С введением в 2014 году федерального закона №44-ФЗбыли утверждены новые способы и правила проведения торгов. Закупочный процесс в нем описан по всем отдельным уровням — формирование, размещение и последующее управление исполнением заказа. В данной статье рассмотрим, какие существуют способы закупок и их характеристики.
Принципы
Прежде всего, заказчики должны руководствоваться принципами закупок — именно они определяют государственную политику в данной отрасли и их направления.
Принцип открытости, прозрачности отражается в обеспечении полной и доступной информации. Инструментом для осуществления этого принципа можно назвать единую информационную систему (ЕИС) — главный портал закупок. В нем можно размещаются не только торги, но и другие данные — планы-графики, результаты мониторинга и аудита закупок и прочее.
Обеспечение конкуренции как принцип закупок направлено на предоставление равных прав всем участникам на рынке. Например, недопустимо использовать товарные знаки без слов «или эквивалент» в техническом задании — это приводит к снижению числа участников, следовательно, принцип конкуренции не выполняется.
Стимулирование инноваций. В законе о контрактной системе не указано, что входит в понятие «инновационный товар». Однако для коммерческих закупок установлено, что к инновационным относят товары или услуги, полученные в результате научных исследований, технологических работ, имеющие улучшенные характеристики.
- Принцип единства определяет равные подходы для планирования и мониторинга закупок государственных предприятий по всей стране, независимо от их сферы деятельности.
- Профессионализм — обеспечение осуществления закупок квалифицированными сотрудниками, регулярное повышение квалификации в отрасли закупок.
- Ответственность за результативность — степень достижения заказчиком планов и их высокая эффективность как соотношение полученного результата с потраченными ресурсами.
Перечень закупок
Государственные или муниципальные предприятия осуществляют закупки по самым различным нуждам. Это может быть поставка товара (канцелярия, продукты питания, лекарства, хозяйственные предметы) или предоставление услуги или работы (ремонт, строительство, проведение интернет-сети и многое другое).
Чтобы найти поставщиков, предприятие проводит торги или, как еще называют закупки или тендер. По федеральному закону №44-ФЗ их можно разделить на два основных вида. Это конкурентные способы закупки и закупка у единственного поставщика. Конкурентные разделены на:
- конкурсы (открытые или закрытые, с ограниченным участием и двух-этапные);
- аукционы (электронные, закрытые);
- запросы предложений;
- запросы котировок.
Определение способа закупки выбирается заказчиком. Делается это в зависимости от затрат на проведение и получаемых выгод. Для наглядной информации, приведем способы закупок в виде изображенной схемы.
Аукцион
Метод определения поставщиков посредством открытых аукционов и конкурсов указан во второй главе закона №44-ФЗ. Способ закупки аукцион — один из наиболее распространенных методов.
На них осуществляется большая часть всех торгов — около 54% проводимых закупок. На следующем месте находятся закупки у единственных поставщиков или подрядчиков, а на третьем — открытые конкурсы.
Посредством аукциона можно размещать закупки как на поставку товара, так и на выполнение работ и услуг.
Аукционы как электронные способы закупки размещаются и проводятся на торговых площадках в сети Интернет. По закону о закупках для этого предусмотрено пять электронных площадок. Чтобы подать заявку на электронный аукцион, не нужно отправлять документы в письменном виде — достаточно прикрепить их к заявке в электронном виде.
Заявка участника формируется из двух частей. В одной части включается согласие участвующего, в котором он подтверждает, что готов выполнять условия по предмету договора — поставке, работе или услуге. Также здесь участник информирует о конкретных характеристики поставляемого товара.
В части два участникам уже предоставляется вся детальная информация: уставные документы, лицензии по сфере деятельности, бумаги о соответствии требованиям, а также документы, по которым участник будет иметь преимущества в ходе рассмотрения заявок.
Правительством утвержден перечень объектов, для закупки которых заказчики обязательно должны провести торги в виде аукциона в электронной форме. Например, если это:
- товар — одежда, продукты, бумага и бумажные изделия, медикаменты;
- услуги — водный транспорт, водоотведение, ремонт машин;
- работы — возведение зданий, уборка, мытье окон, услуги туристических предприятий и прочее.
Кроме того, аукцион проводится, если законодательством запрещено делать закупку через единственного поставщика или через объявление котировки. А также извещение об электронных торгах размещается, если для требуемого товара или услуги не обязательно наличие дополнительных критериев: опыта, квалификации, и заявки от участников можно рассматривать только по критерию «стоимость контракта».
Открытый конкурс
Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что выигравшим в аукционе считается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта. В конкурсе немного другие критерии — побеждает участник с лучшими условиями. Рассмотрение заявок по торгам проводится комиссией — конкурсной или аукционной.
Конкурс и его этапы подробно описаны в статьях 48-55 закона №44-ФЗ. Открытый конкурс размещается для всех поставщиков на официальном портале закупок — единой информационной системе (ЕИС). При объявлении конкурса размещается извещение и документация. Требования для всех участников едины. Победитель определяется в ходе рассмотрения заявок по всем критериям, указанным в документации.
Конкурс как конкурентный способ закупки подразделяется на подвиды:
- с ограниченным участием;
- 2-этапный.
Рассмотрим эти подвиды подробнее.
Конкурс с ограниченным кругом лиц
Особенности этого способа закупки товаров (или услуг) указаны в статье 56 федерального закона, регулирующего закупки. В конкурсе с лимитированным кругом лиц предъявляются единые и дополнительные требования. Однако к участию допускаются только лица, прошедшие предквалификационный отсев или отбор (ПКО). В каких случаях заказчики должны выбрать торги с ограниченным участием? Они следующие:
- Если предмет закупки — поставка или выполнение инновационных и высокотехнологичных объектов. Примечание: этот перечень устанавливается Правительством.
- Если предмет закупки — объект культуры, музейные предметы и коллекции, а также все, что касается архивной документации, хранилищ, реставрации и библиотечных фондов.
Двухэтапный конкурс
Конкурс с двумя этапами отличается от обычного открытого конкурса тем, что заявки в нем подаются дважды. Сначала поставщики предлагают свои условия по предмету торгов без стоимости контракта.
Затем, на следующем этапе, после обсуждения предварительной заявки, предоставляется окончательная. В ней указывается стоимость контракта, а также уточненные условия поставщика.
Данный способ закупки проводится при выполнении этих требований:
- Закупка осуществляется для научных работ — исследований, проектов, включая архитектурные, а также для создания интеллектуальных работ — литературы, искусства (статья 57).
- Необходимо обсудить с участниками характеристики или параметры предмета закупки.
Если закупщик в процессе написания описания объекта закупки должен уточнить некие критерии или выбрать правильную формулировку названия закупки, он обсуждает эти вопросы непосредственно с поставщиками. Эти уточнения учитываются на начальном этапе — при формировании технического задания.
Запрос предложений
Эта процедура проведения торгов была введена в 2014 году, с вступлением в действие нового закона о закупках 44-ФЗ. Несмотря на относительную новизну данного способа закупки и отсутствие четкой регламентации, многие заказчики все более часто применяют его при определении поставщиков.
Запрос предложений отправляется в письменном виде от заказчика в адрес поставщиков или подрядчиков. В запросе указываются все необходимые требования и критерии к предмету закупки.
В федеральном законе (статья 83) указано, что в запросе предложений выигравшим считается участник, который направил лучшее предложение по товару или услуге, соответствующее определенным заказчиком требованиям.
На практике этот способ закупки используется в случае, когда в ходе рассмотрения аукцион или конкурс был объявлен несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, несоответствия участников требованиям или по другим причинам.
Запрос котировок
В ходе проведения котировки также размещается извещение неограниченному кругу лиц. Победителем считается участник, который предложил наименьшую стоимость контракта.
Следует учесть, что начальная цена по котировке не может быть больше 500 тысяч рублей. А годовой объем по запросам котировок не должен превышать десяти процентов.
Эти требования, указанные в статье 72 федерального закона, необходимо учитывать в ходе планирования годовых планов и способов государственных закупок.
Плюсы котировок:
- Быстрота проведения процедуры среди других конкурентных способов.
- Процесс проведение котировки довольно-таки прост, строго определен и требуется небольшой перечень документов. Поэтому риск получить претензии от ФАС-а, прокуратуры и других контрольных органов минимальный.
- В заявках поставщиков можно рассматривать не только критерии стоимости, но и по другие — например, эксплуатационные расходы, функциональные характеристики и прочее.
К минусам котировок относят:
- Нельзя рассмотреть лоты отдельно.
- Для участия в котировке не нужно обеспечение заявки, которое обычно применяется в конкурсах или аукционах. В этой связи к торгам могут быть допущены недобросовестные поставщики.
- Большая ответственность в отношении к участникам — регистрация заявок, обеспечение конфиденциальности.
- Органы по контролю и надзору могут проверить правомерность этого способа, так как по котировке установлены ограничения по объемам и сумме.
Обычно запрос котировок объявляется, когда нужна поставка простого товара в небольших количествах, при которой не требуется высокой квалификации от поставщика.
Торги через единственного поставщика
На этот вид тендеров приходится около 20 % от закупок государственных заказчиков. Способ закупки у единственного поставщика не является конкурентным, то есть договор заключается напрямую, без рассмотрения заявок.
Кстати, данная закупка является больше правом, чем обязательством. Преимуществом тендеров у одного поставщика или подрядчика является их относительная легкость и экономность во времени. Они проводятся при небольшой сумме по контракту или если закупкой не регламентированы какие-либо ограничения, сложные критерии.
В главе 6 закона, в статье 93 по действующей редакции, указано 54 случая, когда можно провести тендер через единственного исполнителя заказа. Перечислять их в данной статье, пожалуй, бессмысленно.
Перечислим основные обстоятельства, при которых возможна закупка товара или услуги у одного поставщика:
- закупка не состоялась;
- закупка в отрасли строительства — покупка, аренда, ремонт и прочее;
- торги в сферах культуры, научной и образовательной сферы, спорта;
- медицинское обеспечение, включая обстоятельства при чрезвычайных происшествиях;
- закупки по коммунальному обслуживанию зданий — электричество, теплоснабжение;
- поставщики являются естественными монополистами, то есть не заменяются и не имеют конкурентов (водоснабжение или железнодорожный транспорт);
- в сфере обороны и охраны государства;
- другие, в которых предусмотрена закупка у одного поставщика.
Помимо вышеперечисленных, можно добавить небольшие закупки на сумму не более ста тысяч у одного подрядчика, отобранного заказчикам для поставки товара — оборудования, оргтехники или услуги — например, на аренду помещения. Что касается годового объема, торги не должны быть больше двух миллионов, или, если предприятие крупное, больше 5% от совокупной нормы закупок и не превышать 50 миллионов рублей (статья 93 федерального закона 44-ФЗ).
Закрытые торги
Что относится к способам закупок закрытого метода? Стоит отметить, что к закрытым относят только аукционы и конкурсы. В соответствии со статьей 84 закона, порядок проведения таких торгов определяется тем, что заказчики отправляют приглашения участникам, то есть если в открытых формах принимать участие может неограниченное количество лиц, в закрытых торгах участвуют только приглашенные поставщики.
Проводятся закрытые торги в четырех регламентированных законом случаях:
- Закупка проводится для обеспечения федеральных органов, и если информация об этих нуждах является государственной тайной.
- Закупки товаров, услуг и работ являются государственной тайной и их сведения отражены в аукционной/конкурсной документации или в проекте государственного контракта.
- Если предмет закупки — страхование и охрана, перемещение объектов Фонда драгоценных металлов и камней России или музеев, архивной документации (в том числе копий), рукописей и прочих объектов культурного и исторического значения. Также если эти предметы передаются и принимаются заказчиками во временное пользование/владение физическим или юридическим лицам, включая проведение выставочных мероприятий в России или за ее пределами.
- При торгах на уборку зданий/помещений, а также оказанию услуг в качестве водителя для судей и приставов.
Закрытые закупки не размещаются в единой информационной системе, а направляются ограниченному количеству лиц с приглашением к участию.
В ходе проведения закрытого конкурса не допускается отправлять электронные сведения: запросы по поводу документации и ответы на них, внесенные изменения, документы по конкурсу.
Разъяснения по поводу положений документации отправляются в адрес всех участников в бумажном виде, в котором обозначается предмет запроса, но без указания лица, которое его направило.
Протокол по результатам проведения таких торгов не публикуется в СМИ и на главном портале закупок. Также в процессе конкурса не разрешается аудио- и видеозапись.
Заключение
Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки — важный момент при планировании годовых планов-графиков.
В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.
Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются.
Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц.
Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.
Изучаем способы проведения закупок по 44-ФЗ
Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.
Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2020 года в этот список входило 42 государства.
Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.
Способы размещения заказов по 44 ФЗ
Для бюджетного учреждения доступны:
- конкурентные (например, конкурс);
- неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
- дистанционные (электронный аукцион);
- для ограниченного круга (закрытый конкурс)
процедуры определения поставщика.
Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.
Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.
Неконкурентный способ выбора исполнителя
Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2020 года, таких случаев 54.
К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.
Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.
Конкурентные способы выбора исполнителя
Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион.
Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе».
Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:
- продукты и напитки;
- табачные изделия;
- текстиль и одежда;
- кожа и изделия из кожи;
- древесина и изделия из нее (кроме мебели);
- бумага и изделия из нее;
- нефтепродукты;
- уголь;
- химические продукты и вещества.
Скачать
Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным.
Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств.
Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:
- минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
- сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
- порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).
При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.
Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.
Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.
44-ФЗ Способы закупок
- ВАЖНО. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Все нормативно-правовые акты по 44-ФЗ
Принципы контрактной системы перечислены в ст. 6 и раскрыты в статьях 7–12 Закона «О контрактной системе». Такими принципами названы:
- Открытость и прозрачность информации о контрактной системе.
- Обеспечение конкуренции.
- Профессионализм заказчиков.
- Стимулирование инноваций.
- Единство контрактной системы в сфере закупок.
- Ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.
Открытость и прозрачность информации о контрактной системе обеспечивается, в частности, путем её размещения в ЕИС.
На практике реализация этого принципа означает своевременную публикацию в удобной для поиска форме планов и планов-графиков закупок, извещения о каждой закупке и соответствующей закупочной документации, протоколов о проведении закупки, государственного (муниципального) контракта и отчёта о его исполнении.
Необходима такая открытость как для обеспечения максимально возможной конкуренции
за право получить госконтракт, так и для государственного и общественного контроля за эффективностью проведения закупок. И эффективность закупок, и обеспечение конкуренции также отнесены к принципам контрактной системы.
Статьей 8 Закона «О защите конкуренции» провозглашено, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Для этого любому лицу необходимо соответствовать требованиям, перечисленным выше, и иметь возможность исполнить контракт на условиях, зафиксированных в закупочной документации заказчика.
Требования эти должны применяться в равной мере ко всем потенциальным поставщикам, что является важнейшим слагаемым в деле создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
« запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок,
участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений» (части 2 и 3 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)
Базовые права и обязанности заказчика и поставщика при проведении закупки | Урегулировано | Урегулировано | Урегулировано |
Последствия признания поставщика победителем закупки | Урегулировано | Урегулировано | Урегулировано |
Обеспечение заявки и обеспечение контракта | Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса | Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса | Урегулировано |
Заключение и исполнение договора | Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса | Регулируется заказчиком на основании норм Гражданского кодекса | Урегулировано |
Планирование закупок | Регулируется заказчиком | Урегулировано | Урегулировано |
Информационное обеспечение закупки | Регулируется заказчиком | Урегулировано | Урегулировано |
Возможные способы закупки, случаи и порядок их применения | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Урегулировано |
Возможные требования к поставщику | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Урегулировано |
Работа комиссии по закупкам | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком на основании норм Закона № 44-ФЗ |
Работа отдела закупок | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком на основании норм Закона № 44-ФЗ |
Взаимодействие структурных подразделений заказчика при планировании закупки, разработке закупочной документации и договорной работе | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком |
Содержание закупочной документации | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком | Регулируется заказчиком |
На практике в деле обеспечения конкуренции в госзакупках многое зависит от условий, которые сформулировал конкретный государственный и муниципальный заказчик в конкретной документации.
Разумеется, если такой заказчик заинтересован в развитии конкуренции, то его профессионализм поможет составить документацию так, чтобы её условия не ограничивали сверх необходимого круг участников закупки, но при этом минимизировали риск поставки некачественной продукции.
Принцип формального равенства участников закупки, лежащей в основе обеспечения их конкуренции, сочетается в рамках контрактной системы с предоставлением преимуществ ряду поставщиков, нуждающихся в государственной поддержке (ч. 4 ст. 27 Закона «О контрактной системе»).
Такими поставщиками являются предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, субъекты малого предпринимательства и социально
ориентированные некоммерческие организации.
Статьей 10 провозглашены преимущества для всех производителей инновационной и высокотехнологичной продукции.
Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ, поставщику нужно подготовить пакет документов: справки, письма и декларации. Набор документов зависит от вида процедуры и требований заказчика.
Декларация соответствия
Декларация — это документ, который подтверждает, что:
- компания не ликвидируется,
- компания не приостанавливала деятельность,
- нет недоимок по налогам, сборам, задолженности в бюджет РФ.
Заказчик может сам установить форму такой декларации в документации: тогда ее нужно заполнить и отправить в составе заявки. Если у заказчика нет шаблона, используйте наш. В 223-ФЗ нет перечня обязательных документов, их наличие и формат определяет заказчик. Ориентируйтесь на документацию и положение о закупке.
При подготовке декларации участник может не прикладывать подтверждающие документы. Если их приложить, это будет дополнительным плюсом, но заказчик не имеет права отклонить заявку, в которой нет подтверждающих документов. Если такое произошло, жалуйтесь в ФАС.
Участник должен соответствовать тому, что декларирует. Если обнаружатся несоответствия, а контракт уже заключили, то заказчик должен будет расторгнуть его.
Принадлежность к СМП или СОНО
Часть закупок по 44-ФЗ проводится только среди представителей малого предпринимательства, а по 223-ФЗ — среди малого и среднего бизнеса. Участник такой закупки должен подать декларацию о том, что он относится к этой категории бизнеса. Критерии субъектов малого предпринимательства (для организаций и ИП):
Средняя численность работников за предшествующий год
- Средние предприятия: 101-250 человек.
- Малые предприятия: до 100 человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС
- Не выше 800 млн. руб. для малого предприятия.
- 120 млн. руб. для микропредприятия.
Доля сторонних организаций в уставном капитале
Это требование действует только для юридических лиц, максимальная доля сторонних организаций — 49%.
Подтверждать сведения, указанные в декларации необязательно, но по желанию участник может приложить:
- форму № 2 бухгалтерского баланса,
- сведения о среднесписочной численности работников.
Чтобы задекларировать принадлежность к социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО), нужно в свободной форме написать об этом на фирменном бланке организации. В нашем пакете документов есть шаблон такого бланка.
Заказчик по 223-ФЗ использует утвержденную форму декларации о принадлежности к СМП и включает ее в свое положение о закупке. Кроме такой декларации он не вправе ничего требовать от поставщиков.
Справка об отсутствии задолженности по налогам
Участвовать в закупке можно даже с задолженностью, но сумма не должна быть больше 25% от балансовой стоимости активов за последний отчетный период.
44-ФЗ не требует подтверждения, участник прикладывает только декларацию соответствия. По 223-ФЗ заказчик может потребовать подтвердить, что задолженности нет.
Для этого можно сделать свежую справку об отсутствии задолженности по налогам (справка ИФНС, срок ее действия обычно устанавливает контрагент), которую поставщик предоставляет в составе своей заявки.
Налоговая выдает справку по запросу в бумажном или электронном виде.
Иногда такое требование выдвигается, чтобы не дать ненужным поставщикам поучаствовать в закупке. Налоговая готовит справку 10 дней, а срок подачи заявки — обычно 5-7 дней. Поставщик просто не успеет ее получить.
Сведения об ИНН
Предоставить ИНН участника нужно для участия:
- в открытом конкурсе (в том числе в двухэтапном и в конкурсе с ограниченным участием),
- в электронном аукционе,
- в запросе котировок.
Если ИНН действительно нет, то просто напишите: «ИНН отсутствует». Нужно продублировать ИНН, даже если он указан в выписке ЕГРЮЛ, но заказчик предусмотрел отдельную форму с соответствующей графой. Можно сделать собственную произвольную форму или воспользоваться нашей.
Документы, которыми участники подтверждают квалификацию
44-ФЗ не содержит перечня документов, которые участник прилагает к заявке на конкурс, чтобы подтвердить опыт работы. Этот перечень заказчик вправе установить самостоятельно. Даже если в критериях оценки есть квалификация, участник не обязан предоставлять подтверждающие документы, а заказчик не имеет права отклонять заявку, если их нет.
Способы закупок по 44-ФЗ
Недавно вступивший в свою законную силу Федеральный Закон №44 внес немало нового в систему закупок в стране. Одним из наиболее значительных новшеств стало внедрение множества новых способов закупок, по 44-ФЗ являющихся легитимными и оправданными при различных данных.
Основные способы проведения закупок по 44-ФЗ
Пользуясь официальной терминологией, можно сказать, что все закупки теперь делятся на конкурентные и неконкурентные разновидности.
Неконкурентные закупки – закупки, которые производятся у единственного подрядчика, без проведения конкурсных процедур. Согласно законодательной норме, заказчики вправе осуществлять закупочную деятельность в подобной упрощенной форме когда:
- речь идет о контракте не дороже 100 тысяч рублей и об объеме средств не более 5% от годового бюджета;
- заключаются контракты с образовательными организациями не дороже 400 тысяч рублей;
- предшествующая неконкурентной процедура конкурентных торгов была признана несостоявшейся.
Часто по этой схеме производят закупки канцелярских товаров для офиса, оргтехники, компьютеров и их комплектующих и некоторых других видов продукции и услуг.
Тогда как форм конкурентных закупок по 44 ФЗ предусмотрено довольно много. Среди них:
- открытые конкурсы;
- конкурсы с ограничением участия;
- многоэтапные конкурсы;
- закрытые формы конкурсов;
- закрытые конкурсы с ограничением участия;
- электронные аукционы;
- аукционы в закрытой форме;
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
Абсолютно все эти процедуры проводятся на принципах конкурентной борьбы и выдвигают ряд требований к поставщикам. При поиске подходящего тендера для участия в нем следует обращать свое внимание на ряд параметров:
- перечень требований, которым должен соответствовать поставщик товаров/услуг, в том числе, и квалификационных;
- требования к техническим и качественным характеристикам закупаемой продукции или работам;
- условия разыгрываемого контракта (сроки поставок, порядок и условия оплаты, форс-мажорные обстоятельства, ответственность обеих сторон и др.);
- критерии оценки конкурсных заявок и выбора победителя конкурса/аукциона.
Как выиграть тендер при любом способе закупки по 44-ФЗ?
Все это – лишь верхушка айсберга, называемого участие в закупках по 44-му Федеральному Закону. На самом деле, каждая из форм проведения тендеров подразумевает массу тонкостей и нюансов, лишь познав и изучив на собственном опыте которые, у вас появляется небольшой шанс продержаться в числе лидеров. А что же нужно, чтобы спокойно и уверенно выиграть тендер?
В первую очередь, для этого необходима надежная профессиональная поддержка. Один из вариантов – завести в своей команде отдельное подразделение, состоящее из высококвалифицированных практикующих юристов, специалистов по тендерам и закупкам, маркетологов, аналитиков, кредитных специалистов и многих других.
Но и в этом случае будут наблюдаться шероховатости в работе, пока все эти люди станут мыслить и работать как одна команда. Не говоря уж о том, насколько космической окажется сумма бюджета, затраченного на образование нового структурного подразделения организации.
И все это будет для того, чтобы выиграть крупный контракт и обеспечить предприятие работой на несколько лет, тогда как новоиспеченный отдел останется не у дел.
Вам этот вариант не кажется выгодным? В таком случае, специалисты ГК BiCo готовы предложить то же самое, но на несколько порядков дешевле, и в аренду! Прямо сейчас вы можете заказать у нас такие услуги как:
- поиск наиболее подходящего тендера, который позволит выгодно выступить участнику на фоне конкурентов;
- комплексное сопровождение участия в конкурсе или аукционе;
- помощь при оформлении альтернативной формы обеспечения заявки и исполнения контракта;
- юридическая поддержка по всем направлениям.
Отправьте заявку на услугу, и, возможно, уже завтра вы подпишете новый и дорогой контракт с крупным заказчиком!
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Способы осуществления закупок по 44 ФЗ
Официальная терминология Федерального Закона заменяет понятие «типы закупок» на «способы определения поставщика». Вместе с тем его процессуальный смысл остается тем же, за исключением расширения перечня нормативно разрешенных процедур.
Способы осуществления закупок
На сегодняшний день среди них:
- конкурсы (закрытые, открытые, с ограниченным участием, двухэтапные);
- аукционы (закрытые и открытые);
- запросы ценовых котировок и предложений.
В своих положениях закон о контрактной системе подробно рассматривает каждую из процедур.
Открытый конкурс как основной способ закупки по 44-ФЗ
Организатор открытого конкурса обязан своевременно разместить извещение о нем в ЕИС, либо на сайте госзакупок — до 2016 года — и начать принимать конкурсные заявки от всех желающих участников, которые удовлетворяют условиям тендерной документации.
При этом по законодательной норме заказчики имеют право вносить изменения в конкурсную документацию во время проведения тендера, но не позже, чем за 5 дней до его окончания. Изменению не подлежат только предмет конкурса и размер обеспечения.
Заявки на открытый конкурс, поступающие от участников, рассматриваются в течение 20 дней. Единственным исключением являются закупки в сфере искусства, культуры и науки — для них срок увеличен на 10 дней.
После рассмотрения и оценки конкурсных заявок комиссией формируется протокол со всей информацией по тендеру и его итогам. После этого с победителем заключается контракт в срок от 10 до 20 дней.
Если на конкурс подана всего одна заявка, которая удовлетворяет всем требованиям, то закупка совершается у ее инициатора. А в ситуации, когда не поступило ни одной заявки, процедуру проводят заново. Но любое свое решение госзаказчик может принять только после их согласования соответствующими органами.
В некоторых случаях проводится конкурс с ограниченным участием. Это происходит тогда, когда речь идет о:
- музейных работах;
- объектах культурного и национального наследия;
- необходимости оформления доступа в архивы.
После вступления ФЗ-44 в свою силу появилась новая форма конкурса — двухэтапный конкурс. Он проводится в два этапа, на первом из которых подаются технические заявки, а на втором — коммерческие. Такой вид тендера очень широко применяется:
- в строительстве, проектировании, архитектуре;
- при осуществлении научных изысканий;
- в электроэнергетике;
- при закупках, связанных с искусством и литературой.
Электронный аукцион
ФЗ-44 предписывает проводить все государственные аукционы исключительно в электронной форме. При этом аукцион признается несостоявшимся в случае, если:
- не подано ни одной заявки от участников;
- подана только одна заявка, и она признана не соответствующей условиям;
- участники не выдвинули ни одного предложения с обозначением цены за первые 10 минут проведения аукциона;
- комиссия вынесла решение о том, что все ценовые предложения не соответствуют требованиям, либо соответствует только одна;
- участник, выигравший в аукционе, отказался подписывать госконтракт.
Запросы предложений и котировок
Эти два способа определения поставщика достаточно схожи между собой. Различие заключается в том, что при запросе котировок участники выставляют свои ценовые предложения, а победителем становится заявитель самой низкой цены.
В то время как при запросе предложений заявка предполагает всестороннее рассмотрение предмета контракта и обстоятельств его исполнения.
А побеждает в последнем случае тот участник, которые выставил наиболее выгодный для заказчика вариант, включая как цену, так и сроки и другие обстоятельства.
Закупка у единственного поставщика
Закупать продукцию и услуги у единственного поставщика ФЗ-44 разрешает только в нескольких случаях:
- если стоимость контракта менее 100 000 рублей — при этом в год количество таких закупок не должно превышать 5% и 50 млн. рублей в год;
- работы выполняются в пользу органов исполнительной власти;
- закупку осуществляют организации, относящиеся к сфере культуры или образования — в таком случае цена договора не должна быть выше 400 тысяч рублей, в год количество подобных торгов не должно превышать 50% от всех тендеров и 20 млн. рублей;
- закупка проводится с целью получения обязательных адвокатских услуг по ГК РФ.
Решив провести закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать ее необходимость документально и предоставить документацию в соответствующие инстанции.
Закрытые способы закупок по 44-ФЗ
При закрытых формах закупок информация о сроках, стоимости и содержании госконтракта сообщается ограниченному количеству участников — тем, которые в состоянии исполнить его. По ФЗ-44 к таким формам относятся:
- закрытые аукционы;
- закрытые конкурсы;
- закрытые конкурсы с ограничением;
- закрытые двухэтапные конкурсы.
Для получения разрешения на их проведение необходимо одно из следующих оснований:
- закупки связаны с государственной тайной;
- тендер относится к таким сферам, как страхование, а также транспортировка и хранение драгметаллов, камней и иных государственных ценностей;
- производится закупка водительских и клининговых услуг для судебных чиновников.
По какому бы способу осуществления закупок ни проводился тендер, вы легко его выиграете, заручившись поддержкой наших профессионалов! Сжатые сроки оформления документов, современные финансово-кредитные инструменты, юридическая поддержка, консультации лучших экспертов — это лишь часть ваших преимуществ, которые вы приобретаете от сотрудничества с нами!
Как участвовать в тендерах?
С точки зрения экспертов российского рынка, участие в тендерах в наши дни — это очень перспективное и выгодное мероприятие для современных компаний, в том числе принадлежащих к малому и среднему бизнесу. Победа в торгах дает участнику не только…
Обеспечение заявки в электронном аукционе
В процессе тендерных торгов их участникам приходится удовлетворять немало требований заказчиков. Одно из них, закрепленное в законодательном порядке — предоставление обеспечения заявки в электронном аукционе. О том, что это такое, каким образом…
Закупки у единственного поставщика
Закон о контрактной системе в нашей стране предполагает целый ряд основных принципов, в число которых входит принцип конкуренции. Это означает, что конкурсные торги прежде всего направлены на снижение стоимости поставок или оказания услуг. Между…
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
- закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
- даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
- регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
- устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
- определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
- Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
- Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
- Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
- контрактной системы;
- процедуры определения поставщика;
- закупки товаров, работ и услуг;
- участника закупки;
- государственного и муниципального заказчика;
- государственного и муниципального контракта;
- органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
- эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
- совокупного годового объёма закупок;
- электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
- Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
- Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
- Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
- Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
- Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
- Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
- Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
- Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
- Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
- Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.
Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.
Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.
Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.
Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.
Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.
Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи