходов бюджетов.

Ольга Никитина, Олег Сапожков, Дмитрий Козлов

СПИК: что необходимо знать инвестору о нововведениях 2018 года

Экономическая ситуация, сложившаяся в последние два года, повлияла на экономику: бизнес-процессы затормозились, обстоятельства вынудили инвесторов пересмотреть применяемые стратегии ведения бизнеса. В настоящее время бизнес «оживает», инвесторы проявляют деловую активность.

Какие доступные инструменты, на Ваш взгляд, сегодня заслуживают особого внимания инвестора или бизнеса? Кризис – это возможность сделать шаг вперед, возможность роста. Кризис заставляет избавиться от отживших себя моделей построения бизнеса, найти новые пути решения сложных вопросов.

Это проверка на прочность и толчок к дальнейшему развитию через призму достигнутых результатов. В бизнесе невозможно просчитать все риски и все последствия, но всегда необходимо иметь план оперативного реагирования на внешние факторы и пользоваться инструментами, позволяющими достигать поставленных целей.

Кроме того, в период кризисных ситуациях в экономике, государство готово поддерживать инвестора (производителя), особенно крупные проекты, рассчитанные на очень длительный период времени, имеющие значительную социальную составляющую (рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.). Государство применяет меры поддержки бизнеса в виде субсидий, пониженных налоговых ставок, предоставляет в аренду земельные участки, нежилые здания и т.д.

Есть механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), есть механизм заключения с государством специального инвестиционного контракта (СПИК). Существуют механизмы предоставления преференций предприятиям и организациям с целью повышения инвестиционной привлекательности и активности и в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП), территорий опережающего развития (ТОСЭР).

Например, для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль. В этот же период размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5%. В течение следующих пяти налоговых периодов размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может быть менее 10%. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для резидентов ТОСЭР к ставке НДПИ применяется понижающий коэффициент, по налогу на имущество организаций и налогу на землю законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены освобождение или пониженные ставки, резидентами ТОСЭР предусмотрено использование таможенной процедуры — свободной таможенной зоны, и т.д. Преференции по налогу на прибыль организаций и НДПИ могут быть предоставлены также субъектам предпринимательства в рамках РИП. Но особое внимание я бы хотел обратить на такой механизмом стимулирования предпринимательской деятельности как специальные инвестиционные контракты (СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.

Почему именно механизм использования СПИК на Ваш взгляд заслуживает особого внимания?

СПИК подходит для крупного бизнеса, для масштабных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства промышленной продукции, внедрение наилучших доступных технологий на промышленных предприятиях на территории Российской Федерации, а также освоению производства промышленной продукции, не имеющей произведенных аналогов в Российской Федерации. Минимальный объем инвестиций в проект должен составлять не менее 750 млн руб. В отношении СПИК для инвестора установлены гарантии неизменности положений налогового законодательства на момент заключения СПИК на протяжении всего его действия (до 10 лет) даже в случае изменения законодательства: неизменными остаются налоговые ставки, льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов. Это возможность для инвестора «зафиксировать» и сохранить «правила игры» на длительный срок, что является существенным фактором бизнес-планирования. Кроме того, для участников предусмотрены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: ставка налога, подлежащая зачислению в региональный бюджет, может быть снижена при соблюдении определенных условий с 18% до 0%, в федеральный – с 2% до 0%. Также, участникам СПИК предоставляется возможность применять коэффициенты ускоренной амортизации и т.д. Возможность заключения СПИК существует с 2015 г. О механизме заключения такого контракта говорится в Законе о промышленной политике в Российской Федерации, а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708. Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются «бюрократических проволочек», ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д. Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. Очень важно, что с 18 июня 2018 г. вступит в силу измененная редакция Правил заключения СПИК (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. №1564), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учётом сложившейся практики заключения СПИК. Но самое важное, на мой взгляд, то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на «новый этап инвестиционного проекта», а также предусматривать участие в проекте «привлеченных лиц». Это несомненно окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.

А какие требования предъявляет законодатель при заключении СПИК на новый этап инверсионного проекта?

Предъявляемые требования к «новому этапу инвестиционного проекта» в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС),
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или индивидуальный предприниматель, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации, и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Читайте также:  Дополнительные требования к участникам закупки по 44-фз

Вы упомянули о возможности участия в проекте «привлеченных лиц». Что это означает?

Привлечённые лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться контракте.

Из каких этапов состоит процесс заключения такого контракта?

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • финансовую модель,
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций,
  • сведения о характеристиках промышленной продукции,
  • план-график реализации инвестиционного проекта,
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за 3 месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д. В целом, как я уже упоминал ранее, изменения, внесенные в Правила заключения СПИК, теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно — к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учётом сложившейся практики заключения таких контрактов. Что касается второго и третьего этапов. Заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования, а также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Но до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности (невозможности) заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК. Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решении Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации а также представителей промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, о возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта. Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 г. создан Фонд развития промышленности (далее — Фонд), который с одной стороны, выполняет функции инвестконсультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой стороны, становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.

А если инвестор не справится с возложенными задачами, передумает или по иным причинам не выполнит условия контракта?

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.

Со своей стороны хочу отметить, что наша компания уже несколько лет оказывает консультационную поддержку бизнесу по вопросам локации производства в России, возможности заключения инвестиционных контрактов на региональном/федеральном уровне, о возможности применения льгот и преференций для инвестора со стороны государства. Каждый проект уникален, для каждого проекта требуется детальный анализ целесообразности применения таких льгот с учетом специфики деятельности инвестора, региона создания/модернизации производственных мощностей, периода окупаемости проекта и т.д. Однако взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса – это всегда стабильность экономики регионов, это рабочие места, развитая инфраструктура, дополнительные поступления в государственный бюджет и развитие конкурентоспособности продукции отечественного производства.

Изменение законодательства Комментарий эксперта

Какие дополнения внесены в специальный инвестиционный контракт

Он представлял собой соглашение между инвестором и Российской Федерацией или ее субъектом, в котором фиксировались обязательства инвестора — освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок и субъекта — гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки.

СПИК заключался на срок выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но не более десяти лет. С момента запуска механизма специальных инвестиционных контрактов за три года с компаниями было заключено 40 СПИКов общей стоимостью в триллион рублей.

Об этом летом 2018 года докладывал на встрече с президентом РФ глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. «В рамках реализации этих проектов должно быть создано более 20 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест в разных отраслях промышленности.

В первую очередь это автопром, это фармацевтика, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, химия и ряд других областей», — сообщил он.

По контракту инвестор в предусмотренный СПИКом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязалась создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации.

Другая сторона — Российская Федерация или ее субъект в течение срока действия контракта должна была осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта.

Например, уже в середине 2016 года немецкая машиностроительная компания CLAAS заключила СПИК с Краснодарским краем, взяв на себя обязательства относительно сроков переноса ключевых технологических операций по производству зерноуборочного комбайна на территорию Российской Федерации.

Изделия получили статус «российского продукта» и право участия в программах господдержки агропромышленного комплекса. В рамках исполнения обязательств по СПИК последовательно осваивалось производство ключевых компонентов и агрегатов зерноуборочного комбайна TUCANO из российской стали.

Теперь уже более 100 наименований деталей из Краснодара поставляется на головной завод CLAAS в Харзевинкеле, выпускающий модели TUCANO, ориентированные на западноевропейские рынки.

Одними из самых сложных этапов локализации стали проекты производства переднего и заднего мостов комбайна, а также всех барабанов — уникальные для всего концерна CLAAS проекты.

В ходе Петербургского международного экономического форума 2017 года Минпромторг России, Тюменская область и компания «Транснефть» подписали СПИК по созданию комплекса Тюменского ремонтно-механического завода. Контракт предусматривал строительство нового современного производственного комплекса, обеспечивающего выпуск отечественного оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности, с объемом инвестиций в 2,9 миллиарда рублей. Специнвестконтракт, который заключили Минпромторг РФ и ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ в январе 2019 года, предполагал модернизацию производственных мощностей, развитие модельного ряда, локализацию производства ключевых автомобильных агрегатов. Особенность контракта состояла в том, что инвестором в рамках соглашения становился только российский автоконцерн, а его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi выступали в качестве привлеченных сторон. СПИК был заключен на десять лет и подразумевал привлечение инвестиций на общую сумму в 70 миллиардов рублей. Предприятие и его партнеры взяли на себя обязательства дальнейшей локализации глобальных автомобильных платформ и ключевых элементов производимых здесь машин.

Группа «ГАЗ», Минпромторг России и правительство Нижегородской области заключили специнвестконтракт на создание нового и модернизацию действующего производства автомобилей.

Также минпромторг подписал СПИКи с компаниями Volkswagen, GM-Avtovaz, «Автотор», ПСМА (Peugeot-Citroen-Mitsubishi, завод под Калугой), Toyota и Volvo.

Автоконцерн Toyota заключил СПИК с правительством Петербурга. А в июле прошлого года была одобрена заявка на СПИК китайского автопроизводителя Great Wall Motors (GWM). В июне компания запустила завод в Туле — регионе, в котором уже много лет хотят создать автомобильный кластер по аналогии с калужским. В рамках СПИК, по заявлению минпромторга, компания обязалась инвестировать более 40 миллиардов рублей в строительство завода двигателей и коробок передач.

Несколько СПИКов в течение 2017-2018 годов были подписаны в фарминдустрии — как с зарубежными, так и с российскими компаниями, которые обязались создать в субъектах Российской Федерации фармпредприятия по выпуску современных лекарственных препаратов. Но не все эти контракты развиваются успешно, при их реализации выявились отдельные «узкие» места, на них влияли изменения как в законодательстве, так и в отраслевом нормативном регулировании.

— Те фармкомпании, которые заключили СПИК по модели 1.0, видели возможность не столько финансовой поддержки, сколько получения дополнительных преференций и статуса локального производителя, — рассказал «РГ» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. — Это было главной мотивацией. Положительных моментов в СПИК много, и все было бы неплохо, если бы не влияние других ведомств. Когда одна из фармкомпаний подготовила бизнес-план и двигались по нему, она рассчитывала на одну цену своего препарата. Но в процесс вступила Федеральная антимонопольная служба и вынудила компанию уменьшить цену. Соответственно, весь бизнес-план кардинально изменился, контракт стал финансово невыгоден. Мы об этом много тогда говорили, получилось, что вот мы играем в футбол, но после свистка судьи всем пришлось взять клюшки и играть в хоккей, образно говоря. Фактически специнвестконтракт оказался ведомственной программой минпромторга, но на позицию других регуляторов он повлиять не мог. Правда, у остальных компаний, заключивших СПИК, подобных коллизий не возникло.

Но закупочная компания прошлого года тоже прошла по новым правилам, начальная максимальная цена контрактов оказалась ниже рентабельности, и некоторые фармкомпании на торги вообще не вышли. Видимо, для дальнейшего продвижения модели СПИК необходимо согласовывать эти контракты с позицией и других ведомств. Хотя в принципе возможность получить такой контракт очень привлекательна.

В июне прошлого года Минпромторг России на платформе Государственной информационной системы промышленности открыл сбор предложений по современным технологиям в рамках СПИК 2.


Возможно, эти тонкие моменты и повлияли на решение Минпромторга России внести изменения в формат СПИК. В течение года была разработана модель СПИК 2.0.

И в августе 2019 года были приняты изменения в ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», которые ввели в действие новый формат.

В них уточнены сроки заключения СПИК (не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не превышает 50 миллиардов рублей, или не более чем на 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 миллиардов рублей (и тот и другой — без учета НДС).

Также введен конкурсный порядок заключения СПИК по результатам открытых или закрытых конкурсов. Заключение СПИК без конкурса оставалось возможным лишь по решению президента РФ или при подаче только одной заявки об участии в процедуре конкурсного отбора.

Было также установлено, что меры государственной поддержки прекращаются, если совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в рамках СПИК, превысил 50 процентов от общего объема капитальных вложений инвестора в проект. Введен реестр СПИК, в который будут включаться сведения о заключении, изменении, расторжении или о прекращении действия СПИК.

Читайте также:  Обеспечение заявки по 44-фз с 1 июля 2018, спецсчета

Закон установил, что гарантии стабильности условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, заключающиеся, в частности, в том, что с даты заключения СПИК и в течение срока его действия в отношении инвестора не применяются законодательные акты и (или) иные нормативные правовые акты РФ. За исключением международных договоров и принятых в их исполнение актов, а также актов ЕАЭС, которые вступили в силу после даты заключения СПИК.

В июне прошлого года Минпромторг России известил, что на платформе Государственной информационной системы промышленности открыт сбор предложений по современным технологиям в рамках специальных инвестиционных контрактов, который позволяет производителям, общественным и экспертным организациям, органам государственной власти принять участие в формировании перечня.

Спик 2.0: как выглядит новый формат соглашения между инвестором и государством — сфера

Инвестор должен создать серийное производство промышленной продукции в России на основе современных технологий. Причем не обязательно, чтобы такие технологии разработал сам инвестор – он может внедрить уже готовые решения.

Перечень современных технологий утвердит Правительство РФ. В этом перечне, помимо прочего, будут указаны требования к современным технологиям или характеристикам продукции, которая может быть произведена с применением этих технологий.

В подготовке перечня вправе поучаствовать и сами инвесторы. Как сказано на сайте Минпромторга России, для этого нужно заполнить форму на платформе ГИСП. Сейчас процедура сбора предложений носит предварительный характер. Перечень будет сформирован только после утверждения специального порядка его формирования. Такой порядок уже разработан, но пока не утвержден.

Помимо того, что инвестор должен внедрить современную технологию, ему потребуется обеспечить достижение закрепленных в контракте показателей, включая:

  • объем произведенной и реализованной продукции (в количественном и денежном выражении);
  • объем уплачиваемых налогов, сборов и страховых взносов;
  • количество создаваемых рабочих мест.

Как показывает практика заключения прежних СПИК, уровень экспорта локализованной в России продукции также будет ключевым обязательством инвестора, несмотря на то, что это условие не было закреплено ни в прежнем, ни в новом регулировании СПИК.

Минимальный объем инвестиций в проект не установлен, но от суммы инвестиций зависит срок контракта. Если инвестиции не превышают 50 млрд рублей без НДС, то предельный срок СПИК — 15 лет. При большем объеме вложений срок контракта может составлять до 25 лет.

Какие преимущества получит инвестор?

Ключевая преференция для инвестора – это обновленная «дедушкина оговорка», которая предполагает стабильность налоговых условий и условий хозяйственной деятельности.

Стабильность налоговых условий выражается в том, что увеличение или отмена пониженных ставок или изменение условий их предоставления инвестора не затронут. Однако такая оговорка применяется только к налогам на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогу. Она не защитит от ухудшения условий, которые касаются НДС и страховых взносов.

Стабильность условий хозяйственной деятельности означает, что действие новых федеральных нормативных правовых актов, которые вводят ограничения и запреты на реализацию прав, связанных с выполнением контракта, не распространится на инвестора.

Это правило применяется при условии, что специальный порядок «неухудшения» уже был предусмотрен законом на дату заключения СПИК. В стабилизационном правиле есть еще и исключения.

Например, оно не работает, если речь идет о правовых актах, которые приняты для защиты основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важно, что закон не гарантирует стабильность при введении дополнительных ограничений и запретов региональными либо муниципальными актами. Порядок применения к инвестору таких актов на случай их изменения может быть установлен на местах соответствующим органом власти.

Помимо стабилизационных правил, для новых контрактов предусмотрены другие меры поддержки, которые уже известны участникам СПИК первого поколения:

  • льготы по налогам (на прибыль, на имущество, по земельному и транспортному налогам);
  • возможность применения ускоренной амортизации;
  • возможность получения статуса единственного поставщика;
  • упрощенное приобретение статуса «Сделано в России»;
  • особые условия аренды публичных земельных участков;
  • отраслевые субсидии (например, с/х производителям) и др.

В ближайшем будущем вероятны новые либо значительно обновленные меры господдержки, которые будут внедрены для еще большего повышения привлекательности СПИК и реализации инновационных проектов (в частности, в сфере НИР и НИОКР).

Как заключить контракт?

Правовая база, которая позволит подавать заявки на заключение СПИК 2.0, будет подготовлена ориентировочно до конца первого квартала 2020 года. Такой срок обозначил Минпромторг России.

Сюда относится порядок формирования перечня современных технологий и сам перечень, правила заключения СПИК и ряд других подзаконных правовых актов.

Примерный список проектов размещен на сайте Фонда развития промышленности.

Перед подачей заявки инвестору следует изучить региональное законодательство. Контракт нельзя заключить, если на уровне субъекта РФ, выступающего стороной СПИК, не будет нормативной базы о мерах стимулирования и порядке их применения. Некоторые регионы уже подготовили необходимые документы. В других же регионах это создаст дополнительные препятствия.

Чтобы заключить СПИК, инвестору необходимо пройти конкурсный отбор. По общему правилу, контракты заключаются с одним или несколькими победителями такого отбора.

Инвестор победит в отборе, если специально созданная комиссия признает его заявку лучшей. Оценка комиссии зависит от следующих критериев:

  • срок внедрения современной технологии;
  • объем производства промышленной продукции;
  • технологический уровень локализации производства.

Контракт можно заключить и без конкурсного отбора. Но это допустимо лишь в двух случаях, если:

  • такое решение примет президент РФ; либо
  • при проведении отбора подана только одна заявка.

Какую ответственность могут понести инвестор и государство?

За нарушение СПИК стороны могут быть привлечены к ответственности в виде возмещения реального ущерба или уплаты штрафов. Размер и основание взыскания штрафов устанавливаются в контракте.

Если публичная сторона не обеспечит инвестору стабильность условий хозяйственной деятельности или не применит к нему предусмотренные СПИК меры стимулирования, инвестор сможет требовать возмещения реального ущерба.

Упущенная выгода возмещению не подлежит. Это касается и выгоды, упущенной из-за того, что публичная сторона не обеспечила инвестору стабильность условий хозяйственной деятельности.

Ответственность инвестора также ограничена. Она не может превышать совокупную стоимость примененных к нему мер стимулирования. Однако расторжение СПИК из-за нарушений инвестора влечет обязанность по уплате им в бюджет суммы налога, не уплаченного в связи с применением пониженных налоговых ставок, а также по возврату средств предоставленной ему субсидии.

На наш взгляд, СПИК остается уникальным правовым механизмом. Он охватывает все ключевые направления государственной промышленной политики: импортозамещение, локализацию и экспорт высокотехнологичной продукции.

Инвестор может на конкурентной основе получить широкий спектр мер господдержки, которые были бы невозможны без СПИК.

Использование таких мер с учетом обновленного правового регулирования должно повысить предсказуемость финансирования частных проектов, улучшить долгосрочное инвестиционное планирование, ускорить окупаемость частных вложений и минимизировать различные риски реализации проекта.

Понятие и регулирование СПИК:

Спик 2.0 — перезапуск механизма специального инвестиционного контракта

Правительство России готовит изменения в Федеральный закон «О промышленной политике», а также в Налоговый и Бюджетный кодексы в части совершенствования механизма специальных инвестиционных контрактов.

Концептуальные изменения СПИК

Согласно представленным проектам нормативно-правовых актов предполагаются следующие концептуальные изменения:

Критерий Новая редакция СПИК 2.0 Действующая редакция СПИК
Цель инвестиционного проекта Разработка и/или внедрение современных технологий в целях создания или модернизации производства промышленной продукции — внедрение НДТ — освоение производства промышленной продукции, в т. ч. не имеющей произведенных в РФ аналогов
Срок СПИК
  • до 15 лет (инвестиции ≤ 50 млрд руб.)
  • до 20 лет (инвестиции > 50 млрд руб.)
до 10 лет
Минимальный объем инвестиций 1 млрд руб. без НДС 750 млн руб. без НДС
Инвестор Может быть несколько инвесторов Только 1 инвестор
Порядок заключения Конкурсный отбор* *в отдельных случаях конкурсный отбор не проводится Заявительный порядок

Проект ФЗ определяет современную технологию как технологию, применение которой позволяет освоить производство конкурентоспособной на мировом рынке промышленной продукции или промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов, что еще раз подтверждает намерения Правительства осуществлять меры господдержки в отношении экспортноориентированных производств.

Перечень современных технологий будет утверждаться Правительством РФ на основании предложений, сформированных Минпромторгом с привлечением инвесторов, научных организаций, «Сколково», а также организаций инфраструктуры поддержки промышленности.

Ранее планировалось утвердить изменения в ФЗ в IV квартале 2018 года, в I квартале 2019 года – утвердить методику включения технологий в соответствующий перечень, а во II квартале 2019 года утвердить сам перечень, однако соответствующие изменения в ФЗ так и не были приняты, предположительно сроки перезапуска механизма СПИК будут сдвинуты на квартал.

Поправки в Налоговый Кодекс в отношении налогоплательщиков – участников СПИК

Отдельно стоит отметить поправки в Налоговый Кодекс, касающиеся применения участниками СПИК налоговых льгот по налогу на прибыль. Сегодня НК РФ определяет налогоплательщиков – участников СПИК через налогоплательщиков – участников РИП (региональных инвестиционных проектов).

Проект изменений в НК РФ предполагает выделить отдельную главу в НК РФ, посвящённую статусу налогоплательщиков – участников СПИК (как и ранее для целей применения налоговых льгот, установленных НК РФ, участником СПИК является организация, заключившая соглашение с участием РФ, т. е. федеральный СПИК).

Проект определяет следующие поправки:

Критерий Новая редакция СПИК 2.0 Действующая редакция СПИК
Требования к доходам и налоговая база Налоговые ставки применяются ко всей налоговой базе:

  • доходы от реализации продукции в рамках СПИК ≥ 90% всех доходов организации
  • доходы от реализации продукции в рамках СПИК 50% объема капвложений
  1. Федеральная часть – 0%
  2. Региональная часть – может быть снижена до 0%
  3. До 2025 г.

При оценке регулирующего воздействия проекта поправок в Налоговый кодекс в отношении СПИК, Минэкономразвития рекомендует разработчику (Минпромторг РФ) при доработке проекта учесть замечания и предложения, полученные в результате публичных консультаций, в целях совершенствования инструментов господдержки СПИК, в том числе:

  • внесение регионального СПИК в перечень исключений, для которых пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, установленная субъектом РФ, будет действовать и позднее 1 января 2023 г. (N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), что практически приравнивает статус участника РИП к региональному СПИК в части льгот по налогу на прибыль (за исключением федеральной составляющей налога);
  • упразднение зависимости применения пониженной ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, от применения пониженной ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, – для установления возможности применения ставки 0% в отношении федеральной части в случае, если в субъекте данная норма не установлена.

Статус единственного поставщика в рамках СПИК для предприятий ОПК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *